Внимание! Статья адресована врачам-специалистам
Yury Sharabchiev, PhD, Chief Editor of journal “Meditsinskie novosti”
The contribution of citation in the formation of the brand of dentists
Резюме. Цитируемость стоматологов Беларуси увеличивается параллельно росту публикационной активности. Причем цитируемость повышается не только за счет количественного роста числа публикаций, но и за счет улучшения качества статей, увеличения их доступности, в том числе в Интернете, читаемости публикаций и расширения междисциплинарных и международных связей. Однако до сих пор не цитируются более 50% стоматологов, а большая часть цитированных ученых относится к категории малоцитируемых (цитируются от 1 до 10 раз).
Отсутствие цитируемости у определенных ученых, научных организаций и журналов косвенно свидетельствует о некоторых недочетах в организации научно-исследовательского процесса. Индивидуальная цитируемость ученого является составной частью его научного статуса. Цитируемость должна существенным образом определять карьерный рост ученого и указываться в его аттестационных характеристиках и научных отчетах. Исследование цитируемости должно стать одним из важнейших индикаторов оценки и мониторинга результативности научной деятельности как отдельных ученых, так и научных коллективов, научных школ, отраслевой, академической и вузовской науки.
В статье приведены рейтинги цитируемости стоматологов, стоматологических кафедр и научных стоматологических журналов Беларуси, а также представлены основные направления действий ученых по повышению своего имиджа (бренда).
Ключевые слова: бренд ученого, eLIBRARY.ru, цитирование, наукометрия, научные исследования, стоматологи, научные коллективы, научные журналы.
Современная стоматология. – 2018. – №4. – С. 37–44.
Summary. Citation of dentists in Belarus is growing in parallel with the growth of publication activity. Moreover, citation is growing not only due to a quantitative increase in the number of publications, but also by improving the quality of articles, increasing their availability, including on the Internet, readability of publications and expanding interdisciplinary and international links. However, more than 50% of dentists are not cited so far, and most of the cited scientists belong to the category of low-cited (cited from 1 to 10 times).
The lack of citation among certain scientists, scientific organizations and journals indirectly indicates some shortcomings in the organization of the research process. The individual citation of a scientist is an integral part of his scientific status. Citation should essentially determine the career growth of a scientist and be indicated in his certification characteristics and scientific reports. The study of citation should be one of the most important indicators for assessing and monitoring the performance of research activities of both individual scientists and research teams, scientific schools, industry, academic and university science.
The article presents the citation ratings of dentists, dental departments and scientific journals of Belarus, as well as presents the main directions for scientists to improve their image (brand).
Keywords: scientist’s brand, eLIBRARY.ru, quoting, scientometrics, scientific research, dentists, research teams, scientific journals.
Sovremennaya stomatologiya. – 2018. – N4. – P. 37–44.
Еще сто лет назад ученых было относительно мало. Практически все ученые в определенной области знания знали друг друга и были заметны в науке. Научных журналов также было относительно мало, научные результаты не могли в них затеряться. Поскольку многие научные дисциплины в то время находились в стадии формирования, многие ученые оставили заметный след в истории науки. Ученые той эпохи – Д.И. Менделеев, Л. Пастер, И.П. Павлов и другие, их ученики и учителя – широко известны в науке. Их имидж высок, а их имена являются брендами и гордостью каждой страны и научной школы. Сейчас ситуация в корне изменилась: миллионы ученых всех стран мира публикуют свои научные результаты в десятках тысяч научных журналов. Вследствие этого научные результаты теряются в океане информации, а их авторы обезличиваются в мировом сообществе ученых. Можно защитить кандидатскую и даже докторскую диссертацию, но не быть известным, признанным ученым в своей области знания. В наше время для того, чтобы добиться успеха в науке и сделать научную карьеру, недостаточно одного таланта и трудолюбия, наблюдательности и настойчивости. Необходимы достаточно глубокие знания в области научного менеджмента, умения в продвижении полученных результатов в практику, поиска научных партнеров и т. д.
Научные работники должны хорошо знать принципы и методы программно-целевого планирования научно-исследовательских работ (НИР), выявления приоритетных научных направлений, методы системного анализа, основы информационного поиска, статистической обработки результатов научных результатов, авторского и изобретательского права и многое другое. Управление научными исследованиями и организация научной деятельности – это не только талант и искусство, но и знание научного менеджмента, которому следует обучать. К сожалению, в высших учебных заведениях и в аспирантуре этим крайне необходимым каждому научному сотруднику знаниям не обучают. Отсутствуют и хорошие учебные пособия по этому вопросу. Проходят долгие годы, прежде чем каждый научный сотрудник приобретает по крупицам опыт и знания в области технологии проведения научных исследований.
Сегодня ученый, его достижения и знания тоже являются товаром, который необходимо продвигать и знать, как это делать. В этой связи следует отметить, что каждый ученый (независимо от заслуг и званий) имеет свой индивидуальный имидж, свою сложившуюся репутацию и представления о своем позиционировании как ученого. Имидж (image) – английское слово, произошедшее от латинского «image», – изображение, подобие, образ, трактуется как общее впечатление, публикуемое личностью, организацией, товаром в обществе. В.Г. Королько определяет имидж как «мысленное представление о человеке, товаре или институте, целенаправленно формируемое в массовом сознании с помощью паблисити, рекламы либо пропаганды» [5]. Репутация – это закрепившаяся за кем-либо добрая или дурная слава, мнение о ком-либо. Репутация складывается в глазах профессионалов, то есть тех, кто взаимодействует не с созданным образом, а с реальным объектом, скрывающимся за так называемым фасадом удачного имиджа. Имидж, в отличие от репутации, ориентирован на массовую аудиторию. Это тот ореол видения ученого, научной организации, которое они создают в соответствии со своими целями. Следует отметить, что имидж носит манипулятивный характер, позволяющий оказывать влияние на поведение конкретных групп. Репутация предполагает, что по фамилии ученого можно сразу назвать предметную область научных интересов ученого, и, наоборот, услышав название научной дисциплины, можно назвать фамилии ученых, которые в этой области работают. Позиционирование может рассматриваться как процесс разработки, создания и поддержания нужного представления о рациональных преимуществах определенных ученых или научных коллективов в глазах научного сообщества.
