• Поиск:

издатель: ЮпокомИнфоМед

Сарыева Э.Г.

Определение специфических серологических маркеров вирусных гепатитов, показателей гемограммы и С-реактивного белка у новорожденных от матерей с HBV-, HCV-инфекцией

Внимание! Статья адресована врачам-специалистам

 

Sariyeva E.G.

Azerbaijan Medical University, Baku

Determination of specific serological markers, blood analyses and C-reactive protein in neonates born to mothers with HBV- and HCV-infection

 

Азербайджанский медицинский университет, Баку

Резюме. Целью исследования явилось изучение специфических серологических маркеров парентеральных гепатитов, показателей гемограммы, С-реактивного белка у новорожденных от матерей, инфицированных HBV-, HCV-инфекцией. Результаты исследования показали, что новорожденные, родившиеся от матерей с HBV-инфекцией, в 16,4±4,5% случаев были серопозитивны по HBsAg, а в 97,6±2,4% – по анти-HCV. Изучение показателей гемограммы показало уменьшение уровней HGB, MCV, MCHC, RDW как в группе серопозитивных по HBV, так и в группе серопозитивных по HCV новорожденных (р<0,001). Было обнаружено повышение палочкоядерных нейтрофилов (Band neu) на фоне существующей лимфоцитопении (р<0,001). Количество тромбоцитов у новорожденных с анти-HCV в сравнении с контрольной группой было снижено на 23,4% (р<0,01), а по сравнению с новорожденными от матерей с HBV-инфекцией уменьшение этого показателя составило 33,4% (р<0,001). Результаты исследования показали, что в крови новорожденных, серопозитивных по анти-HCV в сравнении с HBV-серопозитивной группой титр С-реактивного белка был в среднем в 10,4 раза выше (р<0,001). Проведенное исследование подтвердило, что серопозитивные по HBV, HCV новорожденные составляют группу высокого риска и должны находится под тщательным наблюдением педиатра. Дети, родившиеся от серопозитивных матерей, должны обследоваться на наличие специфических серологических маркеров вирусных гепатитов на 1-й, 3-й, 6-й, 12-й, 18-й месяцы жизни. Своевременное выявление групп риска позволит в дальнейшем проводить диспансеризацию детей с вирусоносительством, а также организовывать лечебно-профилактические мероприятия.

Ключевые слова: HBV-, HCV-инфекция, новорожденные, специфические серологические маркеры, гемограмма, С-реактивный белок.

Медицинские новости. – 2017. – №2. – С. 77–79.

Summary. The aim of the study was to investigate the specific serological markers of parenteral hepatitis, blood analyses, C-reactive protein in neonates born to mothers infected with HBV- and HCV infection. The results showed that infants born to mothers with HBV infection in 16.4±4.5% cases were seropositive for HBsAg, while in 97.6±2.4% cases they were seropositive for anti-HCV. Blood analyses showed decreased levels of HGB, MCV, MCHC, RDW either in a group seropositive for HBV and in a group seropositive for HCV (p<0.001). There was an increase in the level of neutrophils (Band neu) against the background of existing lymphocytopenia (p<0.001). The platelet count in infants with anti-HCV in comparison with the control group was reduced by 23.4% (p<0.01) whilst compared with infants of mothers infected by HBVs there was decrease in this indicator amounted to 33.4% (p<0.001). The results showed that the blood of newborns, seropositive for anti-HCV, in comparison with the group seropositive for HBV-s, had a 10.4 times higher titer of C-reactive protein (p<0.001). This study confirmed that neonates seropositive for HBV- and HCV-infection constitute a high-risk group and should be kept under close supervision by a pediatrician. Children born to seropositive mothers should be screened for the presence of specific serum markers of viral hepatitis at 1, 3, 6, 12, 18 months of life. Timely identification of risk groups will enable in the future to carry out medical examinations of children with the virus infection, as well as organizing therapeutic and preventive measures.

