• Поиск:

издатель: ЮпокомИнфоМед

Зарубежный дайджест

Психиатрия. Психология

  • Методы психодиагностики и профессиональной ориентации

В существенной мере способности человека наследуются им от родителей и более отдаленных родственников, в меньшей степени (примерно пятая часть) воспитываются. По данным Национальной лаборатории характера США, 20% всех воспитанных черт принадлежат матери, 28% — отцу, 6% — братьям и сестрам, 4% — другим членам семьи, 6% — друзьям, 3% — школе и церкви, 3% — другим взрослым.

В основном процесс интенсивного воспитания идет до 10-летнего возраста, когда закрепляются конституционные (унаследованные) и часть воспитанных способностей, и лишь небольшая часть интеллектуальных и поведенческих особенностей приобретается и изменяется в течение жизни. Характерно, что к трем годам склонность к совершению правонарушений за счет наследованных и частично воспитанных способностей уже успевает сформироваться. Поэтому начинать профориентацию следует с раннего возраста и затем корректировать ее.

Имеется три класса сложности методов психодиагностики профессиональной ориентации. Панельные тесты — самые простые, они говорят немного, но сразу. Кабинетные тесты сложнее, они требуют времени для обработки полученных результатов. Лабораторные тесты — самые сложные, они рассчитаны на длительную процедуру обработки и вспомогательные технические средства, поэтому их стараются компьютеризировать в первую очередь.

Тесты характера принято разделять на три группы. Операционные: тестируемый выполняет работу, быстрота и качество которой говорят о его характере. Рефлексивные: предлагается психологический раздражитель и фиксируется реакция на него; сюда относятся тесты цветов, форм, абстрактных картин, рисунков, картинок с противоречивым сюжетом, портретов, незаконченных фраз и др. Анкетные: предлагаются вопросы и варианты ответов; вопросы касаются мнений и фактов (экспертные тесты).

Считается, что первый тест характера был разработан французским детским психиатром А. Бине в начале ХХ в. Несмотря на общую неподготовленность к использованию точных методов в этой области, в 10-х годах тесты получили довольно широкое распространение в клинической, а в 20-х — и в профориентационной практике.

В России в 20-е годы тесты использовались в педагогической практике, но в 30-е годы на них был наложен запрет, профессия психолога перестала быть массовой, и вплоть до 70-х годов психологи не только не пользовались тестами, но и многие считали их вредными.

В 70-е годы тестовые методы стали постепенно проникать в университетскую практику: сначала появились краткие сообщения о них на факультативных курсах, затем состоялось теоретическое знакомство с наиболее известными методами и освоение самых простых из них.

 

Метод MMPI — ВОЛ

Метод MMPI (Миннесотский многопрофильный личностный опросник) был разработан в 1941 г. американскими психологами С. Хатэвэй и И. МакКинли для нужд психодиагностики. На основе 566 альтернативных («да» — «нет») ответов на вопросы анкеты построено 13 оценочных шкал: шкала коррекции (для сведения всех шкал в одну систему оценок), детекторы лжи и общей невалидности (главным образом за счет невнимательности), шкалы психических показателей ипохондрии, депрессии, истерии, психопатии, паранойи, психастении, шизофрении, мании, а также половой конституции и интроверсии. Полученная по этим данным кривая психической структуры выявляет акцентуированность в направлении тех или иных заболеваний.

Психиатры первоначально отвергли предложенный метод из-за принципиального неверия в значимость количественных оценок в их области. Но практика применения метода показала, что MMPI диагностирует психические заболевания проще, хотя и не лучше, чем консилиумы психиатров, к тому же безошибочно определяет характер акцентуированности, степень ее развития и реальную угрозу заболевания.

Этот метод получил мировое признание, но продолжает оставаться прерогативой медицинских психологов.

В 50-е годы методу MMPI нашли и другое применение: энтузиасты-психологи начали разрабатывать свои собственные шкалы по разным составляющим характера, выходящим за пределы психики. Это увлечение стало настолько массовым, что в 80-х годах в США был издан сборник, насчитывающий более 200 шкал.

Материалы сборника послужили основанием для разработки в 1971 г. в России профориентационной методики ВОЛ (Всестороннее Обследование Личности). Г.Г. Воробьевым были проверены все опубликованные шкалы, выбраны 70 и дополнены 30 вновь разработанными. Логическая раскладка всех 100 определяемых способностей легла в основу базового варианта структуры характера. Первая версия ВОЛ была опубликована в 1975 г.