Грубо говоря, имидж ученого – это то, кем он кажется, репутация – реальная оценка значимости ученого в глазах окружающих коллег, кто он есть на самом деле, а позиционирование – это то, как ученый хотел бы себя представить в глазах научного сообщества. Очень часто это три разных образа находятся во внутреннем психологическом конфликте.
Естественно, что каждый ученый хочет добиться успеха в науке, сделать научную карьеру и получить признание в обществе и международном научном сообществе. С этой целью необходимо постоянно проводить мероприятия по повышению своего имиджа и деловой репутации в соответствии со своими представлениями о желаемом успехе, отражаемыми в позиционировании себя, своих знаний и достижений в научном сообществе и в обществе в целом.
Бренд (репутация, имидж) стоматолога – специалиста, оказывающего стоматологическую помощь, – формируется на основании мнения потенциальных (реальных) пациентов, а также коллег-стоматологов. Основу бренда составляют профессиональный опыт, стаж работы, наличие сертификатов о повышении квалификации, статус университета, в котором было получено высшее образование, звание и использование современных стоматологических технологий, использование в работе современного оборудования и материалов. Важное значение имеют и личностные качества, формирующие личность врача с большой буквы. Однако практика показывает, что можно быть прекрасным специалистом, врачом и человеком и даже получить признание среди пациентов, но не добиться признания среди коллег, карьерного роста, материального благополучия. Как правило, это характерно для специалистов, считающих, что успех и процветание придут сами собой. Нет, над этим следует усердно работать. Успех, так же как и знания, не приходит сам по себе. Каждый бренд требует тщательной, кропотливой и длительной раскрутки, а каждый специалист (в т. ч. стоматолог) помимо обучения профессии нуждается в продвижении. Тогда придет и внешний успех, который принесет специалисту не только моральное удовлетворение от хорошо проделанной работы, но и внутреннее (материальный достаток, карьерный рост и т. д.). Раскрутка специалиста (брендирование) предполагает его продвижение путем выступления на конференциях, в прессе, стремление постоянно учиться новому, рассказывать о себе и своем опыте работы, рекламу своих достижений и даже саморекламу. Важное значение в продвижении бренда специалиста имеет Интернет и различные сетевые ресурсы. Рекламируя себя, в то же время следует быть честным и объективным. Продвинутые пользователи Интернета и потенциальные пациенты (тем более коллеги) без труда отличат заказные положительные отзывы в Интернете от реальных, так же как и отрицательные отзывы конкурентов. Малограмотное продвижение специалистов наносит только вред и имеет обратный эффект. Для грамотного продвижения следует активно использовать авторитетные СМИ (журналы, газеты), имеющие выход в Интернет.
Частные стоматологические центры и государственные стоматологические поликлиники также требуют своей раскрутки и брендирования. Появление частных стоматологических поликлиник и платных услуг, возможность свободного выбора врача и медицинского центра породили конкуренцию, которая автоматически предполагает необходимость рекламы своих услуг, формирования бренда стоматологических центров и поликлиник, а также специалистов, там работающих.
Бренд стоматологического центра включает в себя наличие и использование в своей работе современного оборудования и материалов, высококвалифицированных стоматологов, каждый из которых привносит свое имя в бренд организации, наличие помещений, отвечающих не только требованиям санитарных норм, но и представлениям пациентов о комфорте. Важное значение имеет расположение центра (поликлиники), транспортная доступность, рациональная организация труда и потоков посетителей, возможность получить стоматологическую помощь в удобное время и при срочной необходимости, наличие современной рентгенологической аппаратуры в центре, конкурентоспособные и обоснованные цены, вежливое и внимательное отношение к проблемам пациентов и многое другое.
Отличительные особенности центра, подчеркивающие его достоинства, формируют основу его бренда. Содержание бренда должно быть кратко и четко изложено в виде рекламы и других маркетинговых программ в Интернете, сетевых ресурсах, различных СМИ (профессиональные стоматологические журналы, массовые журналы и газеты, телевидение, радио), информационных буклетах, также следует прибегать к помощи «сарафанного радио» для формирования общественного мнения и т. д.
Многие руководители стоматологических центров совершенно напрасно игнорируют роль профессиональных стоматологических журналов. Ведь именно они в значительной мере формируют бренд центра в глазах своих коллег, профессионального сообщества стоматологов. Несомненно, реклама в этих журналах была бы полезна частным стоматологическим центрам: во-первых, государственные поликлиники могут направлять в частные центры сложных и требовательных пациентов, во-вторых, государственные поликлиники формируют своими кадрами штаты частных центров, в-третьих, профессиональное общение способствует повышению квалификации сотрудников центра, в-четвертых, реклама в специализированных журналах формирует бренд сотрудников центра и самого центра в глазах их коллег-профессионалов, в том числе тех, которые работают в ведущих вузах страны. К сожалению, следует отметить, что многие стоматологические центры даже не выписывают профессиональные стоматологические журналы, издаваемые в стране.
Репутация стоматолога-ученого, занимающегося научной и научно-педагогической деятельностью (его имидж, бренд), складывается в глазах его коллег и общественности по таким признакам, как научные достижения, изобретательская и публикационная активность, выступления на научных форумах, отзывы коллег и учеников; наличие научных регалий и заслуг, когда по имени можно сразу назвать область научных интересов ученого. Создание бренда ученого требует существенных интеллектуальных и материальных затрат, а также определенного времени для того, чтобы бренд сформировался и стал общеизвестным. Основой бренда ученого являются его научные исследования и достижения, их актуальность и новизна, практическая значимость и возможность реального воплощения, а также масштабность возможного использования. Однако получение значимых результатов – это только половина дела. Важно донести информацию о полученных результатах до широкой научной общественности и добиться признания. Как правило, продвижение научных результатов достигается через научные журналы, выступления на научных форумах, Интернет и СМИ. Здесь важны публикации не в любых, а только в ведущих (высокоцитируемых) научных журналах, выступления на значимых научных форумах (приглашение на научные конференции не всех подряд, а только значимых ученых).
