• Поиск:

издатель: ЮпокомИнфоМед

Н.Н. Силивончик

Гиосцин бутилбромид: некоторые аспекты применения

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Гиосцин бутилбромид (Бускопан) является блокатором М-холинорецепторов. Его главные фармакологические эффекты — понижение тонуса и сократительной способности гладкой мускулатуры внутренних органов, некоторое уменьшение секреции экзокринных желез. Эффекты гиосцин бутилбромида в отношении гладкой мускулатуры хорошо изучены и доказаны, имеется значительный опыт практического использования препарата. В базе данных PubMED содержится 330 публикаций относительно гиосцин бутилбромида, в том числе 62 — о результатах рандомизированных контролируемых исследований его применения в гастроэнтерологии, урологии, гинекологии, инструментальной диагностике и паллиативной медицине, что свидетельствует о высоком уровне доказательности эффектов препарата. В ряде контролируемых исследований в различных областях клинической практики гиосцин бутилбромид использовался как референтный антихолинергический препарат для сравнительной оценки эффективности, безопасности и стоимости других лекарственных средств.

Гастроэнтерология. Фармакологические препараты, регулирующие моторику пищеварительного тракта, обладающие избирательным или универсальным действием на различные его отделы, имеют важное значение в гастроэнтерологической практике. Усовершенствование методов диагностики позволило расшифровать механизмы формирования симптомов при заболеваниях органов пищеварения, и моторные расстройства признаны ответственными за значительное число клинических проявлений у больных, страдающих как функциональными заболеваниями, так и заболеваниями со структурными изменениями органов пищеварения. Функциональные заболевания составляют основную долю в структуре патологии в гастроэнтерологической практике (особенно амбулаторной), теоретические и практические вопросы в отношении которых в настоящее время регламентируются разработанным Международной группой экспертов и принятым во время 7-й Объединенной европейской гастроэнтерологической недели (Рим, 1999) документом, содержащим классификацию, определения, диагностические критерии и подходы к лечению функциональных гастроинтестинальных расстройств (Римские критерии II) [64].

Гиосцин бутилбромид как блокатор М-холинорецепторов в настоящее время является одним из главных релаксантов, применяемых в гастроэнтерологии. Подавляет моторику желудка и двенадцатиперстной кишки (ДПК) — уменьшает амплитуду сокращений и замедляет эвакуацию желудочного содержимого [45, 61], увеличивает время кишечного транзита [57]. Вызывает снижение тонуса сфинктера Одди, при этом отмечено снижение интралюминального давления в билиарной системе путем уменьшения секреции и тока желчных кислот, подавления стимулированной секретином секреции белка, трипсина и амилазы и увеличения секреции бикарбонатов [29, 68]. Рассматривается как эффективное и безопасное средство для коррекции абдоминальных болей. Основные показания к его применению — функциональные заболевания пищеварительного тракта (синдром раздраженного кишечника, дисфункция сфинктера Одди, функциональная абдоминальная боль), другие заболевания кишечника и желчевыводящих путей, сопровождающиеся болевым синдромом (желчнокаменная болезнь, хронический холецистит, дивертикулярная болезнь кишечника, хронический панкреатит и др.). Известен ряд контролируемых исследований, в которых доказано влияние гиосцин бутилбромида на моторику желудка, ДПК, сфинктера Одди, показан клинический эффект при синдроме раздраженного кишечника (СРК) и дисфункции сфинктера Одди (табл. 1, см. бумажную версию журнала).

Так, в одном из контролируемых исследований продемонстрирован анальгетический эффект гиосцин бутилбромида у больных с СРК при оральном приеме в дозе 30 мг/сут в течение 4 недель как изолированно, так и в сочетании с парацетамолом (1500 мг/сут), сделан вывод о целесообразности приема препарата в лечении СРК [59]. В другом исследовании достигнуты положительные результаты в лечении СРК комбинацией гиосцин бутилбромида с лоразепамом и исфагулой [56].

