Типичная американская аптека имеет общую площадь около 100 кв. м. Большую часть ее занимает зал для посетителей. Однако редко кто ходит сюда за безрецептурными препаратами — их можно приобрести в любом супермаркете. Доля безрецептурных продаж не превышает 10 %.
В небольшую аптеку ежедневно поступает 100 рецептов, а дневная выручка составляет около 3000 $.
Сердце аптеки — ее компьютерная система. Данные о каждом пациенте, пришедшем в аптеку с рецептом, вносятся в компьютер. В течение нескольких секунд при помощи модемной связи по номеру страховки, указанному в рецепте, устанавливается связь с той или иной страховой компанией и выясняется сумма, которая должна быть оплачена пациентом. При наличии страховки пациент оплачивает около 15 % стоимости лекарства. Однако если он принимает много препаратов (более 4 наименований ежемесячно), то часть из них оплачивается больным полностью. В компьютере о каждом пациенте-покупателе содержатся сведения: какие препараты он приобретал ранее и какие принимает в настоящее время, на основании чего делается заключение о предполагаемом взаимодействии со вновь выписанными лекарствами. Компьютер выдает инструкцию о выписанном средстве и печатает специальную этикетку с наименованием лекарства, данными о пациенте, враче и т. п.
Главной особенностью американской аптеки является отсутствие в ней запасов рецептурных лекарственных средств. Необходимые препараты вносятся в ежедневную заявку, по модемной связи направляются в фирму-дистрибьютор, которая выполняет ее на следующий день. Таким образом, пациент получает рецептурные лекарства днем позже.
Штат аптеки состоит из одного фармацевта и 2—3 технических работников. В обязанности фармацевта входит отвечать на все интересующие покупателя вопросы относительно прописанных средств и по возможности оценивать риск нежелательных взаимодействий принимаемых пациентом медикаментов. Ему приходится внимательно выслушивать и консультировать покупателей, в том числе по телефону, причем делать это не формально, а с выражением искреннего участия и озабоченности по поводу каждого обращения. Помимо этого, он работает с компьютером, фасует таблетки в индивидуальные контейнеры, составляет ежедневную заявку на медикаменты и т. д.
Оклад фармацевта составляет 4000 $ в месяц, технических работников — 2000 $. Если фармацевт является собственником аптеки, то сумму, равную окладу, он получает в качестве прибыли. Многие фармацевты для увеличения своих доходов оказывают дополнительные медицинские услуги: делают прививки против гриппа (20$ за прививку), биохимические анализы, дают консультации по диетическому питанию и пр.
Все городские аптеки частные. Они могут принадлежать независимым фармацевтам, торговым фирмам или частным клиникам. На 600000 человек приходится около 100 аптек. Аптечный бизнес не самый прибыльный, но относительно стабильный.
Внутрибольничная аптека — более мощное предприятие, чем городская. В аптеку ежедневно поступает препаратов на сумму 30—40 тыс. $. Возможности врачей в назначении лекарственных средств практически не ограничены. Стоимость лекарственного обеспечения одного больного составляет в среднем 500 $. Наиболее дорогой вид лечения — трансплантация костного мозга — требует лекарств на сумму 125—150 тыс. $. Пациент оплачивает 10—15% от полной стоимости лечения, остальное платит страховая компания. Если у пациента нет страховки, то государство может оплатить лечение, но предварительно для подтверждения неплатежеспособности больного производится ревизия его фактических доходов и всех накоплений.
Лекарства закупаются у фирм-дистрибьюторов, реже — у производителей. Закупочные цены контролируются специальным медицинским советом, который на основании договоров с фирмами-производителями устанавливает допустимый максимум закупочных оптовых цен у их дистрибьюторов.
Нередко у дистрибьюторов оптовые цены выше, чем максимально допустимые договорные. В таком случае дистрибьютор отпускает медикаменты по заниженной договорной цене, а производитель за счет своих средств компенсирует дистрибьютору убытки. Это является своеобразной платой за приоритетную поставку медикаментов в госпиталь. Часто лекарства закупаются на основании тендеров.
Наценка на лекарства составляет в среднем около 25%.
В настоящее время в США насчитывается 40 фирм-дистрибьюторов. Общий объем продаж лекарственных средств составляет 700 млрд $ в год (в России, по некоторым данным, общая потенциальная емкость фармацевтического рынка оценивается в 5 млрд $ в год).
В США используют лекарства, произведенные только в США, в редких случаях — произведенные в Канаде. Если европейская фирма, выпускающая оригинальные лекарственные средства, намерена продавать свою продукцию в Америке, она предварительно должна построить там свои производственные мощности. Далеко не все европейские фирмы смогли преодолеть этот барьер и выйти на американский рынок.
Отличительной особенностью американского фармацевтического рынка является внедрение и широкое использование принципиально новых лекарственных средств, о которых в России в лучшем случае имеются только упоминания в научных обзорах. Цены на новые оригинальные лекарственные средства очень высоки — нередко более 100 $ за стандартную упаковку.
В связи с внедрением новых и дорогих лекарственных средств в США чрезвычайно мощно развита реклама.
В центре внимания медицинских представителей — врачи. Приход медицинского представителя к врачу обязательно сопровождается передачей ему 20—30 пробных экземпляров рекламируемого лекарства, сувениров медицинского назначения и др. Каждый врач имеет свой небольшой склад дорогостоящих препаратов, которые действительно используются им для пробного лечения или передаются нуждающимся малообеспеченным пациентам.
Мед. газета. - 1998. - 17 апр. - С. 12.