Поскольку научные или иные достижения, выраженные в абсолютных значениях, трудно сравнивать, для сравнительной оценки стали использовать рейтинги (ТОП-100, ТОП-50 и т. д.). В настоящее время в различных областях широко используются разнообразные рейтинги для оценки деятельности и места, занимаемого определенным учреждением или личностью в своей сфере (рейтинги университетов, стран по различным показателям, спортсменов по различным видам спорта и т. д.). В науке в последнее время также стали широко использоваться рейтинги для сравнительной оценки различных научных коллективов, научных школ, вузов, ученых и научных журналов. В качестве одного из объективных критериев оценки научной деятельности и имиджа ученого, научного журнала или научного коллектива может использоваться цитируемость.
Раньше считалось, что публикация научной статьи уже является значимой конечной точкой научного исследования, без учета того, кто прочтет и кто будет использовать выдвинутые идеи. Теперь же высоко оценивается внедрение опубликованных идей в умы и реализованные действия других ученых, что можно отследить через цитируемость. Поскольку каждая библиографическая ссылка в явной или неявной форме содержит сведения об авторе и соавторах, название публикации (ключевые слова), ее составные элементы в контексте с элементами цитируемой статьи обеспечивают извлечение целого ряда аналитических данных о состоянии науки, ее социальной и когнитивной структуре. Библиографические ссылки являются своеобразными индикаторами информационных связей между научными документами и их авторами, необходимым условием этики научного творчества, критерием вклада отдельных ученых и научных коллективов в науку, степени их общественного признания и научного престижа. Считается, что цитируемые статьи (ссылки) могут служить в качестве маркеров важнейших идей, изобретений и технологий, в связи с этим цитирование можно использовать для картографирования науки. Традиция цитирования создает в науке своеобразную разновидность непрерывно действующей коллективной экспертной оценки, автоматически обеспечивающей компетентность экспертов (цитирующих авторов) и цитируемых авторов. Цитируемость является наиболее важным показателем значимости публикаций, научных журналов, ученых и научных коллективов [1–4, 6–15].
В последние годы цитируемость научных публикаций широко используется для оценки результативности НИР при распределении финансовых средств на этапе планирования НИР, выделении грантов, для выявления приоритетных направлений в науке, выдвижения, поощрения и аттестации научных кадров, в частности, при присуждении научных премий и даже при выдвижении в номинанты на соискание Нобелевской премии. Анализ цитирования позволяет определить вклад в мировую науку отдельных учреждений и ученых, решить, с кем из зарубежных исследователей следует наладить научные контакты. По нашему мнению, количество и структура пристатейных ссылок в определенной мере может характеризовать информационную емкость разработок и ту интеллектуальную среду, в которой работают авторы.
Возможно, цитируемость – не самый главный и объективный показатель оценки деятельности ученого и научного коллектива, но он заставляет о многом задуматься. Низкие показатели цитируемости ученого или научного коллектива свидетельствуют о том, что на конечных этапах научной деятельности имеются недостатки в оформлении результатов науки, их продвижении в практику, выборе журналов для опубликования, внедрении и международном сотрудничестве.
В настоящей статье оценен вклад ученых-стоматологов и научных стоматологических журналов Беларуси по их цитируемости. Кроме того, представлены основные направления действий ученых по повышению своего имиджа (бренда) и цитируемости.
Цитируемость ученых-стоматологов Беларуси
Исследование проводилось по базе данных eLIBRARY.ru за сентябрь 2015 и 2018 гг. (база данных РИНЦ дает на 3–5% заниженные по сравнению с eLIBRARY.ru данные и несколько иную последовательность результатов). В исследование включены 280 сотрудников стоматологических кафедр (17 кафедр) из числа профессорско-преподавательского состава, фамилии которых были представлены на официальных сайтах трех медицинских вузов Беларуси.
Установлено, что в сентябре 2018 года, по данным eLIBRARY.ru, из 280 стоматологов цитировалось 128 (45,7%) (табл. 1).
Таблица 1. Рейтинги цитируемости белорусских стоматологов, топ-50 (сентябрь, 2018 г.)
Ранг
|
Ф.И.О. ученого
|
Место работы
|
Сентябрь 2018 г.
|
Сентябрь 2015 г.
|
Кол-во ссылок
|
Индекс Хирша
|
Кол-во ссылок
|
Индекс Хирша
|
1.
|
Леус П.А.
|
БГМУ
|
1560
|
12
|
711
|
5
|
2.
|
Луцкая И.К.
|
БелМАПО
|
907
|
9
|
348
|
5
|
3.
|
Терехова Т.Н.
|
БГМУ
|
624
|
8
|
168
|
4
|
4.
|
Денисов Л.А.
|
БелМАПО
|
496*
|
8
|
н/д
|
н/д
|
5.
|
Рубникович С.П.
|
БелМАПО
|
464
|
12
|
90
|
3
|
6.
|
Дедова Л.Н.
|
БГМУ
|
442
|
8
|
182
|
4
|
7.
|
Наумович С.А.
|
БГМУ
|
410
|
6
|
192
|
4
|
8.
|
Попруженко Т.В.
|
БГМУ
|
311
|
4
|
126
|
2
|
9.
|
Артюшкевич А.С.
|
БелМАПО
|
302
|
3
|
151
|
2
|
10.
|
Юдина Н.А.
|
БелМАПО
|
270
|
5
|
71
|
2
|
11.
|
Денисова Ю.Л.
|
БГМУ
|
266
|
9
|
65
|
4
|
12.
|
Новак Н.В.
|
БелМАПО
|
252
|
5
|
87
|
3
|
13.
|
Походенько-Чудакова И.О.
|
БГМУ
|
194
|
4
|
105
|
3
|
14.
|
Борисенко Л.Г.
|
БГМУ
|
185
|
5
|
98
|
2
|
15.
|
Бутвиловский А.В.
|
БГМУ
|
180
|
4
|
85
|
3
|
16.
|
Казеко Л.А.
|
БГМУ
|
179
|
6
|
59
|
2
|
17.
|
Латышева С.В.
|
БГМУ
|
173
|
2
|
89
|
2
|
18.
|
Ивашенко С.В.
|
БГМУ
|
165
|
4
|
107
|
3
|
19.
|
Мельникова Е.И.
|
БГМУ
|
121
|
3
|
32
|
2
|
20.
|
Токаревич И.В.
|
БГМУ
|
108
|
3
|
29
|
2
|
21.