Относительно влияния гиосцин бутилбромида на тонус нижнего пищеводного сфинктера и допустимости его применения при гастроэзофагеальной рефлюксной болезни (ГЭРБ) исследователями получены неоднозначные данные — как повышение, так и отсутствие существенного повышения степени рефлюкса при использовании этого препарата. Известно контролируемое исследование, в ходе которого установлено увеличение числа эпизодов гастроэзофагеальных рефлюксов, и препарат не рекомендован при ГЭРБ [12]. В другом исследовании показано, что гиосцин бутилбромид снижает тонус нижнего пищеводного сфинктера при ахалазии кардии [50]. В отношении желчного пузыря выявлено уменьшение сократительной его функции под влиянием гиосцин бутилбромида [41].

Гиосцин бутилбромид использовался в контролируемых исследованиях для сравнительной оценки эффектов в отношении моторики желудка других холиноблокаторов — тимепидиум бромида, профиниум бромида, циклотропиум бромида [65], в отношении моторики желчного пузыря — троспиум хлорида [41], в симптоматическом лечении билиарной колики — теноксикама [2], флурбипрофена [9], а также блокатора Н1-гистаминорецепторов мизоластина [13].

Урология. Основное показание к применению гиосцин бутилбромида в урологии — купирование почечной колики. В ряде контролируемых исследований подтвержден эффект его внутривенного введения, и гиосцин бутилбромид служил препаратом сравнения эффективности других средств или применялся в комбинации с ними [1, 28, 30, 46, 48, 52, 62]. По силе эффекта гиосцин бутилбромид был сравним с диклофенаком натрия, флурбипрофеном и уступал лидокаину и теноксикаму.

Препарат применяется в урологии при ночном энурезе и нейрогенном мочевом пузыре. Показано увеличение наполняемости мочевого пузыря при использовании гиосцин бутилбромида [69] и эффективность препарата при ночном энурезе [32].

Гинекология. Сфера применения в гинекологии — купирование болей при болезненных месячных и при некоторых медицинских процедурах (лигирование труб, вагинопластика, нехирургическая стерилизация).

В контролируемом исследовании применения гиосцин бутилбромида в купировании висцеральной и соматической боли при лигировании труб и вагинопластике показана эффективность препарата в ликвидации послеоперационной висцеральной боли [35]. В то же время контролируемое исследование использования гиосцин бутилбромида при лапароскопической стерилизации не выявило анальгезирующий эффект интравенозного введения препарата [23, 67]. Не установлено его влияние на дилатацию шейки матки в родах и на их продолжительность [22].

Инструментальная диагностика. Гиосцин бутилбромид получил широкое распространение в инструментальной диагностике: 1) в эндоскопии — для премедикации с целью подавления секреции верхнего отдела респираторного тракта, снижения тонуса мускулатуры и уменьшения перистальтики желудочно-кишечного тракта (ЖКТ); 2) при эндоскопической ретроградной холангиопанкреатографии (ЭРХПГ) — для уменьшения перистальтики двенадцатиперстной кишки и снижения частоты побочных эффектов (панкреатит, кардиальные осложнения); 3) в рентгенологии при исследованиях ЖКТ — для релаксации и ускорения пассажа бария; 4) при ирригоскопии, урографии, ангиографии, абдоминальной компьютерной томографии (КТ), магнитно-резонансной томографии (МРТ), позиционно-эмиссионной томографии (ПЭТ) — для улучшения качества изображения и уменьшения артефактов. В большинстве контролируемых исследований использование гиосцин бутилбромида при диагностических манипуляциях позволило улучшить результаты визуализации (табл. 2, см. бумажную версию журнала).

