Внимание! Статья адресована врачам-специалистам
Balayeva Sh.M., Hasanova S.A., Suleymanzadeh N.G., Ismailova Z.G., Mustafayeva I.I., Amrahly G.F.
Azerbaijan Medical University, Baku
The impact of educational technologies of the project
«Healthy education – healthy nation» on the health of schoolchildren in Baku
Резюме. Определение здоровьесберегающего влияния образовательных технологий, используемых в проекте «Здоровое образование – здоровая нация», на состояние здоровья и физическое развитие обучающихся. В течение трех лет было исследовано 1113 учащихся традиционных классов (ТК) и 300 учащихся классов здорового обучения (ЗО).
В процессе трехлетнего обучения в традиционных классах процент детей, имеющих нормальное физическое развитие, снизился на 12,6% и составил 70,1% (p<0,005). В классах ЗО процент детей с нормальным физическим развитием понизился до 78,2%, однако это различие не имело статистической значимости (p>0,1). Результаты исследования состояния опорно-двигательного аппарата констатировали повышение числа детей с патологическими нарушениями в традиционных классах на 14,2%. Количество детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в классах ЗО на протяжении трех лет не увеличилось. В классах ЗО за 3 года отмечается значительное увеличение числа детей с остротой зрения ≥1, которое составило 23,8%. Различие имеет достоверную значимость (p<0,05). В традиционных классах этот показатель был ниже и составил всего 5,5%, что не имеет достоверной значимости (p>0,1). Анализ результатов исследования показал, что образовательные технологии, используемые в проекте «Здоровое образование – здоровая нация», оказывают благоприятное влияние на профилактику школьно-обусловленных заболеваний и состояние здоровья подрастающего поколения.
Ключевые слова: школьники, здоровьесберегающие технологии, физическое развитие, школьно-обусловленные заболевания.
Медицинские новости. – 2019. – №9. – С. 68–70.
Summary. Definition of health-saving influence of educational technologies used in the project «Healthy education – healthy nation» on students’ health and physical development. Over the course of three years, 1113 students of traditional classes (TC) and 300 students of healthy education classes (HE) were studied.
During the three-year study in traditional classes, the percentage of children with normal physical development declined by 12.6% and amounted to 70.1% (p<0.005). In the HE classes, the percentage of children with normal physical development dropped to 78.2%, but this difference did not have statistical significance (p>0.1). The results of the study of the state of the musculoskeletal system stated an increase in the number of children with pathological disorders in traditional classes by 14.2%. The incidence of children with disorders of the musculoskeletal system in the traditional classes for three years has not increased. In the HE classes for 3 years, there is a significant increase in the number of children with visual acuity ≥1, which amounted to 23.8%, the difference has significant significance (p<0.05). In the traditional classes, this indicator was lower and amounted to only 5.5%, which has no significant significance (p>0.1). Analysis of the research results showed that the educational technologies used in the project «Healthy education – healthy nation» have a beneficial effect on the prevention of school-related diseases and the health of the younger generation.
Keywords: schoolchildren, health-saving technologies, physical development, school-related diseases.
Meditsinskie novosti. – 2019. – N9. – P. 68–70.
Охрана здоровья подрастающего поколения является приоритетной задачей государства, органов здравоохранения и образования. Данные литературных источников свидетельствуют о неблагоприятной тенденции относительно состояния здоровья детей и подростков в период школьного онтогенеза. Причинами такого положения являются социально-экономическая нестабильность в обществе, неблагополучное санитарно-эпидемиологическое состояние среды обитания детей, недостаточный уровень медицинского обеспечения обучающихся, низкая санитарная грамотность преподавателей и родителей в вопросах охраны здоровья детей и подростков [5, 7, 8].
Определенным шагом в улучшении сложившейся ситуации и выполнении задач, поставленных в программе «Государственная стратегия по развитию образования в Азербайджанской Республике» [6], явилась реализация проекта «Здоровое образование – здоровая нация» в образовательных учреждениях Баку, который был разработан органами здравоохранения и образования. Основной задачей проекта являлось снижение факторов риска обучающихся посредством создания гигиенически полноценной среды обитания (площадь учебных помещений, наполняемость классов, освещенность, оснащенность ростовой мебелью), снижения гиподинамии, повышения динамического компонента в учебном процессе. Проект предусматривает систематическое проведение семинаров с медицинскими работниками школ, повышение гигиенической грамотности преподавателей по вопросам охраны здоровья обучающихся, санитарное просвещение родителей.