|
Мирная Е.А.
|
БГМУ
|
104
|
5
|
н/д
|
н/д
|
22.
|
Шаковец Н.В.
|
БГМУ
|
96
|
4
|
25
|
1
|
23.
|
Соломевич А.С.
|
БГМУ
|
96
|
5
|
16
|
2
|
24.
|
Полонейчик Н.М.
|
БГМУ
|
91
|
3
|
37
|
2
|
25.
|
Чухрай И.Г.
|
БелМАПО
|
87
|
2
|
27
|
2
|
26.
|
Манак Т.Н.
|
БГМУ
|
86
|
3
|
5
|
1
|
27.
|
Делендик А.И.
|
БГМУ
|
83
|
2
|
н/д
|
н/д
|
28.
|
Гунько И.И.
|
БГМУ
|
81
|
3
|
67
|
2
|
29.
|
Кандрукевич О.В.
|
БГМУ
|
81
|
4
|
13
|
2
|
30.
|
Хомич И.С.
|
БелМАПО
|
79
|
4
|
н/д
|
н/д
|
31.
|
Лобко С.С.
|
БГМУ
|
78
|
3
|
н/д
|
н/д
|
32.
|
Козловская Л.В.
|
БГМУ
|
69
|
4
|
39
|
3
|
33.
|
Кабанова А.А.
|
ВГМУ
|
65
|
4
|
20
|
2
|
34.
|
Яцук А.И.
|
БГМУ
|
62
|
3
|
5
|
1
|
35.
|
Михайловская В.П.
|
БГМУ
|
61
|
3
|
23
|
1
|
36.
|
Кавецкий В.П.
|
БелМАПО
|
59
|
2
|
22
|
2
|
37.
|
Полянская Л.Н.
|
БГМУ
|
58
|
3
|
30
|
2
|
38.
|
Лопатин О.А.
|
БелМАПО
|
57
|
3
|
16
|
1
|
39.
|
Александрова Л.Л.
|
БГМУ
|
53
|
3
|
22
|
2
|
40.
|
Кувшинов А.В.
|
БГМУ
|
52
|
2
|
20
|
2
|
41.
|
Кабанова С.А.
|
ВГМУ
|
51
|
4
|
н/д
|
н/д
|
42.
|
Марченко Е.И.
|
БГМУ
|
50
|
2
|
19
|
2
|
43.
|
Кушнер А.Н.
|
БГМУ
|
48
|
2
|
17
|
2
|
44.
|
Чернявский Ю.П.
|
ВГМУ
|
48
|
3
|
н/д
|
н/д
|
45.
|
Белик Л.П.
|
БГМУ
|
47
|
3
|
32
|
2
|
46.
|
Горбачева К.А.
|
БГМУ
|
47
|
3
|
16
|
2
|
47.
|
Федорова И.Н.
|
БГМУ
|
46
|
3
|
28
|
2
|
48.
|
Кармалькова Е.А.
|
БГМУ
|
44
|
2
|
11
|
2
|
49.
|
Барадина И.Н.
|
БелМАПО
|
42
|
2
|
н/д
|
н/д
|
50.
|
Третьякович А.Г.
|
БГМУ
|
40
|
1
|
н/д
|
н/д
|
Примечание: * – учтена цитируемость вместе с полными тезками; н/д – нет данных.
Из них цитируемость стоматологов, вошедших в ТОП-50, колебалась от 1560 до 40, а 78 стоматологов получили от 1 до 39 ссылки. Не цитировались 152 (54,3%) стоматолога, многие из которых не зарегистрированы в eLIBRARY.ru. Наиболее высокой была цитируемость сотрудников стоматологических кафедр БГМУ (7318 ссылок), далее следовали представители БелМАПО (3160 ссылок) и ВГМУ (314 ссылок). Наиболее высокая цитируемость отмечена у сотрудников кафедры 2-й терапевтической стоматологии БГМУ (зав. Т.Н. Манак) – 2332 ссылки, кафедры терапевтической стоматологии БелМАПО (зав. И.К. Луцкая) – 1820 ссылок, кафедры стоматологии детского возраста БГМУ (зав. Т.Н. Терехова) – 1666 ссылок и кафедры ортопедической стоматологии БГМУ (зав. С.А. Наумович) – 1113 ссылок (табл. 2).
Таблица 2. Цитируемость профессорско-преподавательского состава стоматологических кафедр медицинских вузов Беларуси (по базе данных eLIBRARY.ru, сентябрь, 2018 г.)
Наименование кафедры
|
Кол-во ссылок на сотрудников
|
Кол-во учтенных сотр.*/цитируемых сотрудников
|
Доля цитируемых сотрудников
|
Средняя цитируемость сотрудника
|
БГМУ
|
1-я тер. стоматологии
|
616
|
17/12
|
70,6
|
36,2
|
2-я тер. стоматологии
|
2332
|
17/13
|
76,5
|
137,2
|
3-я тер. стоматологии
|
1030
|
12/12
|
100
|
85,8
|
Общей стоматологии
|
124
|
26/5
|
19,2
|
4,8
|
Ортопедической стоматологии
|
1113
|
38/17
|
44,7
|
29,3
|
Стом. детск. возраста
|
1666
|
30/20
|
66,6
|
55,5
|
Хирур. стоматологии
|
267
|
8/5
|
62,5
|
33,8
|
Ортодонтии
|
118
|
16/2
|
12,5
|
7,4
|
Челюстно-лицевой хирургии
|
52
|
29/4
|
15,3
|
1,8
|
ИТОГО
|
7318
|
193/90
|
46,6
|
37,9
|
БелМАПО
|
Общей стоматологии
|
358
|
12/4
|
33,3
|
29,8
|
Терапевтической стоматологии
|
1820
|
14/10
|
71,4
|
130,0
|
Челюстно-лицевой хирургии
|
322
|
5/3
|
60,0
|
64,4
|
Ортопедической стоматологии и ортодонтии
|
660
|
16/8
|
50,0
|
41,2
|
ИТОГО
|
3160
|
47/25
|
53,2
|
67,2
|
Витебский государственный медицинский университет
|
Общей стоматологии
|
9
|
11/1
|
9,1
|
0,8
|
Стом. детск. возраста и ортодонтии
|
91
|
11/3
|
27,2
|
8,2
|
Терапевтической стоматологии
|
132
|
8/5
|
62,5
|
16,5
|
Челюстно-лицевой и хирургической стоматологии
|
82
|
10/4
|
40,0
|
8,2
|
ИТОГО
|
314
|
40/13
|
32,5
|
7,8
|
ВСЕГО
|
10792
|
280/128
|
45,7
|
38,5
|
* – количество научно-педагогических сотрудников по данным официальных сайтов вузов.