Гиосцин бутилбромид использовался в ряде контролируемых исследований в качестве стандартного препарата сравнения для оценки возможности применения других лекарственных средств при проведении диагностических процедур: глюкагона, дициклотимина для уменьшения перистальтики кишечника с целью уменьшения артефактов при абдоминальной ангиографии, МРТ, урографии [31, 33, 39, 57]; глюкагона, префиниума бромида, роциверина для премедикации при проведении эндоскопии верхних отделов ЖКТ [25, 37, 54]; ментолового масла для уменьшения перистальтики при проведении эндоскопии верхних отделов ЖКТ [27]; глюкагона для уменьшения перистальтики кишечника с целью уменьшения артефактов при магнитно-резонансной томографии [39]; глюкагона и пропиноксата для уменьшения перистальтики двенадцатиперстной кишки и снижения риска панкреатита при ЭРХПГ [24, 36]; глюкагона и пирензепина с целью релаксации желудка и ДПК при рентгеновском исследовании [7, 26]; глюкагона, пирензепина с целью релаксации ректосигмоидного отдела, ускорения транзита бария, улучшения качества рентгенограмм при ирригоскопии [7, 21].

Паллиативная медицина. В паллиативной медицине в стационаре и в домашних условиях гиосцин бутилбромид чаще всего применяется в комбинации с морфином или фентанилом как антиэметическое средство и как средство контроля гастроинтестинальных симптомов в терминальной стадии заболеваний [6, 66]. При неоперабельной обструкции кишечника вследствие опухолей кишечника или органов малого таза гиосцин бутилбромид используют для снижения секреции ЖКТ. Обычно назначается в виде подкожных или внутривенных инфузий через постоянный центральный катетер. Известно контролируемое исследование, в котором показан эффект препарата в дозе 60—80 мг/сут подкожно, а также в сочетании с хлорпромазином 15—25 мг/сут [47] в отношении уменьшения тошноты, рвоты, болей в животе [44].

Так как в паллиативной медицине наиболее часто применяются смеси лекарств, прежде всего с морфином, возникает проблема их совместимости. Установлены совместимость и стабильность многих смесей лекарств, включающих гиосцин бутилбромид. В качестве примера можно привести одну из наиболее эффективных и стабильных смесей: гиосцин бутилбромид 60 мг/сут + морфин гидрохлорид 60 мг/сут + мидазолам гидрохлорид 15 мг/сут + галоперидол лактат 7,5 мг/сут [49].

У половины умирающих больных наблюдается так называемый предсмертный хрип («death rattle») вследствие орофарингеальной и бронхиальной секреции. Помочь в ликвидации этого симптома могут антихолинергические препараты, ответ на которые, по свидетельству The Association for Palliative Medicine’s Science Committee (Великобритания), наблюдается у 80% больных [6]. Известно контролируемое исследование применения гиосцин бутилбромида с целью коррекции предсмертного хрипа, в котором показан эффект внутривенного введения препарата в дозе 400 мкг/30 мин [6]. Небольшая продолжительность действия гиосцин бутилбромида (1 час) делает постоянную инфузию предпочтительным способом введения препарата.

Дозы и применение. Взрослым внутрь или ректально по 10—20 мг 3—5 раз в сутки; подкожно, внутримышечно или внутривенно — по 20—40 мг 3 раза в сутки.

Побочные эффекты. При применении высоких доз или при внутривенном введении возможны нарушение аккомодации, головокружение, сердцебиение, сонливость.

Известны контролируемые исследования частоты развития безболевой ишемии миокарда под влиянием гиосцин бутилбромида во время ангиографии и ЭРХПГ: не установлено увеличения частоты эпизодов безболевой ишемии [38], а снижение тонуса n. vagus в одном из исследований приводило к уменьшению эпизодов безболевой ишемии и тахикардии [11]. Установлено, что гиосцин бутилбромид мало влияет на частоту сердечных сокращений и поэтому может использоваться для премедикации у пациентов с кардиальной патологией [19].

