• Поиск:

издатель: ЮпокомИнфоМед

Вадим Александрович Бандарин

Вадим Александрович Бандарин (22.04(05.05) 1909— 23.09.1985), химик, заслуженный работник высшей школы БССР, кандидат химических наук, доцент. Родился в Гродно в семье учителя. Окончил Белорусский педагогический техникум (1926), естественное отделение педагогического факультета БГУ (1930). Младший научный сотрудник отдела биологической химии, заместитель заведующего отделом Всесоюзного НИИ свиноводства в Минске (1930—1934), одновременно ассистент кафедры общей химии Белорусского (Минского) медицинского института (1931—1941). В отдельные годы данного периода одновременно работал преподавателем химии в Институте народного хозяйства, Институте физической культуры, на химическом и биологическом факультетах БГУ. Во время Великой Отечественной войны — химик санитарно-эпидемиологического отряда армии Юго-Западного, Воронежского фронтов (1941—1943). Заведующий кафедрой общей химии Белорусского (Ярославль), Минского медицинского института (1943—1976), одновременно доцент кафедры физической и коллоидной химии БГУ (1953—1976). Кандидат химических наук (1953), доцент (1953). Доцент кафедры общей химии Минского медицинского института (1976—1985).

Ученик профессора Г.В. Дервиза и академика Н.Ф. Ермоленко. В начале своей научной деятельности работал над вопросами коллоидной химии. Изучал коллоидные реакции и возможность их использования для лабораторно-диагностических целей («К теории коллоидной защиты и сенсибилизации», 1948; «Реакция пенообразования в экссудатах плевры», с соавт., 1953; «О физико-химической характеристике кожи по смачиванию», с соавт., 1953; «Коллоидно-химические изменения крови у больных кожным туберкулезом при лечении витамином D2», с соавт., 1954; «Исследование кровяной сыворотки методом смачивания», 1956). Выполнил кандидатскую диссертацию «О коллоидной защите и сенсибилизации» (1953). В 60-х годах возглавлял проведение биофизико-химических и биохимических исследований, тесно связанных с актуальными задачами медицины и биологии. Изучал биоколлоиды, биологически активные вещества и их участие в регуляции функций организма, работал над проблемой молекулярных механизмов регуляции гомеостаза. Руководил разработкой и выступил инициатором применения в медицине новых биофизико-химических методов исследования. Возглавлял работы по созданию приборов для изучения системы свертывания крови, высоковольтного электрофореза, флуоресцентного анализа, микроопределений газов крови (получены авторские свидетельства на изобретения). Большое внимание уделял применению теории информации в медико-биологических исследованиях («Некоторые аспекты применения теории информации в медико-биологических исследованиях», 1968). Инициатор издания и соавтор республиканской межведомственной коллективной монографии «Теория информации в медицине» (1974). Внес значительный вклад в подготовку научных кадров. В 30-е годы вел специальный аспирантский семинар. Принимал активное участие в восстановлении Минского медицинского института в послевоенный период; руководил созданием кафедры общей химии в Гродненском медицинском институте. Особый вклад внес в привлечение к научной деятельности талантливых студентов МГМИ. Более 20 лет руководил студенческим научным обществом института, являлся бессменным руководителем организованного при кафедре научного студенческого кружка, 17 членов которого впоследствии стали профессорами, докторами медицинских наук, возглавили институты, кафедры, научные лаборатории. Опубликовал более 100 научных работ, автор ряда изобретений и рационализаторских предложений. Осуществлял научное руководство выполнением 4 докторских и 51 кандидатской диссертаций.

Член президиума Белорусского биохимического общества, заместитель председателя Ученого медицинского совета Минздрава БССР.

Награжден орденом, медалями, в том числе двумя боевыми; Почетными грамотами Верховного Совета БССР (1949, 1969); грамотами Министерства высшего и среднего специального образования, Министерства здравоохранения БССР. Отмечен значком «Отличник здравоохранения» (1951). Заслуженный работник высшей школы БССР (1976).

