Внимание! Статья адресована врачам-специалистам
Zeynalov A.E.
Azerbaijan Medical University, Baku
Clinical-psychopathological aspects of neurotic disorders in children
and adolescents with perinatal damage of the CNS
Резюме. В процессе исследования 52 детей с перинатальным поражением ЦНС нами были рассмотрены невротические и неврозоподобные расстройства в рамках развития так называемого церебро-астенического синдрома у детей, получивших поражение в перинатальном, натальном и постнатальном периоде. Наиболее частыми расстройствами высшей нервной деятельности являются неврозы, такие как неврастения, неврозы страха и навязчивых состояний, имеющие разграниченную симптоматику в зависимости от возраста. В дошкольном периоде в основном преобладает фобическое тревожное расстройство детского возраста (7,6%), в раннем школьном периоде имеет место так называемый школьный невроз (5,8%), для подросткового периода более характерны страх возможной болезни и смерти (9,7%). При неврозе навязчивых состояний выявляются навязчивые тики, жестикуляции (11,5%). В раннем школьном периоде навязчивые расстройства у детей проявляются в виде навязчивых движений головой, руками, навязчивых мыслей, навязчивого мытья рук и т.п. (7,6%). Частота астенического невроза у детей и подростков в наших наблюдениях превышает число неврозов страха и навязчивых состояний и чаще всего встречается в раннем школьном и пубертатном периодах (20,2%). Депрессивный невроз у детей с перинатальным поражением ЦНС наблюдается в основном в пубертатном периоде (9,7%). В 15,4% наблюдений встречался истерический невроз с сочетанием своеобразных истерических черт характера с рядом двигательных, чувствительных и висцеральных расстройств. Нередко наблюдались также истерические припадки – они возникали в связи с воздействиями психотравмирующих факторов. Такие неврозы, как заикание, тики и неорганический энурез, встречались очень часто (23% наблюдений) и практически всегда имели в анамнезе те или иные нарушения. В патогенезе невротического заикания имеют место локальные судорожные проявления, весьма характерные для отдаленного периода перинатального поражения ЦНС у детей. Их возникновение патофизиологи связывают с нарушением функционально-динамических и функционально-структурных связей в коре головного мозга.
Разнообразие клинической симптоматики при разных формах детских неврозов на первый взгляд не может иметь общую основу, но мы рискнем предположить, что имеющееся в анамнезе перинатальное поражение ЦНС в рассмотренных нами клинических случаях играет немаловажную роль при развитии патологии высшей нервной деятельности у детей. Судя по результатам наших исследований, поведенческие и эмоциональные расстройства чаще наблюдаются у детей с отягощенным анамнезом, имеющих неврологическую симптоматику в младенчестве и сопутствующие соматовегетагивные нарушения. Данные нарушения во всех случаях наступают вследствие родовой травмы и внутриутробного травматизма.
Ключевые слова: перинатальное поражение ЦНС, невротические расстройства, фобии, истерия, депрессивный невроз, внутриутробный травматизм, гипоксия плода.
Медицинскиеновости. – 2018. – №8. – С. 85–88.
Summary. In the study of 52 children with a perinatal CNS lesion, we examined neurotic and neurosis-like disorders within the framework of the development of the so-called cerebro-asthenic syndrome in children who were injured in the perinatal, natal and postnatal period. The most frequent disorders of higher nervous activity are neuroses, such as neurasthenia, anxiety and obsessive-compulsive disorder, with differentiated symptoms depending on age. In the pre-school period, the predominantly phobic anxiety disorder in childhood (7.6%), in the early school period there was a so-called school neurosis (5.8%), for the adolescent period, the fear of a possible illness and death was more characteristic (9.7%). With the obsessive-compulsive disorder, such obsessive tics, gestures (11.5%) were detected. In the early school period, obsessive-compulsive disorders in children were manifested in the form of obsessive head movements, hands, obsessive thoughts, obsessive hand washing, etc. (7.6%). The frequency of asthenic neurosis in children and adolescents in the presence of this nosology in our observations exceeded the number of neuroses of fear and obsessive states and was most often met in early school and pubertal periods (20.2%). Depressive neurosis in children with perinatal CNS lesions was observed mainly in the pubertal period (9.7%). In 15.4% of cases, a hysterical neurosis was observed with a combination of peculiar hysterical traits of character with a series of motor, sensitive and visceral disorders. Often there were also hysterical seizures – they arose in connection with the effects of psychotraumatic factors. Such neuroses as stammering, tics and inorganic enuresis were very common (23% of observations) and almost always had a history of certain violations. In the pathogenesis of neurotic stuttering, there are local convulsive manifestations, which are very characteristic for a remote period of perinatal involvement of the central nervous system in children. Their occurrence pathophysiologists associate with the violation of functional-dynamic and functional-structural connections in the cerebral cortex.
