В клинической практике под малыми дозами понимают дозы ионизирующей радиации, не приводящие к развитию клинически очерченных нестохастических эффектов (до 0,5—1 Гр). В радиационной гигиене к ним следует относить значения, которые ниже или равны дозовым пределам, установленным международными организациями (МКРЗ, НКДАР при ООН, МАГАТЭ). Малые дозы — это область статистической и социально-психологической неопределенности.
На сегодняшний день наиболее объективные данные о состоянии здоровья людей после радиационного воздействия получены при обследовании жертв атомных бомбардировок в Хиросиме и Нагасаки. Эти исследования свидетельствуют, что все дополнительные случаи смерти от лейкемии выявлены среди лиц, подвергшихся облучению в дозах 0,5 Гр и более. Зарегистрированы они через 7—12 лет после взрывов.
Специалисты в области радиобиологии и эпидемиологии считают, что использование при расчетах (по биологическим эффектам) все более и более малых доз прямо пропорционально увеличивает степень неопределенности результатов. Комитет по биологическим эффектам ионизирующей радиации (БЭИР) США не уверен относительно возникновения последствий, вызванных облучением в суммарной дозе, например, 1 рад. Он не располагает также данными о негативных последствиях для человека ежегодных доз на уровне 0,1 рад. Любые соматические исходы при указанных уровнях будут маскироваться эффектами, обусловленными факторами окружающей среды или любыми другими, индуцирующими сходные с ионизирующим излучением последствия для организма.
Более того, для оценки даже небольшой абсолютной дополнительной частоты рака требуется очень существенная выборка (численность ее приблизительно обратно пропорциональна квадрату дополнительной частоты). Так, для исследования дополнительного уровня риска при облучении в дозе 10 рад и выше популяция должна составить приблизительно.50 тыс. чел., в дозе 1 сГр — 5 млн, 0,1 сГр — 500 млн (10% всех жителей Земли), 0,01 сГр — 50 млрд и 0,001 рад — 5х1012 чел. Поэтому риск от этой дозы эпидемиологически никогда не будет доказан. Даже при более высоких дозах сроки наблюдения исчисляются 25—50 годами, что тоже осложняет оценку малых доз. В связи со сказанным НКРЗ США предлагает исключить из расчетов коллективной дозы тех людей, которые получают менее 1 мбэр/год.
Таким образом, на большей части Северного полушария выпадения радионуклидов после аварии на ЧАЭС не могут вызвать дополнительного риска.
Проблема малых доз — это прежде всего безопасность населения, проживающего на территориях с повышенным (по сравнению с фоном) уровнем радиационного воздействия (имеется в виду популяция лиц, профессионально не связанных с влиянием радиации). Однако преобладающая масса людей не понимает, что абсолютной безопасности не существует. С другой стороны, многие считают, что если данные условия не совсем безопасны, то они обязательно опасны.
Подчас чересчур широкое толкование беспороговой концепции возникновения рака привело к необоснованному страху общественности перед малыми дозами.
Рассматривая проблему малых доз, нельзя не сказать о таком феномене, как гормезис. Этот термин, предложенный Хикли в 1983 г., обозначает положительный эффект радиации.
В ряде исследований (к 1980 г. систематизировано свыше 1260 работ) было обращено внимание на то, что при дозах, несколько превышающих естественный фон, происходит стимуляция жизненно важных функций организма. Стимулирующее действие малых доз радиации может испытывать модуляции в зависимости от пострадиационных условий окружающей среды, поэтому данный эффект был обнаружен у иммигрантов-японцев — жертв Хиросимы и Нагасаки и не наблюдался у остальных жителей Японии.
Согласно результатам исследований, малые дозы могут стимулировать пролиферацию Т-лимфоцитов и продукцию антигенов, что, по мнению авторов, может найти применение при лечении заболеваний, связанных с дефицитом иммунной системы, например СПИДа.
На взгляд большинства радиобиологов, эффект малых доз облучения экспериментальным путем выявить невозможно.
Б. И. Давыдов, Е. Г. Жиляев, И. Б. Ушаков и др. // Воен.-мед. журн. — 1994.— N 4.— С.20-24.