Цитируемость научных стоматологических журналов Беларуси
Любое периодическое издание, тем более научный журнал, является своеобразной визитной карточкой республики, индикатором уровня научной мысли. Доминирующее значение имеет содержательный аспект (контент журнала), формируемый главным образом авторами. В каждом номере научного журнала заложены многочисленные данные и знания, интегрированный интеллектуальный труд авторов и редакции.
В Беларуси издается четыре ежеквартальных научных стоматологических журнала (в России – 25, на Украине – 6). С учетом количества ученых-стоматологов в стране (потенциальных авторов) это число журналов – более чем достаточно и в некоторой степени превосходит публикационную возможность имеющихся в стране ученых. В Беларуси количество научных медицинских журналов, приходящихся на каждую тысячу ученых-медиков или врачей, существенно выше, чем в России, Украине, а тем более в других странах СНГ. В Беларуси более 3000 стоматологов, 17 стоматологических кафедр в 3 вузах, более 200 стоматологических поликлиник, отделений и кабинетов, более 600 частных стоматологических центров, однако, судя по тиражам журналов, многие стоматологи не подписываются на них и, соответственно, не читают. Знание цитируемости журналов важно для потенциальных авторов, которые должны ориентироваться в этом многообразии и, публикуя в них свои статьи, знать, какие возможности дает им публикация в том или ином журнале в отношении престижности, цитируемости, ускоренного продвижения новых идей и технологий, охвата той или иной аудитории.
Цитируемость научных изданий зависит от двух основных факторов: доступности журнала для большого числа ученых (то есть от тиража и доступности журнала за рубежом хотя бы через Интернет) и наличия в журнале публикаций, достойных цитирования (то есть от того, каких авторов и какие статьи привлекает редакция в свой журнал).
Таблица 3. Рейтинги цитируемости стоматологических журналов Беларуси
по базе данных eLIBRARY.ru (сентябрь, 2018 г.)
Ранг
по цит.
|
Список журналов
|
Кол-во ссылок
на журнал
|
Индекс Хирша
|
Самоцитирование журнала, за 2 года, %
|
Число просмотров статей за год
по eLIBRARY.ru
|
Число просмотров статей за год по КиберЛенинке
|
1.
|
Современная стоматология (Минск)
|
1049
|
5
|
3,4
|
3447
|
54730
|
2.
|
Стоматологический журнал
|
917
|
6
|
Нет данных
|
–
|
–
|
3.
|
Стоматолог (Минск)
|
289
|
10
|
100,0
|
3634
|
–
|
4.
|
Стоматология. Эстетика. Инновации
|
6
|
0
|
Нет данных
|
–
|
–
|
Очень важен отбор и экспертиза публикуемых работ. Целесообразным представлялась бы более тщательная экспертиза публикуемых работ не только в научных журналах, но и на ученых советах по месту выполнения этих работ.
Еще одним показателем значимости научных журналов является вхождение его в международные базы данных, такие как КиберЛенинка и eLIBRARY.ru. Таким образом, надо не наращивать число издаваемых в стране журналов, а обратить внимание на их качественное развитие и международное распространение.
Наиболее цитируемым изданием оказался журнал «Современная стоматология» – 1049 ссылок, по индексу Хирша приоритет у журнала «Стоматолог», однако у этого издания процент самоцитирования равен 100, а у журнала «Современная стоматология» – 3,4%. Очень важно для цитируемости, насколько видимы статьи в журналах через Интернет. Этому способствует размещение журналов в электронных библиотеках открытого доступа, в частности, eLibrary.ru и КиберЛенинке. По показателям видимости полных текстов статей и их востребованности приоритет у журнала «Современная стоматология»: число просмотров в 2017 году составляет 3447 (по eLIBRARY.ru) и 54730 (КиберЛенинка).
Заключение
Итак, вышеприведенные данные показывают, что цитируемость стоматологов Беларуси повышается параллельно росту публикационной активности. Одновременно растет удельная цитируемость среднестатистического ученого и его статей. Всего за 3 года цитируемость выросла в 2–3 раза. Причем она увеличивается не только за счет количественного роста числа публикаций, но и за счет улучшения качества статей, повышения их доступности, в том числе в Интернете, читаемости публикаций и расширения междисциплинарных и международных связей. Однако до сих пор не цитируется более 50% стоматологов, а большая часть цитированных ученых относится к категории малоцитируемых (цитируются от 1 до 10 раз).
Для исследования цитируемости в странах СНГ целесообразнее использовать eLIBRARY.ru, чем Scopus или любую другую базу данных дальнего зарубежья, вхождение в которые необоснованно затруднено и политизировано, требует существенной перестройки формата журналов под требования англоязычных периодических изданий.
