Внимание! Статья адресована врачам-специалистам
Agzamhodzhaev T.S., Mamatkulov I.B., Babadzhanov A.S.
Tashkent Pediatric Medical Institute, Uzbekistan
The staffing of the departments of anesthesia,
resuscitation and intensive care of the pediatric direction
Резюме. Представлены вопросы кадровой обеспеченности педиатрической анестезиолого-реанимационной службы республики. Было показано, что сохраняется дефицит врачей и медицинских сестер в отделениях анестезии, реанимации и интенсивной терапии, отмечается высокий показатель совместительства и оборот сотрудников, что может негативно сказаться на качестве оказания интенсивной терапии.
Ключевые слова: человеческие ресурсы, кадровое обеспечение, анестезиология, реанимация и интенсивная терапия, детские отделения, неотложная помощь.
Медицинские новости. – 2017. – №10. – С. 65–67.
Summary. The article provides details of the modern features of the staff of pediatric anesthesiology-reanimation and intensive care units. It was shown that there is a deficit of both doctors and nurses in the departments of anesthesia, reanimation and intensive therapy and high rate of second job index and employee turnover, it can negatively affect the quality of intensive care.
Keywords: human resources, staffing, anesthesiology-reanimation and intensive care pediatric units, children, emergency care.
Meditsinskie novosti. – 2017. – N10. – P. 65–67.
За прошедшие 20 лет последовательного развития педиатрическая анестезиолого-реанимационная служба успешно миновала период становления, обрела клиническую самостоятельность и заняла достойное место среди других специализированных служб, стала непременным условием современного уровня оказания медицинской помощи на всех уровнях от областных больниц до районных стационаров [1, 3, 7]. Обосновавшись на стыке интересов многих клинических специальностей, она обязана в своем развитии оперативно реагировать на появление новых интересов и требований в различных разделах клинической медицины, вбирать достижения клинической физиологии и фармакологии, медицинской техники, новые технологии экспресс-диагностики и интенсивного лечения [4, 12].
Показательны в этом плане современные тенденции развития отношений педиатрической анестезиолого-реанимационной службы (АРС) и детской хирургии. С одной стороны, можно отметить расширение возможностей консервативного лечения некоторых хирургических заболеваний, стремление к проведению органосохраняющих операций; с другой – наблюдается увеличение хирургической активности, повсеместное сокращение противопоказаний и усложнение контингента больных и диапазона операций, интенсивное развитие новых разделов хирургии, к примеру, сердечно-сосудистой (освоение техники и современных методов хирургического лечения пороков сердца) [2, 9].
В то же время педиатрическая АРС длительное время испытывала определенные трудности на пути утверждения и развития равноправных отношений с другими клиническими службами [13]. Эти трудности вплоть до настоящего времени обусловлены недостаточно развитым состоянием оперативного управления деятельности, когда приходится констатировать очевидное отставание теории и практики в силу специфики структуры и функции АРС [11]. В сравнении с традиционными клиническими службами педиатрической АРС свойственно высокая концентрация штатов, сложного и дорогостоящего оборудования, выборочная госпитализация больных по функциональному, а не по нозологическому признаку, промежуточная роль в оказании лечебной помощи стационарным больным [5].
Выполнение специфических функций педиатрической АРС требует высокой концентрации штатов, в связи с чем объединенные отделения анестезии, реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ) по штатному расписанию являются самыми крупными в структуре многопрофильной больницы. До настоящего времени в ОРИТ многопрофильных больниц отмечается дефицит кадров.
Расчет показателя по каждой категории работающих и в целом по отделению производится следующим образом:
Дв = (Шв-Рв)/Шв х 100,
где Дв – дефицит врачей (%), Шв – количество штатных единиц врачей, Рв – количество работающих врачей без учета совместительства.
Дефицит кадров может возмещаться за счет работы по совместительству штатных сотрудников ОРИТ и привлечения совместителей из других учреждений, близких по профилю и т.д. Как правило, совместители привлекаются к дежурствам в ОРИТ в вечернее и ночное время под контролем штатных сотрудников, доля ответственности и производственные нагрузки которых в такой ситуации неизбежно возрастают.
