Главное звено в системе курортной оценки территории — учет климатических особенностей. При исследовании воздействия климата на человека необходимо принимать во внимание одновременное влияние многочисленных изменяющихся климатических факторов (солнечная радиация, температура, влажность и давление воздуха, ветер и т. д.). Изменение погоды воздействует на глубину и частоту дыхания, скорость кровообращения и характер кроветворения, снабжение кислородом клеток и тканей организма, интенсивность окислительных процессов, углеводный, солевой, липидный и водный обмен, мышечный тонус и т.п. Определенному состоянию окружающей среды (т.е. погоде) соответствует определенный уровень биохимических процессов, протекающих в клетках организма. Поэтому именно климатические особенности во многом обусловливают благоприятность использования территории для различных видов курортного лечения. Климатолечебные факторы, воздействуя на организм больных и отдыхающих, обеспечивают фон, на который наслаивается эффект специальных курортных процедур [1].
Влияние погоды и климата зависит от величины (и знака) отклонения фактически наблюдаемых значений климатических факторов от определенного их сочетания, которое считается комфортным. Прямое воздействие этих факторов может быть «мгновенным», т.е. вызываться преобладающей погодой, а может зависеть от последовательности событий, т.е. от синоптической обстановки. Эффекты могут быть кумулятивными и возникать в результате длительного воздействия различных условий.
По современным представлениям, в комплексном воздействии климата на организм человека существенная роль принадлежит интенсивности изменений погоды. Возникающие метеорологические реакции усугубляют течение болезни, вызывают нежелательные изменения в самочувствии и настроении человека. Среди большого числа элементов, характеризующих физическое состояние приземного слоя атмосферы, есть факторы, непосредственно влияющие на организм, — температура и влажность воздуха, атмосферное давление и ветер. Для ритма физиологических функций и обменных процессов (в течение года) имеют значения как периодические, так и апериодические изменения элементов физического состояния приземного слоя атмосферы. И именно апериодические процессы особенно влияют на организм при наличии патологии. Данные исследований свидетельствуют о том, что до 80% лиц с различными заболеваниями реагируют на неустойчивую погоду их обострением. Анализ матриц парных корреляций между метеорологическими параметрами и обращаемостью за экстренной медицинской помощью (на примере г. Гомеля) дал ряд статистически значимых позитивных связей (табл. 1, см. бумажную версию журнала), усиливающихся при наиболее высоких (критических) отклонениях метеопараметров от нормы. Иногда заболевания обостряются в последующие и предшествующие погодной аномалии дни, однако механизм этого воздействия еще не изучен.
Все сказанное позволяет рассматривать влияние погодных условий на организм как действие многократно повторяющихся в определенных амплитудных соотношениях периодических и непериодических физических элементов приземного слоя атмосферы, главная роль среди которых принадлежит общим элементам. Изменениям этих элементов соответствует периодичность физиологических функций и обменных процессов, биологических реакций, что характеризует жизнедеятельность организма человека, а влияние их на возникновение метеотропных реакций, заболеваемость и смертность обусловлено степенью недостаточности компенсаторно-приспособительных механизмов организма.
Многофакторность и разнонаправленность биотропного влияния климата обусловливают необходимость использования системного подхода, при котором оценивается воздействие как каждого метеофактора в отдельности, так и всего комплекса погодных условий на организм человека.
На основе анализа таких факторов, как радиационный режим (суммарная радиация, световой режим, ультрафиолетовая радиация), температура воздуха (ее среднесуточные показатели и межсуточная изменчивость) и относительная влажность воздуха, скорость ветра, межсуточная изменчивость атмосферного давления, облачность, была проведена биоклиматическая оценка ряда курортов на территории Беларуси [4—6].
Курортные территории выбраны таким образом, чтобы охарактеризовать различные условия, имеющиеся в республике: самые прохладные — северо-западный («Нарочь»), северный («Боровка» (Лепель)) и континентальный районы северо-востока («Летцы», Витебская обл.), западную (Гродно, «Радон») и центральную зоны («Ждановичи» (Минск)), юго-западную, наиболее теплую в зимнее время часть с мягким климатом («Буг», Брестская обл.) и юго-восток — наиболее теплые районы в летнее время с достаточно континентальным климатом (Гомель, «Пролеска» (Жлобин), Бобруйск).
Ярко выраженная сезонность, обусловленная природно-климатическими особенностями, делает необходимым определение количества дней, физиологически пригодных для климатотерапии в разных районах страны. Продолжительность благоприятного периода позволяет оценить экономическую целесообразность организации крупных курортных и рекреационных учреждений и установить пропорцию круглогодичного и сезонного их использования.
