Инсулинзависимый сахарный диабет (ИЗСД) — одна из наиболее тяжелых форм СД. Сравнительный анализ частоты ИЗСД на различных континентах выявил самые низкие ее значения в Азии, Океании (Австралии и Новой Зеландии), Южной и Северной Америке, а наиболее высокие — в Европе. По Африке имеется лишь несколько сообщений.
Самая высокая внутриконтинентальная вариабельность частоты ИЗСД в Европе: от наиболее высоких значений (35,5 на 100 тыс. населения) в Финляндии до наиболее низких (4,6 на 100 тыс.) в северной Греции. Частота ИЗСД в Северной Европе в целом значительно выше, чем где-либо в Европе, за исключением Сардинии (30,2 на 100 тыс). Наиболее низкие значения частоты ИЗСД в Исландии.
В Северной Америке уровень внутриконтинентальных вариаций частоты ИЗСД также подвержен колебаниям: от 0,6 на 100 тыс. в Мексике до 23,9 на 100 тыс. на острове Принца Эдуарда, причем частота ИЗСД в северных частях континента выше, чем в южных.
Временные колебания в частоте, подобные эпидемиям, были отмечены в некоторых странах. Так, в Северной Америке наиболее высокие показатели частоты ИЗСД наблюдались между 1981 и 1984 гг. В этот же период отмечено большинство пиков в Азии и Океании. В Европе показатели частоты ИЗСД достигали пиковых значений между 1983 и 1988 гг. с максимумом в 1985 и 1986 гг. Аналогичная ситуация наблюдалась и в Африке, где в 1988 г. зафиксировано существенное повышение частоты ИЗСД.
Различия в максимальной частоте ИЗСД на разных континентах по годам могут свидетельствовать о пандемии инфекционного заболевания, являющегося пусковым фактором в развитии ИЗСД.
Сезонные колебания частоты ИЗСД зарегистрированы в большинстве стран мира. Более низкие значения частоты отмечаются в теплое время года. Вместе с тем имеются и некоторые исключения. Так, установлено, что во Франции и в Восточной Сибири не было сезонных различий в частоте СД. На Вирджинских островах (США) пик частоты ИЗСД зафиксирован в июне.
Таким образом, различия в частоте ИЗСД между странами, континентами и соответственно между северным и южным полушариями весьма значительны. Ни в одной стране, находящейся ниже экватора, не было частоты ИЗСД выше 20,0 на 100 тыс., в то время как выше экватора диабет встречается гораздо чаще.
Можно полагать, что колебания частоты ИЗСД в мире отражают распределение этнических групп и соответственно значимость различий в генетической предрасположенности к ИЗСД между популяциями. Частота ИЗСД среди представителей европеоидной расы выше, чем монголоидной или негроидной.
Большие различия в частоте ИЗСД отмечены и между некоторыми европейскими популяциями, которые территориально проживают близко и генетически очень похожи, например, между финнами и эстонцами (частота ИЗСД в Финляндии в 3 раза выше, чем в Эстонии). Поскольку частота ИЗСД и в других скандинавских популяциях (в Швеции, Норвегии, Дании) выше, чем в Эстонии, выдвинуто предположение о том, что генетическая предрасположенность к ИЗСД имеет скандинавское, а не угро-финское происхождение.
С другой стороны, у популяций, проживающих в различных условиях, но имеющих общий генетический базис (например, популяции Британских островов, Австралии и Новой Зеландии), риск развития ИЗСД почти одинаков. Таким образом, можно полагать, что, хотя наличие генетической предрасположенности — важный фактор развития ИЗСД, одной ее все же недостаточно для возникновения заболевания.
ИЗСД является примером полигенного заболевания. 30—70% случаев ИЗСД объясняют ассоциацией с генами, локализованными в главном комплексе гистосовместимости на хромосоме 6.
Единого HLA-маркера, который бы ассоциировался с развитием ИЗСД в различных этнических группах, пока не обнаружено. Вместе с тем во многих популяциях выявлена ассоциация ИЗСД с гаплотипами, содержащими HLA-DR3 и HLA-DR4, DQB1*0302. Устойчивость к развитию ИЗСД связана с гаплотипами HLA-DR2. Сочетание гаплотипов DR3 и DR4, DQB*0302, как отмечено в ряде исследований, значительно чаще ассоциируется с наличием ИЗСД. Так, в популяции Великобритании, где частота ИЗСД составляет 16 случаев на 100 тыс. населения в год, присутствие DR3 вместе с DR4 обнаружено у 56% больных ИЗСД по сравнению с 6,4% в контроле. В то же время в Финляндии с самой высокой в мире частотой ИЗСД соответствующие значения составили 21,6% у больных ИЗСД и 4% в контроле.
Наиболее значимые из ныне известных маркеры предрасположенности к ИЗСД образуются вследствие полиморфизма генов DQA1 и DQB1 и наличия аргинина в позиции 52 в молекуле HLA-DQ-α и любой аминокислоты, кроме аспарагина, в позиции 57 (non-Asp-57) в молекуле HLA-DQ-β. Последний маркер в определенной степени объясняет географические различия в частоте ИЗСД. Так, предварительные данные, полученные в Китае — стране с низкой частотой ИЗСД, показали, что распространенность маркера HLA-DQ-β- non-Asp-57 среди китайцев очень мала. Сотрудники исследовательского центра в Питтсбурге при анализе результатов обследования 6 разных популяций отметили значительную вариабельность в частоте этого маркера: от 0,2% в Китае до 60% в Сардинии, что свидетельствует о выраженных различиях в степени риска развития ИСЗД.
Таким образом, ИЗСД развивается вследствие взаимодействия генетических факторов и факторов внешней среды. Имеются непрямые эпидемиологические доказательства того, что вирусы Коксаки, паротита, краснухи и цитомегаловирус могут являться причинными факторами ИЗСД. Воздействие высоких доз токсинов также может привести к развитию ИЗСД.
Пробл. эндокринологии. — 1998. — № 2. — С. 47—51.