Keywords: HBV-, HCV-infection, neonates, specific serological markers, blood analyses, C-reactive protein.

Meditsinskie novosti. – 2017. – N2. – P. 77–79.

 

Парентеральные гепатиты – это одна из актуальнейших проблем современной медицины. Являясь одним из самых распространенных видов парентеральных гепатитов, HBV-, HCV-инфекции продолжают усложнять задачи здравоохранения во всем мире. Порядка 350 млн носителей вируса гепатита В зарегистрированы по всему миру. У 15­40% инфицированных HBV-инфекцией выявляются цирроз и гепатоцеллюлярная карцинома [1]. Хотя широкое применение программ эффективной вакцинации во многих странах и обеспечивает снижение уровня HBV-инфекции, однако в странах, не практикующих рутинную вакцинацию, отмечается распространение данного заболевания. Согласно всемирной географии носители HBV встречаются в основном в регионах Средней и Южной Азии, Африке и Амазонии [2, 3]. Что же касается HCV-инфекции, то отсутствие вакцины против гепатита С приводит к быстрому росту уровня заболеваемости. Одной из проблем HCV-инфекции является то, что хотя за последние 20 лет частота встречаемости хронической HCV-инфекциив развитых странах значительно снизилась, однако возрос процент смертности от заболеваний печени на почве HCV [4, 5]. По мнению экспертов, в 2012 году в среднем 180 млн человек были заражены гепатитом С, 35% которых – это женщины в репродуктивном возрасте [6]. В научной литературе появляется все больше информации на тему беременности и гепатитов В, С [7]. Как известно, вирусы не вызывают непосредственный воспалительный процесс в клетках, а, внедрившись в геном клетки-хозяина, реплицируются, что приводит к нарушению функции клетки-хозяина. В конечном счете выходят из-под иммунного контроля матери и плода. Замедление синтеза интерферона и цитокина вызывает молекулярную мимикриюв организме, что создает почву для постепенного инфицирования плода. В целом, асимптоматическое течение HBV-, HCV-инфекций в период беременности не означает, что плод не подвержен внутриутробному инфицированию. Хотя при HBV-, HCV-инфицировании и не отмечаются серьезные пороки развитии, однако при наличии у матери высокой виремии, в частности в последнем триместре беременности, риск инфицирования плода велик. 70–80% детей, рожденных от матерей с позитивными HBsAg и HbeAg, инфицируются вирусом гепатита В [8]. У ряда авторов эта цифра достигает 90% [9]. Информация об этом имеется также в Клинических протоколах и в нашей республике [10]. В целом, перинатальная передача HBV и HCV возможна в 3 случаях: вертикальном, при родах и после родов. Вертикальная передача возникает посредством плаценты, интранатальная – при соприкосновении плода с биологическими секретами (кровь, амниотическая жидкость, выделения шейки матки) матери при родах. Инфицирование новорожденного в постнатальный период возможно во время грудного вскармливания через кровоточащие трещины сосков, при наличии у матери высокой виремии.

В научных исследованиях отечественных ученых не встречаются сведения о сравнительном изучении специфических серологических маркеров вирусных гепатитов, основных показателях гемограммы и С-реактивном белка у новорожденных от матерей с HBV-, HCV-инфекцией.

Целью исследования является сравнительное изучение специфических серологических маркеров болезни у инфицированных вирусами гепатитов В, С матерей и их новорожденных детей, а также оценка показателей гемограммы, уровня С-реактивного белка у новорожденных.

