Внимание! Статья адресована врачам-специалистам
Arifov S.S., Mamatova T.Sh., Orifov S.S.
Tashkent Institute of Postgraduate Medical Education, Uzbekistan
Evaluation of efficiency of the intratympanic condacting
of dexamethasone in the patients with acute sensorineural hearing loss
Резюме. В статье в сравнительном аспекте изложены результаты интратимпанального и системного использования дексаметазона в составе комплексного лечения больных острой нейросенсорной тугоухостью. Обследовано 67 больных в возрасте от 15 до 59 лет. Дексаметазон применялся по отношению к 26 больным только интратимпанально (основная группа), к 41 больному (группа сравнения) – системно. Контрольная группа состояла из 20 здоровых лиц. Анализировалась динамика состояния слуха в конце второго и пятого месяца с момента начала лечения по данным тональной пороговой аудиометрии, SISI-теста, регистрации задержанной и вызванной отоакустической эмиссии. На втором месяце от начала лечения в обеих группах отмечено достоверное улучшение слуха по сравнению с исходным состоянием (р<0,05). К концу пятого месяца уровень слуха у больных основной группы приближался к результатам контрольной группы (р>0,05), тогда как у больных группы сравнения данные имели достоверное отличие по сравнению с этими двумя группами (р<0,05).
Ключевые слова: острая нейросенсорная тугоухость, дексаметазон, интратимпанальное введение.
Медицинские новости. – 2019. – №9. – С. 54–57.
Summary. The article presents, in a comparative aspect, the results of intratympanic and systemically use of dextametasone as part of the complex treatment of patients with acute sensorineural hearing loss. The study involved 67 patients aged from 15 to 59 years. Dexamethasone was used in 26 patients only intratympanic (main group), 41 patients (comparison group) were used systemically. The control group consisted of 20 healthy people. Analyzed of the dynamics of change of hearing level, at the end of the second and fifth month, since the start of treatment according to the pure tone audiometry, SISI test, registration of transient evoked otoacoustic emission. In the second month from the start of treatment, in both groups, the hearing was reliable improved compared with the baseline condition (p<0.05). By the end of the fifth month, the level of hearing in patients of the main group approached the results of the control group (p>0.05), whereas in patients of the comparison group had a reliable difference compared to these two groups (p<0.05).
Keywords: acute sensorineural hearing loss, dexamethasone, intratympanic condacting.
Meditsinskie novosti. – 2019. – N9. – P. 54–57.
Проблема острой нейросенсорной тугоухости (ОНСТ) была и остается одной из актуальных в клинической оториноларингологии. Частота встречаемости ОНСТ варьирует в среднем 5–20 случаев на 100 000 населения в год. Недавно были проведены два эпидемиологических исследования, которые показали, что количество пациентов с этой патологией, обращающихся за помощью, увеличилась [9]. Одно исследование показало увеличение в Японии с 3,9 до 27,5 случая на 100 000 человек в год [10], другое исследование в Германии отразило распространенность 160 случаев на 100 000 человек в год в городе Дрездене [8].
W. Wilson и соавт. в 1980 году провели исследования относительно эффективности системной стероидной терапии при ОНСТ, после чего она вошла в стандарты лечения больных с ОНСТ. Ранние исследования системной терапии со стероидами в низких дозах и в течение короткого периода показали положительные результаты, однако дальнейшие исследования с использованием высоких доз в течение длительного времени являются многообещающими [1, 2, 9].
Эффективность лечения обусловлена многими факторами, включая возраст пациента, наличие сопутствующих заболеваний, влияющих на общее состояние организма, интервал между началом заболевания и началом лечения, степень снижения слуха и тип аудиограммы, степень разборчивости речи [2, 4, 6].
Раньше пациенты, которые имели противопоказания к применению стероидов системно или у которых не полностью восстановился слух после проведенной системной терапии, не имели альтернативы дальнейшего лечения. В последнее время с появлением многочисленных публикаций эффективность интратимпанальной стероидной терапии изменилась [2, 4].
Цель исследования – оценить динамику состояния слуха при интратимпанальном введении дексаметазона в составе комплексного лечения больных острой нейросенсорной тугоухостью.
Материалы и методы
За период с 2008 по 2019 год были обследованы 67 больных с диагнозом двусторонней острой нейросенсорной тугоухости (Н90.3 по МКБ-10) в возрасте от 15 до 59 лет (средний возраст – 40,7±1,7 года), среди них 36 женщин (53,7%) и 31 мужчина (46,3%). Все больные указывали на острое или внезапное начало болезни на оба уха, продолжительность которой на момент начала лечения не превышала 1 месяц. Они отмечали точное совпадение начала болезни с воздействием причинного фактора. Причиной заболевания у 33 больных выступали ОРВИ, у 14 – воздействие шума в результате нерационального применения персональных портативных аудиоустройств (наушников), у 12 – производственная акустическая травма, полученная на рабочем месте, у 8 – прием ототоксических антибиотиков.
