Проблема прав человека не имеет однозначного решения. Создание общих для большинства народов представлений об универсальных «правах человека» маловероятно вследствие многообразия существующих традиций и норм [14], и только право человека на жизнь и охрану здоровья – одно из основных прав, воспринимающееся более или менее однозначно. И все же это право сравнительно недавно стало одним из обязательных в конституциях многих стран. Впервые на международном уровне оно было декларировано в 1948 г. Всеобщей декларацией прав человека [2]. Несмотря на очевидную значимость правового регулирования вопросов охраны здоровья в современном обществе, обеспечение права человека на здоровье в конституциях различных стран весьма ограничено и чаще всего представлено декларированием права граждан на получение медицинской помощи. Понятно, что создание условий для реализации этого права является основой национальной безопасности любого государства.
Понятия «охрана здоровья» и «права пациентов» далеко не идентичны. Понятие «охрана здоровья» подразумевает совокупность мер политического, экономического, социального, правового, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его активной долголетней жизни и предоставление ему в случае утраты здоровья необходимой медицинской помощи. Понятие «права пациента» включает совокупность правовых и общественных отношений, возникающих при обращении граждан за оказанием медицинской помощи.
Несмотря на национальные различия действующих систем защиты прав пациентов в различных странах, в большинстве государств имеется общий перечень основных прав, отраженных в многочисленных международных соглашениях (Рекомендациях по медицинскому обслуживанию, принятых Международной организацией труда в 1944 г.; Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.; Лиссабонской Декларации прав пациентов, принятой Всемирной медицинской ассоциацией в 1981 г. и пересмотренной в 1995 г.; Европейской Хартии по правам пациентов, принятой Европейским парламентом в 1984 г.; Декларации ВОЗ по развитию прав пациентов в Европе, принятой в 1994 г.; Соглашении по правам человека и биомедицине, принятом Советом Европы в 1996 г. и др.).
Основные, общие для большинства стран права пациентов, декларируемые в национальных законодательствах, можно представить следующими четырьмя группами прав, более полно представленными в работе [22]:
· Доступность и качество медицинской помощи (право на получение гарантированного качества медицинской помощи и ее доступность; запрет любой дискриминации в отношении оказания медицинской помощи; право выбора врача и лечебного учреждения в соответствии с юридическими ограничениями; право на присутствие членов семьи при лечении пациентов; право на консультацию другого врача или специалиста и консилиум; право на амбулаторную медицинскую помощь в удобное для пациента время; право на обследование, лечение и содержание пациентов в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям и др.).
· Право на информацию (о состоянии своего здоровья, степени риска, диагностических возможностях, доступных методах лечения; право на конфиденциальность оказания медицинской помощи и врачебную тайну; на информацию о режиме работы учреждения, где лечится пациент, о профессиональных качествах лечащего врача; на информацию относительно качества и соблюдения стандартов медицинского обслуживания и времени ожидания медицинской помощи, на альтернативную медицинскую экспертизу и др.).
· Добровольное согласие (право на согласие или отказ от медицинского вмешательства; на информированное согласие, предваряющее любое медицинское обслуживание; письменное информированное согласие на применение новых методов лечения и лекарств и возможность отказа от участия на любой стадии эксперимента; согласие или отказ пациента от участия студентов в лечебном процессе; согласие и условия участия пациента в медицинском образовательном процессе и др.).
· Ответственность медицинских работников (право на обжалование действий медицинских работников при нарушении прав пациентов; индивидуальная ответственность врача и лечебного учреждения; право на возмещение ущерба здоровью пациента, нанесенного при оказании медицинской помощи).
Существуют парламентский и непарламентский пути реализации основных прав пациентов [25]. При этом можно выделить три типа стратегий совершенствования прав пациентов:
· первый — принятие законов по правам пациентов (Греция, Исландия, Израиль, Литва, Финляндия);
· второй – отражение прав пациентов в различных законах отраслевого законодательства (Беларусь, Россия, другие страны СНГ);
· третий – непарламентский, используемый в странах, имеющих хартии прав пациентов и кодексы профессиональной этики, разрабатываемые медицинскими ассоциациями (Чехия, Словакия, Франция, Ирландия, Португалия, Великобритания).