The variety of clinical symptoms in different forms of children’s neuroses may not at first sight seem to have a common basis, but we venture to assume that the history of perinatal CNS involvement in the cases examined by us plays an important role in the development of the pathology of higher nervous activity in children. Judging by our research, behavioral and emotional disorders are more often observed in children with a history of heaviness, having neurologic symptoms in infancy and concomitant somatovegetaginal disorders. These violations in all cases occur because of the birth trauma and intrauterine trauma.
Keywords: perinatal lesion of the central nervous system, neurotic disorders, phobias, hysteria, depressive neurosis, intrauterine traumatism, fetal hypoxia.
Meditsinskie novosti. – 2018. – N8. – P. 85–88.
Перинатальные поражения нервной системы – группа патологических состояний, обусловленных воздействием на плод (новорожденного) неблагоприятных факторов в антенатальном периоде, во время родов и в первые дни после рождения [1, 3, 4, 21, 25]. Осложненное течение беременности и родов является одной из основных причин возникновения заболеваний и патологических отклонений у детей не только в неонатальном периоде, но и на последующих этапах развития. Результаты эпидемиологических исследований однозначно свидетельствуют об их ведущей роли в развитии разнообразных психоневрологических нарушений, приводящих в дальнейшем к социально-биологической дезадаптации детей, вплоть до инвалидизации [2, 8, 15–17, 22, 26–31].
Большая часть заболеваний нервной системы у детей возникает на разных стадиях внутриутробного развития и реализуется в перинатальном периоде [13, 14, 26]. Эта группа болезненных состояний характеризуется нарушением нейродинамических процессов, в этиологии которых имеют доминирующее значение две группы факторов – экзогенные и эндогенные. Чаще всего причиной заболевания служит их сочетание. К числу экзогенных факторов относятся перинатальные поражения ЦНС, к эндогенным – конституционально-наследственные особенности нервной системы. У обследованных групп детей в клинической картине доминирующее место занимали признаки органического поражения ЦНС, проявляющиеся утомляемостью, легкой отвлекаемостью, истощаемостью активного внимания, нарушением сна, снижением памяти. В некоторых случаях преобладали тревожно-мнительные черты, неуверенность в своих действиях, неуверенность в себе.
Цель исследования – изучить клинико-психопатологические особенности невротических расстройств у детей с перинатальным поражением ЦНС.
Материалы и методы
В соответствии с целью и задачами исследования в процессе изучения невротических расстройств в детском и подростковом периоде у детей с перинатальным поражением ЦНС (52 ребенка) был проанализирован целый ряд клинических симптомокомплексов и отдельных клинических проявлений.
Результаты и обсуждение
В процессе исследования нами было проведено разграничение нарушений высшей нервной деятельности и сомато-вегетативных расстройств у детей дошкольного возраста и подростков и проведена параллель с наличием родовой травмы в анамнезе. Были рассмотренны невротические и неврозоподобные расстройства в рамках развития так называемого церебро-астенического синдрома у детей, получивших поражение в перинатальном, натальном и постнатальном периоде [5] (табл. 1).
Таблица 1. Характеристика невротических расстройств у детей с перинатальным поражением ЦНС
Невротические
расстройства
|
Абс. число
|
%
|
F48.0 Неврастения
|
9
|
17,3
|
F42.2 Невроз навязчивых состояний
|
8
|
15,4
|
F40.2 Невроз страха
|
8
|
15,4
|
F93.1 Фобическое тревожное расстройство в детском возрасте
|
8
|
15,4
|
Истерический невроз
|
8
|
15,4
|
Депрессивный невроз
|
5
|
9,6
|
F98.0 Энурез неорганической природы
|
6
|
11,5
|
Всего
|
52
|
100
|
С нашей точки зрения, существует тесная взаимосвязь между наличием невротических расстройств с особенностями психического развития у детей. Наиболее частыми расстройствами высшей нервной деятельности являются неврозы, такие как неврастения, неврозы страха и навязчивых состояний, имеющие разграниченную симптоматику в зависимости от возраста [20] (табл. 2).