Материалы и методы

Исследовательская работа проведена в 2013 году в Клиническом родильном доме №5 имени Ш. Алескеровой. Объектом исследования явились роженицы с выявленными парентеральными гепатитами и их новорожденные дети. Наряду с общими анализами кровь рожениц и новорожденных исследовалась по специфическим серологическим маркерам HBV-, HCV-инфекций. В целях серологического скрининга вирусных гепатитов сравнительно изучены HBsAg, anti-HCV маркеры в крови матерей и новорожденных, исследовано количество С-реактивного белка. Лабораторные исследовании проводились в лаборатории Клинического родильного дома №5. Для диагностики вирусных гепатитов применялись тесты: экспресс-карт система, иммуноферментный анализ (IFA) (прибор Bio Screen MS-500, USA). Общий анализ крови проводился в гематологическом анализаторе KX-21 N Sysmex USA. Уровень С-реактивного белка исследовался методом латекс-агглютинации. В качестве материала изучалась венозная кровь (серум) инфицированных матерей и новорожденных. Кровь новорожденных исследовалась до иммунопрофилактики.

Статистическая разработка проводилась в электронной таблице MS EXCEL-2010 методами анализ вариация (t-Student) и дискриминант (?2-Pirson).

Результаты и обсуждение

3695 беременных, поступивших в родильный дом за год, обследовались на наличие HBV- и HCV-инфекций. У 3387 женщин беременность завершилась своевременными родами, у 308 – преждевременными. При серологическом скрининге у 109 женщин выявилась серопозитивность к парентеральным гепатитам. HBV-инфекция выявилась у 67 беременных (1,81±0,22%), а HCV-инфекция – у 42 (1,14±0,17%).

Контрольную группу составили 30 практически здоровых новорожденных. Сравнительное изучение в ходе исследования уровня HBsAg, anti-HCVтитров у новорожденных, рожденных от матерей с парентеральным гепатитами, показал, что 16,4±4,5% детей, родившихся от матерей с HBV, оказались серопозитивными к HВsAg. Однако у 97,6±2,4% родившихся от инфицированных гепатитом С матерей в крови обнаружился anti-HCV. По сравнению с группой с HBsAg при серопозитивности к гепатиту С наблюдается высокая статистическая достоверность ??2=68,2; p<0,001) (рис. 1).

Из исследования общего анализа крови новорожденных, родившихся от матерей с выявленным парентеральным гепатитом, выясняется, что по сравнению с контрольной группой уровень HGB у детей, рожденных от HBV-инфицированных матерей, снижен на 20,8%, а у рожденных от HCV-инфицированных – на 17,4% (p<0,001). Также в сравнении с контрольной группой показатель MCV у детей, рожденных от матерей с гепатитом В, снижен на 12,4%, а у группы с гепатитом С – на 10,5% (p<0,001). Уровень MCHC в группе с HBV снижен на 6,7% (p<0,001), а в группе с HCV – на 4,9% (p<0,01). Снижение уровня RDW в обеих группах оказалось статистически достоверным (p<0,001). В крови новорожденных от инфицированных матерей обнаружилась лейкопения (p<0,001). Количестволимфоцитов у детей, рожденных от HBV-инфицированных матерей, по сравнению с контрольной группой снижено на 12,1% (p<0,01), а в группе с HCV – на 11,3% (p<0,001). Увеличение СОЭ в обеих группах оказалось статистически недостоверным. Как привлекающий внимание лабораторный показатель, количество Band neu по сравнению со здоровыми новорожденными у детей, родившихся от инфицированных матерей, увеличено в 2,6 раза (p<0,001). Результаты исследования подтвердили, что количество тромбоцитов (PLT) в гемограмме новорожденных, родившихся от HCV- инфицированных матерей, в сравнении с контрольной группой снижено на 23,4% (p<0,01), а в сравнении с группой с HBV – на 33,4% (p<0,001) (рис. 2).

Результаты исследования показали, что среди новорожденных, родившихся от матерей с HBV, С-реактивный белок обнаружился у 10 детей (14,9±4,4%). У 40 (95,2±3,3%) родившихся от матерей с HСV отмечен высокий титр С-реактивного белка (?2=67,1; p<0,001). В сравнении с группой HBV титр HСV увеличен в среднем в 10,4 раза (p<0,001).

