Vozianov S.O.1, Golovko S.V.2, Gutvert R.V.2
1Institute of Urologу NAMS, Kyiv, Ukraine
2Main Military Medical Clinical Centre, Kyiv, Ukraine
Еxperimental using of electric welding and term jet methods for kidneys surgery
Резюме. В эксперименте на кроликах при операциях на почках применены метод электросваривания и термоструйный метод, изучены особенности заживления тканей в зоне шва. Установлена безопасность и надежность данных методов.
Ключевые слова: электросваривание, термоструйный метод, заживление тканей в зоне шва.
Медицинские новости. – 2014. – №8. – С. 67–70.
Summary. In the experiment on rabbits the electric welding and term jet methods in kidneys surgery has been studied, as well as features of healing of the suture. According to information received during the experiment, safety of the methods has been confirmed.
Keywords: electric welding method, term jet method, healing of the suture.
Meditsinskie novosti. – 2014. – N8. – P. 67–70.
Оперативные вмешательства на почках относятся к категории сложных и являются привилегией крупных специализированных урологических клиник. Почки пронизаны многочисленными кровеносными сосудами разного диаметра, а поэтому кровотечение – частое и опасное осложнение при выполнении оперативных вмешательств на них. В связи с этим при любом оперативном вмешательстве на почках основное внимание уделяется гемостазу. В 60–80% случаев паренхиматозные кровотечения могут быть остановлены традиционными способами (использованием моно- или биполярной коагуляции, аппликацией биологического клея, использованием шовного материала) [4–6]. Однако применение стандартных хирургических методик имеет определенные недостатки (прорезывание и отторжение шовного материала, ожог и некроз тканей, отложение солей на внутренней поверхности линии швов, образование гранулем и свищей), что приводит к возникновению осложнений как во время выполнения самого оперативного вмешательства, так и в раннем и позднем послеоперационном периоде. Помимо применения новых видов нитей, стиплеров, компрессионных устройств с памятью формы, диатермокоагуляции, ультразвуковой и лазерной методик, предложены совершенно новые альтернативные способы, в которых используются новейшие принципы, в частности – метод электросваривания (МЭС) и термоструйный метод (ТСМ) [3, 4].
Цель исследования – оценка использования метода электросваривания и термоструйного метода в хирургии почки в эксперименте.
Материалы и методы
Работу выполняли в отделении экспериментальной хирургии Национального института хирургии и трансплантологии им. А.А. Шалимова НАМН Украины (Киев) с помощью гибридного комплекса ЕК-300М1В, разработанного в Институте электросварки им. Е.О. Патона НАН Украины. Эксперименты проводили на 28 лабораторных животных (половозрелых кроликах породы шиншилла) массой от 2 до 3 кг, содержавшихся в стандартных условиях вивария. Объектом экспериментального исследования являлись участки почек после резекции ее части с помощью: МЭС и ТСМ – экспериментальная группа (14 кроликов), классическим шовным методом (КШМ) – контрольная группа (14 кроликов). Лабораторных животных выводили из эксперимента в сроки 7, 14, 30, 60, 120, 180, 270 суток после операций путем внутрибрюшинного введения 5% раствора тиопентала натрия (передозировка). При выполнении данного экспериментального исследования руководствовались требованиями, изложенными в положении «Общие этические принципы экспериментов на животных», одобренном Первым национальным конгрессом по биоэтике 20 сентября 2001 г. (Киев, Украина) и положениями «Европейской конвенции о защите позвоночных животных, которые используются для экспериментальных и других научных целей» (Страсбург, 1985).
После эвтаназии животных для гистологических исследований высекали участки почки в зоне вмешательства. Полученный материал фиксировали в растворе формалина с объемной долей 10%. После фиксации высеченные участки органов уплотняли в парафине по общепринятой схеме. Срезы толщиной 5–8 мкм окрашивали гематоксилином и эозином, пикрофуксином по Ван Гизону. Для оценки восстановления функциональной активности тканей в зоне оперативного вмешательства использовали метод Шифф – йодная кислота (ШИК-реакция) по Мак-Манусу. Проводилось фотодокументирование гистологических препаратов с помощью цифровой камеры светооптического микроскопа Leica ICC50 HD.
Результаты и обсуждение
На 7-е сутки вокруг зоны резекции с применением КШМ наблюдалось расширение канальцев нефронов и собирательных трубочек. Резкое полнокровие кровеносных сосудов отмечалось по всему препарату, были заметны также мелкие очаги геморрагии (рис. 1).
Через 7 суток после МЭС и ТСМ набухание тканей почки и ее капсулы было более выраженное вокруг зоны термического влияния. В зоне резекции сформировался очаг колликвационного некроза, который начинал отделяться от сохраненной паренхимы тонкой прослойкой грануляционной ткани.
Через 14 суток в зоне резекции КШМ находилась мультифиламентная нить, она была окружена соединительнотканной капсулой, между филаментами нити заметны тонкие слои масс детрита. Нить находилась в слое соединительной ткани (рис. 3).
На 14-е сутки после резекции почки МЭС и ТСМ в зоне резекции сформировался массив грануляционной более зрелой на границе с паренхимой ткани, в толще которой расположены некротические массы (рис. 4), проявления полнокровия капилляров угасали.
Через 30 суток в почке в области резекции КШМ сформировался массив зрелой фиброзной ткани, в котором были расположены филаменты мультифиламентных нитей (рис. 5).
На 30-е сутки в области операции, проведенной МЭС и ТСМ, клиновидный дефект органа был заполнен новообразованной зрелой умеренно васкуляризированной соединительной тканью с немногочисленными сборными трубочками (рис. 6). Дистрофические изменения паренхимы были слабо или умеренно выражены.
