Sharabchiev Yu.T.
«Meditsinskie novosti», Minsk, Belarus
How to become a scientist and succeed in science: creative genius
and activation of scientific creativity
Резюме. Творческая одаренность и гениальность – это не только врожденные способности, но и физическое и духовное здоровье, а также ряд характерологических качеств (настойчивость, терпение, трудолюбие, добросовестность, наблюдательность, уверенность и убежденность, любознательность, честолюбие) и наличие мотивации. Любое открытие имеет свою внутреннюю логику, определенные этапы, стадии и условия, набор изначальных знаний, при которых это открытие реализуется. Природный талант необходимо постоянно развивать. Среди способов активации научного творчества следует выделить методы аналогий, интуиции, мозгового штурма, информационного моделирования, морфологический метод, теорию решения изобретательских задач, пробельный анализ и другие. Анализ цитируемости следует рассматривать как важный инструмент мотивации в деятельности ученого, его становления и профессионального роста, информационного поиска, а также как инструмент оценки творческого вклада и аттестации ученых, формирования научных школ и незримых научных коллективов. В статье приводится ТОП-100 цитируемости белорусских ученых-медиков.
Ключевые слова: цитируемость, наукометрия, творческие способности, гениальность, активация творчества.
Медицинские новости. – 2016. – №5. – С. 23–34.
Summary. Creative talent and genius – is not only innate ability but also physical and spiritual health, as well as a number of character qualities (perseverance, patience, hard work, honesty, observation, confidence and conviction, curiosity, ambition) and motivation. Every opening has its internal logic, certain phases, stages, and conditions a set of initial knowledge, in which this opening is implemented. Natural talent need to constantly develop. Among the activation methods of scientific creativity it is necessary to allocate methods of analogies, intuition, brainstorming, information modeling, morphological method, the theory of inventive problem solving, whitespace analysis, etc. Analysis of the citation should be seen as an important motivational tool in work of the scientist, of its formation and professional growth, information retrieval, and also as a tool for assessing creative contribution and certification of scientists, the formation of scientific schools and invisible research teams. The article presents the TOP-100 citations of belarusian scientists-physicians.
Keywords: scientometrics, citation, creativity, genius, activating creativity.
Meditsinskie novosti. – 2016. – N5. – P. 23–34.
Эффективная научная деятельность требует от ученых не только таланта, глубоких профессиональных знаний в определенной области, некоторых личностных качеств (настойчивости, терпения, сосредоточенности), но и навыков поиска и обобщения научной литературы, обработки научных результатов, планирования научных исследований и представления итогов завершенных НИР в виде научных публикаций, изобретений и т. д. В связи с этим научные работники должны хорошо знать принципы и методы программно-целевого планирования НИР, выявления приоритетных научных направлений, ме-тоды системного анализа, основы информационного поиска, статистической обработки результатов научных результатов, авторского и изобретательского права и многое другое. Однако в высших учебных заведениях и в аспирантуре этим знаниям не обучают, отсутствуют и хорошие учебные пособия по этому вопросу. Пока научный сотрудник по крупицам приобретает требуемый опыт и необходимые знания в области технологии проведения научных исследований, проходят долгие годы. Наука могла бы развиваться значительно интенсивнее и быть более эффективной, если бы молодых исследователей наряду с иностранным языком, курсом информатики обучали основным приемам научной деятельности.
Перед каждым ученым независимо от его научного статуса периодически встает вопрос, как найти идею, которая легла бы в основу планируемой НИР, диссертации или изобретения. Многие считают, что способность увидеть новую идею – это талант, природный дар озарения, который нельзя выработать или возместить усердным обучением. Между тем благодаря работам ряда психологов, науковедов и выдающихся ученых выработано множество приемов, которые позволяют стимулировать творческий процесс.
Творческая одаренность и гениальность: медицинские и социально-психологические аспекты
Гений – это своеобразный экстрасенс в сфере творчества, который не укладывается в категорию «больше – меньше», поскольку содержит новое качество. В то же время для оценки уровня интеллекта очень часто используют понятие «коэффициент интеллекта» IQ (Intelligencequotient; термин ввел в 1911 г. В. Штерн). Если у обычных людей коэффициент интеллекта составляет примерно 100, то у выдающихся – в среднем 158,9. По последним данным, И.В. Гете имел IQ=210, E. Паскаль – 195, К.Г. Юнг – 185, Микеланджело – 180, В.А. Моцарт – 165 [8].
Возрождение, развитие и процветание любого общества и нации во многом обусловлены наличием большого количества выдающихся личностей, формирующих особую эпоху расцвета (Ренессанс). История многих стран и народов изобилует фактами появления целой плеяды выдающихся деятелей культуры и науки, играющих решающую роль в возрождении нации.
Определенную роль в формировании условий, способствующих воспитанию поколения людей, творчески одаренных в различных областях человеческой деятельности, играют медицинские и социально-психологические аспекты.
Исследованиями многих ученых установлено, что творческая одаренность и даже гениальность обусловлены медицинскими факторами: наследственностью, типом обмена веществ в организме, гормональным статусом, типом нервной системы и т. д. Считают, что одаренность на 80% определяется наследственными факторами и на 20% – социальными аспектами, окружающей средой, семьей, воспитанием, удачей и т. д.
Теория генетической обусловленности гениальности была разработана английским антропологом Ф. Гальтоном (1822—1911), хотя эта идея высказывалась многими, начиная с Платона. Исследуя аристократические роды Англии, а также историю выдающихся семейств других стран на протяжении столетий, Ф. Гальтон пришел к выводу, что способности высокого уровня (талант, гениальность) передаются из поколения в поколение, уровень одаренности в роду имеет тенденцию к равномерному повышению и, достигая пика, начинает снижаться в последующих поколениях [28]. А.Н. Лук [12] считает, что наследование творческих способностей передается в соответствии с законом регрессии и приводится к среднему уровню. Так, например, потомки Нобелевских лауреатов, как правило, не удостаиваются Нобелевских премий (исключение – дочь Пьера и Марии Кюри и сын Нильса Бора). А.С. Пушкин, размышляя о будущем своего пятилетнего сына, писал, что не желает ему идти по отцовской дороге, то есть писать стихи и ссориться с царями («отца не перещеголяет и плетью обуха не перешибет»).
Есть конкретные примеры того, что талант является врожденной способностью, наследуемой из поколения в поколение. Так, прабабка А.С. Пушкина Евдокия Головина (Пушкина) и прапрабабка Л.Н. Толстого Ольга Головина (Трубецкая) были родными сестрами. Поэт Ф. Шиллер, философ Г. Гегель и физик М. Планк имели общего родственника – Иоганна Ванта, жившего в XV в. Житель Вены С. Михель, умерший в 1717 г., был предком К. Маркса и Г. Гейне. В пяти поколениях семьи Бах насчитывалось 16 композиторов [12].
D. Beaver [29] считает, что количество талантов «высшего уровня» генетически ограничено. Ф. Гальтон и З. Фрейд провозгласили, что гениальность – это биологическое явление, и его изучение требует биологического подхода. Ф. Гальтон считал, что семья есть генетический фонд одаренности, из которого отдельные отпрыски получают больше или меньше в зависимости от «биологического расстояния» до центра этого фонда, а сама гениальность есть функция способностей и стремления к напряженному труду [28].
Исследования многих ученых выявили взаимосвязь между рождением высокоодаренных людей и нарушениями у них обмена веществ и другими заболеваниями генетической природы.