Одним словом, совместительство является обратной стороной дефицита кадров и негативно отражается на качестве оказания интенсивной терапии. В связи с этим целесообразно контролировать показатель совместительства и стремиться в процессе оперативного управления снижать до минимума.
Расчет показателя совместительства производится по каждой категории сотрудников ОРИТ и в целом по отделению следующим образом:
Св = Рвс/Шв х 50,
где Св – показатель совместительства врачей (%), Рвс – количество работающих врачей по совместительству; 50 – работа на 0,5 ставки.
Если позволительно говорить об экстенсивных и интенсивных показателях (применительно к характеристике штатов), о качестве работы с персоналом, то текучесть кадров может быть отнесена к показателям качества. Творческий характер и условия труда, нравственно-психологический климат, производственные и технические нагрузки, эффективность использования материальных и моральных стимулов – эти и другие факторы, отражающие многообразие внутренних и внешних связей АРС как системы, не всегда подлежат конкретной статистической оценке и суммируются в показателе текучести кадров. Стабильность кадров создает необходимые условия для накопления и развития коллективного опыта – важнейшей константы качества, значение которой при работе со сложной техникой, сильнодействующими средствами и методами, при крайней нестабильности состояния больных трудно переоценить.
Анализ статистического мониторинга состояния штатов врачей ОРИТ свидетельствует о том, что вплоть до 2016 года практически не удавалось стабилизировать кадровый состав и обеспечить динамику его профессионального развития. Дефицит кадров сохранялся на уровне 40% и выше, привлечение совместителей покрывало только пятую или четвертую его часть. Следовательно, чтобы поддерживать деятельность ОРИТ в полном объеме, каждый врач должен был обеспечивать работу по совместительству еще на 0,5 ставки. Имеет место проведение анестезии детям врачами-анестезиологами, придерживающихся принципов «взрослой анестезии», без учета анатомо-физиологических особенностей растущего организма, что ведет к увеличению частоты и тяжести ранних и поздних послеоперационных осложнений. Очевидно, эти аргументы легли в основу постановления «Олий Мажлиса» Республики Узбекистан в 2008 году о передаче подростков в возрасте до 18 лет в ведение педиатров.
Опыт работы в условиях постоянной нехватки кадров показал, что дефицит кадров свыше 25–30% серьезно осложняет деятельность ОРИТ в период отпусков, вспышек заболеваемости сотрудников, ограничивает возможности совершенствования службы. В связи с этим в 2010–2014 годах некоторые педиатрические ОРИТ были свернуты или преобразованы в палаты интенсивной терапии, чем значительно затруднили деятельность служб хирургического профиля и др. Сегодня спрос на высококвалифицированных специалистов, закаленных годами интенсивной работы в детских ОРИТ, увеличился, опытных врачей переманивают в платные клиники, многие уезжают за рубеж. Особое значение имеют и возрастающие социальные проблемы, особенно для выпускников вузов, трудности их социального и материально-экономического обеспечения.
Нельзя не остановиться и на вопросах обеспеченности ОРИТ специальным оборудованием, устройствами для реанимации, анестетиками, наркотическими лекарственными и инфузионными средствами и т.д. Жесткие профессиональные требования, высокий уровень ответственности за жизнь больного и связанные с этим производственные и психологические нагрузки требуют соответствующей материальной и социальной компенсации. Сегодня сложилась такая ситуация, когда нет притока молодых специалистов среди врачебного персонала ОРИТ, что исключает возможность преемственности поколений, передачи молодежи накопленных знаний и клинического опыта.
Выявлено, что среди врачей-анестезиологов-реаниматологов, работающих в педиатрической ОРИТ, 33,3% человека имеют высшую категорию, 18,5% – первую, 21,8% – вторую и 25,8% – не имеют квалификационной категории. В настоящее время отмечается существенный дефицит кадров, который в среднем составляет 32,1%, но несмотря на это, врачи оказывают высококвалифицированную и специализированную помощь детскому населению в критических состояниях.