Уровень демократизации любого государства определяется всей совокупностью прав его граждан. Однако эти права не даются как само собой разумеющееся, а являются результатом длительного становления общественного самосознания. Среди европейских государств СССР всегда отличался низким уровнем правовой защищенности своих жителей. Исторически формировалась личность гражданина, пассивно воспринимающего повсеместное ограничение его прав и свобод. Длительное подавление гражданского самосознания привело к несформированности общественных институтов, отстаивающих правовые гарантии населения, и практически к отсутствию правовой культуры в обществе, особенно в социальной сфере. Кроме того, долгое время считалось хорошим тоном игнорировать мировой опыт.
После распада СССР проводимые в РБ социально-экономические реформы активизировали законотворческие процессы в различных сферах общественной жизни, в том числе в здравоохранении.
Комплексное решение проблемы становления и развития системы защиты прав пациентов требует усиления правовой грамотности как медицинских работников, так и населения, активизации профилактики правонарушений в медицинских коллективах, создания общественных организаций, защищающих интересы пациентов. На сегодняшний день формирование общественного сознания в плане защиты интересов пациентов невозможно без активного участия средств массовой информации.
Как уже указывалось, основой формирования системы защиты прав граждан в сфере здравоохранения в любой стране являются гарантии государства по соблюдению прав пациентов в виде соответствующей нормативно-правовой базы. Общие нормы, прежде всего право на свободу, личную неприкосновенность и охрану жизни и здоровья, декларируются в конституциях большинства стран мира [12]. В этом смысле права пациентов являются производными от общих прав граждан.
Возможность использования международного опыта в области становления и совершенствования системы защиты прав пациентов в нашей республике требует подробного анализа действующей нормативно-правовой базы РБ в сфере здравоохранения, которая и в России, и во многих других странах СНГ до сих пор в некоторых вопросах основывается на нормах советского периода [10].
Современная нормативно-правовая база Республики Беларусь в сфере здравоохранения, в различной степени отражающая права пациентов, включает несколько десятков нормативных правовых актов (НПА), в том числе 16 основополагающих законов в сфере здравоохранения, среди которых кроме Закона РБ «О здравоохранении» от 18 июля 1993 г. N 2435-XII (в ред. от 11 января 2002 г. N 91-З) следует выделить следующие Законы РБ: «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» от 23 ноября 1993 г., N 2583-XII (в ред. от 23 мая 2000 г. N 397-З); «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 1 июля 1999 г., N 274-З; «О наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах» от 22 мая 2002 г., N 102-З; «О государственных минимальных социальных стандартах» от 11 ноября 1999 г., N 322-З; «О трансплантации органов и тканей человека» от 4 марта 1997 г., N 28-З; «О донорстве крови и ее компонентов» от 31 января 1995 г., N 3559-XII; «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека» от 29 июня 2003 г., N 217-З и др.
Следует подчеркнуть, что в Законе РБ «О здравоохранении» в редакции 2002 г. достаточно широко представлены права граждан республики и отдельных групп населения в сфере здравоохранения (главы 1, 5, 6, 10 и др.) [5]. Например, статьями 27—30 Закона регламентированы основополагающие права пациентов, принятые в международном сообществе, а в статье 29 дан достаточно полный перечень прав и обязанностей пациентов при получении ими медицинской помощи. В соответствии с Законом информированное добровольное согласие гражданина является необходимым и предварительным условием любого медицинского вмешательства. Общепризнано, что в этой базовой норме не должно быть неясностей в отношении того, насколько адекватно пациент проинформирован о состоянии своего здоровья, что позволит ему добровольно принять осознанное решение о своем лечении или отказе от него. Информация должна включать сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске и возможных последствиях. В случаях, когда состояние гражданина не позволяет ему выразить свою волю, а медицинское вмешательство требуется по жизненным показаниям, вопрос о его проведении решает консилиум врачей, а при невозможности – непосредственно лечащий (дежурный) врач.
