Под маркетингом негосударственной стоматологической организации (НСО) понимается деятельность, направленная на создание и поддержание благоприятного имиджа, развитие и оптимизацию взаимодействия производителя и потребителя стоматологических услуг.
Концепция маркетинга — это достижение целей НСО на основе ориентации всей ее деятельности на удовлетворение потребности пациентов в различных видах профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных услуг.
Основные принципы маркетинга НСО:
1.Тщательный учет потребностей населения в стоматологической помощи, сервисном обеспечении, состояния и динамики спроса на стоматологические услуги, анализ рыночной конъюнктуры при принятии управленческих решений.
2.Создание условий для максимального удовлетворения потребностей пациентов в стоматологической помощи, обеспечения качества предоставляемых медицинских услуг, гарантий и защиты прав пациентов.
3.Информирование населения о деятельности стоматологической организации, продвижение на рынок, стимулирование потенциальных потребителей на получение стоматологической помощи именно в вашей организации.
Процесс планирования маркетинговой деятельности НСО начинается с определения исходных целей и стратегии НСО.
Основная стратегия НСО заключается в выяснении потребностей стоматологического рынка; в удовлетворении этих потребностей; в извлечении прибыли в ходе предпринимательской деятельности (за исключением некоммерческих организаций).
Маркетинговые цели в первую очередь должны быть разработаны относительно производителей стоматологических услуг и их потребителей. Цели в области ценообразования, доведения услуг до потенциальных потребителей, рекламы и др. появляются в результате проработки маркетинговых стратегий.
На основе детально проработанных выбранных стратегий формулируются плановые мероприятия.
На следующем этапе маркетинговой деятельности разрабатываются оперативные планы — маркетинговые программы реализации элементов комплекса маркетинга, устанавливаются сроки их выполнения.
На завершающем этапе планирования разрабатывается бюджет маркетинга.
Годовой план утверждает высшее руководство НСО. На его основе осуществляется координация в сфере финансовой деятельности, производства стоматологических услуг, обеспечения качества оказываемой медицинской помощи, динамики рыночной конъюнктуры, статуса конкурентов.
Маркетингом организации традиционно занимаются подразделения по связи с общественностью.
Целью проведения маркетинговых исследований позиций НСО в конкурентной борьбе и конкурентоспособности ее отдельных услуг является сбор и анализ информации для выбора конкурентных стратегий. Во-первых, необходимо установить привлекательность данной отрасли в долгосрочной перспективе, во-вторых — определить конкурентные позиции НСО и ее услуг по сравнению с другими фирмами, работающими в данной отрасли.
Ведущие конкурентные силы, определяющие позиции потребителей стоматологических услуг и НСО в конкурентной борьбе: появление новых конкурентов; конкуренция среди производителей в самой отрасли; сила позиций потенциальных потребителей стоматологических услуг.
Основные виды маркетинговых исследований позиций потенциальных потребителей и НСО в конкурентной борьбе:
1.Появление новых конкурентов: экономика масштабов; фиксированные затраты; затраты на новые основные фонды; доступ к потребителям; ответные действия контрагентов.
2.Функционирующие конкуренты: сведения об учредителях; месторасположение; финансовые возможности; оснащение оборудованием; укомплектование кадрами; перечень услуг; сервисное обеспечение; применяемые технологии; гарантии качества; график работы; ценовая политика; контингент пациентов.
3. Позиции потенциальных потребителей стоматологических услуг: уровень доходов и платежеспособность; осведомленность населения о заболеваниях полости рта и их последствиях; эстетические вкусы; занятость; пол, возраст и др.
Рассмотренные выше группы факторов определяют привлекательность НСО и целесообразность ведения бизнеса. Поскольку эти факторы влияют на цены, издержки, инвестиции, то они определяют уровень прибыльности организаций.
В самом широком смысле существуют два вида технологий маркетинга, которые можно использовать при расширении и/или создании базы пациентов в НСО: технология внутреннего и внешнего маркетинга.
Технологии внешнего маркетинга используются для привлечения новых пациентов в НСО, внутреннего — внутри НСО, чтобы постоянные и новые пациенты рекламировали данную НСО.
Таким образом, маркетинг в стоматологической службе представляет собой практическое воплощение замысла предпринимательской структуры, направленное на оптимизацию взаимодействия и изучение позиций контр-агентов, потребителей и производителей стоматологических услуг, включая планирование, ценообразование, продвижение и реализацию качественных и высокосервисных лечебно-диагностических услуг.
Бутова B.Г., Комаров Г.А., Лебеденко И.Ю. и др. // Рос. стоматол. журнал.— 2000.— № 1.— С. 51—52.