Таблица 2. Характеристика невротических расстройств у детей с перинатальным поражением ЦНС в зависимости от возраста
Возраст больных
|
Невротические расстройства
|
Абс. число
|
%
|
До 5 лет
|
F93.1 Фобическое тревожное расстройство
в детском возрасте (страх темноты, одиночества)
|
4
|
7,6
|
F98.0 Энурез неорганической природы
|
4
|
7,6
|
F42.2 Невроз навязчивых состояний (невротические
заикание, тики, навязчивые жестикуляции и т.п.)
|
6
|
11,5
|
От 5
до 10 лет
|
F98.0 Энурез неорганической природы
|
2
|
3,9
|
F40.2 Невроз страха (школьный невроз,
навязчивый страх за близких, страх заражения)
|
3
|
5,8
|
F48.0 Неврастения
|
6
|
11,5
|
F42.2 Невроз навязчивых состояний (навязчивые движения головой, руками, навязчивые мысли, навязчивое мытье рук)
|
4
|
7,6
|
От 10
до 14 лет
|
F48.0 Неврастения
|
5
|
9,7
|
F40.2 Невроз страха (страх заболеть, смерти)
|
5
|
9,7
|
Истерический невроз
|
8
|
15,4
|
Депрессивный невроз
|
5
|
9,7
|
Если у обследованных детей в дошкольном периоде в основном преобладало фобическое тревожное расстройство детского возраста (7,6%) в виде страхов темноты, одиночества, разных придуманных образов, для которых было характерно приступообразное возникновение, то в раннем школьном периоде имел место так называемый школьный невроз (5,8%), характеризующийся страхом перед учителем и доской, трудностью ассоциирования в классе с четкой дисциплиной и режимом. Для подросткового периода были более характерны страх возможной болезни и смерти (9,7%). Иногда эти страхи основывались на наблюдениях тяжелых болезней и смертных случаев у близких и знакомых, иногда являлись следствием прочитанного и увиденного. Во всех случаях страх носил навязчивый характер. Исход фобического невроза – чаще всего развитие невротической личности с сохранением предметного характера невроза [11]. Что касается невроза навязчивых состояний, то выявлено, что у обследованных детей в дошкольном периоде выявлялись такие навязчивые движения, как тики, когда ребенок часто моргает, совершает мимические действия, а также навязчивые жестикуляции (11,5%). В раннем школьном периоде навязчивые расстройства у детей проявлялись в виде навязчивых движений головой, руками, навязчивых мыслей, навязчивого мытья рук и т.п. (7,6%). Надо отметить, что указанные расстройства нередко сочетались с разного рода фобиями и представляли полную картину развития психической дезорганизации. При этом ребенок пытался справиться с патологией, стыдился ее проявлений и практически всегда его переживания сопровождались тревогой и страхом.
Частота встречаемости астенического невроза у детей и подростков в наших наблюдениях превышала число неврозов страха и навязчивых состояний, чаще всего астенический невроз встречался в раннем школьном и пубертатном периодах (20,2%). Здесь отмечались симптомы, характерные для астенического синдрома. Родители часто жаловались на подавленное настроение у ребенка, его стремление к одиночеству, общую замедленность мышления и движений и при этом на имеющую место раздражительность, эмоциональную неустойчивость, агрессивность. Наряду с этим имели место жалобы на нарушение аппетита, тревожный сон с вздрагиваниями, упорные головные боли и бессонницу. У детей часто наблюдались страхи, повышенная плаксивость.
Депрессивный невроз у детей с перинатальным поражением ЦНС наблюдался в основном в пубертатном периоде (9,7%) и проявлялся жалобами на головные боли, чувство пульсирования в висках, возникающие при ярком свете, громком звуке; раздражительностью, слабостью, быстрой утомляемостью, тревогой, нарушениями сна, отсутствием бодрости после сна. Отмечалась зависимость состояния от смены погоды. Со слов родителей, у детей наблюдалась рассеянность, сбивчивость мыслей, которые они сами не замечали. Большей частью настроение детей было пониженным. Хотя волевые процессы не снижались, но из-за постоянной слабости и быстрой утомляемости они были малоактивны.