Развитие способностей оценивается относительным числом (в %), которое затем переводится в баллы по медианным формулам, представляющим российские нормы. Два первоначальных детектора невалидности были дополнены четырьмя другими (медицинская симуляция, общественная диссимуляция, комплекс Панурга, тенденция возражать).

Профориентация проводилась по 10 отраслевым направлениям: административное руководство, промышленное производство, конторская работа, обслуживание, образование, экспедиции, наука, искусство, спорт, военная служба. При этом давались общие рекомендации по условиям труда.

Вторая компьютеризированная версия вышла в 1983 г. Список определяемых способностей был обновлен. В набор клинических показателей MMPI вошли психический возраст и психическая неустойчивость. Были также обновлены нормы ВОЛ. Число направлений профориентации возросло до 15. В 1989 г. состоялось дистанционное показательное тестирование по ВОЛ-83, организованное Американским обществом по кибернетике.

Третья, также компьютеризированная, версия ВОЛ с новыми нормами относится к 1992 г. В комплект методики входят:

·        анкеты для мужчин, женщин, мальчиков и девочек (с 13 лет);

·        матрица для переноса в память компьютера заполненных анкет;

·        архив результатов тестирования;

·        сводная таблица измерений и оценок;

·        список способностей с объяснениями их значений и оценками в баллах, по которым может быть составлен литературный психологический портрет;

·        паспорт надежности по шести детекторам (забракованные результаты не выдаются);

·        блок психолога для контроля ответов на вопросы, работы с медианными формулами и установления корреляционных связей;

 ·        профориентация с ранжировкой по степени пригодности на 20 отраслевых направлений и 50 функций (литератор, наблюдатель, обозреватель, собиратель, изыскатель, исследователь, разработчик, монтажник, ремонтник, водитель, руководитель, смотритель, хранитель и др.);

·        психологический паспорт (ранговое распределение способностей по степени развития);

·        библиотека профессиограмм профессий и должностей;

·        определитель соответствия (ранговое распределение профессиограмм профессий и должностей по степени соответствия).

Основное время тестирования занимают ответы на вопросы (примерно два часа), составление литературного портрета и устное консультирование по поводу полученных количественных данных. Повторять тестирование разрешается не чаще раза в год. Такие ежегодные проверки позволяют проследить изменение характера с возрастом.

Интеллектуально-структурный тест (ИСТ-70)

Разработанный немецким психологом Р. Амтауэром в 1953 г. и усовершенствованный в 1970 г. ИСТ-70 является самым большим из операционных тестов характера и практически единственным собственно профориентационным методом.

Определяются девять интеллектуальных способностей (конкретное, логическое, аналитическое и синтетическое мышление, экстраполяция, вычисление, запоминание, ориентация в двух- и трехмерном пространстве). Для определения каждой способности тестируемый получает 20 задач, расположенных в порядке нарастания трудности. По количеству правильно решенных задач строится персонограмма, которая сравнивается с социограммами 50 профессий и профессиональных групп.

Тестируемый предварительно знакомится с принципом решения задач по каждой группе и делает пробные решения, после чего выполняет задание в фиксированное время. Чистое время тестирования — 1,5 часа. Метод располагает двумя идентичными задачниками на случай непредвиденных обстоятельств. При расчете делается поправка на возраст (от 13 до 60 лет). Кроме профориентации измеряется коэффициент интеллектуальности (IQ) и дается оценка уровня академической подготовленности относительно разных уровней образования (с поправкой на возраст).

В российской практике имеется несколько компьютерных вариантов метода, два из которых разработаны под руководством Г.Г. Воробьева и модифицированы в части автоматической ранжировки профессий по степени соответствия.

Тщательная проверка метода показала его статистическую безупречность.

Тесты Люшера

В основе рефлексивных цветовых тестов Люшера, значение которых долго не признавалось либо отрицалось психологами, лежат законы колористики Гёте. Суть последних заключается в том, что цвет влияет на человека психологически и психофизиологически, но люди реагируют на него по-разному, раскрывая тем самым свой характер. Цветом можно корректировать характер и даже лечить. На этой психологической основе строится язык цветов. Проводимые исследования привели к созданию отдельной дисциплины — психосемиотики цвета.

