• Поиск:

издатель: ЮпокомИнфоМед

А.Р. Ага-заде

Определение плотности костной ткани челюстей при дентальной имплантации на основе фотоденситометрии

Азербайджанский государственный институт усовершенствования врачей им. А. Алиева

Дентальная имплантология все чаще применяется в стоматологической практике, поскольку при лечении больных с дефектами зубных рядов значительно расширяет возможность использования несъемных протезов, удовлетворяя пациентов как в функциональном, так и эстетическом отношении [5, 8, 9].

Успешные результаты лечения во многом зависят от состояния костной ткани и ее структуры в области внутрикостного имплантата [11]. Зона соединения дентального имплантата и кости может сохраниться в оптимальном состоянии на долгий срок при условии динамического равновесия конструктивного и реконструктивного процессов, т.е. способности тканей к адаптации. Динамика реакции челюстной кости на механическое давление существенно зависит как от качества костной ткани, так и от нагрузки [6], действующей на имплантат.

Визуальная оценка рентгеновского изображения при определении состояния костной ткани субъективна и зависит от знаний и опыта специалиста, его способности воспринимать рентгенологическую картину заболевания, а также физико-технических условий съемки и качества обработки экспонированной пленки. Фотометрический метод позволяет выявить в количественном выражении самые незначительные изменения в поглощении рентгеновских лучей тканями более объективно и точно [1–4, 7, 10].

Цель исследования – повышение эффективности лечения больных с дефектами зубных рядов методом дентальной имплантации на основе оценки состояния костной ткани челюстей путем фотоденситометрического исследования.

 

Материалы и методы

Фотоденситометрический способ определения плотности костной ткани прост, и объективно отражает ее состояние. Этот метод исследования был применен нами при лечении 219 больных с адентией, которым было установлено в общей сложности 1330 дентальных имплантатов. На рентгеновских снимках (ортопантомограммах) измеряли оптическую плотность окружающей имплантат костной ткани.

Фотометрическое исследование ранее выполненных ортопантомограмм из собственного архивного материала на пленочном носителе проводили с помощью цифрового радиографического денситометра «ДЦР-07», предназначенного для измерения оптической плотности рентгеновских снимков на негатоскопах. Денситометр представляет собой электронный блок с фотометрическим датчиком. Принцип работы денситометра основан на измерении плотности потемнения участков рентгеновских снимков с помощью фотометрического преобразователя. Электронный блок предназначен для формирования образцового тока фотометрического преобразователя, обработки информационного сигнала и представления результатов измерения в цифровом виде на индикаторе. Денситометр «ДЦР-07» особенно эффективен при расшифровке рентгеновских снимков тех участков челюстей, в которых планируется проведение хирургической операции для установления дентальных имплантатов.

Оптическую плотность челюстной кости по ортопантомограммам исследовали до проведения дентальной имплантации. Для определения сроков морфофункционального восстановления костной ткани в области дефекта были отобраны снимки пациентов, у которых с момента имплантации прошел год. Плотность и минерализацию костной ткани в области планируемых имплантатов определяли путем фотометрического измерения. По средним значениям плотности костной ткани вычисляли величину атрофии костной ткани в области операции и определяли показания к протезированию.

Показатели плотности костной ткани регистрировали как непосредственно в периимплантатной области («имплантат–кость»), так и отступив от нее 3 мм. Все исследования проводили при одинаковых условиях получения снимка. Плотность костной ткани нормировали по эталону. Так как атрофия кости вокруг имплантатов начинается в области шейки и продвигается вглубь по периметру имплантата, измерения проводили в костной ткани, окружающей шейку. Измерения плотности костной структуры выполняли также в области середины и верхушки имплантатов с дистальной и медиальной поверхностей. Это связано с тем, что регистрируемые характеристики плотности кости строго индивидуальны, и при мониторинговом наблюдении необходимо оценивать данные предшествующих измерений.

Пациентов распределили на две группы. Первую (основную) группу составили 155 больных, у которых в комплексное лечение, помимо местной (антибактериальной и противовоспалительной) терапии, включали Миакальцик (кальцитонин лосося, “Новартис”, Швейцария). Вторую (контрольную) группу составили 64 пациента, у которых использовали антибактериальное и местное противовоспалительное лечение.

Пациентам основной группы включали Миакальцик по схеме: 100 МЕ/сутки (в ампулах) внутримышечно 3 раза в неделю, назальный спрей 200 МЕ/сутки в сочетании с Кальций Д3 Никомед в течение 3 месяцев. Лечение проводилось в течение года с перерывами в 3 месяца. Курсовое лечение составляло от 5 до 10 инъекций препарата.

 

Результаты и обсуждение

При оценке состояния пациентов основное внимание уделяли определению показаний и противопоказаний к дентальной имплантации. Проводили тщательное общеклиническое обследование, изучали анамнез, психологический статус, а также анализировали заключение терапевта. Результаты лечения больных с использованием имплантатов определяли как по оценке общего состояния здоровья, так и по взаимодействию имплантатов с тканевым комплексом зоны его введения, особенно на границе «имплантат–кость». Объективная оценка объема и качества костной ткани в зоне имплантации имеет большое прогностическое значение. У пациентов с вторичной адентией челюстей плотность костной ткани определяли в зависимости от анатомо-топографической области предполагаемого введения имплантата. Измерения проводили в участках различных функционально-ориентированных групп зубов.