Контрольную группу составили 20 здоровых лиц, сопоставимых по возрасту и полу с больными ОНСТ.
Всем пациентам было произведено комплексное клинико-аудиологическое обследование. Общий оториноларингологический осмотр включал проведение риноскопии, фарингоскопии, непрямой ларингоскопии, отоскопии. Исследование органа слуха включало: изучение жалоб, истории развития болезни и жизни, проведение акуметрии, тональной пороговой аудиометрии, SISI-теста, тимпанометрии, регистрацию задержанной вызванной отоакустической эмиссии (ЗВОАЭ).
Оценка степени тугоухости проводилась согласно международной классификации нарушений слуха (ВОЗ, 1997).
Для оценки динамики слуха использовали классификацию L. Siegel (1975), результаты оценивались в виде отсутствия улучшения слуха, небольшого улучшения слуха, значительного улучшения слуха и практического восстановления слуха.
Величину критерия достоверности различий (р) вычисляли, применяя t-критерий Стьюдента.
Результаты и обсуждение
Больные с учетом способа введения дексаметазона были разделены на две группы. В основной группе (26 больных) применение дексаметазона исходно было начато только с введения интратимпанально. У больных данной группы причиной невозможности применения дексаметазона системно было наличие противопоказаний, связанных с сопутствующими заболеваниями (глаукома, язвенная болезнь, гипертоническая болезнь, сахарный диабет), установленными смежными специалистами. Больным в день поступления проведена двусторонняя тимпанотомия с установкой тимпаностомической трубки и начато интратимпанальное введение дексаметазона согласно рекомендациям С.Я. Косякова и А.Г. Атанесяна [2]. Интратимпанальное введение дексаметазона завершали через 2 недели после достижения стабильного состояния слуха по данным оценки остроты слуха речью и тональной пороговой аудиометрии. Средний срок интратимпанального введения дексаметазона составил 99,1±2,4 дня (минимальный – 60,3±2,2, максимальный – 141,9±2,5 дня).
В группе сравнения (41 больной) лечение включало системное применение дексаметазона в течение 10 суток. Препарат назначали в убывающей дозе: в первые 1–3 дни – 24 мг/сутки, 4–6 дни – 16 мг/сутки, 7–8 дни – 12 мг/сутки, 9 день – 8 мг/сутки, 10 день – 4 мг/сутки. Причиной невозможности введения интратимпанально дексаметазона был отказ больных от проведения тимпаностомии.
В обеих группах применяли системно препараты, влияющие на реологические показатели крови и микроциркуляцию (реосорбилакт, пентоксифиллин, экстракт листьев гинкго двулопастного), с ноотропным эффектом (пирацетам), витамины группы В. Все препараты применяли в инъекциях и только экстракт листьев гинкго двулопастногоприменяли внутрь. Все больные получали 8 сеансов гипербарической оксигенации при давлении 0,7–1,0 атм и 30 мин. экспозиции. Время компрессии определяли индивидуально, но в пределах 10–15 мин. [5]. Продолжительность декомпрессии составляла не менее 10 мин. Срок лечения больных в данной группе – 60 дней, согласно клиническим рекомендациям по лечению ОНСТ.
Состав групп по полу, возрасту, степени и причинному фактору нарушения слуха не имел достоверных различий.
Результаты лечения в сравниваемых группах оценивали дважды – в конце второго (срок окончания лечения в группе сравнения) и пятого (срок окончания лечения в основной группе) месяцев с момента начала лечения.
Исходное значение SISI-теста было у всех положительным (индекс 70–100%), что указывает на поражение Кортиева органа. В момент конечной оценки результат лечения теста был положительным в 52 (77,6%) и отрицательным в 15 (22,4%) случаях. Из числа больных с отрицательным результатом SISI-теста 67% составили лица из основной группы и лишь 33% – группы сравнения.
До начала лечения ЗВОАЭ не регистрировалась у всех обследуемых больных. В момент конечной оценки результата лечения ЗВОАЭ регистрировалась у 16 (23,9%) больных. Из них 69% составили лица из основной группы и лишь 31% – группы сравнения.
В результате проведенного лечения в обеих группах отмечено улучшение показателей порогов слуха. В таблице 1 представлена динамика среднего значения порогов слышимости по результатам тональной пороговой аудиометрии.
Таблица 1. Среднее значение порогов слышимости на речевых частотах (0,5; 1,0; 2,0; 4,0 кГц) по данным тональной пороговой аудиометрии в дБ
Группа больных
|
Сроки исследования
|
Исходное значение
|
Конец второго месяца
|
Конец пятого месяца
|
Основная группа (n=26)
|
57,7±0,91
|
38,7±0,81,2
|
27,1±0,82,3
|
Группа сравнения (n=41)
|
56,9±0,61
|
41,9±0,71,2
|
40,4±0,61,2
|
Контрольная группа (n=20)
|
13,1±1,0
|
Примечание: 1 – достоверность различий показателя в сравнении с таковым в контрольной группе, р<0,05; 2 – в сравнении с исходным показателем, р<0,05; 3 – в сравнении с показателем в группе сравнения, р<0,05.