Нарушение обмена мочевой кислоты (подагра). В 1955 г. Е. Orowanвысказал предположение о связи между высоким уровнем интеллекта и подагрой [35]. Изучение родословных высокоодаренных людей минувших эпох показало, что многие из них страдали подагрой, которая возникает вследствие увеличения содержания мочевой кислоты в сыворотке крови и последующего отложения мочекислых соединений в тканях, преимущественно в суставах. Поскольку формула мочевой кислоты близка к формуле молекулы кофеина, мочевая кислота стимулирует работу мозга, хотя и не так сильно, как кофеин, но зато действует постоянно. Следует отметить, что в организме млеко-питающих вырабатывается фермент уриказа, который окисляет мочевую кислоту. Однако обезьяна и человек утратили способность синтезировать уриказу, расщепляющую ураты – химические гомологи кофеина и теобромина, стимулирующие активность интеллекта, что, вероятно, имело огромное значение в эволюции человека [12]. В.П. Эфроимсон [26] также считает, что высокий уровень мочевой кислоты, уратов в плазме крови является мощным фактором хронического стимулятора, «допинга» умственной активности. При норме 4,1 мг% у женщин и 5,1 мг% у мужчин уровень мочевой кислоты в плазме у отдельных индивидов доходит до 8–9 мг%. По данным В.П. Эфроимсона [26], среди обычных людей подагрой страдает 1,5%, среди выдающихся – 15–20%, а среди гениев – даже 30–40%. Патография выдающихся людей, проведенная В.П. Эфроимсоном [26], позволяет отнести к подагрикам А. Македонского, Суллу, Помпея Великого, Ю. Цезаря, королей Англии – Генриха IIи Иоанна Безземельного; Улугбека, Ф. Петрарку, Микеланджело, Б. Челлини, Ц. Борджиа, Генриха IVБурбона, В. Шекспира, герцогов Гизов, М. Монтеня, П. Рубенса и Рембрандта, О. Кромвеля, Людовика XIV, Карла XII, И. Ньютона, Г.В. Лейбница, Н.В. Гарвея, М. Мальпиги, Д. Дефо, Ф. Вольтера, Стендаля, Г. Мопассана, А.А. Блока, И.С. Тургенева, Г. Нельсона, Дж. Моргана и Л. Ротшильда, Николая I, О. Бисмарка и многих других.
Среди прочих наследственных факторов, способствующих появлению высокоодаренных личностей, следует выделить синдром Марфана, синдром Морриса, гипоманиакальную депрессию и гигантолобию [26].
Синдром Марфана – доминантно наследуемый дефект соединительной ткани, встречающийся с частотой 1:50000. И хотя ни механизмы стимуляции, ни какие-либо биохимические факторы, оказывающие влияние на повышение интеллектуальной активности, не выявлены, В.П. Эфроимсон [26] относит этот синдром к группе медико-биологических факторов, распространенных среди выдающихся личностей. В качестве примера указывается на наличие синдрома у А. Линкольна, Г.X. Андерсена, К.И. Чуковского, Ш. де Голля, В.К. Кюхельбекера, Н. Теслы и др.
Синдром Морриса, или тестикулярная феминизация, – наследственная нечувствительность периферических тканей организма к маскулинизирующему действию андрогенов. При мужском хромосомном наборе (46/XY) и наличии семенников, продуцирующих андрогены, но при отсутствии рецепторов мужского полового гормона в периферических тканях развитие организма идет парадоксально по женскому направлению. Развивается псевдогерма-фродит: высокая, стройная, физически сильная и интеллектуально развитая женщина с семенниками, но без матки, с малым влагалищем, не менструирующая, бесплодная, однако способная к сексуальной жизни и сохраняющая нормальное влечение к мужчинам. Этот синдром встречается среди женщин с частотой около 1:60000, а среди спортсменок олимпийского ранга в 600 раз чаще – 1:100. В.П. Эфроимсон [26, 27] на основании целого ряда доказательств приписывает этот синдром Жанне д’Арк, объясняя исключительные психические, эмоциональные, интеллектуальные и физические возможности этой сильной, красивой, на редкость умной и энергичной девушки тонизирующим действием андрогенов.
Мужские черты характера довольно часто выражены у выдающихся женщин. Таковы Елизавета IТюдор, К. Шведская, А. Дюдеван (Жорж Санд) и многие другие, причем в некоторых случаях синдром Морриса здесь полностью исключен. В качестве одного из гипотетических механизмов этого феномена В.П. Эфроимсон [27] называет возможный дисбаланс гормонов коры надпочечников с повышенным выделением андрогенов. Если подобное возникает в критические фазы эмбриогенеза, то, по-видимому, в дальнейшем происходит переориентация женской психики в мужском направлении. Во всяком случае, имеются клинические наблюдения, свидетельствующие о том, что неправильное дозирование половых гормонов во время беременности приводит к характерологической переориентации по мужскому типу у рождающихся девочек и развитию наклонности к гомосексуализму у рождающихся мальчиков.
Возникает закономерный вопрос: почему женщины с синдромом Морриса, имеющие семенники, очень часто интеллектуально выше мужчин, тоже обладающих семенниками и тоже выделяющих андрогены?
Механизм гиперстимуляции интеллекта женщин при синдроме Морриса заключается в том, что в отличие от мужчин у них гормон не фиксируется в тканях и клетках-мишенях и поэтому сильнее стимулирует интеллектуальную сферу.
Знание биохимии синдрома Морриса открывает возможности к познанию прочих гормональных механизмов гениальности. Особое место занимают необыкновенная энергия и сила воли, связанные с высокой сексуальностью или, напротив, порожденные сексуальным воздержанием.
В.П. Эфроимсон [26, 27] считает, что гиперсексуальность, обусловленную усиленной продукцией андрогенов, можно отнести, хотя и с большой осторожностью, к общему типу внутреннего допинга, стимулирующего не только интеллектуальные возможности, но и общее психоэмоциональное состояние организма.
Повышенная сексуальность (а также биохимические процессы, стоящие за этим), свойственная Ярославу Мудрому, Атилле, Чингисхану, Ивану Грозному, Генриху IVБурбону, Петру I, Екатерине II, Жорж Санд, А.С. Пушкину, М.Ю. Лермонтову, И.С. Тургеневу, А. Мюссе, Д. Байрону, Г. Гейне, Г. Мопассану, А.А. Блоку, С.А. Есенину, Л.Н. Толстому, И.В. Гете, равно как и полная сублимация секса творчеством (И. Кант, Л. Бетховен), может считаться возможным источником творческой потенции.
Гипоманиакальная депрессия, рассматриваемая В.П. Эфроимсоном [26] на основании более или менее регулярного чередования творческой активности и тяжелых депрессий, то есть периодов спада интеллектуальной деятельности, эндогенных по своей натуре, была свойственна Д. Свифту, А. Сен-Симону, Н. В. Гоголю, Р. Шуману, В. ван Гогу, Э. Берингу, 3. Фрейду, Т. Рузвельту, Э. Хемингуэю, А. Шопенгауэру. По данным Н. Ellis [30], A. Juda [32], среди крупнейших ученых и исторических деятелей гипоманиакальная депрессия встречается в 10 раз чаще, чем у обычных людей (4,0 против 0,4).
В.П. Эфроимсон [26] считает, что существует определенная корреляция между высоким уровнем умственной активности и особенностями функционирования мозга, что в свою очередь связано с его объемом. И хотя на этот счет имеется множество противоречивых данных, несомненно, что эволюция человечества шла по пути увеличения объема мозга и поверхности коры больших полушарий.
Суммируя роль всех пяти биологических факторов, В.П. Эфроимсон [26] высказывает предположение, что они играют определенную роль в формировании 80–90% истинных гениев мировой истории, науки и культуры.
На формирование высокоодаренных личностей большое влияние оказывают многие экзогенные факторы, например социально-политические и даже экологические условия. В частности, частота появления гениальных людей резко колеблется во времени и в географическом пространстве. Так, в Афинах времен Перикла за полтора поколения из 60 тысяч афинских мужей выделяют более десяти, до сих пор не утративших своего значения: Перикл, Софокл, Сократ, Платон, Аристофан, Фидий, Фукидид, Ксантипп и др. Приблизительная частота гениев 1:6000 говорит о многом. История знает и другие времена вспышкообразного, группового появления гениев: эпоха Птолемеев, Медичи, венская эпоха Гайдна, Моцарта, Бетховена, веймарский период немецкой литературы, развитие микробиологии, связанное с именами Л. Пастера, Р. Коха и т. д. [26].
Согласно исследованиям Е.С. Виноградова [6], в холодное время года рождается больше одаренных людей, чем в теплое. Интересно, что и средний вес новорожденных достигает максимума (3040–3120 г) в январе – марте, затем до июля – августа наблюдается уменьшение веса до 2940–3060 г, а потом вновь отмечается постепенное возрастание к январю – февралю. Установлено также, что в рождаемости одаренных людей имеет место широтный эффект: она снижается с уменьшением широты. Е.С. Виноградов предполагает, что сезонные колебания рождаемости одаренных людей могут быть обусловлены сезонными колебаниями солнечной активности и атмосферного давления. Cкорее всего, солнечные и другие погодные факторы влияют на умственные задатки людей по-разному, в зависимости от их индивидуальных особенностей, времени года и географической широты места рождения.
Большое значение в развитии творческой одаренности имеют некоторые характерологические качества, например такие, как добросовестность, терпение, трудолюбие и т. д. Математик К. Якоби говорил, что всеми своими успехами он обязан не особым природным дарованиям, а упорному тяжелому труду; К. Гаусс утверждал, что отличается от других людей только прилежанием [15]. G. Lucaes [33] считал, что гениальность – это не просто одаренность, заложенная в человеке в виде потенциальных возможностей, а результат упорного труда.
