Внимание! Статья адресована врачам-специалистам
Ruzieva N.Kh.
Tashkent Pediatric Medical Institute, Uzbekistan
Preclinical diagnostics of premature birth
Резюме. Обследовано 66 беременных с привычным невынашиванием в анамнезе (группа риска преждевременных родов) в динамике гестационного периода (32–36 недель). Контрольную группу составили 14 женщин с физиологическим течением беременности в эти же сроки гестации. Определение гистамина проводили с помощью газо-жидкостной хроматографии с масс-спектрометром. Своевременное выявление начальных проявлений метаболического дисбаланса, разработка новых способов его коррекции и профилактики позволят предотвратить потерю беременности.
Ключевые слова: преждевременные роды, гистамин, дезаминооксидаза, эстрадиол, прогестерон.
Медицинские новости. – 2019. – №7. – С. 74–75.
Summary. Surveyed 66 pregnant women with habitual miscarriage in history (risk group for premature birth) in the dynamics of the gestational period (32–36 weeks). The control group consisted of 14 women with a physiological course of pregnancy at the same time of gestation. Determination of histamine was performed using gas-liquid chromatography with a mass spectrometer. The timely detection of the initial manifestations of metabolic imbalance, the development of new ways of its correction and prevention will prevent the loss of pregnancy.
Keywords: preterm labor, histamine, deaminooxidase, estradiol, progesterone.
Meditsinskie novosti. – 2019. – N7. – P. 74–75.
Беременность является мощным фактором, влияющим на весь нейроэндокринный комплекс женского организма, поэтому своевременное выявление начальных проявлений патологических процессов, их коррекция и профилактика позволяют предотвратить потерю беременности [3, 7]. На процессы адаптации женского организма к беременности огромное влияние оказывает симпатоадреналовая система, состояние которой отражают уровни медиаторов и гормонов [4, 5].
Актуальность изучения психологии в период беременности продиктована ростом статистики преждевременных родов, устойчивым высоким числом беременностей, протекающих с угрозой прерывания [1, 2]. Американские психологи доказали, что если будущая мама во время беременности находится в состоянии тревоги и эмоционального перенапряжения, то с вероятностью 80% можно сказать, что родившийся ребенок будет аллергиком [7]. Во взрослом возрасте аллергия нередко проявляется в качестве реакции на стресс. То есть психоэмоциональные механизмы нередко запускают гистаминные реакции, приводящие к ошибкам в работе иммунной системы.
Неблагоприятные факторы, обусловленные состоянием здоровья беременной женщины, нерациональным питанием во время беременности, могут приводить к нарушениям развития различных звеньев иммунной системы плода и формированию атопического фенотипа уже в перинатальном периоде жизни, особенно у детей с отягощенным семейным анамнезом по атопии (то есть наследственная предрасположенность к аллергическим реакциям) [6]. Как выяснили ученые, гистамин повышает сократительную активность миометрия у беременных. Поэтому при сильном повышении гистамина возможно возникновение родов либо угроза беременности, так как чувствительность миометрия к гистамину во время беременности возрастает так же, как и к окситоцину. Повышение количества гистамина способствует повышенной выработке простагландинов в хорионе и амнионе.
Цель исследования – разработать метод доклинической диагностики преждевременных родов, основанный на определении уровней биогенных аминов и гормонов в слюне и плазме крови беременных.
Материалы и методы
Нами проведено обследование 66 беременных с привычным невынашиванием в анамнезе (группа 1 – основная) в динамике гестационного периода (32–36 недель). Контрольную группу (группа 2) составили 14 женщин с физиологическим течением беременности в эти же сроки гестации. Проведены общеклинические и лабораторные исследования беременных. Возраст обследованных находился в пределах от 21 до 28 лет.
Определение гистамина проводили с помощью газо-жидкостной хроматографии с масс-спектрометром. Исследование гистамина проводилось из депротеинизированного образца органическими растворителями в присутствии NaOH и NaCl (для связывания АК) с реэкстракцией в кислоту. Результаты выражали в мкмоль/л. Измерение концентрации диаминоксидазы в сыворотке крови осуществлялось иммуноферментным методом на иммуноферментном анализаторе COBAS-411 (ROSH). Уровень прогестерона и эстрадиола исследовали иммуноферментным методом на анализаторе COBAS-411 (ROSH), используя наборы этой же фирмы. Статистическую обработку полученных данных проводили при помощи программы STATISTICA 7.0, используя методы непараметрической статистики (критерий Манна – Уитни). Взаимосвязи между признаками изучали методом корреляционного анализа Спирмена (R). Различия считали статистически значимыми при р<0,05.
Результаты и обсуждение
Анализ частоты и характера экстрагенитальных заболеваний у обследованных женщин показал высокую частоту их встречаемости, в частности ОРВИ – 81%, патология ЛОР-органов – 24%, заболевания желудочно-кишечного тракта – 30,5%, мочевой системы – 35,5%. Критериями исключения из исследования явились пациентки с ИЦН, многоплодной беременностью, аномалиями развития матки и миомами. Все больные обратились в клинику с жалобами на боли внизу живота и в пояснице, плохое самочувствие, дизурические расстройства и наличие выделений из половых путей.