Выгодной особенностью всех цветовых тестов является возможность тестироваться, начиная с пятилетнего возраста, когда у ребенка заканчивается формирование нормального цветовосприятия; повторять тестирование можно с интервалом в один день для детей и один месяц для взрослых. Другая, ограничительная, особенность цветовых тестов: все они основаны на тщательно подобранных оттенках, являющихся авторской собственностью и не поддающихся воспроизведению. Попытки нарушить это условие приводят к искажению тестовых выводов.

Швейцарскому психологу М. Люшеру принадлежат несколько цветовых тестов: самый популярный и значимый восьмицветный, переведенный на многие языки; 64-цветный (на основе оттенков 8-цветного); «Серый Люшер» (пятичленная ахроматическая гамма от черного до белого); 4-цветный как приложение к 8-цветному (самые значимые — темно-синий, сине-зеленый, оранжево-красный и желтый).

Принцип тестирования заключается в расстановке цветовых карточек по степени предпочтения. После этого по алгоритму комбинационной выборки выдаются тексты характеристик, соединение которых по всем выборкам дает вполне литературно изложенный, но требующий небольшой редакционной обработки психологический портрет.

На основе восьмицветного теста в России создано (без ведома автора) несколько компьютерных программ, общей порочной особенностью которых является замена цветовых карточек на подобранные световые цвета на экране монитора. Дело в том, что, как бы тщательно ни подбирались оттенки цветного света, они легко сбиваются. Но главное: психология цвета и света — разные вещи, отсюда совершенно неверные результаты тестирования.

Компьютерный вариант 1995 г. Г.Г. Воробьева избежал этого порока благодаря тому, что предлагает стандартные цветовые карточки. Другая его особенность: перевод авторского текста был сделан без изменения смысла в соответствии со стандартной структурой характера. Отсюда стало возможным получать на компьютере литературный текст, сопоставлять и объединять данные, полученные этим методом и методикой ВОЛ-92.

Точно так же, как MMPI вышел за рамки психиатрии, метод Люшера благодаря его популярности пересек границы психологии и вышел на простор социологии. Многочисленные последователи Люшера выявили интересные особенности регионального, национального, религиозного характера. Это позволило Г.Г. Воробьеву в 1993 г. создать на основе архива отечественных данных тестирования компьютерную профориентационную методику: 55 профессий и 85 должностей ранжируются по степени пригодности на основе сводных социограмм.

Что касается самого Люшера, то в своих последних исследованиях он убедительно показал связь между цветопредпочтением, характером и патологией личности, ее внешностью, включая одежду и украшения, поведением и склонностями в оформлении жилища, хобби и даже выбором домашних животных и автомобиля.

Тесты Фрилинга

Г. Фрилинг — немецкий психолог, директор Института психологии цвета, автор многих книг и нескольких цветовых тестов, использующих стандартный набор 23 «фрилинговских» цветов. Тестирование основано на выборе предпочтительных комбинаций цветов по два, по четыре и разных сочетаний на основе анкетного опроса. Последний тест, кроме данных о характере, дает профориентацию: антрепренер, архитектор, ассистент-техник, воспитатель, врач, директор, дипломат, журналист, изобретатель, конструктор, медицинская сестра, модистка, предприниматель, продавец, психиатр, психолог, рекламист, секретарь, служащий, работник службы социального обеспечения, инженер-строитель, торговый работник, специалист по точным наукам, сиделка, учитель, художник, чиновник.

Метод «Словесный портрет»

Экспертный метод разработан военным врачом В. И. Куликовым. Включает четыре методики: оценка развития более 200 способностей на основе морфологических признаков тела (в основном лица), половая конституция, совместимость (брачная, дружеская, рабочая), профориентация.

Проверка и апробация метода производились в Национальной координационной группе России по изучению характера, где на его основе разработаны две компьютерные версии (1992 и 1994 гг.), из которых вторая была модифицирована для повышения точности оценки развития способностей. Созданы предпосылки для получения общего психологического портрета тестируемого на основе ВОЛ, метода Люшера и «Словесного портрета».

Г.Г. Воробьев // Научно-техническая информация. Сер. 1. — 1996. — № 10. — С. 6—14.

Другие статьи этого раздела » Вернуться в тематические разделы »

Разработка сайта: Softconveyer