Большинство выдающихся ученых отличались длительным периодом активной творческой активности: А. Эйнштейн – 53 года, 3. Фрейд – 55 лет. Ученые, добившиеся высоких результатов, начинали, как правило, очень рано. В возрасте до 22 лет опубликовали свою первую работу З. Фрейд, Ч. Дарвин, М. Фарадей, К. Гаусс, Д.К. Максвелл. В то же время имеются и прямо противоположные данные. Так, А. Эйнштейн поздно научился говорить; Р. Декарт считался в школе неспособным; Ю. Либиха исключили из школы за неуспеваемость; в аттестате Г. Гегеля указано, что он совершенно неспособен к философии; П. Кюри плохо учился и даже сам считал себя тяжелодумом [15]. И таких примеров множество.
Важными качествами ученого являются способность и потребность к генерированию идей, постоянная их критическая оценка, умение найти своим идеям практическое применение.
Исследователь, лишенный веры в свои идеи, никогда не добьется успеха. Поэтому мало быть генератором идей. Необходимо иметь большую убежденность и стойкость для того, чтобы защитить свою идею, уметь переубеждать противников, находить сторонников и последователей. Для того чтобы творческие способности превратились в творческие достижения, нужны желание, воля, честолюбие, любознательность, определенная мотивация, стремление к престижу, приобретению определенных материальных благ и т. д.
Среди черт характера, мешающих научному творчеству, следует выделить боязнь неудачи, чересчур высокую самокритичность, лень, неуверенность в себе.
L. Trachtman [37] приходит к выводу, что одно из первых условий для развития талантов в обществе – материальный достаток. Если люди тратят 100% энергии на удовлетворение самых насущных человеческих нужд, то в таком обществе таланты не расцветают. В то же время имеется множество примеров, свидетельствующих о том, что именно отсутствие материального достатка заставляло многих одаренных людей интенсивно работать и достигать высоких результатов (В.А. Моцарт, Дж. Лондон и многие другие).
По мнению J. Gowan, M. Olson, превращению генетической одаренности в реальные достижения способствуют формальное образование, наличие «образцов для подражания», «дух времени», в то время как войны и отсутствие политической стабильности тормозят творческое развитие. Кроме того, творческий климат создается в обществе, в котором «есть чувство общности, чувство совместной цели» и вера в прогресс. В принципе, возможно изучить динамику сил, приводящих к появлению гениев, а сознательное использование этих сил позволит увеличить их численность [31].
Конечно, трудно давать какие-либо практические рекомендации, когда известно, что творческая одаренность отчасти генетически детерминирована, отчасти является следствием ряда заболеваний и во многом обусловлена внешними факторами. Единственное, что напрашивается в качестве вывода, – это более бережное отношение к генофонду одаренных людей (что во все века не было характерно практически ни для одной нации), создание им нормальных условий жизни и творчества, раннее выявление одаренных детей и обеспечение условий, способствующих их становлению.
Другой аспект проблемы заключается в том, что потенциальные возможности человеческого мозга еще практически не изучены. Жизнеописания отдельных гениальных личностей (во многих аспектах обычных людей) свидетельствуют о том, что высоких достижений при определенных, пока не выясненных, условиях могут достигнуть многие. Последние достижения в области нейрофармакологии (в частности, в лечении болезни Альцгеймера) доказывают возможность активации мышления и памяти с помощью медикаментозной терапии. Значительные возможности открываются при развитии творческой одаренности у «обычных» людей путем создания соответствующих условий, способствующих активации творческого потенциала, и формирования определенных социальных, моральных, бытовых условий.
Активация и моделирование научного творчества
«Увидеть целый мир в песчинке
И небо в полевом цветке….. »
Вильям Блейк
Исторически сложилась парадоксальная ситуация: художники, скульпторы, режиссеры обучаются своему мастерству в высших учебных заведениях, изучают специальные дисциплины, по которым имеются и учебники, и разнообразные пособия, а искусством исследователя каждый ученый овладевает сам, по крохам собирая необходимые сведения в литературе или заимствуя опыт коллег. До сих пор «наука исследовать» как предмет нигде не преподается, отсутствуют и хорошие учебные пособия по этому вопросу. Естественно, что в таких условиях, как во времена цеховых ремесленников, важную роль в подготовке ученых играют научная школа и личность ее лидера.
Перед начинающим ученым встает множество проблем: как работать с научной литературой, как написать научную статью, обзор, диссертацию, как правильно поставить эксперимент, но даже перед выдающимися учеными всегда стоит вопрос: «Как найти идею?»
Многие считают, что талант – это природный дар, который нельзя выработать или возместить усердным обучением. Еще Демосфен сказал: «Ораторами становятся, поэтами рождаются». Действительно, природный талант имеет решающее значение в становлении ученого. Однако для того чтобы этот талант проявился, постоянно развивался и давал результаты, необходимо приложить еще много труда по изучению методологии и приобретению навыков исследовательской деятельности. Наука, как и всякая область знаний, за свою многовековую историю выработала множество приемов, которые позволяют стимулировать творческий процесс.
Проблема творчества включает творческие способности, творческий климат, творческие навыки, а также методы и приемы, позволяющие активизировать творческий процесс. Творческие навыки – это не врожденные качества личности, а технологические приемы, формируемые, приобретаемые в процессе обучения и постоянного пребывания в определенной творческой среде (например, в условиях научной школы или семьи). Творческие способности включают в себя нетрадиционное мышление и видение того, что не укладывается в рамки общепринятых понятий, умение мысленным взором охватить всю проблему целиком и сформулировать задачу, а также ассоциативную память и другие психо-эмоциональные и характерологические свойства личности.
Весьма существенной является способность к переносу опыта, то есть к применению способов решения одних задач для решения других. Так, используя метод аналогий, английский инженер М. Брюнель, наблюдавший за движениями корабельного червя в древесине, в 1818 г. пришел к технической идее строительства подводных туннелей. «Кессон Брюнеля» представляет собой металлический цилиндр, который продвигается вперед, наподобие корабельного червя. Англичанин Э. Уитней, наблюдая, как кошка пыталась схватить когтями цыпленка, пришел к мысли о создании хлопкоочистительной машины.
Составной частью таланта является способность мозга формировать и длительно удерживать в состоянии возбуждения нейронную модель проблемы, решаемой в данный момент исследователем. Впервые идею доминантного очага возбуждения выдвинул академик А.А. Ухтомский, который выделил два основных свойства доминанты: повышенную возбудимость группы нервных клеток, благодаря которой суммируются раздражители, приходящие из разных источников; и стойкую задержку возбуждения после исчезновения раздражителей. При этом в качестве раздражителей, поддерживающих активный процесс мышления в доминантном очаге, могут выступать прослушивание музыки, ходьба и т. д.
Таким образом, для активации процесса мышления необходимо сформировать доминантный очаг возбуждения и в процессе решения определенной проблемы постоянно его поддерживать.
Так, И.И. Мечников, изучая взаимоотношения организма и инфекции, наблюдая за прозрачными личинками морской звезды, однажды бросил в их скопление несколько шипов розы. Личинки окружили эти шипы и переварили их. Обдумывание обнаруженного факта привело И.И. Мечникова к разработке теории фагоцитоза. Изобретатель карбюратора Ч. Дюрейа, неустанно работавший над совершенствованием двигателя внутреннего сгорания, увидев у жены пульверизатор для духов, в 1891 г. создал инжектор, распыляющий смесь бензина с воздухом. Шотландский врач Дж. Данлоп был озабочен тем, что сыну неудобно ездить на велосипеде по тряской дороге. Поливая однажды сад, он ощутил, как шланг пружинит под рукой. Это натолкнуло его на мысль о создании мягких шин для велосипедов. Приведенные примеры наглядно демонстрируют, что метод аналогий эффективно работает только при наличии у исследователя очага доминантного возбуждения по отношению к определенной проблеме.
Способность восприятия образов и формирование нейронных моделей (кодового обозначения объекта или события в коре головного мозга) и последующее манипулирование ими – важнейшее свойство мозга, позволяющее увидеть новое в давно привычном.
Архимед, постоянно обдумывавший вопрос о возможной примеси серебра в золотой короне царя Гиерона, однажды, опустившись в ванну, заметил, что из нее вытекло определенное количество воды. Уяснив сущность этого факта, Архимед выскочил из ванны с криком «Эврика!» («Нашел!»). Согласно легенде, именно так был открыт сначала метод сравнения объемов различных тел, а затем и основной закон гидростатики.
