Современное здравоохранение невозможно без развития принципов здорового образа жизни и внедрения их в повседневную практику. Поэтому сейчас так актуально создание новой системы обеспечения населения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения для поддержания здорового образа жизни. Перспективна программа создания сети аптечных супермаркетов, где в одном месте будут представлены товары для диабетического, диетического и лечебного питания, пищевые добавки, ветеринарные препараты, средства санитарии и гигиены, декоративная и лечебная косметика, минеральные воды, товары для беременных и новорожденных, лекарства, отпускаемые по рецептам, ортопедическая обувь и средства ухода за больными.
Как показывает опыт функционирования аптечных супермаркетов в западных странах, они имеют ряд преимуществ перед обычными аптеками (более широкий ассортимент, быстрее и лучше обслуживание). В то же время сеть таких супермаркетов значительно меньше сети обычных аптек, что определенным образом сказывается на числе посетителей.
Обеспечение здорового образа жизни и профилактика заболеваний — одно из направлений качественной фармацевтической практики (GPP), согласно которой главная забота фармацевтического работника — благополучие пациентов, что предусматривает предоставление необходимой информации, советов и консультаций по широкому спектру вопросов, связанных со здоровьем и пропагандой здорового образа жизни. Суперфарма как раз представляет модель непосредственного общения пациента с фармацевтическим работником.
По мнению представителей сети супермаркетов "Перекресток" (Россия), торговые площади 300—400 м2 слишком велики для торговли фармпрепаратами и не будут окупать арендную плату помещений.
О рентабельности супермаркетов можно говорить только в случае, если, во-первых, они будут выполнять функции дежурных аптек и работать круглосуточно; во-вторых, если с помощью рекламы удастся убедить потенциальных посетителей в том, что в этих центрах можно найти любое лекарственное средство по более низкой цене.
Розничная торговля фармацевтикой в России практически полностью отождествляется с существующей аптечной сетью: более 80% лекарств продается через 16 тыс. российских аптек.
В США отдаленный аналог российских аптек — это так называемые drugstores. Через них продается только 65% всего объема рецептурных и около 45% безрецептурных препаратов. Оставшаяся часть лекарств реализуется через супермаркеты, продовольственные и другие магазины и даже по почте.
Торговый зал drugstore обычно разделен на три основных отдела: рецептурные препараты; дорогая косметика и парфюмерия; все остальное. В первых двух отделах торговля осуществляется через прилавок, в третьем используется система самообслуживания, что делает процесс торговли более эффективным и удобным для покупателей.
Средняя площадь магазина составляет 1000 м2, торговый оборот достигает 2,1 млн $ в год.
В разных странах существуют различные модели организации розничной торговли в фармацевтике. Например, в Европе организация аптечных сетей запрещена, там стимулируется развитие индивидуальных аптек. Во многих европейских странах для того, чтобы владеть аптекой, нужно быть профессиональным фармацевтом. Но кое-где законодательство в этой сфере пересматривается, например в Голландии, где с недавних пор стало возможным создавать аптечные сети. В таких странах, как США, Великобритания, Канада, разрешена организация сетей, и их роль в розничной торговле постоянно увеличивается.
Все аптечные супермаркеты объединяет принадлежность к сетям, принцип самообслуживания и богатый ассортимент, включая лекарства и медицинские препараты, косметику и парфюмерию, закуски и прочие мелкие потребительские товары.
Remedium.- 1998.— № 3.- С. 16-23.