Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. определила, что «... стратегической целью в области здоровья является создание государственного механизма поддержки здорового образа жизни, формирование высокого спроса на личное здоровье, создание предпосылок для его удовлетворения» [8]. В связи с этим создание системы предупреждения заболеваний и устранения факторов риска является важнейшей социально-экономической и медицинской задачей государства. Если одной из основных задач общества по сохранению здоровья населения считать превентивную направленность деятельности всех его секторов, то профилактическая составляющая должна стать базисом для формирования современной технологии управления общественным здоровьем.
Исходя из анализа мировых тенденций, под управлением общественным здоровьем следует понимать комплекс мероприятий государственной инфраструктуры co следующими направлениями:
▪поддержка и разработка соответствующих стратегий и создание институциональной структуры для отрасли здравоохранения, пропаганда эффективного внедрения относящихся к здоровью аспектов в социальную, экономическую и экологическую политику;
▪придание устойчивого характера программам укрепления здоровья и развития здравоохранения;
▪создание мониторинговых механизмов для наблюдения за здоровьем населения и средой его обитания, а также для проведения многофакторных исследований в системе окружающая среда – здоровье населения [2 — 4];
▪содействие здоровому образу жизни и уменьшение экологических, социальных и поведенческих факторов риска для здоровья людей;
▪приведение в соответствие с потребностями населения услуг, позволяющих реализовывать его возрастающее внимание к собственному здоровью;
▪предоставление высококачественной, современной и доступной информации: населению – по вопросам здоровья и здорового образа жизни; правительству и лицам, формирующим политику, – для выработки тактических и стратегических решений в области укрепления общественного здоровья, повышения его потенциала и ресурсов.
На втором консультативном совещании по службам гигиены окружающей среды в 1994 г. ВОЗ предложила комплексное восприятие общественного здоровья через такие его базовые составляющие, как гигиена окружающей среды, контроль инфекционных заболеваний, гигиеническое просвещение и гигиена индивидуального образа жизни [9]. Как видим, на первые позиции выходят те направления, которые дают возможность успешно влиять на здоровье населения через профилактику экологических, связанных с образом жизни и психосоциальных патологий, вызываемых неблагоприятным воздействием среды обитания человека.
Обзор литературы показывает, что в настоящее время в экономически развитых и развивающихся странах важнейшее внимание уделяется развитию и поддержке общественного движения за охрану окружающей среды, мероприятиям по объединению межсекторальных и трансграничных усилий для управления ее качеством, а также созданию, оснащению и политической поддержке служб гигиены окружающей среды.
В нашей республике такими функциями наделена санитарно-эпидемиологическая отрасль здравоохранения. Какой-либо организационно-методологической трансформации ее в службу гигиены окружающей среды не требуется, так как санэпиднадзор – это единственная государственная система, владеющая технологией социально-гигиенического мониторинга (СГМ).
Методологически технология СГМ научно обоснована и определена соответствующими директивными документами Министерства здравоохранения. Однако практика реализации СГМ вскрывает целый ряд проблем. Основная из них – слабость теоретических суждений гигиены с точки зрения реальности их исполнения вследствие недостаточности применимых на практике методологических разработок по учету социального фактора при осуществлении мониторинга в реальном экономическом времени и в соответствии с правилами менеджмента, а не патологии. Выход видится в построении СГМ на основе ряда регистров факторов риска и модели применения экономических оценок влияния социально-гигиенического мониторинга на бюджетную политику административной территории.
Необходимо отметить, что важнейшим элементом управления общественным здоровьем становится совершенствование методологии оценки и прогноза риска для здоровья населения. Это сложная многогранная проблема, что определяет многозначность и многоплановость предлагаемых методологических подходов к ее решению. Принципиально такая методология должна включать оценку дозы риска, его прогноз и управление, а также информацию о риске.
Разработка моделей управления риском должна концептуально предложить здравоохранению схему принятия решений по управлению общественным здоровьем в условиях неопределенности, поскольку воздействие и болезнь индивидуальны, а социальное поведение и экономический фактор общественно опосредованы.
Есть еще один важный для здравоохранения аспект использования технологий СГМ и оценки риска – это их политическая и общественная привлекательность. Они должны формироваться и совершенствоваться как социальная услуга обществу, поскольку позволяют непосредственно выходить на бюджет и указывать на источники социально-экономической компенсации населению негативного влияния внешней среды. Внедрение же через эти технологии расчета ущерба здоровью на ранних стадиях позволит выявлять сэкономленные средства, которые можно направлять на укрепление общественного здоровья.
