Внимание! Статья адресована врачам-специалистам
UsmanbekovaG.K.1, RizaevJ.A.2, UrazalievaI.R.3
1Tashkent State Dental Institute, Uzbekistan
2Samarkand State Medical Institute, Uzbekistan
3Tashkent Medical Academy, Uzbekistan
Features of postgraduate training of nurses working in dental institutions
Резюме. Медицинская сестра стоматологической службы в нынешних условиях должна грамотно владеть навыками использования новой современной аппаратуры, четко осознавать свою персональную ответственность за выполнение различных медицинских манипуляций. Изменение подходов к видам деятельности и функциям среднего медицинского персонала требуют совершенствования содержания, форм и видов непрерывного последипломного образования специалистов со средним медицинским образованием. В статье рассмотрены особенности последипломного обучения, отмечена необходимость непрерывного медицинского образования специалистов со средним медицинским образованием стоматологических учреждений, освещены результаты проведенного социологического опроса с участием 560 средних медицинских работников.
Ключевые слова: средний медицинский персонал, стоматологическая служба, непрерывное образование, повышение квалификации, последипломное образование.
Медицинскиеновости. – 2020. – №12. – С. 74–76.
Summary. A modern nurse of a dental service must be competent in the use of new modern equipment and clearly understand her personal responsibility for performing various medical manipulations. Changing approaches to the types of activities and functions of secondary medical personnel require improving the content, forms and types of continuing postgraduate education of specialists with secondary medical education. The article discusses the features of postgraduate education, the need for continuous medical education of specialists with secondary medical education in dental institutions, and highlights the results of a sociological survey conducted with the participation of 560 secondary medical workers.
Keywords: secondary medical personnel, dental service, continuing education, advanced training, postgraduate education.
Meditsinskie novosti. – 2020. – N12. – P. 74–76.
В ходе развития реформы к концу 90-х годов XX века окончательно сформировалась многоуровневая система додипломной подготовки медицинских сестер, предусматривающая базовый уровень, а также высшее образование. Прошли первые выпуски сестринских университетских программ. Появление на рынке трудовых ресурсов специалистов сестринского дела с различным уровнем додипломной подготовки диктует необходимость структурной реорганизации последипломного образования, которая должна в полной мере удовлетворять потребностям в профессиональном развитии выпускников всех уровней образовательных программ [1, 2, 4, 5].
В непрерывном образовании специалистов в равной степени заинтересованы две стороны: работодатель и работник. Первые – требуют постоянного повышения качества медицинских услуг для поддержания конкурентоспособности медицинского учреждения, что недостижимо силами неквалифицированного персонала. Вторые – стремятся быть востребованными на рынке трудовых ресурсов. В данном вопросе определяющими становятся не только качество додипломной подготовки, но и желание специалиста поддержать уровень знаний и умений на последипломном этапе, то есть непрерывное образование служит механизмом контроля качества подготовки медицинских работников, средством оценки их профессиональной компетентности [3, 5–7].
В настоящее время происходит развитие системы непрерывной профессиональной подготовки сестринского персонала [4, 5].
Цель исследования – разработка рекомендаций по повышению качества и эффективности образовательного процесса средних медицинских работников стоматологических учреждений на основе углубленного комплексного изучения процесса последипломного обучения.
Материалы и методы
Приведена характеристика методических приемов, с помощью которых изучены условия, объем и качество образовательного процесса последипломного обучения. Проведен анализ удовлетворенности средних медицинских работников процессом обучения на курсах последипломного обучения.
Процесс преподавания изучен многоступенчатым методом формирования случайной выборочной совокупности (кластерный и стратифицированный отбор). Объектами исследования являлись 560 медицинских сестер, 120 врачей-стоматологов и главных врачей стоматологических поликлиник. Полученные данные были внесены в разработанную анкету. Использованная комплексная методика позволила с достаточной степенью репрезентативности изучить образовательный процесс курсов последипломного обучения.