Другим международным базовым принципом в системе прав пациентов является право пациента на отказ от медицинского вмешательства. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином либо его законным представителем. Следует подчеркнуть важность включенных в Закон положений о согласии пациента на медицинское вмешательство и об отказе от него с точки зрения реализации права пациента на свободу выбора и самостоятельно распоряжаться своей судьбой и здоровьем.
В соответствии со статьями 29, 30 Закона как при обращении за медицинской помощью, так и при ее получении пациент имеет право на сохранение в тайне информации о факте обращения, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, за исключением случаев, определенных законодательством. Статьей 60 Закона определены условия предоставления сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия пациента или его законного представителя. За разглашение врачебной тайны медицинские и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии со статьей 178 УК РБ («Разглашение врачебной тайны»).
Гражданским законодательством РБ на сегодняшний день закреплено право на возмещение ущерба в случае причинения вреда здоровью граждан, в том числе при оказании медицинской помощи. Действующее законодательство РБ содержит нормы, устанавливающие административную, финансовую и уголовную ответственность за причинение вреда здоровью и жизни гражданина, но на практике они, как правило, применяются лишь в случаях нанесения вреда здоровью на производстве.
В случаях нарушения своих прав пациент имеет право на обращение с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу организации здравоохранения, в которой оказывалась медицинская помощь, в государственные органы или в суд в соответствии с установленным порядком [17].
В связи с внедрением рыночных отношений в область медицинского обслуживания особую актуальность приобретают вопросы создания механизмов реализации и защиты права пациентов на бесплатное медицинское лечение, а также определение роли государства в обеспечении контроля за соблюдением принципов справедливости, доступности и качества медицинской помощи.
В соответствии со статьей 5 Закона РБ «О здравоохранении» («Право граждан на охрану здоровья») понятие предоставления населению доступной медицинской помощи включает бесплатное лечение в государственных организациях здравоохранения. В то же время государственные организации здравоохранения могут оказывать платные медицинские услуги в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
Сегодня основой формирующегося механизма платных медицинских услуг становятся экономические и юридические категории – стоимость медицинской процедуры, договорные имущественные отношения между сторонами, юридическая ответственность за негативные результаты лечения, за вред, причиненный здоровью лечением и др. Кроме того, при оказании платных медицинских услуг организациями здравоохранения в ряде случаев имеет место неоднозначное и часто расширенное толкование возможностей взимания платы за лечебно-диагностические мероприятия, в том числе за входящие в обязательный перечень оказания бесплатной медицинской помощи и медицинских услуг, что требует более четкого нормативно-правового оформления.
В соответствии с Законом РБ N 274-З от 1 июля 1999 г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» [6] государством гарантировано право на получение психиатрической помощи в наименее ограничительной форме на основе принципов законности, гуманности и контроля за соблюдением прав человека и гражданина. В статье 30 оговорены основания для госпитализации в недобровольном порядке. Уголовным кодексом РБ устанавливается ответственность за незаконное помещение в психиатрическую больницу (ст.180). В то же время следует подчеркнуть, что на практике применение этих правовых норм до сих пор остается чрезвычайно сложной и неоднозначной проблемой, что, в свою очередь, требует их совершенствования.
Закон РБ «О трансплантации органов и тканей человека» N 28-З [9], принятый 4 марта 1997 г., регламентирует правовые аспекты трансплантации органов и тканей. Несмотря на то что специалисты отмечают несовершенство Закона в целом [21], особенно важной представляется норма, согласно которой забор и заготовка органов и тканей могут осуществляться только в государственных организациях здравоохранения. В Законе определены условия изъятия органов и тканей от лиц, умерших в учреждении здравоохранения (доказательство факта смерти, зафиксированное консилиумом врачей-специалистов; отсутствие запрета умершего или его близких родственников на изъятие у умершего органов и тканей для трансплантации и т.д.). Во избежание злоупотреблений Закон запрещает участие медиков донорской службы в установлении факта смерти (ст. 10). В то же время в Законе не определены место и форма заявления гражданина о несогласии использования его органов и тканей после смерти. Закон лишь определяет понятие «близкие родственники и сотрудники организации здравоохранения», которых необходимо ставить в известность о воле умершего.