Такая составляющая общественного здоровья, как борьба с инфекционными и паразитарными заболеваниями, остается одной из первостепенных задач не только системы здравоохранения, но и всего общества [1]. Естественно, должна значительно возрасти роль противоэпидемической службы. Для организационного состояния этой отрасли характерен ряд проблем, возникших в связи с запаздыванием ее адаптации к интенсивным социально-экономическими преобразованиям в обществе. Так, в эпиднадзоре по-прежнему преобладает экономически затратная работа в очагах в пределах административных границ и практически не совершенствуется наблюдение за развитием инфекции в ее эколого-социальном проявлении при высоком уровне компьютеризации контроля за предвестниками эпидосложнений. Социальная среда для инфекций изменилась, поэтому основная функция эпидемиолога должна заключаться не столько в эпидрасследовании случая инфекции (за исключением, конечно, особо опасной), сколько в постоянной и оперативной оценке социальных причин, тенденций и последствий распространения данной инфекции, в определении ее вклада в общую эпидемиологическую экологию не административной территории, а природно-экологического региона. С этой целью должна быть внедрена технология эколого-эпидемиологического паспортирования всей территории страны, что станет формой интеграции эпидемиологического надзора в систему социально-гигиенического мониторинга.
Следующий важнейший раздел управления общественным здоровьем – гигиена индивидуального образа жизни. Формирование у населения ответственного отношения к своему здоровью срабатывает с большим экономическим эффектом на каждую единицу социальных инвестиций по сравнению с требованием общества увеличивать финансирование лечебной медицины. Поэтому насущной необходимостью становится убедительная мотивация и качественная социально-пропагандистская работа, направленная на осмысление населением здоровья как первоочередной основополагающей жизненной ценности [6, 7, 10].
Важность проблемы формирования здорового образа жизни уже не подвергается сомнению ни на одном из уровней государственной инфраструктуры. Однако, к сожалению, это чаще всего происходит не от понимания стратегической важности профилактики для социально-экономического благополучия общества, а в связи с угрожающим ростом негативных тенденций в демографии и состоянии здоровья населения. При этом органы государственного управления свое искреннее желание поднять уровень общественного здоровья стандартно реализуют преимущественно через увеличение затрат на лечебную медицину. В то же время мировой опыт показывает, что система, ставящая своей задачей улучшение здоровья населения через непропорциональное развитие диагностики и лечения по отношению к средствам профилактики, в конце концов достигнет предела эффективности с точки зрения влияния на общественное здоровье как один из важнейших критериев качества жизни.
В связи с этим немаловажен следующий аспект. У члена общества всегда была и будет актуальной проблема выбора пути улучшения здоровья, а перед государственным сектором стоит задача — создать человеку благоприятные условия для выбора в пользу здоровья с учетом всех обстоятельств [4]. Реальность такова, что решения, связанные с благоприятным для здоровья поведением, нередко сопряжены с определенными трудностями, обусловленными возможностями человека. Стереотип поведения детерминирован целым рядом факторов: социально-экономические обстоятельства, различия в доходах, жилищные условия, индивидуальные, психологические и личностные особенности, доминирующая физическая, социальная, экономическая и культурная среда. Причем это касается не только отдельных лиц, но и больших групп населения, особенно тех, кто находится в более сложном социальном положении (дети, молодежь, жители сельской местности, работники нестабильных в экономическом плане предприятий и т.д.). Поэтому одним из ключевых аспектов управления общественным здоровьем должно стать создание такой системы влияния на население, чтобы выбор здорового образа жизни был легким и востребованным [4].
Одно из необходимых условий в этом плане — адресность и максимальная эффективность информационной работы для расширения кругозора населения по проблемам здоровья. Поэтому огромное значение в управлении общественным здоровьем должно быть придано воспитательным и образовательным технологиям по формированию культуры здоровья и пропаганде здорового образа жизни.
Очевидно, что государственная инвестиционная стратегия, направленная на предупреждение болезней и укрепление здоровья здоровых, экономически выгодна, так как сберегает значительные ресурсы. Объяснение этому простое: деньги, сэкономленные благодаря уменьшению затрат на лечение, могут использоваться для других нужд общества.