Методом опроса-интервью изучен уровень удовлетворенности обучающихся процессом преподавания на курсах повышения квалификации.
Результаты и обсуждение
Мы хотели обратить внимание на такую сторону развития человеческих ресурсов, как последипломное обучение средних медицинских работников стоматологических учреждений. В настоящем исследовании принимали участие 560 средних медицинских работников. Нами был проведен социологический опрос средних медицинских работников на тему: «Медицинские сестры о последипломном образовании». Большая часть респондентов (91%) повышает свои профессиональные знания в организованной форме каждый пять лет. Остальные медицинские работники (9%) являются молодыми специалистами. В ходе опроса уточняли возрастную категорию, стаж работы, какой ССУЗ и по какой специальности закончили, занимаемую должность опрашиваемых респондентов.
По результатам исследования установлено два пика, в которых активизируется потребность средних медицинских работников в дополнительном образовании. В сегменте 29 лет и не имеющие стажа, или до 10 лет, – потребность в образовании необходима для увеличения знаний и профессионального роста, затем происходит спад, а на рубеже 50 лет наблюдается стремительный рост потребности в образовании, что может объясняться желанием не уступить свое место молодым коллегам. Адекватным показателем является то, что средние медицинские работники работают по специализации в соответствии с полученным образованием.
Затем следуют специальные вопросы, способствующие выявлению того, насколько медицинские работники заинтересованы в систематическом повышении и расширении своих профессиональных знаний. На вопрос «Читаете ли Вы медицинские журналы?» нами получены следующие данные: 48% респондентов читают журнал «?амшира», 2% читают российский журнал «Сестринское дело», 13% читают другие медицинские журналы. Но 34% респондентов не читают медицинскую периодику, что является очевидно неудовлетворительным показателем, так как прохождение курсов повышения квалификации является только частью тех знаний, которые средние медицинские работники могут получить, 70% необходимой информации для постоянного совершенствования своих профессиональных знаний медицинские работники среднего звена могут достигать при постоянном поиске новейшей информации в медицинской литературе и при использовании информационных технологий в медицине.
На вопрос «Имеются ли у Вас знания иностранных языков?» ни один из респондентов не отметил какие-либо иностранные языки, но при этом 58% респондентов отвечали, что знают русский язык, но предлагаемые варианты ответов (английский и другие) опрашиваемые в анкете не указали. Незнание иностранных языков приводит к сужению ассортимента доступной медицинской литературы, то есть медицинские сестры не получают информацию о научных достижениях и исследованиях в области медицины вообще, в частности, не знают о результатах научных сестринских исследований.
Бурное развитие научно-технического прогресса привело нас сегодня к широкому использованию компьютеров в процессе жизнедеятельности, необходимо повышение компьютерной грамотности, умение использовать глобальную сеть интернета для получения потока информации в области медицины. Из полученных данных мы видим, что 87% респондентов не умеют пользоваться компьютером, 13% респондентов отметили, что они могут пользоваться компьютером в процессе работы, но при этом, когда мы просили указать, какие программы они используют, 10% респондентов ответили, что «могут работать с программой Microsoft Word». На вопрос «Пользуетесь ли Вы интернетом при поиске информации в профессио-нальных целях, какие электронные сайты используете?» 96% респондентов ответили, что не пользуются интернетом в названных целях.
Установлено, что 54% респондентов не принимали участия в каких-либо конференциях и семинарах, что также ограничивает развитие знаний опрошенных, 46% принимали участие в научных форумах, однако следует отметить, что тематика конференций и семинаров ограничена темами инфекционных заболеваний и проблематикой репродуктивного здоровья, не затрагивая других областей медицины.
На вопрос «Принимаете ли Вы участие в работе ассоциаций медсестер?» 66% опрошенных ответили утвердительно; 5% – отметили, что участвуют спорадически, 29%, почти треть опрашиваемых респондентов, не принимают участия. Следует также отметить, что среди участвующих ни один респондент не смог ответить на дополнительный вопрос, чтобы уточнить, в каких именно работах они принимали участие.