В клинике истерического невроза, который наблюдался в 15,4% случаев, отмечалось сочетание своеобразных истерических черт характера с рядом двигательных, чувствительных и висцеральных расстройств. Истерический характер складывается из повышенной эмоциональности, эмоциональной лабильности, патологической внушаемости и самовнушаемости. Поведение зачастую носит демонстративный характер. Двигательные расстройства проявляются в необоснованном возникновении параличей или парезов, нарушении походки, речи. Нередко наблюдаются также истерические припадки – они возникают в связи с воздействиями психотравмирующих факторов. Припадок характеризуется обилием направленных движений (сопровождается смехом, плачем, стискиванием зубов). В связи с этим возникает необходимость идентификации моторных и соматовегетативных нарушений, а также дифференциации истерических приступов с эпилептическими. Как правило, при истерических припадках у больных сознание не нарушено, рефлексы не изменены, чувствительность сохранена. Используя эти моменты, возможно прервать истерический припадок сильным эмоциональным воздействием либо нанесением необычного раздражения (обрызгивание холодной водой и т. д.). Следует отметить и наблюдающиеся у обследованных детей с невротическими расстройствами особенности моторики. У части больных отмечались повышенная подвижность, неусидчивость, стремительность при выполнении отдельных двигательных актов. Нередко это сочеталось с повышенной утомляемостью.
Переходя к теме системных моносимптомных неврозов, необходимо отметить, что в клинике церебро-астенического синдрома они занимают лидирующее место. Такие неврозы, как заикание, тики и неорганический энурез, встречались очень часто (23% наблюдений) и практически всегда имели в анамнезе те или иные нарушения. В патогенезе невротического заикания имеют место локальные судорожные проявления, весьма характерные для отдаленного периода перинатального поражения ЦНС у детей. Их возникновение патофизиологи связывают с нарушением функционально-динамических и функционально-структурных связей в коре головного мозга [7, 18].
При постановке диагноза часто приходится дифференцировать эту симптоматику с проявлениями органического поражения различного генеза. В последнем случае клиника невроза имеет более выраженное злокачественное течение, возникает постепенно, носит монотонный характер. Ей присуще более длительное течение, вплоть до пубертатного возраста, и абсолютное отсутствие критики к собственному состоянию. Этиологические и патогенетические аспекты неврозоподобных заболеваний у детей до этих пор основывались на том, что имел место психологический срыв, повлекший к срыву высшей нервной деятельности. Клинико-физиологические исследования показали, что в процессе развития неврозов и неврозоподобных состояний у детей имеют место как нейродинамические, так и функционально-структурные нарушения высшей нервной деятельности. Что касается причины их развития, то до сих пор ученые не пришли к единому выводу [9, 23].
Разнообразие клинической симптоматики при разных формах детских неврозов, на первый взгляд, не может иметь общую основу, но мы рискнем предположить, что имеющееся в анамнезе перинатальное поражение ЦНС в рассмотренных нами клинических случаях играет немаловажную роль при развитии патологии высшей нервной деятельности у детей [9, 19].
Переходя к рассмотрению вопроса о возможности принятия родового травматизма как одного из этиологических факторов возникновения неврозов, остановимся на некоторых аспектах. Судя по результатам наших исследований, поведенческие и эмоциональные расстройства чаще наблюдаются у детей с отягощенным анамнезом, имеющих неврологическую симптоматику в младенчестве и сопутствующие соматовегетативные нарушения. Данные нарушения во всех случаях наступают вследствие имеющей место родовой травмы и внутриутробного травматизма. Нельзя не отметить, что, согласно множеству литературных источников, последствием родового травматизма и внутриутробной асфиксии являются кровоизлияния в мозговую ткань с ее последующей дистрофией. Подобные кровоизлияния могут иметь как субарахноидальную, так и субдуральную локализацию, затрагивать кору больших полушарий и передних отделов ствола мозга. Нередки случаи гипоксии и некроза нервной ткани, образование рубца. Во всех случаях имеют место анатомически и физиологически обусловленная недостаточность мозговой деятельности, нарушение нейронального пути функционирования и в конечном итоге нарушение развития высшей нервной деятельности, определенных ее проявлений. Что касается соматовегетативных расстройств, то, возможно, их разнообразие при неврозах как-то связано с локализацией и глубиной пораженного участка [12, 18]. Грубые физиологические нарушения функционирования ЦНС влекут за собой биохимические сдвиги, разомкнутость биохимических реакций, а в конечном итоге создают этиологическую основу развития психической неполноценности в будущем.
Таким образом, необходимо отметить, что патология развития детской психики напрямую связана с поражением ЦНС в перинатальном, натальном и постнатальном периодах [20, 24].