Степень комфортности климата для рекреационных целей и курортного лечения определяется продолжительностью периода, в течение которого имеются комфортные условия для отдыха и климатолечения на открытом воздухе. Беларусь входит в зону относительного летнего комфорта, тренирующего (раздражающего) климатического воздействия в переходные периоды года и ограниченно пригодного для климатолечения зимнего периода.
Для летних видов отдыха комфортным считается сезон со средней суточной температурой воздуха выше 15°С. В Беларуси оптимальный период с температурами 15—20°С наблюдается с мая по сентябрь. Продолжительность солнечного сияния летом составляет 740—875 ч. Сильные ветры снижают комфортность отдыха. Повторяемость ветров со скоростью более 5 м/с колеблется от 6—10% в Полесье до 19% на Минской возвышенности [3].
Согласно оценке биоклиматических показателей, продолжительность периода, пригодного для летних видов климатотерапии, составляет в нашей республике от 140—170 дней на севере и западе до 190—200 на юге (табл. 2, см. бумажную версию журнала).
На величину этого показателя также оказывают влияние рельеф местности (наиболее короткий период для курортов «Радон» (Новогрудская возвышенность), «Ждановичи» (Минская возвышенность) можно объяснить более поздним наступлением весны, связанным с сильным ветровым охлаждением и поздними заморозками) и наличие обширных водных поверхностей (охлаждение поверхности на курорте «Нарочь» задерживается в осенний период в сравнении с Лепелем почти на месяц, показатели метеорологического режима здесь также не столь экстремальные). В структуре среднесуточных значений преобладают субкомфортные (тренирующие) погоды. Количество дней с оптимальным сочетанием метеоэлементов колеблется от 30—50 в северных, западных и центральных районах до 50—76 на юге. Особо благоприятным режимом характеризуется курорт «Нарочь»: по количеству оптимальных дней он практически не уступает югу республики. Тренирующие погодные условия, при которых возможны некоторые виды климатотерапевтических и рекреационных мероприятий, наблюдаются в течение 40—50 дней в северных районах и до 76 дней на юго-западе. Наиболее благоприятные для оздоровления месяцы — июль и август.
Для зимних видов отдыха благоприятным считается период со средней суточной температурой воздуха не ниже –10 °С. Продолжительность солнечного сияния зимой — 105—145 ч. Частая облачность в течение всего года и особенно в холодный период сокращает ее на 65—80%. Относительная влажность осенью и зимой достигает 80—90%. Наиболее часты сильные ветры в зимний период в центральных, западных и северных районах страны. Число дней с оттепелями, ухудшающими условия зимнего отдыха, составляет 25—55.
Устойчивый период, пригодный для курортного климатолечения в холодный период года, прослеживается только для юго-запада нашей страны (табл. 2). Продолжительность благоприятного для зимних видов климатотерапии периода варьирует от 70—75 дней на северо-востоке (Летцы) до 140 на юго-западе (Буг). Благоприятные для зимних видов климатотерапии погодные условия составляют в среднем по республике 50—55%. В их структуре на всех курортах преобладают субкомфортные погодные условия. На комфортные погоды приходится около 30%. Для большинства курортов северной и центральной частей республики проведение климатотерапевтических мероприятий возможно лишь в осенний и весенний периоды, на юге республики (Пролеска, Гомель, Бобруйск) и на Нарочи — в феврале и конце января. Курорты крайнего северо-востока (Летцы) пригодны для оздоровления лишь в теплый период года и частично в марте и октябре.
Максимальная доля отрицательной составляющей биоклимата курортов принадлежит величинам влажности воздуха во все сезоны года и особенно в летний период. В зимний и переходные периоды степень биоклиматической благоприятности курортов определяется также значениями температуры воздуха. Летом на фоне низких значений большинства метеоэлементов возрастает доля облачности, что способствует значительному ограничению условий климатотерапии.
На различных курортах составляющая частных метеоэлементов в структуре биоклимата отличается от средней, что объясняет их различия в пригодности для климатотерапии, определяет специфику лечения и диктует необходимость проведения определенных мероприятий для улучшения курортных условий (строительство ветрозащитных сооружений и др.). Так, значительная доля ветровой составляющей на курортах «Гродно», «Радон», «Ждановичи» неблагоприятно сказывается на качестве курортного лечения (особенно это касается зимних видов климатотерапии). Высокие значения влажности воздуха курортов «Нарочь», «Боровка» нежелательны для определенных категорий больных (с заболеваниями легких, почек и др.).
Изменения климата, происходящие как под антропогенным влиянием, так и в связи с естественными тенденциями развития природной среды, обусловливают изменение биоклиматического потенциала республики.
