• Поиск:

издатель: ЮпокомИнфоМед

Гринюк Н.К.

Магурол (доксазозин) в лечении больных с доброкачественной гиперплазией предстательной железы

6-я центральная районная клиническая поликлиника, Минск

 

 

Magurol (doxazosin) in the treatment of patients with benign hyperplasia of prostate

Grinuck N.K.

 

Одним из наиболее частых и распространенных заболеваний мужчин среднего и пожилого возраста является доброкачественная гиперплазия предстательной железы (ДГПЖ). Увеличение размеров предстательной железы, ведущее к развитию инфравезикальной обструкции, сопровождается дисфункцией нижних отделов мочевыводящих путей.

Морфологические признаки доброкачественной гиперплазии предстательной железы, которые находят у 10–20% мужчин 40-летнего возраста и у 90% мужчин 80 лет, не всегда сопровождаются клиническими симптомами нарушенного мочеиспускания. Более того, морфологические изменения и увеличение размеров простаты не всегда коррелируют с выраженностью симптомов и данными уродинамического обследования, выявляющего обструкцию нижних мочевых путей (инфравезикальная обструкция). По данным ряда авторов, оперативному лечению подвергаются только 30% мужчин с доброкачественной гиперплазией предстательной железы, доживших до 80 лет [2, 3].

Благодаря многочисленным исследованиям в теории патогенеза доброкачественной гиперплазия предстательной железы произошли значительные изменения. В работах последнего времени подчеркивается значение стромы и стромально-эпителиальных взаимоотношений в индуцировании простатического роста при ДГПЖ. Развитие, дифференциация, пролиферация и поддержание жизнеспособности простатических клеток регулируется тонкими взаимодействиями стимулирующих и ингибирующих факторов роста [1, 3]. Одним из основных положений теории патогенеза доброкачественной гиперплазии предстательной железы является роль фермента 5альфа-редуктазы. При развитии заболевания отмечается повышение его активности. Нарушение ферментативного баланса приводит к потере контроля за течением внутриклеточных обменных процессов и способствует развитию доброкачественной гиперплазии предстательной железы, которая проявляется в виде разрастания гиперплазированной ткани простаты (механический фактор). В развитии инфравезикальной обструкции важную роль играют альфа-адренорецепторы. Повышение активности и тонуса альфа1-адренорецепторов предстательной железы, шейки мочевого пузыря и простатического отдела уретры вызывает гипертонус (спазм) их гладкомышечных структур (динамический компонент) и нарушение метаболических процессов в ткани простаты, – таким образом возникают расстройства кровообращения этих органов и асептическое воспаление [1, 2].

Исследованиями Лорана О.Б. и Вишневского Е.Л. [1] была показана роль нарушения кровообращения стенки мочевого пузыря, ишемии детрузора и истощения его энергетических возможностей в патогенезе расстройств мочеиспускания у больных ДГПЖ. Степень выраженности морфологических изменений стенки мочевого пузыря (выраженность склеротических процессов, атрофия мышечных волокон детрузора) также играет важную роль в генезе доброкачественной гиперплазии предстательной железы. В мочевом пузыре обнаружены оба типа альфа-адренорецепторов, но повышение тонуса гладкой мускулатуры шейки, уретры, простаты связано с альфа1-адренорецепторами, имеющими здесь высокую плотность. Подтипы альфа1-адренорецепторов (А, В, D) в последнее время обнаружены в нижних отделах мочевых путей и в простате. У здоровых людей в простате 69,3% альфа1-адренорецепторов относится к подтипу А, тогда как при ДГПЖ их значительно больше – до 85% [3, 4].

Эффект лечения альфа1-адреноблокаторами связан с ограничением влияния симпатического отдела вегетативной нервной системы на мочевой пузырь путем блокады альфа1-адренорецепторов. В мире накоплен большой опыт по применению альфа1-адреноблокаторов в лечении доброкачественной гиперплазии предстательной железы. Показано, что при приеме этих препаратов через 1–2 недели отмечается уменьшение степени выраженности расстройств мочеиспускания (по шкале IPSS) в среднем на 40–60% с улучшением качества жизни вдвое. По данным уродинамического обследования, отмечено снижение уретрального сопротивления и увеличение максимальной скорости потока мочи в пределах 1–3,5 мл/с, уменьшение количества остаточной мочи на 50%, снижение микционного давления на треть. Однако у части пациентов симптоматическое улучшение отмечается без прямой связи с увеличением потока мочи, т.е. без заметного влияния на обструкцию. Очевидно, что препараты действуют на кровообращение и функции детрузора, повышают его адаптационные свойства и резервуарную функцию мочевого пузыря.