Проект функционирует с 2014 года, реализован в 38 школах Баку и Сумгаита.
Цель исследования – определение здоровьесберегающего влияния образовательных технологий, используемых в проекте «Здоровое образование – здоровая нация», на состояние здоровья и физическое развитие обучающихся.
Материалы и методы
В процессе исследованиябыл организован мониторинг за состоянием здоровья детей, обучающихся в пяти общеобразовательных школах Баку. Лонгитудинальным исследованием в течение трех лет было охвачено 1413 учащихся – 1113 учащихся (519 девочек и 594 мальчика) традиционных классов (ТК) и 300 учащихся (150 девочек и 150 мальчиков) классов здорового обучения (ЗО). Исследования проводились в начале обучения (в октябре) и в конце каждого учебного года (в мае). Были проведены антропометрические исследования, оценены физическое развитие по модифицированным шкалам регрессии c использованием региональных стандартов, определялись острота зрения, состояние опорно-двигательного аппарата, проведена сравнительная характеристика исследованных показателей обучающихся в классах обоих типов. Статистическая обработка полученных результатов проводилась по программе Microsoft Exsel-2010. Определялись основные статистические показатели по общепринятой методике: среднеарифметическая взвешенная (М), ошибка среднеарифметической взвешенной (±m), достоверность различий по критерию Стьюдента.
Результаты
Физическое развитие является одним из основных показателей здоровья ребенка. Чем более значительны нарушения в физическом развитии, тем больше вероятность возникновения заболеваний [1, 2]. В начале первого года обучения и в классах ЗО, и в ТК распределение детей по уровню физического развития находилось на одинаковом уровне (рис. 1). В классах ЗО нормальное физическое развитие было отмечено среди 80,8% (80,5% мальчиков и 81,1% девочек), избыток массы тела – у 5,2% (1,6% мальчиков, 9% девочек), дефицит массы тела – у 10,4% учащихся (12,5% мальчиков и 8,2% девочек). В ТК нормальное физическое развитие составило 82,8% (84,6% мальчиков и 80,8% девочек), избыток массы – 4,7% (3,2% мальчиков и 6,3% девочек), а дефицит массы тела – 10,2% (10,3% мальчиков и 10,1% девочек).
В процессе трехлетнего обучения в классах обоих типов были отмечены изменения в распределении детей по уровню физического развития. Как видно из данных, представленных на рисунке 1, в классах ЗО процент детей с нормальным физическим развитием снизился до 78,2% (мальчики – 79,6%, девочки – 76,8%), однако это различие не имело статистической значимости (р>0,1), тогда как в традиционных классах в течение трех лет было отмечено значительное ухудшение физического развития обучающихся: процент детей, имеющих нормальное физическое развитие, снизился на 12,6% и составил 70,1% (p<0,005).
Ухудшение физического развития отмечалось как у девочек, так и у мальчиков, однако среди мальчиков этот показатель был значительно выше и составил 17,2% (p<0,01), тогда как у девочек он был равен 7,6% (p<0,05). Отклонения в физическом развитии отмечались, как правило, за счет повышения числа детей с дефицитом массы тела (рис. 2), который составил 20,3% (среди мальчиков – 24,9%, девочек – 15,2%), и избытка массы тела в размере 9% (среди мальчиков – 7,2%, девочек – 11,0%).
Показатель дефицита массы тела среди мальчиков на 9,7% был выше по сравнению с таковым у девочек (p<0,05). Среди девочек на 3,8% отмечен более высокий показатель распространенности избытка массы тела (рис. 3).
В связи с интенсивным ростом в начале обучения – период полуростового скачка – большое значение приобретает профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, приводящих как к косметическим дефектам, так и к серьезным нарушениям в состоянии здоровья обучающихся. Результаты исследования состояния опорно-двигательного аппарата констатировали повышение числа детей с патологическими нарушениями в традиционных классах на 14,2%. В начале первого года обучения этот показатель составлял 16,7%, к концу третьего года обучения эта величина возросла и составила 30,9% (р<0,005), что мы связываем с отсутствием в этих классах динамического компонента. Как видно из таблицы 1, указанная патология имела одинаковую частоту распространения как среди девочек, так и среди мальчиков (31,1% и 30,8% соответственно; р>0,1). Процент детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в классах ЗО на протяжении трех лет не увеличился. Как и в традиционных классах, указанная патология имела одинаковую частоту распространения как среди девочек, так и среди мальчиков (22,8% и 22,1% соответственно; р>0,1).