Причины низкой цитируемости (нецитируемости) публикаций ученых стран СНГ:
1) несовершенство инструментов оценки цитируемости (электронные базы данных), естественные неточности и ошибки компьютеров. Хотя разночтения транслитерации фамилий белорусских авторов в eLIBRARY.ru быть не должно, тем не менее, возможны случаи, когда цитируемость белорусского автора может быть отнесена его однофамильцу из России или Украины (возможен и обратный вариант). Кроме того, поскольку в разных странах есть журналы с одинаковыми названиями, то возможна путаница в цитируемости как самих журналов, так и их авторов. Поскольку авторы по-разному указывают место своей работы или работают и публикуются от лица разных организаций, очень сложным является учет цитируемости научных организаций. В Scopus отмечаются существенные ошибки, связанные с транслитерацией кириллицы в латиницу;
2) публикации не цитируются, если идеи, в них заложенные, не воспринимаются мировым сообществом ученых (например, устарели или, наоборот, опережают мировой уровень развития науки);
3) статьи опубликованы в малоизвестных, малотиражных журналах, не расписываемых в eLIBRARY.ru, или в тезисах докладов, материалах конференций. То есть статьи – труднодоступны как для ученых, которые могли бы их прочесть и процитировать, так и для eLIBRARY.ru, обеспечивающей возможность учета цитирования;
4) авторы, как правило, не знают, что в настоящее время резюме, ключевые слова, однотипно написанное наименование организаций-исполнителей нужны не столько людям (ученым-читателям), сколько компьютерам и поисковым системам Интернета. От грамотно составленного резюме и выходных данных статьи во многом зависит не только цитируемость, но и попадание публикации в верхние строки поисковых систем Интернета и в международные базы данных;
5) статьи могут не цитироваться по причине неясно изложенной сути исследования, отсутствия четких выводов;
6) статус ученого оказывает существенное влияние на цитируемость. Хотя можно предположить, что именно цитируемость, а также то, что она характеризует, во многом определяет статус ученого. Лидеры крупных научных школ цитируются значительно чаще обычных ученых, работающих в небольших, малоизвестных научных коллективах;
7) публикации из области фундаментальных исследований цитируются значительно чаще, чем публикации прикладного характера;
8) причины, связанные с культурой, этикой и практикой цитирования, широтой и глубиной знаний цитирующего автора. Цитирование является неотъемлемой частью научной этики, своеобразной данью вежливости по отношению к своим коллегам, знания и опыт которых позволили автору выполнить исследование, интерпретировать полученные данные. К сожалению, очень часто ученые не следуют этому правилу, ссылаясь преимущественно на работы ведущих зарубежных ученых. Вероятно, авторы считают, что тем самым они повышают рейтинг своей публикации. Ошибочно считается, что если в списке литературы одни иностранные авторы, то это исследование соответствует мировой новизне. Существующая практика, этика и культура цитирования в определенной степени снижают цитируемость белорусских ученых и искусственно повышают цитируемость зарубежных авторов и журналов. На публикации конкурирующих научных школ также не принято ссылаться, разве что в критическом аспекте. Высокая цитируемость научного журнала или ученого не всегда свидетельствует о важном вкладе в науку: необходимо выяснить процент самоцитирования, перекрестного (договорного) цитирования подчиненными и другие факторы;
9) цитируемости публикаций препятствуют: информационный шум, отсутствие доступа к публикациям, языковой и географический барьеры, низкий информационный уровень публикующего журнала (малый тираж, отсутствие сайта, резюме, ключевых слов в публикациях), а также содержательный уровень самой статьи;
10) очень важный фактор: чтобы цитироваться в eLIBRARY.ru, необходимо быть там зарегистрированным.
Сами по себе наукометрические показатели (в том числе цитируемость) мало о чем говорят, но о многом заставляют задуматься, особенно руководителей научных организаций, отраслевой науки, академии наук и ВАК. Отсутствие цитируемости у определенных ученых, научных организаций и журналов косвенно свидетельствует о некоторых недочетах в организации научно-исследовательского процесса.
Научные организации и фонды, ведомства, ВАК должны активно использовать анализ цитирования в качестве критерия оценки научного вклада и распределения финансовых средств при планировании НИР, выдвижения, поощрения и аттестации научных кадров, оценки результативности НИР, ученых, научных коллективов, выявления приоритетных направлений в науке. При аттестации научных кадров (научных учреждений) должен действовать принцип: «Не важно, сколько ты опубликовал работ, важно, сколько раз, где и кто тебя процитировал». Рейтинги цитируемости должны быть известны в каждом научноисследовательском учреждении (НИУ), Ученом совете, ВАКе. Продвижение своих статей в Интернете становится творческой технологией, которую должен освоить и активно использовать каждый ученый. Индивидуальная цитируемость ученого является составной частью его научного статуса. Цитируемость должна существенным образом определять карьерный рост ученого и указываться в его аттестационных характеристиках и научных отчетах. Исследование цитируемости должно стать одним из важнейших наукометрических индикаторов оценки и мониторинга результативности научной деятельности как отдельных ученых, так и научных коллективов, научных школ, отраслевой, академической и вузовской науки.
Каждый ученый должен знать основы научного менеджмента и активно использовать его в своей работе, в продвижении своих идей и своего имиджа (бренда) в научном (в том числе международном) сообществе. Цитируемость и рейтинги цитируемости являются важной составляющей бренда ученого, научной организации и научного журнала. При этом основной фигурой в процессах цитирования является ученый, представляющий определенную научную организацию и публикующийся в определенных научных журналах. Высокоцитируемые и статусные ученые повышают статус, цитируемость и уровень выполняемых в научной организации работ и, наоборот, уровень научной организации формирует становление ученых с высоким статусом и цитируемостью.