Противопоказания. Глаукома, доброкачественная гиперплазия предстательной железы, стеноз привратника, мегаколон, механическая кишечная непроходимость, тахиаритмии, отек легких, выраженный атеросклероз сосудов головного мозга.

Предостережения. С осторожностью используют в период лактации; при беременности применение возможно лишь в тех случаях, когда ожидаемая польза терапии для матери превышает потенциальный риск для плода. То же относится к лицам, чья профессия требует повышенной концентрации внимания. Известны результаты контролируемых исследований влияния гиосцин бутилбромида на зрение. Однократная доза препарата 20 или 40 мг внутривенно вызывала дозозависимый антихолинергический эффект со стороны органа зрения, максимум которого развивался на 9—15-й минуте и сохранялся в течение 45 мин, что может иметь значение при вождении автомобиля [41, 42]. 

Лекарственное взаимодействие. Антигистаминные препараты ослабляют, а трициклические антидепрессанты, хинидин, амантадин усиливают эффекты гиосцин бутилбромида.

 

Литература

1.      Al-Waili N.S., Saloom K.Y. // J. Pak. Med. Assoc. — 1998. — V. 48. — P. 370—372.

2.      Al-Waili N.S., Saloom K.Y. // Eur. J. Med. Res. — 1998. — V. 3. — P. 475—479.

3.      Asao T., Kuwano H., Ide M. et al. // Clin. Radiol. — 2003. — V. 58. — P. 301—305.

4.      Aschoff A.J., Gorich J., Sokiranski R. et al. // Radiology. — 1999. — V. 210. — P. 861—384.

5.      Barcia E., Reyes R., Luz Azuara M. et al. // Support Care Cancer. — 2003. — V. 11. — P. 107—113.

6.      Bennett M., Lucas V., Brennan M. et al. // Palliat. Med. — 2002. — V. 16. — P. 369—374.

7.      Braccini G., Marraccini P., Boraschi P. et al. // Radiol. Med. (Torino). — 1996. — V. 92. — P. 733—737.

8.      Bruzzi J.F., Moss A.C., Brennan D.D. et al. // Eur. Radiol. — 2003. — V. 13. — P. 2264—2270. 

9.      Camp Herrero J., Artigas Raventos V., Milla Santos J. et al. // Med. Clin. (Barc.). — 1992. — V. 98. — P. 212—214.

10.     Chang F.Y., Guo W.S., Liao T.M., Lee S.D. // Scand. J. Gastroenterol. — 1995. — V. 30. — P. 283—286.

11.     Christensen M., Reinert R., Rasmussen V. et al. // Eur. J. Surg. — 2002. — V. 168. — P. 546—551.

12.     Ciccaglione A.F., Grossi L., Cappello G. et al. // Amer. J. Gastroenterol. — 2001. — V. 96. — P. 2306—2311.

13.     Danjou P., Molinier P., Berlin I. et al. // Brit. J. Clin. Pharmacol. — 1992. — V. 34. — P. 328—331.

14.     De los Santos A.R., Zmijanovich R., Perez Macri S. et al. // Intern. J. Clin. Pharmacol. Res. — 2001. — V. 21. — P. 21—29.

