XIX веке считалось, что тромбоз коронарных артерий возникает крайне редко и приводит к немедленной смерти. Долгое время врачи не видели связи между тромбозом коронарных артерий, некрозом миокарда и клиническим синдромом, сегодня обозначаемым как острый инфаркт миокарда (ОИМ). В 1901 г. L. Krehl впервые отметил, что смерть при коронарном тромбозе наступает не всегда. Кроме того, он обратил внимание на то, что ОИМ может осложняться формированием аневризмы желудочка и Рубцовыми изменениями в миокарде. Десятилетием позже В.П. Образцов и Н.Д. Стражеско, а затем J.B.Herrick описали клинические проявления ОИМ и отграничили это заболевание от стенокардии.
В 1912 г. J.B. Herrick сформулировал принцип, остававшийся аксиомой на протяжении последующих 50 лет: после ОИМ "очевидна потребность больного в абсолютном отдыхе и постельном режиме в течение нескольких дней". Он разработал критерии диагностики ОИМ с помощью электрокардиографии (ЭКГ), предложенной W. Einthoven в 1902 г.
В 1923 г. J.T. Wearn опубликовал работу, содержавшую первое описание достаточно большой группы больных с ОИМ (19 человек). В 1928 г. J. Parkinson и Е. Bedford обобщили результаты своего опыта лечения 100 больных с ОИМ. Они рекомендовали назначать морфин для снятия болевого синдрома, категорически возражали против использования нитратов из-за их гипотензивного действия.
В 1929 г. вышла в свет книга S. Levine, целиком посвященная ОИМ.
В 1950 г. T.R. Harrison рекомендовал назначение (при необходимости внутривенное) жидкостей для предотвращения дегидратации, а также ингаляции кислорода при наличии цианоза и хрипов в легких. Для профилактики и лечения спазма коронарных артерий предписывалось подкожное введение атропина и папаверина с последующим сублингвальным приемом нитроглицерина (глицерила тринитрата), а для предотвращения повторного инфаркта, пристеночного тромбоза и тромбоэмболии легочной артерии — использование антикоагулянтов.
Важнейшей вехой на пути развития системы помощи больным, перенесшим ОИМ, стала организация специализированных кардиореанимационных отделений (КРО), идея создания которых принадлежит D.G. Julian (1961 г.). Первое подобное отделение в США основан H.Day, он же стал автором самого термина "кардиореанимационное отделение". Благодаря организации КРО удалось добиться снижения уровня ранней смертности от аритмий с 30 до 15%.
В 1970 г. был создан баллонный катетер Свана—Ганца, позволяющий осуществлять мониторинг функционального состояния желудочков и точную коррекцию лечения на любом этапе.
Данные, полученные P.R. Maroko et al., показали, что проведение ранней реперфузионной терапии улучшает снабжение поврежденной зоны миокарда кислородом. С этой целью начали использовать β-адреноблокаторы, ранее назначавшиеся лишь для профилактики желудочковых аритмий. Еще в 50—60-х годах А.Р. Fletcher et al. и М. Verstraete стали использовать при лечении ОИМ тромболитические препараты.
В конце 70-х годов Е.И. Чазов и К. P. Rentrop при помощи коронарной артериографии показали, что введение стрептокиназы непосредственно в окклюзированную коронарную артерию способствует рассасыванию тромба, ограничивая тем самым зону инфаркта. Раннее внутривенное введение стрептокиназы также снижает смертность при ОИМ.
В первые часы после ОИМ происходит увеличение зоны повреждения, истончение некротизированных участков стенки и расширение полости желудочка, повышается риск развития сердечной недостаточности и смерти. Препятствует этому назначение ингибиторов ангиотензинпревращающего фермента (АПФ). В 1988 г. опубликованы результаты клинического испытания ISIS-2, в ходе которого было показано, что применение аспирина позволяет снизить смертность при ОИМ.
Большие надежды возлагаются на применение ингибиторов тромбоцитарных гликопротеиновых рецепторов ИЬ/Ша. Уже показано, что их назначение в комбинации с тромболитическими препаратами способствует предотвращению развития повторных инфарктов. В США и Западной Европе все шире применяется чрескожная транслюминальная коронарная ангиопластика, более эффективная, чем тромболитические препараты. Разработаны несложные методы, позволяющие оценивать степень риска развития осложнений и проводить соответствующее лечение.
С целью профилактики ОИМ предложено использовать ингибиторы АПФ и препараты, снижающие уровень холестерина и гомоцистеина в крови, а также антибиотики из группы макролидов (для лечения хламидийной инфекции) и ингибиторы гликопротеиновых рецепторов IIb/IIIа.
Междунар. журнал мед. практики. — 2000. — № 7. — С. 77— 78.