Bekhbudova J.A., Bakhshaliyev A.B., Akhmedova T.A., Babayev A.M.
Scientific Research Institute of Cardiology of D. Abdullaev, Baku, Azerbaijan
Nutritional habits of patients, who suffered from myocardial infarction
Резюме. Изучены особенности питания больных, перенесших инфаркт миокарда (ИМ). Использовали методику воспроизведения суточного рациона питания. Результаты проведенного исследования показали, что питание большинства больных, перенесших ИМ, в основном не соответствовало рекомендуемым диетическим нормам. Причем наиболее выраженные нарушения режима и принципов рационального питания отмечены среди больных, перенесших ИМ в более молодом возрасте. Активное привлечение профессиональных диетологов к работе с больными, перенесшими ИМ, а также с членами их семей уже на стационарном этапе лечения позволит рассчитывать на более осмысленный подход к соблюдению диетических рекомендаций.
Ключевые слова: инфаркт миокарда, питание.
Медицинские новости. – 2016. – №7. – С. 73–75.
Summary. Current study was designed to investigate the nutritional habits of patients who suffered from myocardial infarction (MI). Patients’ nutrition was researched with the methods of daily recordings of consumed food. According to the results of this study, in both groups, diets of patients with known episode of MI did not concur with recommended nutritional norms. Moreover, this observation was even more prominent in patients who had an episode of MI at an earlier age. Active implementation of professional help of dietologists to the management of patients, who suffered MI, and also their family members is suggested to provide a more knowledgeable approach to nutritional recommendations.
Keywords: myocardial infarction, nutrition.
Meditsinskie novosti. – 2016. – N7. – P. 73–75.
Питание представляет собой сложный процесс поступления, переваривания, всасывания и усвоения организмом множества химических веществ, необходимых для его нормальной жизнедеятельности. Питание должно быть рациональным. Пищевые вещества, как заменимые, так и незаменимые, должны поступать в организм не только в достаточном количестве, но и в определенных соотношениях между собой. Это положение лежит в основе созданного академиком А.А. Покровским учения о сбалансированном питании [3].
Высококалорийное питание, богатое насыщенными жирами и холестерином, считается одним из независимых этиологических факторов эпидемического распространения ишемической болезни сердца (ИБС) [4, 6]. Анализ имеющихся в литературе данных позволяет сделать вывод о значительной роли лечебного питания в коррекции липидных нарушений у больных ИБС [5]. Соблюдение принципов рационального питания признается необходимым условием успешной первичной и вторичной профилактики ИБС [1].
Целью исследования явилось изучение характера питания больных, перенесших инфаркт миокарда (ИМ).
Материалы и методы
Объектом настоящего исследования явились больные с достоверными признаками перенесенного ИМ на электрокардиограмме, зарегистрированной в состоянии покоя.
Сравнительный анализ результатов исследования проводили в 2 группах обследованных: в 1-ю группу вошли 84 пациента, перенесших ИМ в возрасте до 55 лет; во 2-ю группу включены 34 человека, перенесших ИМ в возрасте старше 55 лет. На момент исследования средний возраст больных ИБС 1-й и 2-й групп составил 54,1±0,7 и 63,7±0,9 года соответственно.
Таблица. Среднее количество потребляемых за сутки пищевых веществ в исследуемых группах больных ИБС
Показатель
|
M±m
|
1-я группа, n=46
|
2-я группа, n=15
|
Белки, г
|
76,2±3,9
|
62,3±8,7
|
Жиры, г
|
80,8±5*
|
57,4±10,1*
|
Углеводы, г
|
275,2±14,9
|
239,4±23,9
|
Калорийность рациона, ккал
|
2132,6±93,5*
|
1723,8±167,4*
|
Примечание: * – статистически значимые различия показателя, p<0,05.
Питание пациентов изучали с помощью методики воспроизведения суточного рациона питания с использованием муляжей (моделей продуктов с заранее известным весом) и таблицы химического состава продуктов питания. Изучали количество и процентное соотношение основных пищевых веществ (белков, жиров, полиненасыщенных жирных кислот (ПНЖК) и углеводов) в суточном рационе питания. Оценку рационов питания проводили в соответствие с концепцией сбалансированного питания. Собирали также данные о каждодневных привычках и режиме питания пациентов, выясняли представления опрашиваемых по вопросам диетического питания в связи с перенесенным заболеванием.
Статистическую обработку полученных результатов исследования проводили при использовании стандартного компьютерного пакета статистических программ.
Результаты и обсуждение
Сравнительные данные, характеризующие питание больных, перенесших ИМ, представлены в таблице и на рисунке.
Среднее количество основных пищевых веществ, потребляемых за сутки в 1-й и 2-й группах больных, перенесших ИМ, оказались даже несколько ниже норм, рекомендуемых лицам мужского пола соответствующего возраста. При этом следует отметить, что среднее количество потребляемых за сутки жиров и средняя калорийность суточного рациона в 1-й группе достоверно превышала указанные показатели во 2-й группе.