В целом, создание собственной стратегии продвижения научных результатов и формирование положительной репутации ученого (бренда) включают:
• проведение адекватного патентно-информационного исследования при планировании НИР с постановкой задачи на получение результата, обладающего мировой новизной, высокой экономической и практической значимостью. Снижение планки при планировании не позволит ни повысить уровень бренда, ни даже добиться цитирования;
• выполнение НИР на высоком профессиональном уровне: в соответствии с требованиями международных научных сообществ, с использованием современного научного оборудования, методик и реактивов, с постановкой требуемых контролей. Проведение статистической обработки полученных результатов в соответствии с требованиями международного сообщества ученых;
• публикуя статью, не забывайте, что вы не только информируете мировое сообщество ученых (программа-минимум стран СНГ) о полученных результатах, но и формируете в своих статьях свой бренд, свою научную репутацию. Следует публиковать только качественные статьи по принципу: лучше меньше статей, но хорошего качества, чем много статей с фрагментированными результатами, небрежно и в спешке подготовленных. Хорошая статья, ориентированная на бренд, – это публикация, которая начинается с громкого, емкого и интригующего названия. Так как поисковики Интернета и автоматизированные базы данных (БД)ориентируются преимущественно на заглавие статей, резюме (аннотацию) и ключевые слова, следует обратить особое внимание на качество этих структурных элементов статьи в плане их информационной емкости. Поскольку резюме (аннотация) к статье дает публикации вторую жизнь в автоматизированных БД и Интернете, крайне важно изложить их так, чтобы это были статьи в миниатюре и содержали конкретные данные о полученных результатах, которые могут быть процитированы без прочтения самой статьи. Статья должна начинаться с актуальности проблемы и микрообзора по теме, сжатого по объему и емкому по содержанию. Цели и задачи должны соответствовать заглавию и содержанию работы. Методы должны быть современными и точными, материалы адекватно представлены и описаны, статистические методы аргументированы. Результаты собственных исследований могут быть представлены в таблицах, графиках и рисунках. Текстовое изложение иллюстративного материала не должно полностью повторять данные, изложенные в таблицах, рисунках, графиках. Большинство авторов представляют иллюстративные материалы в цвете, хотя известно, что, как правило, журналы публикуют их в черно-белом варианте. Это требует их дополнительной переработки или снижает качество иллюстраций. Статья должна иметь разделы «Обсуждение» и «Заключение» («Выводы»). Выводы нумеруются, в них кратко приводятся основные положения статьи, но не копируются полностью отдельные фрагменты статьи; их количество не должно, как правило, превышать 3–5 пунктов. Литература готовится по требованиям редакции, в которую вы планируете отправить свою статью. Общее оформление также зависит от требований журнала (если он входит в Scopus, требования значительно отличаются по формату аннотации, списку литературы и т.д.);
• выбор журнала для публикации. Если вы хотите продвинуть свой бренд в дальнем зарубежье, публикуйте свои статьи на английском языке в наиболее цитируемых и доступных для вас журналах из списка Scopus. Если вы свой бренд продвигаете в странах СНГ, то следует публиковаться в наиболее цитируемых журналах, входящих в eLIBRARY.ru, сначала в Беларуси, а затем в России (можно и в других странах, если вы хотите иметь там свой бренд). Бренд зависит не только от значимости статьи (ее содержания), но и от того, сколько ученых и каких именно увидят эту статью, сколько прочтут и сколько ее процитируют, то есть напрямую зависит от тиража журнала и его видимости в Интернете, а также значимости (цитируемости) журнала (индекс Хирша, импакт-фактор и т. д.). Поэтому не следует публиковаться в малотиражных и малоцитируемых журналах, особенно, если они не размещены в базах данных открытого доступа (КиберЛенинка, eLIBRARY.ru), – это абсолютная потеря времени и усилий;
• участие в работе научных форумов. Если вы собираетесь использовать научные форумы для продвижения своего бренда, следует не только «на других посмотреть», но и «себя показать»: участвуйте в выступлениях, выступайте в прениях и дискуссиях, задавайте вопросы, подготовьте содержательный, желательно дискутабельный доклад, вовлекайте слушателей в дискуссию, участвуйте в работе комиссий и других мероприятиях, проводимых в рамках научных форумов. Не забывайте, что для того, чтобы вас активно приглашали на различные научные форумы, следует и самому организовывать подобные мероприятия и приглашать на них ведущих ученых;
• спонсоры и гранты. Не вступая в конфликт интересов, следует активно искать спонсоров для финансирования зарубежных стажировок, посещения съездов, проведения научных исследований, повышения квалификации, доступа к зарубежным базам данных и электронным библиотекам. Во многих странах, в том числе в нашей, есть научные фонды и благотворительные организации, готовые оказать материальную и иную помощь молодым и перспективным исследователям и предоставить грант под определенную идею. Получение спонсорской помощи и грантов, с одной стороны, способствуют продвижению вашего бренда, с другой стороны, – ваш бренд позволяет получить гранты и спонсорскую помощь;
• Интернет во всех его проявлениях (профессиональные порталы, блоги, различные сети, электронные мультимедийные журналы открытого доступа, электронные библиотеки и т. д.) является важным этапом в продвижении новых идей, технологий, умений, знаний и брендов. Необходимо активно размещать свои научные публикации на сайтах, в журналах с открытым доступом, входящих в электронные библиотеки типа КиберЛенинка, участвовать в дискуссиях и обсуждениях в профессиональных сетях. Приветствуется создание собственных сайтов и блогов. Все это будет способствовать повышению вашей цитируемости и известности. К сожалению, в современном Интернете более половины информации по проблемам медицины написано блогерами, не имеющими медицинского образования;
• важное значение в продвижении бренда ученых является их выступление в средствах массовой информации (телевидение, радио, газеты и журналы) с популяризацией своих идей. Одновременно это способствует внедрению новшеств;
• выборные должности и общественная работа хотя и отвлекают исследователя от науки, но способствуют продвижению его идей и имиджа. Научные регалии, присуждение научных наград и премий – все это этапы продвижения ученого по карьерной лестнице и продвижения его идей, технологий и бренда;
• чтобы быть процитированной, статья должна: содержать конкурентоспособные идеи и технологии, быть опубликована в журнале с большим тиражом, широкой географией распространения по странам (в том числе через Интернет), с высокой читаемостью, содержать не только русскоязычный, но и англоязычный фактографический реферат, позволяющий цитировать статью без ее прочтения (из-за незнания русского языка или при использовании реферативных журналов или реферативных баз данных), а также информативные ключевые слова для поисковиков Интернета и баз данных. Важное значение имеют неформальные связи между цитирующим и цитируемым авторами, концептуальное отношение цитирующего автора к определенным идеям и технологиям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Березкина Н.Ю., Хренова Г.С. Анализ публикационной активности ученых Беларуси с использованием базы данных Web of Science // Информационные ресурсы России. – 2008. – №4. – С.5.
2. Березкина Н. Как сделать, чтобы нас цитировали // Наука и инновации. – 2013. – №1. – С.8–10.
3. Гарфилд Ю. Можно ли выявить и оценивать научные достижения и научную продуктивность // Вестник АН СССР. – 1982. – №7. – С.42–50.
4. Кара-Мурза С.Г. Цитирование в науке и подходы к оценке научного вклада // Вестник АН СССР. – 1981. – №5. – С.68–75.
5. Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. – Киев: Ваклер, 2001. – 493 с.
6. Маршакова И.В. Система цитирования научной литературы как средство слежения за развитием науки. – М.: Наука, 1988. – 288 с.
7. Маршакова-Шайкевич И.В. Библиометрическая оценка российских естественнонаучных журналов // Вестник РАН. – 2003. – №9. – С.788–796.
