С исторических позиций Homo sapiens — молодой вид, который насчитывает не более 10 000 поколений; основные географические расы сформировались около 1500 поколений назад.
Благодаря процессам миграции, нивелирующим различия, люди во всем мире сохранились как члены одного и того же вида. И это несмотря на дифференциацию, которая произошла, когда люди были широко рассеяны по планете и жили маленькими изолированными популяциями.
Если бы мы (и как индивиды, и как культуры) были менее мобильны и адаптивны, дробящий процесс местного естественного отбора и дрейф генов могли бы разделить наш вид на локальные части, которые все больше и больше отличались бы друг от друга и со временем стали бы даже образовывать разные виды.
Единственное, что можно определенно утверждать о будущем нашего вида, — это то, что его существование конечно. Из всех когда-либо живших видов 99,999% исчезло. Среднее время существования рода плотоядных — 10 миллионов лет, среднее время существования вида гораздо короче. Реально жизнь на Земле уже наполовину в прошлом: она началась, судя по ископаемым, около 3 миллиардов лет назад.
Необычайно трудно делать какие-либо надежные предсказания о нашем будущем, так как эволюция человека во многом зависит от состояния его культуры. Вероятнее всего, мы останемся единым видом, поскольку силы генетической связи, по-видимому, возрастают.
Естественный отбор в целом должен стать еще слабее, чем сейчас. Так, снижение в Европе уровня смертности от туберкулеза с 4000 человек на миллион в 1840 г. до 13 на миллион в настоящее время означает, что отбор по сопротивляемости к туберкулезу, в сущности, прекратился.
Страны Южного полушария вносят гораздо больше генов в вид как целое, чем северные индустриальные страны. В результате в человеческом виде увеличится частота тех генов, которые в настоящее время характеризуют жителей Африки, Южной Америки и Южной Азии. Вид станет менее разнообразным и более темнокожим.
Основоположники современной статистики — Ф. Гальтон, К. Пирсон и Р. А. Фишер — были убеждены, что интеллект вида снижается, поскольку представители низших классов, т. е. люди с более низким показателем интеллекта (IQ), имели больше детей. Однако последние исследования показали, что по имеющимся сейчас данным невозможно предсказать эволюционную тенденцию в изменении IQ. В целом никто из здравомыслящих ученых не решится угадывать биологическое будущее, учитывая удивительное разнообразие человеческих культур и почти мгновенные изменения в истории.
Левонтин Р. //Химия и жизнь.— 1995.— № 7.- С. 32-36.