На вопрос «Проводятся ли у Вас в ЛПУ научно-практические исследования (НПИ) в области сестринского дела?» 91% ответили «нет». В свою очередь, это приводит к снижению качества оказываемой помощи со стороны медработников, НПИ способствуют повышению уровня знаний и приобретения навыков при оказании медицинских услуг.
На вопрос «Какие научные исследования в области сестринского дела Вы знаете?» опрашиваемые респонденты (100%) не смогли назвать ни одного. Необходимо внести корректировки в процесс образования при прохождении тематических занятий. Нужно кратко дать пояснение понятия «научные исследования в области сестринского дела», показать несколько наглядных исследований и в виде самостоятельной работы дать им задание до окончания цикла, чтобы они могли критически проанализировать исследование по выбранной тематике и выразили свое мнение.
Следующий блок вопросов посвящен информированности и применению в своей профессиональной деятельности введения сестринских стандартов во время приема пациентов. Среди опрошенных 88% респондентов ответили, что они не занимаются разработкой и внедрением практических стандартов, несмотря на то, что применение стандартов при оказании стоматологических услуг, в свою очередь, является составным компонентом процесса оказания квалифицированной и своевременной медицинской помощи.
Обобщение данных анкетирования показывает, что 87% респондентов настроены в дальнейшем повышать свою квалификацию, но на самостоятельный выбор программ обучения отважилось всего четверть опрошенных, 68,4% анкетируемых делегируют работодателю право выбора образовательной организации, только для 5% респондентов этот вопрос не является принципиальным.
Таким образом, более 87% опрошенных одобряют вводимые в сфере здравоохранения инновации, связывая их с улучшением организации системы здравоохранения, совершенствованием аппаратуры, доступностью лекарственных препаратов, расходных материалов, с улучшением эргономики рабочего места. Итоги анкетирования позволяют утверждать, что средние медицинские работники активно поддерживают реформы системы здравоохранения, ответственно стремятся к повышению своей профессиональной квалификации.
Заключение
Одна из важнейших задач, стоящих перед последипломным образованием, – создание учебной и экспериментальной базы для совершенствования обучения, управления, исследований, для расширения практики, – принятие всех мер, способствующих сохранению и улучшению здоровья населения. Цель непрерывного сестринского образования – содействие профессиональному росту медработников, улучшение сестринской практики, что выступает гарантом безопасности и компетентности сестринского ухода. Ключевые факторы успеха непрерывного образования в перспективе – это сотрудничество, партнерство и взаимоинтеграция профессиональных ассоциаций, регламентирующих агентств, учебных заведений и работодателей.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Малов И.В. и др. // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). – 2017. – №2. – С.53–55.
2. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18.12.2009 г. №319 «О совершенствовании системы повышения квалификации и переподготовки медицинских работников». – Ташкент, 2009. – 19 с.
3. Постановление Президента Республики Узбекистан от 7.04.2020 г. №ПП-4666 «О мерах по внедрению совершенно новой системы подготовки и непрерывного профессионального развития кадров в медико-санитарной сфере». – Ташкент, 2020. – 13 с.
4. Хабиева Т.Х., Шокабаев Б.А., Сейткужанова А.Г., Лебаева Г.К. Проблемы непрерывного последипломного образования средних медработников и современная технология обучения: Вестник №1. – КазНМУ, 2016. – С.568–569.
5. Чеснокова И.В. // Развитие образования. – 2019. – №1 (3). – С.58–60.
6. Chong K., Francis S., Abdullah K.L. // Nur. – 2014.sing Research and Practice
7. Musayev U.Yu. // International Journal of Advanced Science and Technology. – 2020. – Vol.29, N7. – P.2176–2182.
Медицинские новости. – 2020. – №12. – С. 74-76.
Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.