15.     Dosda R., Marti-Bonmati L., Ronchera-Oms C.L. et al. // Eur. Radiol. — 2003. — V. 13. — P. 294—298.

16.     Elson E.M., Campbell D.M., Halligan S. et al. // Clin. Radiol. — 2000. — V. 55. — P. 395—397.

17.     Fry E.N. // Anaesthesia. —1975. — V. 30. — P. 549—550.

18.     Giesen H.K. // Dtsch. Med. Wochenschr. — 1978. — V. 103. — P. 1517—1520.

19.     Gitanjali B., Rauniar G.P., Shashindran C.H. // Indian J. Exp. Biol. — 1998. — V. 36. — P. 1216—1220.

20.     Goei R., Kessels A.H., Nix M. et al. // Eur. J. Radiol. — 2000. — V. 36. — P. 32—35.

21.     Goei R., Nix M., Kessels A.H., Ten Tusscher M.P. // Clin. Radiol. — 1995. — V. 50. — P. 553—557. 

22.     Guerresi E., Gori G., Beccari A. et al. // Clin. Ther. — 1981. — V. 3. — P. 382—388.

23.     Habib A., Sharpe P., Anderson S. et al. // Anaesthesia. — 2001. — V. 56. — P. 174—176.

24.     Hannigan B.F., Axon A.T., Avery S., Thompson R.P. // J. R. Soc. Med. — 1982. — V. 75. — P. 21—22.

25.     Hashimoto T., Adachi K., Ishimura N. et al. // Aliment. Pharmacol. Ther. — 2002. — V. 16. — P. 111—118.

26.     Heron C.W., Lynn A.H., Marshall J.H., Mason R.R. // Clin. Radiol. — 1985. — V. 36. — P. 391—393.

27.     Hiki N., Kurosaka H., Tatsutomi Y. et al. // Gastrointest. Endosc. — 2003. — V. 57. — P. 475—482.

28.     Iguchi M., Katoh Y., Koike H. et al. // Intern. J. Urol. — 2002. — V. 9. — P. 475—479.

29.     Kaczor R., Nowak A., Nowakowska-Dulawa E. // Pol. Arch. Med. Wewn. — 1992. — V. 87. — P. 96—103.

30.     Khalifa M.S., Sharkawi M.A. // J. Urol. — 1986. — V. 136. — P. 393—395.

31.     Kinnunen J., Saarinen O., Ahovuo J. et al. // Rцntgenblatter. — 1990. — V. 43. — P. 20—23.

32.     Korczyn A.D., Kish I. // Clin. Exp. Pharmacol. Physiol. — 1979. — V. 6. — P. 31—35.

33.     Kozak R.I., Bennett J.D., Brown T.C., Lee T.Y. // Can. Assoc. Radiol. J. — 1994. — V. 45. — P. 209—211.

34.     Laniado M., Gronewaller E., Kopp A.F. et al. // Abdom. Imaging. — 1997. — V. 22. — P. 381—388.

35.     Lauretti G.R., Lima I.C. // Anesth. Analg. — 1996. — V. 82. — P. 617—620.

36.     Machado Mayuri A., Velasquez Chamochumbi H. // Rev. Gastroenterol. Peru. — 1993. — V. 13. — P. 168—172.

37.     Magalini M., Monica F. // Minerva Gastroenterol. Dietol. — 1995. — V. 41. — P. 197—202.

38.     Maher R., Phillips-Hughes J., Banning A., Boardman P. // Cardiovasc. Intervent. Radiol. — 1999. — V. 22. — P. 369—374.

39.     Marti-Bonmati L., Graells M., Ronchera-Oms C.L. // Abdom. Imaging. — 1996. — V. 21. — P. 309—313.

40.     Massoud T.F., Nolan D.J. // Clin. Radiol. — 1992. — V. 46. — P. 340—343.

41.     Matzkies F., Murtz G., Giannetti B. et al. // Arzneimittelforschung. — 1992. — V. 42. — P. 1456—1458.

42.     Mehlfeld G., Bleichert A. // Graefes Arch. Clin. Exp. Ophthalmol. — 1986. — V. 224. — P. 92—95.

43.     Mehlfeld G., Bleichert A. // Arzneimittelforschung. — 1986. — V. 36. — P. 271—273.

44.     Mercadante S., Ripamonti C., Casuccio A. et al. // Support Care Cancer. — 2000. — V. 8. — P. 188—191.

45.     Miyoshi A., Suyama T., Kawamura I. // J. Intern. Med. Res. — 1977. — V. 5. — P. 223—232.

46.     Mora Durban M.J., Extramiana Cameno J., Arrizabalaga Moreno M. et al. // Arch. Esp. Urol. — 1995. — V. 48. — P. 867—873.