Действующий Закон исходит из презумпции согласия человека на изъятие органов, тканей после его смерти [21], в то время как международное медицинское право – из презумпции его несогласия [1, 13, 15, 16, 18, 24]. Следует подчеркнуть, что Законом устанавливается право граждан на несогласие изъятия органов и тканей после смерти, однако процедура информирования отсутствует. Закон не распространяется на область эмбриональной трансплантологии, при этом отсутствует специальный НПА, регулирующий эти вопросы. В Законе также не определена тактика врача в случае продолжительного «вегетативного» состояния пациента.
Юридическое оформление процесса трансплантации в должной мере не определено ни в специальном законе, ни в Гражданском кодексе РБ. Согласно принятой международной медицинской практике, операция трансплантации при взятии органов и тканей у живого донора оформляется двумя договорами: договором донорства – между донором и медицинским учреждением об отчуждении (изъятии) органов или тканей и договором на оказание медицинской помощи между реципиентом и медицинским учреждением.
В соответствии с обязательными международными Руководящими принципами ВОЗ, регламентирующими трансплантацию органов человека [24], в статье 3 Закона содержится положение о том, что органы и ткани человека не могут быть предметом купли-продажи; последнее влечет за собой уголовную ответственность. В то же время в статье 8 не отрицается возможность компенсации расходов, пособий по нетрудоспособности в связи с трансплантацией органов и тканей. По мнению авторов работы [15], в подобных случаях предпочтительнее говорить не о вознаграждении за предоставленные органы (ткани), а о компенсации донору в связи с причиненными ему неудобствами, физическими и моральными страданиями, риском возможного ухудшения здоровья. Таким образом, очевидна потребность в дальнейшем совершенствовании ряда норм закона.
Закон РБ «О донорстве крови и ее компонентов», принятый в 1995 г. (с изменениями и дополнениями от 12 ноября 2001 г.), регулирует отношения, связанные с донорством крови и ее компонентов [3]. Законом определены права и обязанности доноров, государственных организаций здравоохранения, порядок финансирования донорства крови и ее компонентов, организация и порядок осуществления контроля качества донорской крови и ее компонентов, препаратов из донорской крови, консервирующих растворов и др.
Законом (глава 2) предусмотрены меры по защите прав донора: возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью, включая расходы на лечение, проведение медико-социальной экспертизы, социально-трудовой и профессиональной реабилитации, предоставление льгот (ст. 10). В то же время в Законе не оговорены вопросы обязательного страхования донора крови на случай заражения его инфекционными заболеваниями.
Наиболее важными правовыми нормами, включенными в Закон и защищающими права реципиента, являются следующие: обязательность взятия крови и ее компонентов после медицинского обследования донора (ст. 4), осуществление заготовки, переработки и хранения донорской крови и ее компонентов только в государственных организациях здравоохранения (ст. 5). Кроме того, Законом определен порядок обмена, вывоза и реализации за пределами РБ донорской крови, ее компонентов и препаратов из донорской крови (ст. 17).
В статье 11 определены обязанности донора, согласно которым гражданин, изъявивший согласие стать донором крови и ее компонентов, обязан сообщить известные ему сведения о перенесенных им в прошлом и имеющихся у него в настоящее время заболеваниях, а также об употреблении им наркотических средств. В противном случае гражданин несет ответственность в соответствии с законодательством РБ. Тем не менее Закон нуждается в совершенствовании ряда норм, защищающих права пациентов, при организации заготовки крови, судебно-медицинской экспертизе, а также для исключения возможных осложнений, которые могут возникать в процессе или в результате переливания крови.