При ожидаемом росте температуры воздуха [7—9] можно прогнозировать улучшение термических условий климатотерапии на курортах Беларуси в холодный период года, что обеспечит увеличение периода проведения климатолечения при повышении температуры на 1°С на 5—7 дней на севере (Летцы) и на 10—15 дней в центральной части республики. Максимальные изменения ожидаются в южной части Беларуси. Так, на курорте «Буг» проведение климатотерапии станет возможным на протяжении всего холодного периода года, повышение температуры воздуха приведет к увеличению доли оптимальных (щадящих) условий оздоровления. Дальнейшее повышение температуры даст положительный эффект также в первую очередь в южной части страны. Некоторое улучшение условий традиционной климатотерапии станет возможным в северных, центральных и западных районах за счет весеннего периода (апрель). Существенного улучшения условий климатотерапии в летний период не произойдет. Следует обратить внимание также на то, что некоторое повышение летних температур уже сейчас привело к заметному учащению повторяемости высоких температур. Данные метеорологических исследований свидетельствуют об увеличении повторяемости максимальных летних температур почти в 2 раза за последние десять лет [2].
Аналогичный вывод можно сделать и для температур выше 20 °С. Дальнейшее повышение летних температур приведет к еще большим различиям, так как максимальные температуры хорошо коррелируют со среднемесячными. Увеличение числа дней и периодов с высокими температурами создает дополнительную нагрузку на организм, особенно лиц с сердечно-сосудистыми заболеваниями, снижает работоспособность. Должны быть предусмотрены меры защиты, в частности, в помещениях (кондиционеры, вентиляторы, некоторые архитектурные решения). Рост тепловой нагрузки на атмосферу (особенно в крупных городах) в результате развития промышленности привел к сглаживанию суточных амплитуд метеоэлементов. Это особенно отражается на состоянии термоэффективных параметров в теплый период года. Так, недостаточное охлаждение воздуха в ночные часы летом может привести к росту числа острых сердечно-сосудистых заболеваний.
Основной особенностью периода потепления является неравномерность выпадения осадков в отдельные годы и в течение года. Начиная со второй половины 30-х годов ХХ в. на территории Беларуси произошло уменьшение примерно на 10% годовой суммы осадков. В августе месячная сумма осадков уменьшилась на юге страны и в Минской области на 20—25%, а в сентябре на юге возросла примерно на 35%. Усилившаяся неравномерность выпадения осадков привела к увеличению повторяемости засушливых условий. Засушливость особенно увеличилась в июле—августе. Эта тенденция также может отрицательно сказаться на качестве курортного лечения в летний период.
В период наблюдавшегося потепления, происходящего пока в основном в связи с повышением температуры воздуха в зимние месяцы, существенно изменились характеристики оттепелей. Увеличилось количество оттепельных дней и непрерывная продолжительность оттепельных периодов. Если раньше повторяемость оттепельных периодов продолжительностью более 10 дней составляла 9 % от общего числа таких периодов, то в последние годы достигла 14%. Увеличилась и интенсивность оттепелей — максимальные и среднесуточные температуры при оттепелях стали более высокими. Повторяемость оттепелей с максимальной температурой более 4°С увеличилась с 13 до 21%, а со средней такой температурой — в 1,5 раза [2]. Все это также создает дополнительную нагрузку на организм, поскольку требует определенной перестройки при наступлении оттепелей и последующего похолодания. Как результат увеличивается число простудных заболеваний.
1. Бокша В.Г., Богуцкий Б.В. Медицинская климатология и климатотерапия. — Киев: Здоровье, 1980.
2. Изменения климата Беларуси и их последствия / Под ред. В.Ф. Логинова. — Мн.: ОДО «Тонпик», 2003.
3. Климат Беларуси / Под ред. В.Ф. Логинова. — Мн., 1996.
4. Крылова О.В. // Медэлектроника-2003. Средства медицинской электроники и новые медицинские технологии: М-лы Междунар. науч.-техн. конф. — Мн.: БГУИР, 2003. — С. 410—413.
5. Крылова О.В. // Природные курортные факторы и технологии восстановительной медицины: М-лы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 10-летию санатория «Радон». — Гродно, 2003. — С. 90—95.
6. Крылова О.В. // Медэлектроника-2002. Средства медицинской электроники и новые медицинские технологии: М-лы Междунар. науч.-техн. конф. — Мн.: Издатель Н.Б. Киреев, 2002. — С. 390—392.
7. Хомяков П.М. // Экологические и социально-экономические аспекты развития России в условиях глобальных изменений природной среды и климата. — М., 1997. — С. 6—26.
8. Climate change 2001. IPCC, WMO/UNEP. — Cambridge: Univ. press, 2001.
9. Strategies of GHG emission reduction and adaptation of the Polish economy to the changed climate. Synthesis / Ed. M. Sadowski. — Warsaw, Inst. of Environment Protection, 1996.
Медицинские новости. – 2005. – №2. – С. 15-18.
Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.