К сожалению, при любой степени дефицита бюджетных ассигнований на здравоохранение финансирование профилактических мероприятий критически недостаточное. Это проявляется как на государственном, так и на внутриотраслевом уровне.
Логичным разделом управления общественным здоровьем должно стать формирование у человека понимания того, что здоровье – это высококонкурентный товар, имеющий свою стоимость как для индивидуума, так и для государства. Население должно знать, во что обходится государству здоровый человек как гражданин общества и работник и во что он начинает обходиться, когда заболевает, “…какова стоимость прогнозируемого года жизни, всей жизни и цена потери здоровья в случае болезни” [10].
Внедрение платных медицинских услуг, естественно, вызывает у населения недовольство, и все же постепенно люди привыкают выделять из своего личного или семейного бюджета деньги для оплаты лечения в случае возникновения заболевания. Однако к осознанию необходимости денежных расходов на недопущение болезни они пока не готовы. Поэтому изменение психологии общества могло бы перенаправить поток населения из лечебной сети в инфраструктуры, имеющие отношение к профилактике и оздоровлению.
Ключевая задача при формировании системы управления общественным здоровьем – выработка соответствующей стратегии в самой отрасли. Да, главная задача здравоохранения – улучшение здоровья. Но решается она не только путем оказания медико-санитарной помощи. Медицина, обеспечивая значительный вклад в укрепление здоровья населения, потребляет значительную часть экономических ресурсов. Поэтому сектор здравоохранения ответствен за политическую инициативность и настойчивость по выработке и обеспечению эффективности оздоровительных мероприятий, направленных как на отдельных граждан (пациентов), так и на все население (общество). Для этого система здравоохранения должна иметь структуру и кадры, способные обеспечить разработку стратегических и тактических технологий для принятия решений в области политики оздоровления.
В связи с этим важнейшее значение приобретает инициативная разработка здравоохранительных программ на различных уровнях. Успех такой социальной функции здравоохранения во многом зависит от персонала, который ее реализует. Он должен владеть специальными и общими знаниями и навыками, убежденностью, авторитетностью и качествами лидера. Такие специалисты должны пройти профессиональную подготовку по методологии привлечения всех секторов общества и населения к мероприятиям в поддержку здоровья с учетом разнообразия политических, социально-экономических и административных особенностей и возможностей общества. Из этого вытекает, что при создании системы управления общественным здоровьем в республике необходимы интенсивные организационные меры по формированию нового кадрового направления – инспекторов (менеджеров) общественного здоровья.
Логичным видится выделение соответствующей самостоятельной внутриотраслевой функции со структурными подразделениями, а фактически — создание службы общественного здоровья.
Историческая оценка и профессионально-интеллектуальный анализ организационно-кадрового потенциала здравоохранения позволяют определить на роль такой службы учреждения государственного санитарно-эпидемиологического надзора. На первом этапе переход к управлению общественным здоровьем может быть достижим в рамках используемых в повседневной практике санэпидслужбы методов: социально-гигиенический мониторинг, оценка риска, мониторинг уровня, качества, стиля и уклада жизни населения, мониторинг реализации разработанных государственных программ.
Указанные направления уже сейчас позволяют сформировать общую характеристику состояния общественного здоровья, выдавать заключения (предложения) и представлять их в органы управления для формирования территориальных медико-социальных программ и выхода на мероприятия, определяющие стратегию устойчивого развития территории.
Таким образом, с точки зрения реформирования системы здравоохранения для перехода на технологии управления общественным здоровьем можно выделить следующие организационные решения:
создание и совершенствование службы общественного здоровья;
развитие технологий укрепления здоровья не болеющей части населения (здоровье здоровых);
создание новых направлений и специализированных медицинских структур по медико-профилактическому обслуживанию здорового населения;
внедрение новых моделей медицинского обслуживания, в том числе на платной основе, предоставляющих населению возможность свободного общения с системой здравоохранения с целью укрепления своего здоровья.
Все вышеизложенные аспекты позволяют предложить представленную на рисунке модель управления общественным здоровьем территории.
Организационно-методологическую основу модели составляют информационно-аналитический цикл, организационно-исполнительские мероприятия и этап разработки проектов решений для органов государственного управления.