Легкость генерирования идей, их широта и глубина, способность к предвидению – основные характеристики исследовательской деятельности.
Важную роль в творческом процессе играет подсознание. Поскольку творческая личность находится в постоянном поиске ответов на решаемые проблемы (по дороге на работу и с работы, во время отдыха и т. д. ), перевозбужденный мозг и во сне продолжает свою работу. Так, В.М. Бехтерев и О. Бальзак отмечали, что у них процесс творчества продолжался во сне. О. Леви во сне пришла идея о передаче возбуждения с одной нервной клетки на другую. За это открытие через 15 лет он был удостоен Нобелевской премии. Н. Бор во сне увидел образ, натолкнувший его на идею создания планетарной модели атома. Многие мелодии явились Й. Гайдну, В.А. Моцарту, И.Ф. Стравинскому в полусонном состоянии. Периодическая система также была составлена Д.И. Менделеевым во сне. Сам ученый вспоминал об этом так: «Вижу во сне таблицу, где элементы расставлены так, как нужно, проснулся, тотчас записал на клочке бумаги, – только в одном месте впоследствии оказалась нужной поправка».
Немецкому химику Ф.А. Кекуле после тяжелого трудового дня, в течение которого решение проблемы так и не было найдено, циклическая формула бензола пришла во сне, в виде змеи заглатывающей свой собственный хвост.
В подсознании могут быть решены многие проблемы, а сознание лишь фиксирует результат. Это явление многие оценивают как озарение, или инсайт.
Считается, что «интуиция гения» – это озарение, как бы исходящее свыше. Однако у каждого сколько-нибудь способного человека бывают яркие мгновения вдохновения, ассоциируемые с самоощущением «гениальности». А видимая легкость генерирования идей у выдающихся людей – гениев есть результат огромного труда, помноженного на способность улавливать самые слабые аналогии, огромную эрудицию и неистощимую фантазию.
Выдающийся математик А. Пуанкаре, описывающий, как он совершил одно из своих открытий, пишет: «Однажды вечером, вопреки своему обыкновению, я выпил черного кофе и не мог заснуть; идеи возникали в голове толпами…». Конечно, можно дать совет молодым читателям: пейте больше черного кофе. Естественно, это не даст каких-либо результатов, хотя совет и не лишен определенного здравого смысла, поскольку кофе тонизирует организм, но новые плодотворные идеи придут в голову не тому, кто больше выпьет кофе, а тому, кто изо дня в день много и упорно думает и работает над определенной научной проблемой. Так, И. Ньютон, объясняя, как он пришел к закону тяготения, сказал, что он постоянно думал об этом. Легендарное яблоко было лишь внешним толчком к решению проблемы. Не зря Л. Пастер заметил, что случай благоприят-ствует лишь подготовленному уму.
Важное качество исследователя – способность к наблюдению. Любое наблюдение возможно лишь при наличии внимания к окружающему, особенно если это внимание сконцентрировано на каком-то определенном предмете, к которому специалист проявляет сильный интерес. Наблюдательность тесно связана с памятью: человек со слабой памятью не может быть наблюдательным, так как в любом наблюдении есть элемент сопоставления с ранее известным. При этом видеть и выделить, заметить и сделать из замеченного правильные предположения и выводы – это принципиально разные понятия. Так, Э. Дженнер, заметив (хотя это было известно и до него), что люди, заразившиеся оспой коров, переносят натуральную оспу в легкой форме, предложил способ оспопрививания. А. Флеминг обнаружил, что в чашке Петри, засеянной стафилококком, по соседству с колонией плесневого грибка образовалась зона отсутствия роста патогенного микроба. Это привело к открытию пенициллина, а затем и других антибиотиков.
Академик А.Н. Несмеянов, отвечая на вопрос: «Какое главное качество должен иметь молодой человек, вступающий в науку?» – пишет: «...самое главное качество – влюбленность, ненасытный интерес к тайнам природы и к путям овладения этими тайнами. От ученого требуется и огромный повседневный труд, труд через всю жизнь, и огромная работа мозга и терпение…».
Одержимость поиском, поглощенность проблемами науки – вот главные черты исследователя. Не зря И.П. Павлов говорил, что наука требует от человека большого напряжения и великой страсти.
Умение выделять главное – существенное качество ума, требуемое ученому.
Для мышления исследователя важной представляется способность к обобщению на основе недостаточного числа признаков. П.И. Карпов отмечает, что «эта способность крайне важна в творческом процессе, и если люди овладевают ею, то они мыслят так, как гении».
Т.А. Эдисон говорил, что талант состоит из 1% вдохновения и 99% тяжелого труда. Таланту нельзя научиться, но можно его развить. Способности – это еще не талант, но уже его предпосылка. Наблюдательность, так же как и другие способности, можно развивать и совершенствовать. Для этого имеются специальные тесты и приемы.
Долгие годы неизменными атрибутами творчества считали озарение, врожденные способности, счастливый случай, а само понятие «творчество» связывали с технологией перебора вариантов методом проб и ошибок. Несмотря на то что метод проб и ошибок широко распространен в науке, это наименее эффективный путь к истине. Превращение науки в производительную силу общества и выделение ученых в самостоятельную профессию поставили задачу разработки методов активации научного творчества и алгоритма творческого процесса.
Таблица. ТОП-100 цитируемости белорусских медиков (декабрь 2015 г. и август 2014 г.)
Ранг
|
Ф.И.О.
ученого
|
Место работы
|
Декабрь 2015 г.
|
Август 2014 г.
|
Кол-во ссылок
в eLibrary.ru
|
Индекс
Хирша в eLibrary.ru
|
Кол-во
ссылок
в eLibrary.ru
|
Индекс
Хирша
в eLibrary.ru
|
Кол-во
ссылок
в Scopus*
|
1
|
Камышников В.С.
|
БелМАПО
|
2673
|
7
|
1551
|
5
|
14
|
2
|
Улащик В.С.
|
Ин-т физиологии НАН,
БелМАПО, ред. журнала
«Здравоохранение»
|
2157
|
15
|
1526
|
12
|
91
|
3
|
Новиков Д.К.
|
ВГМУ
|
987
|
9
|
864
|
9
|
83
|
4
|
Адаскевич В.П.
|
ВГМУ
|
984
|
5
|
677
|
4
|
1
|
5
|
Разводовский Ю.Е.
|
ГрГМУ
|
964
|
9
|
799
|
8
|
5
|
6
|
Чиркин А.А.
|
ВГУ, каф.биохимии
|
892
|
10
|
–
|
–
|
–
|
7
|
Антоненкова Н.Н.
|
РНПЦ онкологии и мед. радиологии
|
847
|
14
|
–
|
–
|
–
|
8
|
Зинчук В.В.
|
ГрГМУ
|
813
|
11
|
511
|
9
|
62
|
9
|
Леус П.А.
|
БГМУ
|
711
|
5
|
298
|
4
|
41
|
10
|
Данилова Л.И.
|
БелМАПО
|
581
|
8
|
162
|
6
|
8
|
11
|
Потапнев М.П.
|
БГМУ
|
577
|
9
|
401
|
9
|
77
|
12
|
Демидчик Ю.Е.
|
БелМАПО
|
551
|
8
|
390
|
7
|
65
|
13
|
Пиманов С.И.
|
ВГМУ
|
505
|
7
|
389
|
6
|
26
|
14
|
Гаин Ю.М.
|
БелМАПО
|
478
|
5
|
231
|
4
|
1
|
15
|
Лихачев С.А.
|
РНПЦ неврологии
и нейрохирургии
|
462
|
6
|
–
|
–
|
–
|
16
|
Бузук Г.Н.
|
ВГМУ
|
444
|
9
|
392
|
8
|
64
|
17
|
Кручинский Н.Г.
|
Полесский гос. унив. (Пинск)
|
418
|
5
|
–
|
–
|
–
|
18
|
Жаврид Э.А.
|
РНПЦ онкологии
и мед. радиологии
|
412
|
8
|
338
|
8
|
56
|
19
|
Трисветова Е.Л.
|
БГМУ
|
399
|
8
|
193
|
6
|
6
|
20
|
Беляева Л.М.
|
БелМАПО
|
390
|
4
|
–
|
–
|
–
|
21
|
Лызиков А.Н.
|
ГомГМУ
|
373
|
9
|
–
|
–
|
–
|
22
|
Масякин В.Б.
|
ГомГМУ
|
369
|
5
|
–
|
–
|
–
|
23
|
Новиков П.Д.
|
ВГМУ
|
368
|
7
|
–
|
–
|
–
|
24
|
Дорошенко Е.М.