Средние значения плотности челюстной кости и особенности клинической картины представлены в таблице.

 

Сравнительная оценка динамики средних значений оптической плотности рентгенограмм

Период исследования

Контрольная группа (300 имплантатов)

Основная группа (1030 имплантатов)

До операции

2,106±0,036 (1,119–2,993)

2,148±0,020 (0,963–3,018)

После операции (через 12 мес.)

2,585±0,042 (1,467–3,035) ^^^

2,789±0,013 (1,937–3,618) *** ^^^

Примечание: Статистически значимая разница с показателями контрольной группы *** – p<0,001; с исходными показателями ^^^ – p0<0,001.

 

Как видно из таблицы, количество имплантатов в обеих группах по оптической плотности рентгеновских снимков костной ткани рандомизировано. Средние значения оптической плотности в основной группе были примерно на одном уровне с показателями контрольной группы. Через 12 мес. в контрольной группе средние показатели оптической плотности увеличились на 22,7% по сравнению с исходным показателем (p0<0,001). В основной группе, несмотря на относительно высокие исходные показатели, в эти же сроки абсолютные средние значения оптической плотности, по данным фотоденситометрии, продолжали расти (на 29,8%; p0<0,001). Эти данные были достоверно выше, чем в контрольной группе (p<0,001), что указывает на эффективность лечения Миакальциком.

Как показывают полученные данные, в области шейки имплантата плотность кости меньше, чем в средней и верхушечной его частях.

Поскольку индивидуальная выраженность плотности кости в зоне имплантации имеет большое значение, этот показатель изучали во всех областях установки имплантата в альвеолярный отросток челюстей. Выявлено, что показатели плотности кости вокруг  имплантатов, введенных в разные участки альвеолярного отростка челюстей во всех исследуемых точках не одинаковы (рисунок).

 

Сравнительная оценка динамики изменений оптической плотности у пациентов контрольной и основной групп через 12 мес. после операции: I – область нижних фронтальных зубов, II – область нижних боковых зубов; III – область верхних фронтальных зубов; IV – область нижних боковых зубов

 

Через 1 год после имплантации показатели плотности альвеолярного отростка достоверно больше (на 7,9%) увеличились у пациентов основной группы по сравнению с соответствующими показателями контрольной группы.

При дентальной имплантации важны количественные показатели плотности кости, в том числе и периимплантатной области, что необходимо для выбора области имплантации и мониторинговых наблюдений процесса реабилитации.

Таким образом, с увеличением абсолютных средних значений оптической плотности челюстной костной ткани длительность первичной фиксации дентального имплантата и время его устойчивости после фиксации постоянных протезов увеличивается, а величина резорбции кости в зоне имплантата становится меньше.

Полученные на основе фотоденситометрии данные позволяют:

• разработать объективную количественную экспресс-методику обследования пациентов до и после дентальной имплантации;

• исследовать в динамике функциональные изменения плотности костной ткани в различных областях челюстей;

• определить тактику врача при лечении больных с дефектами зубных рядов с использованием различных систем дентальных имплантатов на основе объективных количественных показателей плотности челюстной кости.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Бериашвили Г.К., Менабде Г.Т., Чихладзе Р.Т. // Мед. новости Грузии. – №3. –2006. – С.40–43.

2. Воробьев А.А., Шемонаев В.И., Величко А.С. // Бюл. Волгоград. науч. центра РАМН. – 2008.– № 3. – С.21–22.

3. Гарафутдинов М., Замахаева Е.В., Олесова В.Н. // Рос. стом. журн. – 2007. –№4. – С. 43–44.

4. Замахаева Е.В. Фотоденситометрическое определение плотности костной ткани в пародонтологии: Автореф. дис. … канд. мед. наук. – М., 2007. – 22с.

5. Кулаков А.А. Хирургические аспекты реабилитации больных с дефектами зубных рядов при использовании различных систем зубных имплантатов // Дис…. д-ра мед. наук.– М., 1997. – 352 с.

6. Курочкин А.П. Прогнозирование результатов ортопедического лечения пациентов с потерей зубов с опорой на внутрикостные имплантаты. Автореф. дис. … канд. мед. наук. –Тверь, 1997. – 23с.

7. Стафеев А.А., Григорович Э.Ш., Коршунов А.П. // Институт стоматологии. – 2007. – №7.– С.42–44.

8. Adell R., Lekholm U., Rockier B., Bränemahk P.-I. // Int. J. Oral. Surg. – 1981. – N 10. – 387–414.

9. Albrektsson T., Zarb G., Worthinton P., Eriksson A. // Int. J. Oral. Maxillofac. Implants. – 1986. – P. 1–25.

10. Knezović-Zlatarić D., Čelebić A., Milat O. // Acta Stomatol Croat. – 2002. – Vol. 36, br. 1. – P.35–38.

11. Schenk R., Buser D. // Periodontology. – 2000. – Vol. 17, Issue 1:1998. – P. 22–35.

 

Современная стоматология. - 2010. - №1. - С. 77-78. 

Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.

Содержание » Архив »

Разработка сайта: Softconveyer