47.     Mystakidou K., Tsilika E., Kalaidopoulou O. et al. // Anticancer Res. — 2002. — V. 22. — P. 1187—1192.

48.     Naito K., Hisazumi H., Nakamura T. et al. // Hinyokika Kiyo. — 1986. — V. 32. — P. 1735—1745.

49.     Negro S., Azuara M.L., Sanchez Y. et al. // Support Care Cancer. — 2002. — V. 10. — P. 65—70.

50.     Nielsen I.J., Bremner C.G. // South Afr. Med. J. — 1976. — V. 50. — P. 1822—1825.

51.     Obenauer S., Fischer U., Heuser M. et al. // Rofo. Fortschr. Geb. Rontgenstr. Neuen Bildgeb. Verfahr. — 1999. — V. 171. — P. 450—454.

52.     Ohkawa T., Morimoto S., Okuyama A. et al. // Hinyokika Kiyo. — 1997. — V. 43. — P. 525—538.

53.     Pascual Lopez L., Portaceli Arminana A., Ros Saez A. // Aten. Primaria. — 2001. — V. 28. —P. 185—187.

54.     Petrillo M., Lazzaroni M., Saponati G., Bianchi Porro G. // Curr. Med. Res. Opin. — 1980. — V. 7. — P. 73—76.

55.     Rauniar G.P., Gitanjali B., Shashindran C. // Indian. J. Physiol. Pharmacol. — 1998. — V. 42. — P. 395—400.

56.     Ritchie J.A., Truelove S.C. // Brit. Med. J. — 1979. — V. 1. — P. 376—378.

57.     Rowland-Hill C.A., Loveday E.J., Thomas M.L. // Vasa. — 1989. — V. 18. — P. 301—303.

58.     Saunders B.P., Williams C.B. // Gastrointest. Endosc. — 1996. — V. 43. — P. 209—211.

59.     Schafer E., Ewe K. // Fortschr. Med. — 1990. — V. 108. — Vol. 488—492.

60.     Springer P., Dessl A., Giacomuzzi S.M. et al. // Endoscopy. — 1997. — V. 29. — P. 632—634.

61.     Stacher G., Bergmann H., Havlik E. et al. // Gut. — 1984. — V. 25. — P. 485—490.

62.     Stankov G., Schmieder G., Zerle G. et al. // World J. Urol. — 1994. — V. 12. — P. 155—161.

63.     Taylor S.A., Halligan S., Goh V. et al. // Radiology. — 2003. — V. 229. — P. 99—108.

64.     Thompson W.G., Longstreth G.F., Drossman D.A. et al. // Gut. — 1999. — V. 45 (Suppl. II). — P. 1143—1147.

65.     Tohei N., Hosono T., Yoshinaga T. et al. // Arzneimittelforschung. — 1975. — V. 25. — P. 1813—1822.

66.     Vermeire A., Remon J.P., Schrijvers D., Demeulenaere P. // Palliat. Med. — 2002. — V. 16. — P. 417—424.

67.     Wilson C.M., Lillywhite N., Matta B. et al. // Anaesthesia. — 1999. — V. 54. — P. 389—392.

68.     Wolters A., Sokeland J., Weil W., Kopf H. // Dtsch.Med. Wochenschr. — 1980. — V. 105. — P. 1344—1347.

69.     Wu S.D., Kong J., Wang W. et al. // Hepatobiliary Pancreat. Dis. Intern. — 2003. — V. 2. — P. 121—125.

70.     Zwergel U., Felgner J., Rombach H., Zwergel T. // Schmerz. — 1998. — V. 12. — P. 112—117.

Медицинские новости. – 2005. – №2. – С. 35-39.

Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.

Содержание » Архив »

Разработка сайта: Softconveyer