|
ГрГМУ
|
357
|
8
|
258
|
6
|
20
|
25
|
Луцкая И.К.
|
БелМАПО
|
348
|
5
|
227
|
4
|
–
|
26
|
Зиматкин С.М.
|
ГрГМУ
|
339
|
7
|
264
|
6
|
69
|
27
|
Воробей А.В.
|
БелМАПО
|
334
|
5
|
230
|
4
|
12
|
28
|
Лелевич В.В.
|
ГрГМУ
|
326
|
6
|
241
|
5
|
46
|
29
|
Лукомский И.В.
|
ВГМУ
|
319
|
1
|
224
|
1
|
3
|
30
|
Игумнов С.А.
|
БГМУ, РНПЦ психич. здоровья
|
315
|
6
|
65
|
2
|
–
|
31
|
Русакевич П.С.
|
БелМАПО
|
315
|
4
|
–
|
–
|
–
|
32
|
Генералов И.И.
|
БГМУ
|
305
|
8
|
166
|
7
|
13
|
33
|
Еремин В.Ф.
|
РНПЦ эпидемиологии
и микробиологии
|
303
|
7
|
258
|
8
|
36
|
34
|
Косинец А.Н.
|
Минск
|
301
|
3
|
–
|
–
|
–
|
35
|
Мяделец О.Д.
|
ВГМУ
|
295
|
3
|
–
|
–
|
–
|
36
|
Занько С.Н.
|
ВГМУ
|
290
|
4
|
123
|
2
|
–
|
37
|
Снежицкий В.А.
|
ГрГМУ
|
280
|
5
|
159
|
4
|
5
|
38
|
Пилипцевич Н.Н.
|
БГМУ
|
270
|
3
|
227
|
3
|
6
|
39
|
Баешко А.А.
|
БГМУ
|
269
|
7
|
190
|
6
|
28
|
40
|
Океанов А.Е.
|
РНПЦ онкологии
и мед. радиологии
|
267
|
4
|
223
|
4
|
17
|
41
|
Истомин Ю.П.
|
РНПЦ онкологии
и мед. радиологии
|
244
|
8
|
178
|
6
|
30
|
42
|
Солодков А.П.
|
ВГМУ
|
241
|
6
|
209
|
5
|
28
|
43
|
Алексеев С.А.
|
БГМУ
|
236
|
4
|
141
|
3
|
2
|
44
|
Рудой А.С.
|
БГМУ
|
229
|
5
|
|
|
|
45
|
Бойцов И.В.
|
ООО «Профдиаг» (Минск)
|
224
|
6
|
146
|
5
|
1
|
46
|
Митьковская Н.П.
|
БГМУ
|
223
|
3
|
177
|
2
|
8
|
47
|
Бова А.А.
|
БГМУ
|
217
|
7
|
172
|
6
|
7
|
48
|
Шарабчиев Ю.Т.
|
РНПЦ МТ, ред.
журнала «Медицинские новости»
|
212
|
5
|
128
|
5
|
10
|
49
|
Красавцев Е.Л.
|
Гом.ГМУ
|
208
|
4
|
–
|
–
|
–
|
50
|
Атрощенко Е.С.
|
РНПЦ кардиологии
|
195
|
5
|
138
|
4
|
16
|
51
|
Наумович С.А.
|
БГМУ
|
192
|
4
|
80
|
2
|
7
|
52
|
Винницкая А.Г.
|
Гр.ГМУ
|
188
|
5
|
142
|
5
|
–
|
53
|
Окороков А.Н.
|
ВГМУ
|
188
|
3
|
74
|
2
|
16
|
54
|
Бекеш В.Я.
|
ВГМУ
|
187
|
4
|
164
|
3
|
–
|
55
|
Макаренко Е.В
|
ВГМУ
|
186
|
8
|
128
|
6
|
13
|
56
|
Мацура В.М.
|
ГомГМУ
|
184
|
5
|
–
|
–
|
–
|
57
|
Дедова Л.Н.
|
БГМУ, журнал «Стоматолог»
|
184
|
4
|
67
|
2
|
2
|
58
|
Сорока Н.Ф.
|
БГМУ
|
183
|
4
|
110
|
3
|
18
|
59
|
Смирнов В.Ю.
|
ГрГМУ
|
180
|
5
|
112
|
5
|
13
|
60
|
Нечипуренко Н.И.
|
РНПЦ неврологии
и нейрохирургии
|
178
|
5
|
–
|
–
|
–
|
61
|
Шейбак Вл.М.
|
ГрГМУ
|
176
|
3
|
161
|
3
|
–
|
62
|
Конорев М.Р.
|
ВГМУ
|
175
|
5
|
82
|
3
|
12
|
63
|
Рогов Ю.И.
|
БелМАПО
|
174
|
6
|
–
|
–
|
|
64
|
Мохорт Т.В.
|
БГМУ
|
173
|
4
|
114
|
3
|
14
|
65
|
Калинин А.Л.
|
ГомГМУ
|
170
|
5
|
–
|
–
|
–
|
66
|
Семенов В.М.
|
ВГМУ
|
170
|
6
|
104
|
5
|
7
|
67
|
Терехова Т.Н.
|
БГМУ
|
168
|
4
|
79
|
3
|
–
|
68
|
Панкратов В.Г.
|
БГМУ
|
167
|
6
|
99
|
3
|
14
|
69
|
Кириллов В.А.
|
БГМУ
|
165
|
6
|
129
|
5
|
27
|
70
|
Шейбак Вас. М.
|
ГрГМУ
|
159
|
3
|
–
|
–
|
–
|
71
|
Карпов И.А.
|
БГМУ
|
156
|
5
|
106
|
4
|
12
|
72
|
Федулов А.С.
|
БГМУ
|
156
|
5
|
89
|
4
|
18
|
73
|
Василевский И.В.
|
БелМАПО
|
152
|
3
|
64
|
2
|
–
|
74
|
Артюшкевич А.С.
|
БелМАПО
|
151
|
2
|
113
|
2
|
4
|
75
|
Тапальский Д.В.
|
ГомГМУ
|
151
|
5
|
–
|
–
|
–
|
76
|
Гришин И.Н.
|
БелМАПО
|
151
|
3
|
–
|
–
|
–
|
77
|
Мощик К.В.
|
БГМУ
|
151
|
3
|
130
|
3
|
8
|
78
|
Евстегнеев В.В.
|
БелМАПО
|
149
|
5
|
–
|
–
|
–
|
79
|
Илюкевич Г.В.
|
БелМАПО
|
149
|
5
|
80
|
3
|
1
|
80
|
Питкевич Э.С.
|
ВГМУ
|
149
|
5
|
–
|
–
|
–
|
81
|
Гончар И.А.
|
РНПЦ неврологии
и нейрохирургии
|
148
|
4
|
–
|
–
|
–
|
82
|
Богдан В.Г.
|
БГМУ
|
147
|
5
|
92
|
2
|
4
|
83
|
Тищенко Е.М.
|
ГрГМУ
|
144
|
6
|
–
|
–
|
–
|
84
|
Горудко И.В.
|
БГУ
|
144
|
6
|
–
|
–
|
–
|
85
|
Воронович И.Р.
|
РНПЦ травматологии
и ортопедии
|
140
|
4
|
99
|
3
|
32
|
86
|
Кугач В.В.
|
ВГМУ
|
140
|
4
|
109
|
4
|
–
|
87
|
Лелевич С.В.
|
ГрГМУ
|
139
|
4
|
91
|
4
|
21
|
88
|
Коломиец Н.Д.
|
БелМАПО
|
138
|
4
|
–
|
–
|
–
|
89
|
Кубарко А.И.
|
БГМУ
|
136
|
4
|
108
|
4
|
14
|
90
|
Силивончик Н.Н
|
БелМАПО
|
135
|
2
|
95
|
2
|
–
|
91
|
Чернякова Ю.М.
|
ГомГМУ
|
135
|
5
|
109
|
4
|
6
|
92
|
Шаршакова Т.И.
|
ГомГМУ
|
133
|
4
|
–
|
–
|
–
|
93
|
Петрович С.В.
|
РНПЦ онкологии
и мед. радиологии
|
132
|
4
|
106
|
4
|
10
|
94
|
Гарелик П.В.
|
ГрГМУ
|
127
|
4
|
108
|
4
|
17
|
95
|
Жерносек В.Ф.
|
БелМАПО
|
126
|
4
|
–
|
–
|
–
|
96
|
Попруженко Т.В.
|
БГМУ
|
126
|
3
|
64
|
3
|
3
|
97
|
Дмитраченко Т.И.
|
ВГМУ
|
124
|
4
|
107
|
4
|
–
|
98
|
Третьяк С.И.
|
БГМУ
|
120
|
4
|
61
|
4
|
–
|
99
|
Жаворонок С.В.
|
БГМУ
|
118
|
4
|
78
|
3
|
22
|
100
|
Неровня А.М.
|
БГМУ
|
114
|
2
|
92
|
2
|
3
|
П р и м е ч а н и е : * – http://www.scopus.com/results/authorNamesList; «–» – цитируемость отсутствует или не выявляется.