Интенсификация анестезиологической деятельности, которая последовательно осуществляется в процессе оперативного управления, имеет границы, за пределами которых начинают слабо действовать материальные стимулы, снижаются показатели качества, сводится к минимуму удовлетворение от работы, растет текучесть кадров или сохраняется хронический их дефицит. При фиксированном размере заработной платы, который остается наследием централизованной системы финансирования лечебно-профилактических учреждений, сохраняется объективная основа для образования противоречия между интенсификацией труда и стабилизацией кадров. В проблеме интенсификации деятельности педиатрических ОРИТ существует и другая сторона – человеческий фактор. Усложняющийся характер труда вступает в противоречие с уравнительной повременной системой его оплаты, что усиливает дефицит и текучесть кадров, негативно влияет на показатели качества и психологический климат в коллективе, превращается в серьезный тормоз развития службы в целом.
Качество оказания реанимационной помощи детям определяется многочисленными факторами, основными из которых являются мощность и структура лечебно-профилактического учреждения в целом, ОРИТ в частности, особенностями кадрового состава и материально-технического оснащения [6, 8]. В условиях реформирования и модернизации системы здравоохранения на оснащение лечебно-профилактических учреждений выделяются огромные средства, для рационального использования которых необходимо учитывать уже имеющееся материально-техническое оснащение, а также количественный и качественный состав подразделений, который будет это оборудование эксплуатировать. Это особенно актуально для зависимых от технического оснащения медицинских специальностей, к которым в первую очередь относится анестезиология и реаниматология.
Исследования, посвященные данной проблеме, единичны, причем большинство из них отражают психосоциальный статус и особенности формирования синдрома выгорания у врачей и медицинских сестер отделений анестезиологии и реанимации [5, 10]. В то же время основные показатели, характеризующие состояние кадрового состава ОРИТ, особенно педиатрических, в настоящее время не изучены, что и послужило основанием для выполнения исследования.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Алиев М.М. // Педиатрия. – 2011. – №3–4. – С.5–7.
2. Васильев В.Ю. // Мат-лы V съезда «Анестезиологов-реаниматологов Узбекистана». – 2017. – С.5–8.
3. Здравоохранение в Узбекистане. Факты и цифры. // Стат. сборник. – 2015. – 56 с.
4. Копылов В.В. Анестезиолого-реанимационная помощь детям: организация в условиях мегаполиса: Автореф. дис. … канд. мед. наук. – СПб, 2011.
5. Недашковский Э.В. Оперативное управление анестезиолого-реанимационной службой многопрофильной больницы. Системный анализ, моделирование, компьютеризация. – Архангельск, 2009. – 200 с.
6. Управление качеством в здравоохранении: лицензирование, стандартизация, клинико-экономический анализ. // Тез. докл. научно-практич. конф. «Проблемы стандартизации в здравоохранении». – М., 2005. – №11. – С.108–150.
7. Управление качеством первичной медико-санитарной помощи в Узбекистане: ВОЗ. – Копенгаген, 2009. – 94 с.
8. Юсупалиев Б.К. // Медицинский журнал Узбекистана. – 2016. – №2. – С.101–104.
9. Wiebe R.A., Scott S.M. // Clin. Ped. Emerg. Med. – 2009. – Vol.1. – P.45–53.
10. Wilkinson J.D., Pollack M.M., Glass N.L., et al. // J. Pediatr. – 2017. – Vol.111, N3. – P.324–328.
11. Wilkinson J.D., Pollack M.M., Ruttimann U.E., Glass N.L., Yeh T.S. // Crit. Care Med. – 2016. – Vol.14, N4. – P.271–275.
12. Wilson R.M., Runciman W.B., Gibberd R.W. // Med. J. Aust. – 2005. – Vol.163. – P.458–471.
13. Wolf M.J., Koldewijn K., Beelen A. // Pediatrics. – 2004. – Vol.114, N6. – P.1738–1739.
Медицинские новости. – 2017. – №10. – С. 65-67.
Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.