Таблица 1. Распространенность нарушений опорно-двигательного аппарата среди учащихся 1–3 классов (2014–2017 гг.)
Показатель
|
Класс
|
Октябрь, 2014
|
Май, 2017
|
%
|
%
|
Мальчики
|
ЗО
|
22,60
|
22,8
|
ТК
|
15,20
|
30,8
|
Девочки
|
ЗО
|
21,70
|
22,1
|
ТК
|
18,40
|
31,1
|
Всего
|
ЗО
|
22,10
|
22,4
|
ТК
|
16,70
|
30,9
|
Общеизвестно, что в структуре школьной патологии близорукость занимает особое место, она является необратимой патологией и излечивается крайне трудно, требует постоянного ношения очков [2]. Литературные источники свидетельствуют о положительном влиянии систематического процесса обучения на развитие зрительного анализатора [3, 4]. В процессе школьного онтогенеза при наличии оптимальных гигиенических условий продолжается развитие зрительного анализатора. Нормальная острота зрения развивается к 6–7 годам. В развитии остроты зрения учащихся в классах ЗО и ТК были выявлены значительные различия. Так, процент детей с пониженной остротой зрения в начале обучения в классах ЗО составлял 47,6%, в традиционных классах – 37% (табл. 2). За период трехлетнего обучения была отмечена положительная динамика остроты зрения среди обучающихся, которая отмечалась как в классах ЗО, так и в ТК. В классах ЗО за период октябрь 2014 – май 2017 года, то есть за 3 года, отмечается значительное увеличение числа детей с остротой зрения ≥1, которое составило 23,8%. Различие имеет достоверную значимость (р<0,05). Показатели улучшения остроты зрения среди мальчиков и девочек находились на одинаковом уровне и составили соответственно 24,1 и 23,8%.
Таблица 2. Показатели остроты зрения среди учащихся 1–3 классов (2014–2017 гг.)
Показатель
|
Класс
|
Октябрь, 2014
|
Май, 2017
|
%
|
%
|
Мальчики
|
ЗО
|
44,9
|
55,1
|
20,81
|
79,19
|
ТК
|
38
|
62
|
30,43
|
69,57
|
Девочки
|
ЗО
|
50,4
|
49,6
|
26,62
|
73,38
|
ТК
|
35,9
|
64,1
|
32,72
|
67,28
|
Всего
|
ЗО
|
47,6
|
52,4
|
23,76
|
76,24
|
ТК
|
37
|
63
|
31,50
|
68,50
|
В традиционных классах этот показатель был ниже и составил всего 5,5%, что не имеет достоверной значимости (р>0,1). В этих классах у мальчиков положительная динамика в развитии остроты зрения по сравнению с девочками была выше и составила соответственно 7,6 и 3,3 (р<0,05).
Заключение
Анализ результатов исследования показал, что образовательные технологии, используемые в проекте «Здоровое образование – здоровая нация», оказывает благоприятное влияние на профилактику школьно-обусловленных заболеваний и состояние здоровья подрастающего поколения.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Алиев В.А. Гигиена детей и подростков. – Баку, 1985. – 279 с.
2. Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий. – М., 2008. – 216 с.
3. Волкова А.П. // Вестник офтальмологии. – 2016. – №4. – С.61–63.
4. Волокитина Е.В., Зотова А.А., Попова Е.В., Синицкая Е.Р. Коррекция нарушений зрительного восприятия у слабовидящих детей: Учебно-методическое пособие. – Архангельск, 2013. – С.11.
5. Гигиена с основами экологии человека: Учебник // П.И. Мельниченко. – М., 2011. – С.505–506.
6. Государственная Стратегия по развитию образования в Азербайджанской Республике, 24 октября 2013 г.
7. Cухарева Л.М., Намазова-Баранова Л.С., Рапопорт И.К. // Российский педиатрический журнал. – 2013. – №4. – С.48–53.
8. Сухарева Л.М., Намазова-Баранова Л.С., Рапопорт И.К., Звездина И.В. // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. – 2013. – №3. – С.18–26.
Медицинские новости. – 2019. – №9. – С. 68-70.
Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.