Через 60 суток после операции с использованием шовного материала в зрелом плотном рубце наблюдались филаменты мультифиламентной нити. Рубец, расположенный в зоне резекции, был сформирован зрелой плотной соединительной тканью (рис. 7).
Через 60 суток в зоне операции с применением МЭС и ТСМ сформировался рубец, представленный зрелой соединительной тканью умеренной плотности. Рубец узкий, умеренно васкуляризирован (рис. 8). Признаки воспаления не были выражены.
Через 90 суток в области резекции, выполненной с применением шовного метода, сформировался плотный рубец со слабой васкуляризацией и умеренной лимфоцитарной инфильтрацией (рис. 9). Вокруг зоны резекции наблюдались умеренно выраженные дистрофические изменения в клубочках и полнокровие капилляров.
На 90-е сутки в области действия МЭС и ТСМ сформировался зрелый умеренно плотный рубец, в котором заметны мелкие базофильные фрагменты коагуляционного струпа. Ткань рубца слабо инфильтрирована лимфоцитами, в ней расположено небольшое количество кровеносных сосудов, кроме того, в зоне резекции находятся небольшие скопления сидероцитов и немногочисленные собирательные трубочки (рис. 10).
В зоне операции через 120 суток применения КШМ на наружной поверхности почки отмечались филаменты мультифиламентных нитей, окруженные соединительнотканной капсулой (рис. 11). Кроме того, каждый филамент был окружен тонкой прослойкой соединительной ткани.
Через 120 суток в зоне резекции с применением МЭС и ТСМ сформировался массив фиброзной ткани, на наружной поверхности которой наблюдались мелкие фрагменты коагуляционного струпа, подвергшиеся лизису (рис. 12). По периферии фиброзной ткани на границе с сохраненной паренхимой наблюдалась высокая плотность кровеносных сосудов, преимущественно капилляров и вен.
Через 180 суток в области резекции КШМ в массиве рубцовой ткани ближе к наружной поверхности располагались фрагменты мультифиламентных нитей, окруженные соединительнотканными капсулами (рис. 13). Ткань вокруг филаментов была умеренно инфильтрирована лимфоцитами, имела невысокую плотность кровеносных сосудов.
В зоне операции через 180 суток после применения МЭС и ТСМ на поверхности органа сформировался зрелый соединительнотканный рубец без выраженного коллагенообразования (рис. 14). Паренхима органа на удалении была без особенностей.
Через 270 дней в почке в области резекции сформировался зрелый широкий рубец, пронизанный трубочками различного диаметра, также в нем были заметны почечные тельца (рис. 15). Признаков воспаления не было.
На 270-е сутки после применения МЭС и ТСМ в области операции сформировалась зрелая умеренно васкуляризированная соединительная ткань со слабо выраженной лимфоцитарной инфильтрацией, ткань рубца включала немногочисленные собирательные трубочки (рис. 16). Рубец был более широкий у поверхности и сужался по направлению к мозговому веществу почки. Признаков воспаления не наблюдалось.
В результате проведенных исследований влияния МЭС и ТСМ на ткани почки лабораторных животных было установлено, что ткани, на которые непосредственно осуществлялось термическое воздействие, подвергались коагуляционному некрозу. Некротизированные ткани уже на 7-е сутки отделялись от сохраненной паренхимы прослойкой грануляционной ткани, которая впоследствии увеличивалась в объеме, а некротизированные ткани фрагментировались и подвергались резорбции и лизису. Применение КШМ часто приводило к формированию очагов колликвационного некроза в зоне расположения нитей, кроме того, в некоторых наблюдениях происходило прорезывания нитей, что дополнительно травмировало окружающие ткани. При восстановлении тканей после операционного вмешательства на 7-е и 14-е сутки признаки воспаления были более выражены при применении МЭС и ТСМ, но уже на 30-е сутки эти проявления значительно угасали. При использовании КШМ признаки воспаления были более выражены. На 60-е сутки проявления воспаления значительно снижались в обеих группах животных. Восстанавливалась функциональная активность окружающей почечной паренхимы, созревала новообразованная соединительная ткань в зоне резекции, объем ее постепенно снижался. Однако при применении МЭС иТСМ соединительнотканный рубец в сроки от 120 дней и в последующие сроки наблюдения был уже, чем при применении КШМ.
Таким образом, использование МЭС и ТСМ при операционных вмешательствах на почках в эксперименте, вызывая более выраженное воспаление в ранние послеоперационные сроки, не приводило к значительным нарушениям в структуре органа, а в более поздние сроки результаты были сопоставимы с влиянием, которое вызвало применение КШМ. В сроки от 120 до 270 суток наблюдалось более активное восстановление оперированного органа.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Фурманов Ю.А., Гвоздецкий В.С., Кривцун И.В. и др. // Клинич. хирургия. – 2010. – №6. – С.14–16.
2. Фурманов Ю.А., Гвоздецкий В.С., Савицкая Т.М. и др. // Клинич. хирургия. – 2003. – №11-12. – С. 101–102.
3. Фурманов Ю.А., Ничитайло М.Е., Литвиненко А.Н. и др. // Клинич. xiрургiя. – 2004. – №8. – С.57–59.
4. Farin G., Grund K. // Endoscop. Surgery. – 1994. – Vol.2. – P.71–77.
5. Grund K., Storek D., Farin G. // Endoscop. Surgery. – 1994. – Vol.2. – P.42–46.
6. Nakamura S., Mitsunaga A., Murata Y. // Endoscopy. – 2001. – Vol.33. – P.210–215.
Медицинские новости. – 2014. – №8. – С. 67--70.
Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.