Как видно из представленных на рисунке данных, среди больных ИБС в обеих групп отмечена достаточно частая встречаемость рационов с высоким содержанием жиров и белков и низким содержанием ПНЖК. При этом в 1-й группе рационы с высоким потреблением белков и жиров (32,6% и 32,6% соответственно) встречались несколько чаще по сравнению с таковыми во 2-й группе (26,7% и 20% соответственно). Высококалорийные рационы отмечены более чем у каждого десятого обследованного 1-й группы (10,7%), несколько реже такие рационы выявлялись во 2-й группе (6,7%).
При изучении процентного соотношения количества потребляемых за сутки основных пищевых веществ было установлено, что только у 17,4% больных ИБС 1-й группы долевое распределение основных пищевых веществ в суточном пищевом рационе соответствовало формуле сбалансированного питания. Во 2-й группе сбалансированные пищевые рационы полностью отсутствовали.
Анализ режима питания и частоты употребления в пищу отдельных продуктов показал, что для большинства больных обеих групп характерным является прием пищи 3 и более раз в сутки. При этом более чем у половины пациентов 1-й группы (66,2%) последний прием пищи отмечен после 20.00 (во 2-й группе – у 33,3%). Пациенты 1-й группы чаще готовили пищу на сливочном масле (28,3%) и употребляли яйца (21,7%).
Во 2-й группе достоверно чаще, чем 1-й группе, встречались указания на досаливание пищи во время еды, «даже не пробуя ее» (80% и 19,6% соответственно). Более половины пациентов 1-й группы и 80% обследованных во 2-й группе не употребляли молочные продукты. В рационе каждого третьего пациента обеих групп отсутствовали в достаточном количестве овощи, а в 1-й группе еще и фрукты. Употребление в пищу рыбы и рыбных изделий (1 раз в неделю и чаще) отмечено у 15,2% пациентов 1-й группы и 20% – 2-й.
Как было указано выше, объектом настоящего исследования являлись больные, перенесшие ИМ и прошедшие стационарное лечение. Как правило, на этапе стационарного и амбулаторного лечения пациентам даны врачебные рекомендации, в том числе и по вопросам диетического питания. Интересным представлялось изучить, в какой степени больные, перенесшие ИМ, придерживаются рекомендаций врачей и выяснить причины несоблюдения принципов рационального питания. С этой целью изучили характер питания больных, перенесших ИМ. Средняя давность перенесенного последнего ИМ на момент исследования в 1-й и 2-й группах составила 5,6±0,6 и 3,2±0,6 года соответственно.
В результате проведенного исследования было установлено, что большинство больных, перенесших ИМ, в основном не соблюдали рекомендуемые диетические нормы и режим питания. Причем наиболее выраженные нарушения режима и принципов рационального питания отмечены среди больных, перенесших ИМ в более молодом возрасте.
В обеих группах превалировали рационы с высоким содержанием жиров и низким содержанием ПНЖК. Наиболее часто высококалорийные рационы и рационы с высоким содержанием жиров встречались среди больных, перенесших ИМ в возрасте моложе 55 лет. В 1-й группе сбалансированные пищевые рационы встречались менее чем у каждого пятого пациента, во 2-й группе полностью отсутствовали.
Несмотря на то, что в ходе опроса 70,5% пациентов утверждали, что после перенесенного ИМ изменили свое представление о характере питания, следует отметить, что стремление к соблюдению врачебных рекомендаций по диете выявлялось лишь в период от 6 месяцев до 1 года после перенесенного ИМ. Ни в одном случае не было отмечено ясных представлений опрашиваемых о принципах рационального питания.
Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что питание больных ИБС не соответствует принципам рационального диетического питания, причем в большей степени эти выводы касаются пациентов более молодого возраста.
Культура питания тем выше, чем выше осведомленность и приверженность принципам «разумного», рационального питания. Возможно, активное привлечение профессиональных диетологов к работе с больными, перенесшими ИМ, и членами их семей уже на этапе стационарного лечения и реабилитации позволит рассчитывать на более осмысленный подход к соблюдению диетических рекомендаций.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Мещерякова В.А., Самсонов М.А., Парамонова Э.Г. // Терапевтический архив. – 1985. – №10. – С.14–19.
2. Оганов Р.Г. // Кардиология. – 1996. – №3. – С.4–8.
3. Справочник по диетологии / Под ред. академика АМН СССР А.А. Покровского и чл.-корр. АМН СССР М.А. Самсонова. – Ленинград, 1981.
4. Халтаев Н.Г., Бурлуцкий Г.И., Деев А.Д. и др. // Терапевтический архив. – 1985. – №11. – С.60–66.
5. Nutrition and Disease Update. Heart Disease / Eds. D. Kritchevsky. – Champaign (Illinois), 1994.
6. Stamler J. // Med. Clin. N. Am. – 1973. – Vol.57. – P.45–46.
Медицинские новости. – 2016. – №7. – С. 73-75.
Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.