В процессе наблюдения установлено изменение структуры степени нарушения слуха в сравниваемых группах (рисунок).
На момент конечной оценки результата лечения в основной группе качественные показатели состояния слуха были значимо лучше по отношению к группе сравнения (табл. 2).
Таблица 2. Конечный результат лечения больных ОНСТ в сравниваемых группах согласно классификации L. Siegel
Группа
больных
|
Состояние слуха через 5 месяцев после начала лечения
|
Практическое восстановление слуха
|
Значительное улучшение слуха
|
Небольшое улучшение слуха
|
Отсутствие улучшения слуха
|
Ухудшение слуха
|
Основная
группа (n=26)
|
42,2%
|
37,6%
|
16,4%
|
3,8%
|
–
|
Группа
сравнения (n=41)
|
12,2%
|
41,5%
|
26,8%
|
19,5%
|
–
|
У 96% больных основной группы имело место улучшение слуха, из них у 37,6% – в виде значительного улучшения слуха, у 42,2% – практического восстановления слуха и у 16,4% – небольшого улучшения слуха. В группе сравнения улучшение слуха установлено в 80,5% случаев, что проявлялось у 41,5% – в виде значительного улучшения слуха, у 12,2% – практического восстановления слуха и у 26,8% – небольшого улучшения слуха.
В литературных источниках упоминается отсроченное применение интратимпанального введения кортикостероидного препарата, то есть при неэффективности системной терапии. Полученные результаты показывают высокую эффективность раннего применения интратимпанального введения дексаметазона. В связи с этим данного способа введения дексаметазона можно рассматривать в качестве одного из ключевых компонентов комплексного лечения ОНСТ.
Результаты данного исследования перекликаются с ранее проведенными исследованиями, в которых была показана высокая эффективность интратимпанального применения дексаметазона [1, 2]. Положительный эффект данного способа введения дексаметазона проявляется за счет всасывания препарата через круглое окно лабиринта, что способствует созданию высокой концентрации во внутреннем ухе и реализации лечебного эффекта дексаметазона [2, 7, 11].
В практической аудиологии регистрация ЗВОАЭ используется для оценки динамики течения патологии внутреннего уха. Применение регистрации ЗВОАЭ в ходе исследования показало ее информативность и надежность в оценке динамики заболевания на фоне проводимой терапии. Регистрация ЗВОАЭ во всех случаях совпадала с улучшением других клинико-аудиологических показателей ОНСТ.
Заключение
На второй месяц от начала лечения отмечается достоверное улучшение слуха как при интратимпанальном, так и системном применении дексаметазона в составе комплексной терапии ОНСТ по отношению к исходным показателям (р<0,05), но слух все равно оставался хуже, чем у лиц с нормальным уровнем слуха (р<0,05).
К концу пятого месяца уровень слуха при применении дексаметазона интратимпанально приближался к результатам лиц с нормальным уровнем слуха (р>0,05), тогда как после системного применения препарата имело место достоверное отличие (р<0,05).
Интратимпанальное введение дексаметазона способствует возможности избежать проявлений побочных действий.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Косяков С.Я., Атанесян А.Г. // Рос. оторинолар. – 2009. – №6. – С.51–59.
2. Косяков С.Я., Атанесян А.Г. Сенсоневральная тугоухость. Современные возможности терапии с позиции доказательной медицины. – М., 2008. – 80 с.
3. Петрова Л.Г., Стринкевич Э.А., Казачонок Т.М. // Медицинский журнал. – 2015. – №4. – С.97–100.
4. Свистушкин В.М., Никифорова Г.Н., Гергиев В.Ф. и др. // Медицинский совет. – 2019. – №8. – С.89–93.
5. Almosnino G., Holm J.R., Schwartz S.R., et al. // Ann. Otol. Rhinol. Laryngol. – 2018. – Vol.127, N10. – P.672–676.
6. Amarillo E., Navarro A., Hernández-García E., et al. // Acta Otolaryngol. – 2019. – Vol.139, N7. – P.632–635.
7. Ermutlu G., Süslü N., Y?lmaz T., et al. // Eur. Arch. Otorhinolaryngol. – 2017. – Vol.274, N10. – P.3585–3591.
8. Klemm E., Deutscher A., Mosges R. // Laryngo-Rhino-Otol. – 2009. – Vol.88, N8. – P.524–527.
9. Stachler R.J., et. al. // Otolaryngol. Head Neck Surg. – 2012. – Vol.146, N3. – P.1–35.
10. Teranishi M., Katayama N., Uchida Y., et al. // Acta Otolaryngol. – 2007. – Vol.12, N7 – P.1259–1265.
11. Zanetti D., Di Berardino F., Nassif N., et al. // Auris. Nasus Larynx. – 2018. – Vol.45, N2. – P.227–233.
Медицинские новости. – 2019. – №9. – С. 54-57.
Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.