В группе женщин, имевших риск прерывания беременности, были выявлены следующие особенности: женщины были замкнутыми, с трудностью установления контактов; с конкретной ригидностью мышления; эмоционально неустойчивые, раздражительные, утомленные; независимые, упрямые, конфликтные; пессимистичные; суровые и практичные; недисциплинированные, консервативные; зависимые от своих желаний и настроений, с низким уровнем социальной адаптированности. Все перечисленное свидетельствует о необходимости и актуальности оказания этим женщинам своевременной психологической поддержки и необходимости разработки новых научно обоснованных методов диагностики нуждающимся в ней беременным женщинам, имеющих в анамнезе невынашивания беременности. Анализ полученных результатов исследований говорит о том, что концентрация в крови гистамина у беременных с риском преждевременных родов повышена в среднем в 2 раза. Известно, что инактивация гистамина происходит путем окисления его диаминоксидазой или моноаминоксидазой. Процессы инактивации гистамина в данной ситуации нарушаются на фоне снижения активности диаминоксидазы, что создает условия для заброса его в кровь из портальной системы в общий кровоток.
Анализ активности диаминоксидазы в крови у обследуемых беременных с риском преждевременных родов показал, что активность изучаемого фермента снижена в 2,8 раза по сравнению с таковым в группе женщин с физиологическим течением беременности.
Как известно, прогестерон при физиологическом течении снижает чувствительность к гистамину. С целью повышения точности диагностики преждевременных родов проведено изучение прогностической значимости прогестерона в крови и слюне.
Как видно из представленных результатов исследований, при анализе полученных данных обращает на себя внимание достоверное снижение концентрации прогестерона в крови в исследуемых группах беременных, особенно при преждевременных родах при сравнении с физиологическим течением беременности. Полученные результаты указывают на то, что низкий уровень прогестерона у беременных с преждевременными родами может быть одной из причин повышения иммуномодулирующей активности клеточного звена системы иммунитета, в том числе дисбаланса цитокиновой системы у обследуемых беременных.
Таблица. Показатели гормонального статуса слюны и крови у беременных с риском преждевременных родов
Показатель
|
1-я группа, n=66
|
2-я группа, n=14
|
Р
|
Прогестерон слюны, пг/мл
|
29,53±1,76
|
49,04±3,54
|
<0,001
|
Прогестерон в крови, нмоль/л
|
41,93±3,27
|
70,15±5,61
|
<0,001
|
Эстрадиол слюны, пг/мл
|
234,78±9,89
|
224,45±11,41
|
>0,05
|
Отношение содержания эстрадиола
к прогестерону в слюне
|
8,0
|
4,6
|
–
|
Анализ полученных результатов (таблица) показал, что уровень прогестерона в слюне пациенток с риском прежде-временных родов был на 41,5% ниже контрольного показателя. Схожая динамика наблюдалась и в отношении прогестерона в плазме крови, где его концентрация в основной группе беременных с физиологическим течением беременности была на 40,2% выше, чем в группе риска.
Учитывая, что наиболее информативным является изучение не абсолютных показателей гормонов, а их соотношений, мы определили отношение уровня эстрадиола к прогестерону в слюне, который у беременных основной (группа 1) группы был в 1,7 раза выше аналогичного показателя контрольной (группа 2). Превалирование содержания эстрогенов над уровнем прогестерона указывает на риск преждевременных родов. У пациенток группы 1 практически не имелось различий в сравнении с показателями в группе 2 (р<0,05). Следовательно, исследование концентрации изученных гормонов и их соотношения может быть использовано как маркер преждевременных родов у женщин группы высокого риска.
Как известно, свободный прогестерон и эстрадиол, выделяющиеся слюнными железами, адсорбируются в сосуды слизистой оболочки ротовой полости. При этом гормоны попадают из эпителия ротовой полости в сонную артерию в обход печени, благодаря чему они не подвергаются метаболизму первого прохождения. Данный метод является неинвазивным.
Таким образом, полученные результаты исследований повышают качество доклинической диагностики преждевременных родов, верифицированной путем определения уровней гистамина, ДАО, прогестерона и эстрадиола в слюне и плазме крови, что позволяет своевременно сформировать группы риска для организации мероприятий по своевременной коррекции и профилактике ранних репродуктивных потерь.
Заключение
Анализ литературных данных и собственных исследований показал, что адаптационные механизмы, направленные на сохранение беременности, представляют собой сложный нейрогуморальный процесс, реализующийся посредством биогенных аминов как на клеточном, органном, так и на организменном уровне, а дестабилизация в последовательности взаимосвязанных звеньев функциональной системы матери и плода может привести к преждевременным родам. Своевременное обнаружение начальных проявлений метаболического дисбаланса, разработка новых способов его коррекции и профилактики позволят предотвратить потерю беременности.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Вашинадзе Ш.В. // Клиническая лабораторная диагностика. – 2006. – №10. – С.19–21.
2. Гутикова Л.В., Кухарчик Ю.В., Зверко В.Л. // Медико-социальная экология личности: состояние и перспективы: Материалы XI международной конференции от 17–18 мая 2013 г. – Минск, 2013. – С.132–136.
3. Камлюк А.М. // Репродуктивное здоровье в Беларуси. – 2010. – №4. – С.15–21.
4. Кухарчик Ю.В., Гутикова Л.В., Белуга В.Б. // Современные перинатальные медицинские технологии в решении проблем демографической безопасности: Сб. науч. тр. – Минск, 2012. – Вып.5. – С.41–46.
5. Николаева А.А., Королева С.В., Ашмарин И.П. // Вестник Российской академии медицинских наук. – 2007. – №9. – С.37–43.
6. Туманова Т.В., Сизова Е.Н., Циркин В.И. // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. – 2004. – Т.138, №10. – С.364–367.
7. Heuser C.C., Eller A.G., Warren J. // Original Research Article Journal of Reproductive Immunology. – 2011. – Vol.91. – P.71–75.
Медицинские новости. – 2019. – №7. – С. 74-75.
Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.