8. Стародубов В.И., Кузнецов С.Л., Куракова Н.Г., Цветкова Л.А. Представленность публикаций ученых РАМН в Web of Science: оценка текущих показателей и перспектив их увеличения // Вестник РАМН. – 2012. – №9. – С.59–64.
9. Титов Л.П. Современные тенденции развития медицинской науки и факторы, способствующие профессиональному росту ученых // Здравоохранение. – 2012. – №7. – С.55–61.
10. Хайтун С.Д. Наукометрия: состояние и перспективы. – М.: Наука, 1983. – 344 с.
11. Шарабчиев Ю.Т. Анализ цитируемости публикаций как один из критериев оценки эффективности научной деятельности (на примере ученых-медиков Беларуси) // Здравоохранение Белоруссии. – 1987. – №4. – С.25–28.
12. Шарабчиев Ю.Т. Коммуникации в науке: социометрический аспект. – Минск: Право и экономика, 1995. – 256 с.
13. Шарабчиев Ю.Т. Иммунология: картография научной дисциплины во 2-й половине ХХ века // Медицинские новости. – 2009. – №5. – С.17–27.
14. Шарабчиев Ю.Т., Гук О.С. Научные медицинские журналы Беларуси: какие они? // Медицинские новости. – 2012. – №3. – С.11–18.
15. Шарабчиев Ю.Т. Использование наукометрических методов для мониторинга продуктивности научной деятельности // Международные обзоры: клиническая практика и здоровье. – 2013. – №4. – С.118–133 (электронный журнал, интернет-ресурс http://www.obzory.mednovosti.by).
REFERENCES
1. Berezkina N.Yu., Khrenova G.S. Analiz publikatsionnoy aktivnosti uchenykh Belarusi s ispol’zovaniyem bazy dannykh Web of Science [Analysis of the publication activity of scientists of Belarus using the Web of Science database]. Informatsionnyye resursy Rossii, 2008, vol.4, p.5. (in Russian).
2. Berezkina N. Kak sdelat’, chtoby nas tsitirovali [How to make us be quoted]. Nauka i innovatsii, 2013, vol.1, pp.8–10. (in Russian).
3. Garfild Yu. Mozhno li vyyavit’ i otsenivat’ nauchnyye dostizheniya i nauchnuyu produktivnost’ [Is it possible to identify and evaluate scientific achievements and scientific productivity]. Vestnik AN SSSR, 1982, vol.7, pp.42–50. (in Russian).
4. Kara-Murza S.G. Tsitirovaniye v nauke i podkhody k otsenke nauchnogo vklada [Citation in science and approaches to the evaluation of scientific contribution]. Vestnik AN SSSR, 1981, vol.5, pp.68–75. (in Russian).
5. Korol’ko V.G. Osnovy pablik rileyshnz [Basics of public relations], Kiyev: Vakler, 2001, 493 p. (in Russian).
6. Marshakova I.V. Sistema tsitirovaniya nauchnoy literatury kak sredstvo slezheniya za razvitiyem nauki [The system of citation of scientific literature as a means of tracking the development of science], M.: Nauka, 1988, 288 p. (in Russian).
7. Marshakova-Shaykevich I.V. Bibliometricheskaya otsenka rossiyskikh yestestvennonauchnykh zhurnalov [Bibliometric evaluation of Russian natural science journals]. Vestnik RAN, 2003, vol.9, pp.788–796. (in Russian).
8. Starodubov V.I., Kuznetsov S.L., Kurakova N.G., Tsvetkova L.A. Predstavlennost’ publikatsiy uchenykh RAMN v Web of Science: otsenka tekushchikh pokazateley i perspektiv ikh uvelicheniya [Representation of publications of scientists of the Russian Academy of Medical Sciences in the Web of Science: evaluation of current indicators and prospects for their increase]. Vestnik RAMN, 2012, vol.9, pp.59–64. (in Russian).
9. Titov L.P. Sovremennyye tendentsii razvitiya meditsinskoy nauki i faktory, sposobstvuyushchiye professional’nomu rostu uchenykh [Modern trends in the development of medical science and factors contributing to the professional growth of scientists]. Zdravookhraneniye, 2012, vol.7, pp.55–61. (in Russian).
10. Khaytun S.D. Naukometriya: sostoyaniye i perspektivy [Scientometrics: state and prospects]. M.: Nauka, 1983, 344 p. (in Russian).
11. Sharabchiyev Yu.T. Analiz tsitiruyemosti publikatsiy kak odin iz kriteriyev otsenki effektivnosti nauchnoy deyatel’nosti (na primere uchenykh-medikov Belarusi) [Analysis of the citation of publications as one of the criteria for evaluating the effectiveness of scientific activity (on the example of medical scientists in Belarus)]. Zdravookhraneniye Belorussii, 1987, vol.4, pp.25–28. (in Russian).
12. Sharabchiyev Yu.T. Kommunikatsii v nauke: sotsiometricheskiy aspekt [Communication in science: sociometric aspect]. Minsk: Pravo i ekonomika, 1995, 256 p. (in Russian).
13. Sharabchiyev Yu.T. Immunologiya: kartografiya nauchnoy distsipliny vo 2-y polovine KHKH veka [Immunology: cartography of a scientific discipline in the 2nd half of the twentieth century]. Meditsinskiye novosti, 2009, vol.5, pp.17–27. (in Russian).
14. Sharabchiyev Yu.T., Guk O.S. Nauchnyye meditsinskiye zhurnaly Belarusi: kakiye oni? [Immunology: cartography of a scientific discipline in the 2nd half of the twentieth century]. Meditsinskiye novosti, 2012, vol.3, pp.11–18. (in Russian).
15. Sharabchiyev Yu.T. Ispol’zovaniye naukometricheskikh metodov dlya monitoringa produktivnosti nauchnoy deyatel’nosti [Using scientometric methods for monitoring the productivity of scientific activity]. Mezhdunarodnyye obzory: klinicheskaya praktika i zdorov’ye, 2013, vol.4, pp.118–133. http://www.obzory.mednovosti.by (in Russian).
Конфликт интересов
Согласно заявлению автора, конфликт интересов отсутствует.
Современная стоматология. – 201. – №4. – С. 37-44.
Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.