Историческая практика показывает, что к одному и тому же открытию можно прийти разными путями, на что, вероятно, решающее влияние оказывает изначальный набор знаний, известных первооткрывателю, а также стиль его мышления и многие другие факторы. R. Merton [34], проанализировав 264 исторически зафиксированных случая многократности открытий, получил следующие результаты: большую часть этих открытий – 179 – составляют двоичные (повторные), 51 – троичные, 17 – четверичные, 6 – пятеричные, 8 – шестеричные. Отсюда следует вывод, что любое открытие имеет свою внутреннюю логику, определенные этапы, стадии и условия, набор изначальных знаний, при которых это открытие реализуется.
Г.С. Альтшуллер [1] отмечает, что изобретение – это закономерный переход технической системы от одного состояния к другому. Опираясь на знание закономерностей развития технических систем, можно планомерно решать задачу, сознательно преодолевая трудности, в том числе психологические.
Н.В. Гончаренко [8] разделяет творческий процесс на три стадии: 1-я – рождение замысла, гипотезы, когда творческая идея говорит только о цели, желании, о том, что творцу хочется, а не о том, чего он действительно достигает; 2-я – логический анализ, сбор информации, обогащение знаний, разработка плана деятельности; 3-я – фактическая реализация составленного плана, воплощение замысла.
П.К. Энгельгеймер в книге «Теория творчества» отмечает, что первый этап творчества дает замысел, второй – план, третий – поступок.
Таким образом, творчество в определенной степени представляет собой формализованный процесс, который может быть описан совокупностью алгоритмических действий.
Среди методов, активизирующих научное творчество, широко известен психологический метод мозгового штурма (мозговой атаки), автором которого является А. Осборн. В основе лежит утверждение о том, что процесс генерирования идей необходимо отделить от процесса их оценки. А. Осборн предложил осуществлять генерирование идей в условиях, когда критика запрещена и, наоборот, всячески поощряется каждая идея, какой бы фантастической она ни казалась. Для проведения мозгового штурма отбирают небольшую (6–8 человек) группу специа-листов, желательно из смежных областей знания, психологически адаптированных друг к другу и по стилю мышления являющихся «генераторами идей». Генерирование идей осуществляют в быстром темпе. В минуты «коллективного вдохновения» возникает своеобразный ажиотаж, идеи выдвигаются как бы непроизвольно, прорываются и высказываются смутные догадки и предположения [1]. Высказанные идеи записываются и передаются группе экспертов для оценки и отбора самых перспективных. Психофизиологические основы мозгового штурма можно объяснить с помощью теории З. Фрейда, согласно которой сознание человека – всего лишь тонкая надстройка над бездной подсознания. В обычных условиях сознание контролирует процессы мышления привычными представлениями и запретами. В условиях мозгового штурма запреты снимаются и создаются возможности для прорыва из подсознания иррациональных идей.
Модификацией метода мозговой атаки является синектика, разработанная У. Гордоном. Особенностями этого метода является формирование более или менее постоянных групп «генераторов идей», внесение элементов критического анализа высказанных идей, наличие руководителя синектической группы, который направляет процесс решений и предлагает определенные аналогии. В отличие от Осборна Гордон делает упор на необходимость предварительного сбора информации, обучения экспертов, на использовании специальных приемов организации процесса выработки решения.
Сущность морфологического метода состоит в построении таблиц, которые должны охватить все возможные варианты решаемой проблемы. Морфологический метод предусматривает построение двухмерной матрицы: выбирают две важнейшие характеристики технической системы, по каждой из них составляют список альтернативных вариантов и на основе этого строят таблицу, осями которой являются эти списки. Каждая клетка такой таблицы соответствует возможным вариантам решения технической задачи.
В 1950–1960 гг. Г.С. Альтшуллером было выдвинуто предположение о том, что творческий процесс представляет собой алгоритм последовательно осуществляемых действий. На основе этого были разработаны алгоритм и теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), с помощью которой, опираясь на изучение объективных закономерностей развития технических систем, вырабатывают правила организации мышления по определенной схеме. Г.С. Альтшуллер считает, что существуют объективные законы развития технических систем, исключающие слепой перебор вариантов [1].
Для решения изобретательских задач в рамках ТРИЗ необходимо иметь мощный информационный фонд, включающий прежде всего типовые приемы устранения противоречий (административных, технических, физических) между современным (текущим) состоянием объекта и идеальным конечным результатом. ТРИЗ представляет собой алгоритм, позволяющий выйти на идею решения задачи, и только от индивидуальных качеств изобретателя зависит, на каком этапе будет найдена идея.
Алгоритм решения изобретательских задач включает следующие основные этапы: 1) анализ задачи; 2) анализ модели задачи; 3) определение идеального конечного результата и физического противоречия; 4) анализ способа устранения физического противоречия.
Решение задачи начинают с перехода от заданной ситуации к минимальной задаче, получаемой по правилу «техническая система остается без изменений, но исчезают недостатки или появляются требуемые свойства».
На следующем этапе формируется модель задачи – предельно упрощенная схема конфликта, составляющего ее суть. Определение идеального конечного результата и противоречий, препятствующих решению задачи, – основа ТРИЗ. При этом выполняются стереотипные логические приемы (уменьшение, увеличение, изменение физического состояния объекта, его температуры, формы и т. д.), которые позволяют исследователю натолкнуться на решение задачи.
ТРИЗ включает в себя три стадии: аналитическую (анализ задачи с целью выявления технического противоречия и вызывающих его причин); оперативную (поиск технического противоречия и его устранения); синтетическую (внесение дополнительных изменений в методы использования объекта, в другие объекты, работающие совместно с измененным). Каждая стадия состоит из нескольких шагов и многочисленных стандартных постановочных вопросов, ответы на которые наталкивают на решение задачи. Так, например, аналитическая стадия включает четыре шага. На первом надо ответить на вопрос: «Что желательно получить в идеальном случае?», на втором – «В чем состоит помеха?», на третьем – «В чем непосредственная причина помехи?», на четвертом – «При каких условиях помеха исчезает?»
Оперативная стадия включает шесть шагов: первый шаг – проверка возможности изменения в самом объекте (изменения размеров, формы, материала, температуры, давления, окраски, взаимного расположения частей и т. д.). Второй шаг – проверка возможного разделения объекта на независимые части (разные по функциям части, выделение «слабых» и необходимых частей). Третий шаг – проверка возможных изменений во внешней (для данного объекта) среде (изменение параметров среды, замена среды, разделение среды на составные части, использование внешней среды для выполнения полезных функций). Четвертый шаг – проверка возможных изменений в объектах, работающих совместно с данным. Пятый шаг – заимствование прообразов из других отраслей знания или природы. Шестой шаг – вхождение в образ изобретаемого устройства или его окружения.
Методика ТРИЗ учитывает психологические особенности человека: обычно исследователь, размышляя над решением задачи, представляет прототип и мысленно изменяет его. Методика предлагает отталкиваться от идеальной, еще не существующей конструкции.
Использование для генерации новых идей накопленного опыта, обращение к решениям, принимавшимся ранее, составляет сущность метода аналогий. Этот древнейший и широко используемый метод, к сожалению, имеет низкую эффективность, поскольку требует большого опыта и запаса знаний для выбора адекватных аналогий.
Метод интуиции требует не только большого опыта и знаний, но и внутреннего чутья и проницательности, позволяющих выбрать правильное решение, часто ничем не обоснованное, но тем не менее верное.
И.С. Фельдблюм [17] считает, что подобно тому, как математический анализ позволяет вскрыть новые закономерности в теоретической физике, так и информационный анализ может служить средством получения нового знания путем построения информационных моделей. Д.Д. Венедиктов [5] отмечает, что требуется опережающий поиск методологии предвидения и прогнозирования медицинской науки и здравоохранения с широким применением методов системного анализа и информационного моделирования.
