В мае 1988 г. 41-я сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения приняла резолюцию, одобряющую этические критерии продвижения лекарственных средств на рынок и настоятельно призывающую государства учитывать указанные критерии при разработке мер, обеспечивающих такое продвижение лекарств на рынок, которое содействовало бы улучшению медико-санитарной помощи путем их рационального использования.
Этические критерии продвижения лекарственных средств на рынок призваны заложить основы правильного подхода к рекламированию медикаментов, т. е. на принципах честности и добросовестности. Таким образом, этические критерии должны обеспечить соответствие практики рекламирования лекарственных средств общепринятым этическим нормам.
Сфера применения критериев. Критерии отражают общие принципы этических норм, которые можно приспособить к национальным традициям и привести в соответствие с политическими, экономическими, культурными и социальными условиями, с положением в области образования, науки и техники, законодательства, с профилем заболевания, медицинскими традициями и уровнем развития здравоохранения. Критерии применимы к лекарствам, выдаваемым по рецепту и без рецепта врача. Они могут использоваться правительствами; фармацевтической промышленностью; информационно-рекламными учреждениями (рекламные агентства); работниками здравоохранения, связанными с назначением, отпуском, поставкой и распределением лекарственных средств; учебными заведениями; профессиональными ассоциациями; пациентами и потребителями; средствами специальной и общей информации (включая издателей и редакторов медицинских журналов и других связанных с медициной изданий).
Продвижение на рынок. В данном контексте термин "продвижение на рынок" относится ко всем видам информационно-рекламной деятельности, которая проводится фирмами-изготовителями и оптовыми фирмами, чтобы стимулировать назначение, поставку, закупку и использование лекарственных средств.
Активно продвигать на рынок можно только те лекарственные средства, которые официально разрешены к продаже в данной стране. Информационно-рекламная деятельность должна проходить в русле национальной политики в области здравоохранения и осуществляться в соответствии с национальным законодательством. Все информационно-рекламные материалы, в которых содержатся какие-либо сведения о медикаментах, должны быть надежными, точными, достоверными, содержательными, доказательными и со вкусом оформленными. В них не должны содержаться вводящие в заблуждение формулировки или непроверенные выводы. Нельзя опускать какую-либо часть информации, что может повлечь за собой неоправданное использование лекарства. Слово "безопасное" должно использоваться лишь по отношению к тому лекарственному средству, которое прошло надежную проверку. Сравнение препаратов должно проводиться на основе реальных фактов, быть беспристрастным и аргументированным. Информационно-рекламная деятельность не должна ставиться в зависимость от материальных выгод.
Нельзя использовать научную деятельность и санитарное просвещение в заведомо рекламных целях.
Формулировки и иллюстрации в рекламе следует подбирать в полном соответствии с утвержденными научными данными о медико-биологических свойствах лекарства.
Наряду с другими данными рекламные материалы должны содержать:
· название (названия) активного компонента (компонентов) с использованием международных непатентованных наименований (МНН) или общеупотребительного названия лекарственного средства;
· фирменное наименование;
· данные об активном компоненте (компонентах), включая дозу или порядок приема;
· сведения о других компонентах, о которых известно, что они могут вызвать неблагоприятные побочные явления;
· утвержденные терапевтические показания;
· дозировку или порядок приема;
· указания на побочные эффекты;
· меры предосторожности, противопоказания и предупреждения;
· возможное взаимодействие с другими лекарственными средствами;
· название и адрес изготовителя или предприятия оптовой торговли;
· ссылку на научную литературу о данном препарате.
Если рекламный материал не ставит целью продвижения лекарства на рынок, он должен содержать как минимум фирменное наименование, международное непатентованное или утвержденное общеупотребительное наименование, название каждого активного компонента, а также название и адрес фирмы-изготовителя или оптовой фирмы.
Реклама для широких слоев населения должна помогать в выборе лекарственных средств, которые продаются без рецепта врача. Хотя рекламные материалы должны учитывать законное желание людей иметь информацию, касающуюся их здоровья, они не должны злоупотреблять этим. Нельзя рекламировать препараты, выдаваемые по рецепту врача или применяемые против тяжелых заболеваний, лечить которые может лишь квалифицированный врач. Некоторые страны утвердили перечень таких болезней и состояний. В целях борьбы с наркоманией и лекарственной зависимостью не следует широко рекламировать наркотические и психотропные препараты. Хотя крайне важно, чтобы санитарное просвещение охватывало детей, реклама лекарств не должна предназначаться непосредственно для них.
Потребителям необходимо дать точную и правдивую информацию о цене.
Медицинские представители должны иметь медицинское образование и быть соответствующим образом подготовлены. Наниматели несут ответственность за профессиональную подготовку и повышение квалификации своих представителей. Лицам, назначающим лекарственные средства, и фармацевтам они должны дать полную и объективную информацию по каждому лекарственному препарату.
Наниматель должен нести ответственность за заявления и деятельность своих медицинских представителей. Медицинские представители не должны оказывать побуждающего воздействия на лиц, назначающих лекарства, и фармацевтов. Во избежание чрезмерной рекламы оплата труда медицинских представителей не должна быть непосредственно связана с объемом продажи лекарств.
Бесплатные отпускаемые по рецепту врача лекарственные средства могут быть предоставлены в небольших количествах, как правило, по просьбе назначающих их лиц.
В некоторых странах существует практика бесплатного распространения среди населения лекарств, отпускаемых без рецепта. Подобную практику трудно оправдать. Она должна быть максимально ограничена.
Клинические испытания утвержденных лекарственных средств имеют большое значение для их рационального использования потребителями.
Поскольку точная информация обеспечивает рациональное использование лекарств, упаковочный материал и этикетки должны содержать информацию, соответствующую этическим критериям, сформулированным в данной статье.
Информация для пациентов должна предоставляться в виде листовок-вкладышей и инструкций по применению. Помимо этого следует поощрять подготовку и распространение брошюр и других информационных материалов.
Образец медико-биологической информации о лекарственных средствах
1. МНН каждого действующего вещества.
2. Краткое описание фармакологического эффекта и механизма действия.
3. Клиническая информация:
а) показания (по возможности следует предоставить простые диагностические критерии);
б) дозировка и соответствующие фармакокинетические данные:
· средняя дозировка и диапазон доз для взрослых и детей
· интервалы между приемами
· средняя продолжительность лечения
· особые случаи, которые требуют либо увеличенной, либо уменьшенной дозировки;
в) противопоказания;
г) меры предосторожности и предупреждения (в случае беременности, лактации и т. д.);
д) побочные действия;
е) взаимодействие с другими лекарственными средствами (включить только в случае клинической значимости, а также назвать лекарственные препараты, используемые для самолечения);
ж) передозировка:
o краткое клиническое описание симптомов
o нелекарственное лечение и поддерживающая терапия
o специфические антидоты.
4. Фармацевтическая информация:
а) лекарственные формы;
б) дозировка лекарственной формы;
в) вспомогательные фармацевтические вещества;
г) условия хранения и срок годности;
д) размеры упаковок;
е) описание продукта и его упаковки;
ж) установленная законодательством категория (наркотическое или другое находящееся под контролем лекарственное средство, отпускаемое по рецепту или без рецепта);
з) наименование и адрес изготовителя (изготовителей) и импортера (импортеров).
Essential Drugs Monitor.— 1994.— N П.— P. 16—17.