Н.Ф. Змачинская, М.В. Мальковец, А.Н. Пересада. Заведующие кафедрами и профессора Минского медицинского  института (1921—1996): Биограф. справочник. — Мн., 1999.

 

Штрихи к портрету 

Постепенно уходит из жизни старшее поколение питомцев Минского медицинского института, и хочется успеть поделиться воспоминаниями, которые сохранились у меня — выпускника одного из первых послевоенных лет. Самые яркие и светлые воспоминания, безусловно, связаны с Вадимом Александровичем Бандариным.

Вадим Александрович многие годы жил в помещении мединститута. Вернее будет сказать, что он жил мединститутом.

Первый послевоенный набор студентов познакомился с Бандариным на первой же лекции, которая до сих пор жива в памяти. Он читал курс химии, но его лекции были незабываемыми уроками интеллигентности, аура которой сохранилась и у многочисленных поколений его кружковцев. Созданный В.А. Бандариным студенческий кружок был известен далеко за пределами Беларуси. Он набирал кружковцев только после сессии, ибо иногда студенты записывались в кружки для того, чтобы облегчить себе сдачу экзаменов.

Не могу забыть один необычный экзамен у Бандарина, а точнее, настоящую творческую дискуссию. После нескольких обязательных вопросов Вадим Александрович спросил, какой раздел химии мне наиболее интересен и почему. Я, помню, рассказал ему про кольца Лизеганга (периодическая реакция Жаботинского тогда еще не была известна) и высказал свои соображения, где в медицине можно применить этот феномен. Трудно сказать, сколько времени длился наш экзаменационный диалог, но ясно было, что дорога в кружок для меня открыта. Жаль, что не все сессии в мединституте были такими же интересными.

Мифический царь Мидас превращал в золото все, к чему он прикасался. Подобно ему Вадим Александрович на своих лекциях делал яркими и интересными все темы из, казалось бы, сухого курса химии. Когда я уже сам стал преподавателем, Вадим Александрович говорил мне, что он всегда идет читать лекцию немного недоподготовленным, в противном случае она лишается импровизации, творчества и выразительности. Разумеется, этот рецепт годится только для таких выдающихся личностей. На своих лекциях В.А. Бандарин блистал не только эрудицией, но и неповторимым, присущим только ему артистизмом.

Когда мне пришлось читать свою последнюю лекцию студентам мединститута, я, вспоминая В.А. Бандарина, назвал обязательные качества, которыми должен обладать лектор: три «Э» — эрудиция, эмоциональность, эстетика. Именно благодаря им можно увлечь студенческую аудиторию и завоевать ее внимание.

На своем жизненном пути я общался со многими профессорами и доцентами медицины. Но Вадим Александрович был Доцентом и Учителем!

Вадим Александрович отличался поистине патологической скромностью, ибо умалчивал о том, как во время войны он разработал способ обеззараживания токсических веществ.

Как известно, большое видится на расстоянии. И полвека спустя не имеет себе равных школа В.А. Бандарина, который воспитал 19 докторов наук, академиков, лауреатов Государственных премий, профессоров, многих кандидатов.

В.А. Бандарин был романтиком науки и настоящим энциклопедистом. Он с увлечением говорил о Ромене Роллане, Рамакришне, философах прошлого, наизусть декламировал Блока, Бальмонта, Брюсова и других поэтов серебряного века. Теперь мне кажется, что эпоха Бандарина — это своеобразный серебряный век в истории Минского медицинского института.

Кружковцы В.А. Бандарина никогда не теряли с ним связи. К нему приходили домой, советовались (даже об устройстве семейной жизни), делились проблемами. Можно сказать, что он был духовным отцом для своих студентов.

Проходят десятилетия, но Вадим Александрович Бандарин жив в памяти как рыцарь преподавания и воспитания многих поколений студентов-медиков Беларуси.

Г.И. Сидоренко, академик НАН РБ 

Медицинские новости. — 2004. — №8. — С. 101-102.

Разработка сайта: Softconveyer