У пациентов с доброкачественной гиперплазией предстательной железы и артериальной гипертензией альфа1-адреноблокаторы снижают артериальное давление, у пациентов с нормальным артериальным давлением гипотензивный эффект практически отсутствует [4, 5].

Цель настоящего исследования – оценка эффективности и переносимости альфа1-адреноблокатора доксазозина (Магурол) в лечении больных с доброкачественной гиперплазией предстательной железы. 

Исследование проводилось на базе 6-й центральной районной клинической поликлиники города Минска. В группу обследования были включены 60 мужчин в возрасте от 47 до 79 лет (средний возраст – 73 года) с доброкачественной гиперплазией простаты и симптомами нарушенного мочеиспускания.

Для объективизации оценки симптомов использовали международную шкалу I-PSS. Для исключения воспалительных заболеваний мочевых путей всем пациентам выполнялся общий анализ мочи, по показаниям – микроскопическое исследование сока предстательной железы. Объём предстательной железы и остаточной мочи оценивался с помощью УЗИ. В исследование были включены пациенты с уровнем ПСА менее 4 нг/мл. Всем больным в обязательном порядке проводилось пальцевое ректальное обследование предстательной железы. Для определения степени инфравезикальной обструкции выполняли урофлоуметрию. При показаниях выполнялась радиоизотопная ренография (РРГ) с определением остаточной мочи.

Суммарный балл по шкале I-PSS равнялся 8–19, что указывало на среднюю степень тяжести симптомов. Качество жизни соответствовало 4–5 баллам и в общем оценивалось пациентами как неудовлетворительное и плохое. Данные УЗИ: объем предстательной железы колебался от 27 до 56 см3 (в среднем 37±3 см3), объем остаточной мочи – 30–100 мл. По данным урофлоуметрии, максимальная скорость мочеиспускания колебалась от 9 до 13 мл/с (в среднем 11±2 мл/с).

На основании обследования пациентам был установлен диагноз доброкачественная гиперплазия предстательной железы. В качестве медикаментозной терапии всем пациентам был назначен магурол (доксазозин) в дозе 2 мг один раз в сутки на ночь.

Через 3 и 6 месяцев после начала приёма препарата пациенты были осмотрены повторно.

По данным опросника I-PSS, суммарный бал снизился до 1–7, индекс качества жизни составил 1–2 балла. Улучшились показатели урофлоуметрии. Максимальная скорость мочеиспускания в среднем увеличилась до 14±1 мл/с. По данным УЗИ, объём остаточной мочи снизился до 30–50 мл. При сравнении объема предстательной железы до и после лечения изменений не наблюдалось

Таким образом, на фоне приёма препарата «Магурол» отмечается достоверное увеличение максимальной скорости мочеиспускания, уменьшение количества остаточной мочи, уменьшение суммы баллов по шкале I-PSS. При сравнении объема предстательной железы до и после лечения изменений не наблюдалось.

Необходимо отметить, что при анализе динамики артериального давления у пациентов с артериальной гипертензией отмечалось снижение цифр АД на 15–20 мм рт.ст., что способствовало нормализации показателей и не требовало применения дополнительных лекарственных средств.

Из нежелательных побочных действий Магурола у части пациентов (8,3%) отмечено головокружение и тахикардия на первые дозы препарата, которые самостоятельно прошли по мере дальнейшего лечения. Эти явления не потребовали отмены препарата.

Таким образом, применение препарата «Магурол» у пациентов с доброкачественной гиперплазией предстательной железы и симптомами нижних мочевых путей является эффективным и безопасным.

 

 

Л И Т Е Р А Т У Р А

 

1. Пытель Ю.А. Медикаментозная терапия гиперплазии простаты // Пленум Всерос. общества урологов: тез.докл. г. Саратов, октябрь, 1994. – Саратов, 1994. – С. 5–19.

2. Савченко Н.Е. и др. Нехирургические методы лечения доброкачественной гиперплазии простаты. – Минск, 1998.

3. Faure C., Pimoule C. et al. // Life Science. – 1994. – Vol. 54 (21). – P. 1595–1605.

4. Fawzy A., Braun K., Lewis G.P. et al. – 1995. – J. Urol. – Vol. 154. – P. 105–109.

5. Gillenwater J.Y., Conn R.L., Chrysant S.G. et al. – J. Urol. – Vol. 154. – P. 110–115.

Поступила 13.01.2011 г.

 

Медицинские новости. – 2011. – №8. – С. 56-57.

 

Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.

Содержание » Архив »

Разработка сайта: Softconveyer