Информационно-аналитический цикл может быть представлен проблемным анализом состояния общественного здоровья. Проведением такого анализа будет заниматься служба общественного здоровья по трем направлениям:
· мониторинг заболеваемости и смертности населения на данной территории на основе традиционной медицинской статистики и регистров патологии, выдачи заключений, прогнозов, формирования бюллетеней и сравнительных анализов, отражающих заболеваемость, болезненность, хронизацию патологии, инвалидизацию населения и др.;
· проведение комплекса социологических исследований с установлением причинно-следственных связей в системе окружающая среда — здоровье населения;
· сравнительная характеристика территории по социально-экономическим критериям качества жизни населения.
Проблемный анализ должен стать основой для организационно-исполнительского цикла управления. Этот цикл может реализоваться по следующему алгоритму:
1. Управление защитой здоровья – комплекс организационно-исполнительских действий по мобилизации ресурсов территории, направленных на гигиену окружающей среды, оценку, прогноз, информацию и управление риском, контроль за инфекциями, а также на мероприятия лечебного звена здравоохранения по вторичной профилактике.
2. Управление здоровьем здорового населения – комплекс организационно-исполнительских действий, направленных на функционирование на территории системы поддержания высокого уровня трудоспособности населения и его активного долголетия, расширение услуг населению по профилактике старения и укреплению здоровья через создание специальных учреждений и производственных объединений со всеми структурами и организациями, занимающимися предоставлением оздоровительных, косметологических, спортивно-физкультурных услуг и т.д. Сюда же следует включить мероприятия, которые проводят физкультурно-спортивные ведомства и сектор социального обеспечения.
3. Управление воспитанием здорового образа жизни – комплекс организационно-исполнительских действий, направленных на достижение высокой эффективности реализации программ изменения поведенческих навыков в детском, подростковом и молодежном возрасте, улучшение знаний населения по здоровому образу жизни, обеспечение присутствия тренинга по формированию здорового образа жизни в системе непрерывного образования профессиональных, а особенно управленческих групп всех секторов общества, профессиональное сопровождение пропаганды здорового образа жизни и достижение высокого уровня корпоративности со средствами массовой информации, целевая работа с общественным движением в поддержку здоровья и взаимодействие с негосударственными организациями и объединениями.
Следующим этапом управления общественным здоровьем территории должно стать обсуждение и предложение проектов исполнительских решений для органов местной власти как элементов общего управления повышением качества жизни населения конкретных административных территорий. Такие проекты могут формироваться только с участием всех слоев общества через различные формы межсекторальных объединений (советов, комиссий, рабочих групп и т.д.).
В конечном итоге работа на межведомственном уровне сможет обеспечивать формирование территориальных программ улучшения качества жизни населения, которые станут одной из составляющих общей стратегии устойчивого развития территории.
Модель также должна предусматривать выработку критериев оценки эффективности реализуемых мер по управлению общественным здоровьем и широкое обсуждение этих мероприятий в обществе.
1. Актуальные проблемы охраны здоровья, окружающей среды и подготовки кадров для профилактического здравоохранения Республики Беларусь: М-лы конф., посвящ. 40-летию медико-профилакт. факультета БГМУ.— Мн., 2004. — Ч. I. — C. 205.
2. Доклад о развитии человека за 2002 год // Углубление демократии в разобщенном мире.— Нью-Йорк, 2002.— С. 277.
3. Доклад о состоянии здравоохранения в Европе. 2002 г. Региональная публикация №97. — С. 156.
4. Здоровье-21. Основы политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе // Европейская серия по достижению здоровья для всех. — ВОЗ: Евробюро, 1999.— №6.— С.310.
5. Здоровье и окружающая среда: Сборник науч. тр. к 75-летию НИИ санитарии и гигиены /Под ред. С.М. Соколова. —Мн., 2002. — Т. 1.— С. 612.
6. Ивашкевич М.З. // М-лы науч.-практ. конф., посвящ. 10-летию БелЦМТ. – Мн., 2002. — C. 76—79.
7. Капитонова Э.К. // Мед. новости.— 2000.— №8. – C. 17—19.
8. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года // Национальная комиссия по устойчивому развитию Республики Беларусь; Редкол.: Я.М. Александрович и др. — Мн.: Юнипак.— C. 75—79.
9. Описание служб гигиены окружающей среды. ВОЗ, Евробюро // Второе консультативное совещание по службам гигиены окружающей среды. — Вильнюс, 1994. — C. 11—14.
10. Сборник трудов науч.-практ. конф., посвящ. 10-летию БелЦМТ/Под ред. Л.А. Постоялко. — Мн., 2002. — С. 304.
Медицинские новости. – 2005. – №3. – С. 65-70.
Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.