Таким образом, из проведенных научных исследований следует, что среди беременных частота встречаемости HBV-инфекции составляет 1,81±0,22%, а HСV-инфекции – 1,14±0,17%. В гемограмме новорожденных, родившихся от HBV-, HCV-инфицированных матерей, наблюдается снижение количества HGB, MCV, MCHC, RDW, PLT, лимфопения, увеличение юных нейтрофилов. В качестве ответной реакции на цитопению, способную возникнуть на фоне вирусной инфекции, стимуляцию нейтрофилов (Band neu) можно объяснить мобилизацией иммунологических реакций в организме. Сравнительное изучение серологических маркеров HBV-, HCV-инфекций в крови инфицированных матерей и их новорожденных детей подтвердило, что серопозитивность к HCV у детей статистически высока относительно HBV. К тому же, обнаружение у родившихся от инфицированных парентеральными гепатитами матерей белка острой фазы – С-реактивного белка с высоким титром – предвещает внутриутробное воспаление. Разумеется, обнаружение в крови новорожденного HBsAg или anti-HCV в первые часы жизни не может считаться абсолютным показателем его внутриутробной инфицированности. Такое состояние может быть связано и с временной плацентарной трансмиссией антиген-антительных комплексов парентеральных вирусов в конце беременности или во время родов. Надо отметить, что длительный безводный период во время родов, акушерские операции (epizio-, perineotomiya и т.д.) могут ускорить плацентарную трансмиссию вирусов. Следует учесть, что указанное состояние может быть особенно опасным для прежде-временно родившихся детей, поскольку на фоне имеющегося иммунодефицита анемия, лимфопения, тромбоцитопения могут создавать благоприятные условия для септических состояний, нарушений функций печени. В клинической практике в целом асимптоматическое течение HBV-, HCV-инфекций в период беременности приводит к тому, что матери и их новорожденные дети остаются без внимания. При отсутствии вакцины против HCV-инфекции актуальность проблемы не вызывает никаких сомнений. Проверку серологических маркеров вирусных гепатитов необходимо осуществлять на 1-м, 3-м, 6-м, 12-м, 18-м месяцах жизни новорожденных, поскольку обнаружение в крови HBsAg или anti-HCV на 18-м месяце может свидетельствовать об инфицированности новорожденного. Проведенное исследование еще раз подтверждает, что своевременное отнесение к группе риска серопозитивных новорожденных, родившихся от инфицированных гепатитами В, С матерей, может послужить почвой для выявления в будущем носителей вирусов среди детей, а также для разработки лечебно-профилактических мер.

 

Л И Т Е Р А Т У Р А

 

1. Lock A.S., McMahoon B.J. // Hepatol. – 2001. – Vol.34. – P.1225–1241.

2. Won K.Y., Hong Lee C. // Korean J. Hepatol. – 2011. – N17. – P.87–95.

3. Franco E., Bagnato B., Marino M.G., et al. // World J. Hepatol. – 2012. – N27 (suppl.3). – P.74–80.

4. Razani H., Elkhoury A.C., Elbasha E., et al. // Hepatol. – 2013. – Vol.57. – P.2164–2170.

5. Lauer G.M., Walker B.D. // N. Engl. J. Med. – 2001. – Vol.345. – P.41–52.

6. Oliveria U.B. // Brazilian J. Infectious Dis. – 2007. – Vol.11, N5. – P.10–11.

7. Seow H.-F.  // Curr. Obstet. Gynaecol. – 1999. – N9. – P.216–223.

8. Sinha S., Kumar M. // Hepatol. Res. – 2010. – Vol.40, N1. – P.31–48.

9. Aspinall E.J., Hawkins G., Fraser A., Hutchinson S.J., Goldberg D. // Oxford J. Med. Health Occupational Med. – Vol.61, Issue 8. – P.531–540.

10. Министерство Здравохранения Азербайджанской Республики Клинический протокол «Беременность и инфекции». – Баку, 2012. – 72 с.

 

 

Медицинские новости. – 2017. – №2. – С. 77-79.

Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.

 

Содержание » Архив »

Разработка сайта: Softconveyer