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Антонов А.Г. Принципы интенсивной терапии неврологических нарушений у новорожденных. Перинатальная неврология. Ю.И. Барашнев. – М., 2001. – С.95–104.
2. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Яковлева Т.В. // Вопр. совр. педиатрии. – 2002. – Т.1, №5. – С.8–10.
3. Барашнев Ю.И. // Российский вестник перинатологии и педиатрии. – 1999. – №1. – С.7–11.
4. Брин И.Л. Элькар в педиатрии. Научный обзор. – М., 2005. – С.28.
5. Володин Н.Н., Рогаткин С.О. // Фарматека. – 2004. – №7. – С.43–49.
6. Володин Н.Н., Рогаткин С.О. // Журнал неврологии и психиатрии. – 2001. – №1. – С.72–83.
7. Зыков В.Б., Новикова Е.Б., Швабрина Т.Е. // Российский медицинский журнал. – 2008. – №2. – С.326–329.
8. Калканбаева Ч. Показатели физического и полового развития, менструальная и детородная функции женщин при разной их адаптации к высокогорным условиям: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. – Бишкек, 1992. – 23 с.
9. Милованова О.А. Абсансная эпилепсия у детей и подростков: клиника, диагностика и лечение. – М., 2007. – 112 с.
10. Новикова Е.Б. Иммунологические аспекты тиков. Международная конференция «Диагностика и лечение в педиатрической неврологии». – Варшава, 2000. – 56 с.
11. Озаккаш Т. // Azerbaycan Psixiatriya Jumali. – 1999. – №1. – С.77–81.
12. Рогаткин С.О., Людковская Е.В., Володин Н.Н. // Вопросы гинекологии, акушерства и перинатологии. – 2005. – №4. – С.37–40.
13. Пальчик А.Б. Эволюционная неврология. – СПб, 2002. – 384 с.
14. Савельева Г.М., Трофимова O.A. // Акушерство и гинекология. – 2008. – №4. – С.20–24.
15. Семенова К.А. Восстановительное лечение больных с резидуальной стадией детского церебрального паралича. – М., 1999. – 384 с.
16. Студеникин М.Я., Яцык Г.В., Жукова Т.П. // Вестник РАМН. – 1993. – №7. – С.59–61.
17. Студеникин В.М., Маслова О. // Гинеколог. – 2004. – №8. – С.31.
18. Чернуха Е.А., Комиссарова Л.М., Ананьев Е.В. // Акушерство и гинекология. – 2009. – №4. – С.62–64.
19. Яхно Н.Н., Захаров В.В. // Русский медицинский журнал. – 2005. – №13. – С.2–7.
20. Avery B. Gordon, Мак Donald G. Mhairi, Martha D. Mullet, Mary M. Seshia. Averys Neonathology: Pathophisiology and management of the newborn. – Lippincott Williams & Wilkins, 2005. – 1504.
21. Crichton R, Danielson Bo.G, Gaisser P. Iron therapy with special emphasis on intravenous administration / 2-nd edition. – Bremen, 2005. – Р.1018–1028.
22. Fawer C.L., et al. // Neuroradiology. – 1985. – Vol.27. – P.292–300.
23. Hawdon J.M., Ward Piatt M.P., Aynsley-Green A. // Arch Dis. Child. – 1992. – Vol.67. – Р.357–365.
24. Perlman J.M. Neurology: neonatology questions and controversies. – Saunders-Elsevier, 2008. – Р.225.
25. Sinclair J.C., Haughton D.E., Brasken M.B., Horbar J.D., Soil R.F. // Clin. Perinatol. – 2003. – Vol.30. – Р.285–304.
26. Volpe J. Neurology of the newborn. – Philadelphia, 2000.
27. Voorhies T.M., et al. // J. Pediatr. – 1984. – P.92–96.
28. Wakai S., Andoh Y., Nagai M., et al. // J. Neurosurg. – 1990. – Vol.72. – P.127–129.
29. Wallace R.K., Orme-Johnson D.W., Dillbedk M.C. Scientific research on Maharishi’s Transcendental Meditation and TM-Sidhi program: Collected papers. – Maharishi International University Press. – 1992. – P.132–136.
30. Walter W.G. The living brain. – London, 1953. – P.23–45.
31. Wasterlain C.G. // Neurol. – 1976. – Vol.26. – P.975–986.
Медицинские новости. – 2018. – №8. – С. 85-88.
Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.