Информационное моделирование как инструмент научного предвидения включает в себя методы семантического анализа информации и методов формализованного анализа ценностных ее характеристик; на их основе синтезируется новая информация, которую невозможно получить другими путями [11]. Р.В. Вальд-ман [4] рассматривает информационное моделирование как метод исследования научно-технических ситуаций, в процессе которого осуществляется анализ, синтез и фиксация информации, содержащейся в предмодельных документах, а также интерпретация интегративной информации, отображаемой посредством модели. Потребитель информационной модели рассматривается в этой системе как лицо, принимающее решение. Информационное моделирование включает системный анализ научно-технических ситуаций, выявление наиболее значимых, приоритетных направлений, представление альтернативных путей решения задачи, что существенно облегчает процесс принятия управленческих решений и делает их более обоснованными. В медицине с использованием методов информационного моделирования важные практические результаты получены А.М. Пикениным [14], Э.Н. Солошенко [15] и др.
В последние годы большое распространение получил метод кластерного анализа библиографических ссылок, ключевых слов, тематических рубрик и т. д., позволяющий использовать их в качестве маркёров «интеллектуального пространства», своеобразных «карт науки» для выявления активных «точек роста» и незримых связей между различными предметными областями науки, методами и технологиями [7, 9, 10, 13, 18, 19]. Исследование «карт науки», полученных с помощью кластерного анализа и других методов формализованной оценки информационных потоков и фактографических данных, позволяет ученым осуществлять выход на новые, оригинальные идеи, способствует научному предвидению и прогнозированию в науке.
Исследование комплекса знаний, накопленных наукой, выявляет две ситуации. В ситуациях первого типа еще неясно, каких знаний не хватает, в то время как в ситуациях второго типа оказывается возможным, сопоставляя фрагменты накопленного знания, предположить характеристики еще не известных особенностей изучаемых свойств мира и тем самым очертить границы незнания. Этот уровень незнания – пробел – уже позволяет наметить вполне конкретную программу действий по получению требуемого результата [2], то есть речь идет о выявлении отсутствующих звеньев (пробелов), из-за которых цепь познания оказывается разорванной либо незавершенной.
Пробельный анализ представляет собой последовательность предположений о достижимом знании. В процессе осуществления пробельного анализа имеющееся знание оформляется сначала в виде цели, а затем в виде эталонного представления, позволяющего, ориентируясь на цель, поставить задачу для конкретного исследования [2].
В пробельном анализе есть три фиксированных этапа: предположение о цели, предположение об объеме наличного знания, предположение о результате, достижимом в ходе конкретной НИР. Первая группа – это предположения о том, как должен пройти процесс и как обеспечить взаимосвязанное, ориентированное на общую цель участие привлекаемых систем. Предположения второй группы включают в себя то состояние, к которому должна прийти каждая из привлекаемых систем знания в предполагаемом процессе развития. Поскольку пробельный анализ требует обеспечения связи между различными областями знания и глубокими знаниями в исследуемой отрасли, то для его проведения необходима специфичная квалификация [2].
Общая задача – увидеть инвариант в функциональных представлениях различных систем знаний. Сопоставление этих инвариантных функциональных представлений с функциональным представлением совершенствуемой предметной области, также выраженным в инвариантных терминах, позволяет выявить потенциально полезные результаты [2].
В коммуникационном плане метод пробельного анализа означает наличие своего рода каналов связи, позволяющих извлечь нужное знание для получения нового знания [2]. Пробельный анализ является инструментом интеграции, ищущим и обнаруживающим родство между различными дисциплинами, то есть междисциплинарным методом, как бы притягивающим разные дисциплины друг к другу и создающим предпосылки для формирования на их базе интегральной дисциплины [3].
В настоящее время широко используются компьютерные программы, моделирующие такие сложные процессы, как игра в шахматы или сочинение музыки. Многие ученые заняты исследованием процессов научного открытия путем создания компьютерных программ, способных с большей или меньшей долей приближения имитировать тот путь, которым шел ученый-первооткрыватель, то есть создаются реальные предпосылки к моделированию процессов научного творчества. Так, например, система MOLGEN, предложенная в 1979 г. Friedland, описывает процессы построения экспериментов в молекулярной генетике. Система BACON, созданная в 1987 г. N. Simon, способна в течение нескольких секунд «переоткрыть» третий закон Кеплера или вывести классификацию химических веществ, исходя из их свойств [36]. Система КЕКАДА с помощью компьютерной программы описывает эвристические приемы, стратегию и последовательность экспериментов, приведших X.А. Кребса к открытию метаболического цикла в организме человека и животных, получившего название «цикл Кребса». Организация системы КЕКАДА основана на пространственной модели «научения», разработанной Сайманом и Ли, в соответствии с которой осуществляется поиск в двух пространствах: «пространстве примеров» (совокупности возможных экспериментов и их возможных результатов) и «пространстве правил», куда входят гипотезы. Причем каждой гипотезе с помощью специальной процедуры приписывается та или иная степень уверенности в ней. Система включает также динамическую рабочую память и набор правил «условия – действия».
Активация научного творчества достигается и за счет интенсификации коммуникативных связей и междисциплинарного общения ученых, создания творческого климата внутри научных учреждений, усиления информационного обеспечения и т. д.
Несмотря на то, что наука все в большей степени становится коллективной, открытия в науке совершали, совершают и будут совершать отдельные ученые, то есть конечное «озарение», приводящее к открытию чего-то принципиально нового, – процесс сугубо индивидуальный и всегда будет принадлежать какому-либо конкретному ученому. И все же искусству творчества можно и нужно учиться, создавая определенные условия и пользуясь определенными приемами, способствующими активизации научного поиска, приближающими «вспышки озарения» и дающими возможность совершить открытие не только гениям, но и рядовым ученым.
Организация современной науки такова, что для того чтобы иметь право заниматься большой наукой, необходимо преодолеть длительный аттестационный процесс защиты кандидатской и докторской диссертации, утвердить свой научный статус учеными званиями доцента и профессора, получить ряд престижных научных премий и званий, добиться должности зав. лабораторией (отдела, кафедрой), руководителя научной организации или коллектива. Все это открывает перед ученым возможности не только выдвигать новые идеи, но и их реализовывать, отстаивать, быть признанным и оцененным ученым. Ученые регалии дают научным работникам определенные права, более высокую заработную плату, возможности реализовать свои идеи. Это формальный путь утверждения в науке.
Существуют и неформальные способы оценки, признания и самореализации ученых – это цитируемость публикаций ученых. Во многих странах мира, а с недавнего времени и СНГ без учета цитируемости невозможно получить грант, финансирование на научное исследование, пройти по конкурсу, получить ученое звание и научную премию, в том числе Нобелевскую. Библиографические ссылкиявляются своеобразными «индикаторами» информационных связей между научными документами и их авторами, необходимым условием этики научного творчества, критерием вклада отдельных ученых и научных коллективов в науку, степени их общественного признания и научного престижа. Поскольку каждая библиографическая ссылка в явной или неявной форме содержит сведения об авторе и соавторах, название публикации (ключевые слова), ее составные элементы в контексте с элементами цитируемой статьи обеспечивают извлечение целого ряда аналитических данных о состоянии науки, ее социальной и когнитивной структуре. Считают, что цитируемые статьи могут служить в качестве маркёров важнейших идей, изобретений и технологий, и в связи с этим цитирование можно использовать для «картографирования» науки. Традиция цитирования создает в науке своеобразную разновидность непрерывно действующей коллективной экспертной оценки, автоматически обеспечивающей компетентность экспертов и авторов. В международном сообществе цитируемость считается мерой признания и престижа ученого и научных коллективов, в которых работают высокоцитируемые авторы.
В англоязычных странах наиболее адекватным инструментом выявления цитируемости ученых считаются базы Science Citation Index, Web of Science, Scopus, в Японии – Citation Database for Japanese Papers, в Китае – Chinese Science Citation Index. В русскоязычных странах в качестве такого инструмента целесообразно использовать Российский индекс научного цитирования Национальной электронной библиотеки РФ (eLibrary.ru). В Беларуси анализ цитирования еще не имеет официального статуса при оценке научной деятельности ученых и научных организаций (как, например, в России). Тем не менее в некоторых научных организациях такой учет ведется.
В предыдущих наших работах [20–25] была обоснована значимость и адекватность цитирования в качестве индикатора оценки значимости научной деятельности ученых и научных организаций, а также проведен мониторинг рейтингов цитируемости белорусских ученых-медиков. В настоящей работе представлен рейтинг цитируемости ученых-медиков Беларуси на декабрь 2015 г. (таблица). Представленные данные показывают, что из года в год в базе данных eLibrary.ru растет цитируемость ученых-медиков, а также количество цитированных ученых. Во многом это связано с ростом числа ученых, зарегистрировавшихся в eLibrary.ru, а также с качественной структурой публикуемых работ и выбором наиболее цитируемых журналов в качестве места публикации. На наш взгляд, назрела необходимость признания государственными структурами (ГКНТ, ВАК) учета цитируемости в качестве одного из официальных критериев оценки значимости научной деятельности (по примеру России).
Выводы и рекомендации: как добиться неформального признания в науке через цитируемость
1. При аттестации научных кадров (научных учреждений) должен действовать принцип: «Не важно сколько ты опубликовал работ. Важно – сколько раз, где и кто тебя процитировал». Рейтинги цитируемости (см. таблицу, сайт mednovosti.by) должны быть известны в каждом НИУ, Ученом Совете, ВАКе.
2. Научные организации и фонды, ведомства, ВАК должны активно использовать анализ цитирования в качестве критерия оценки научного вклада при распределении финансовых средств при планировании НИР, выдвижении, поощрении и аттестации научных кадров, при оценке результативности НИР, ученых, научных коллективов, выявлении приоритетных направлений в науке.
3. Для повышения своей цитируемости авторы должны зарегистрироваться в eLibrary.ru (это сразу повысит адекватность учета публикаций ученого в системе eLibrary.ru), публиковаться только в престижных журналах, расписываемых в указателях научных ссылок.
4. Каждая значимая работа автора должна быть опубликована сначала в престижном отечественном журнале, расписываемым в eLibrary.ru, затем в престижном российском журнале, затем ее следует перевести на английский язык и опубликовать в одном из журналов, расписываемых в Scopus. Важно помнить, что не количество опубликованных работ, а их качество и место публикации (канал коммуникации) определяют уровень их распространения и цитирования. Авторам не следует дробить свои работы на ряд мелких статей, публикуемых в разных малозначимых журналах. Правильная стратегия – это подготовка одной, но солидной статьи, которая сначала будет опуб-ликована в престижном отечественном журнале, затем в России, затем в зарубежном журнале на английском языке. Статья должна быть актуальной, содержательной, грамотно написанной, содержащей четкие выводы, информативный фактографический реферат (резюме), информативные ключевые слова, реферат на хорошем английском языке.
5. На Ученых Советах НИИ и вузов следует периодически обсуждать вопросы, связанные с цитируемостью публикаций сотрудников и организации в целом.
6. Продвижение своих статей в системе научных коммуникаций, в том числе в Интернете становится творческой технологией, которую должен освоить и активно использовать каждый ученый. Индивидуальная цитируемость ученого является составной частью его научного статуса. Цитируемость должна существенным образом определять карьерный рост ученого и указываться в его аттестационных характеристиках и научных отчетах.
7. Цитируемость – только первый шаг на пути к реальному внедрению новых идей и технологий, свидетельствующий о том, что процесс внедрения начался, а цитированная публикация сыграла определенную, возможно, пусковую роль в реализации инновационного процесса.
На наших глазах формируется новая парадигма научной и информационной деятельности, и это следует учитывать при организации и планировании науки, аттестации научных кадров.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. – Новосибирск: Наука, 1986. – 209 с.
2. Берштейн Э.С. // НТИ. – 1983. – Сер. 2. – №6. – С.1–15.
3. Берштейн Э.С. // НТИ. – 1985. – Сер. 2. – №6. – С.1–14.
4. Вальдман Р.В. // НТИ.– 1980. – Сер. 1. – №9. – С.10–16.
5. Венедиктов Д.Д. Некоторые организационные и методические вопросы дальнейшего развития системы научной медицинской информации // Роль служб научной медицинской информации в реализации мер, направленных на увеличение продолжительности жизни и трудовой активности людей. – Киев, 1982. – С.6–8.
6. Виноградов Е.С. Сезонность в рождаемости одаренных людей // Вопр. истории естествознания и техники. – 1989. – №4. – С.96–99.
7. Гарфилд Ю. Можно ли выявлять и оценивать научные достижения и научную продуктивность? // Вестн. АН СССР. – 1982. – №7. – С.42–50.
8. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. – М.: Искусство, 1991. – 432 с.
9. Кара-Мурза С.Г. // Вопр. истории естествознания и техники. – 1983. – №1. – С.24–36.
10. Кара-Мурза С.Г. Проблемы интенсификации нау-ки, технология научных исследований. – М.: Наука, 1989. – 248 с.
11. Коренной А.А. Информационные модели в управлении наукой // Науковедение и информатика. – Киев, 1981. – Вып. 22. – С.36–42.
12. Лук А.Н. Психология творчества. – М.: Наука, 1978. – 128 с.
13. Маршакова И.В. Система цитирования научной литературы как средство слежения за развитием науки. – М.: Наука, 1988. – 288 с.
14.Пикенин А. М. Оптимизация прогнозирования и планирования научных исследований в медицине: автореф. дис. ...д-ра мед. наук. – М., 1975. – 27 с.
15. Регирер Е. И. Развитие способностей исследователя. – М., 1969.
16. Солощенко Э.Н. Информационное моделирование лекарственной болезни // Медицинское науковедение и автоматизация информационных процессов: Тез. докл. Всесоюз. симпоз. – М., 1984. – С.20–21.
17. Фельдблюм И.С. Информационный анализ как средство получения нового знания // Проблемы информационного обеспечения фундаментальных и прикладных научных исследований в свете решения XXVI съезда КПСС: Тез. докл. Всесоюз. конф. (Звенигород, 4–6 мая 1982 г.). – М., 1982. – Ч.1. – С.58–59.
18. Шарабчиев Ю.Т. Коммуникации в науке социо-метрический аспект. – Минск: Право и экономика, 1995. – 256 с.
19. Шарабчиев Ю.Т. Характеристика документальных информационных потоков и современные наукометрические методы в медицине. – М., 1986. – 72 с.
20. Шарабчиев Ю.Т. Использование наукометрических методов для мониторинга научной деятельности // Мед.новости. – 2013. – №6. – С.13–19.
21. Шарабчиев Ю.Т. Российский индекс научного цитирования eLibrary.ru как инструмент оценки продуктивности и значимости ученых и научных коллективов // Мед. новости. –2013. – №2. – С.24–28.
22. Шарабчиев Ю.Т. Продуктивность ученых: инструменты оценки // Мед. новости. – 2013. – №2. – с.24-28.
23. Шарабчиев Ю.Т. Почему научные публикации не цитируются и как повысить свою цитируемость // Международные обзоры: клиническая практика и здоровье. – 2014. – №1. – С.63–80.
24. Шарабчиев Ю.Т. Эффективная научная политика малых стран в условиях ограниченных ресурсов: мифы и реальность // Международные обзоры: клиническая практика и здоровье. – 2014. – №6. – С.76–113.
25. Шарабчиев Ю.Т. Аттестация научных кадров: количество и качество научных публикаций и результатов научной деятельности // Мед. новости. – 2015. – №1. – С.21–32.
26. Эфроимсон В.П. Некоторые биологические факторы умственной активности // Вопр. истории естествознания и техники. – 1987. – №4. – С.74–84.
27. Эфроимсон В.П. Пол и интеллект // Химия и жизнь. – 1995. – №9. – С.79–83.
28. Albert R.S. Toward a behavioural definition of genius // Amer. psychol. Wash. – 1975. – Vol. 30, N2. – P.140–151.
29. Beaver D. Reflections on the natural history of eponymy and scientific lazv // Social Stud. Sci. L. – 1976. – Vol.6, N1. – P.89–98.
30. Ellis H. A study of British genius. – London, 1927.
31. Gowan J.С., Olson M. The society which maximizes creativity // J. Great. Behaviour. Buffalo (N.Y.). – 1979. – Vol.13, N3. – P.104–210.
32. Juda A. Huchstbegabung – Mbnchen: Berlin: Urban. Schwarzberg, 1953.
33. Lucaes G. On the phenomenology of the creative process // Philos Forum Boston (Mass.). – 1972. – Vol.3, N3–4. – P.314–325.
34. Merton R. The sociology of science. – Chicago, 1973.
35. Orоwan E. Orogin of man // Nature. – 1955. – Vol.175, N4459. – P.683–684.
36. Simon N.A. // New ideas in psychology. – Elmsford (N.Y.), 1988. – Vol.6, N2. – P.177–181.
37. Trachtman L.E. Creative people, creative times // J. Great. Behaviour. Buffalo (N.Y.). – 1975. – Vol.9, N1. – P.35–50.
Медицинские новости. – 2016. – №5. – С. 23-34.
Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.