В РБ законодательно закреплен приоритет бюджетного финансирования медицины, а система обязательного медицинского страхования отсутствует. Как показывает опыт организации здравоохранения в различных странах, одним из существенных преимуществ системы обязательного медицинского страхования является формирование системы независимого контроля качества оказываемой медицинской помощи, способствующей развитию прав пациентов. Поэтому совершенствование правовых норм в этом направлении, несомненно, имеет будущее и в нашей республике. Тем не менее уже в соответствии с Законом РБ «О страховании» 1993 г. в редакции от 31 января 2000 г. [8] каждый гражданин имеет право на добровольное страхование медицинских расходов. Важно подчеркнуть, что, согласно этому Закону, пациент обладает правом иметь независимого представителя своих интересов в лице страховой организации при получении медицинской помощи. Развитие нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы добровольного страхования медицинских расходов (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 сентября 2004 г. N 1180 «О Концепции добровольного медицинского страхования в Республике Беларусь»; Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 9 июня 2005 г. N 74 «Об утверждении инструкции о добровольном страховании медицинских расходов»), является ступенью для перехода к созданию в республике системы обязательного медицинского страхования.
В мировой практике профессиональная ответственность врачей, как правило, подлежит обязательному страхованию. Эта норма прописана в статье 57 Закона РБ «О здравоохранении», где сказано, что медицинские и фармацевтические работники имеют право на страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред жизни или здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей.
В соответствии со ст. 953 – 963 Гражданского кодекса Республики Беларусь вред, причиненный жизни или здоровью гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Особенность законодательства РБ состоит в том, что любой ущерб, причиненный пациентам, всегда взыскивается не с конкретных врачей, а с юридического лица – организации здравоохранения (ст. 937 ГК РБ); исключение составляют частнопрактикующие врачи. Медицинский работник, непосредственно причинивший вред здоровью пациента, в соответствии с первой частью статьи 408 Трудового кодекса РБ несет лишь ограниченную ответственность за совершенную профессиональную ошибку перед своей организацией в размере, не превышающем средний месячный заработок.
В большей мере в нормативно-правовой базе Беларуси отрегулированы вопросы обязательного страхования жизни и здоровья граждан РБ, выезжающих за рубеж, обязательного страхования иностранных граждан (Указ Президента Республики Беларусь от 26 июня 2000 г. N 354 «Об обязательном медицинском страховании иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Республике Беларусь», Закон Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» в редакции от 19 июля 2005 г. N 41-3 (ст. 13), Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 июля 2000 г. N 1023 «Вопросы проведения обязательного медицинского страхования иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Республике Беларусь»). Отрегулированы нормы оказания медицинской помощи и медицинского освидетельствования иностранцев, ходатайствующих о признании беженцами в Республике Беларусь (Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 19 мая 2003 г. N 25 «Об утверждении Правил прохождения обязательного медицинского освидетельствования иностранцами, ходатайствующими о признании беженцами в Республике Беларусь»).
Следует отметить, что если в США и некоторых других странах медицинская помощь оказывается преимущественно на основе прямых договоров между пациентом (его представителями) и медицинской организацией (частнопрактикующим врачом) в рамках добровольного или обязательного медицинского страхования и частной медицинской практики, то в Беларуси медицинская помощь в 95% случаев оказывается на внедоговорных условиях в рамках государственных гарантий, и только незначительный ее объем оказывается по прямым договорам (в системе добровольного страхования медицинских расходов и платных медицинских услуг). Если лечебное учреждение не исполняет или исполняет ненадлежащим образом свои обязанности и этим причиняет вред пациенту, отношения между лечебным учреждением и пациентом регулируются гражданским правом. Данное обстоятельство целиком укладывается в рамки деликтных (охранительных) внедоговорных обязательств, широко практикуемых во многих странах, в том числе в Беларуси. Деликтная ответственность представляет собой гарантированный минимум охраны соответствующих прав (благ). В дополнение к этому договором между пациентом и организацией здравоохранения ответственность причинителя вреда может быть только усилена. Поэтому при установлении практики подобных отношений, т. е. в случае причинения вреда жизни и здоровью пациента, важно, чтобы деликтная ответственность не была ослаблена договорными обязательствами лечебного учреждения. С нашей точки зрения этот момент целесообразно закрепить в гражданском и/или отраслевом законодательстве в виде общей нормы. К примеру, эта норма может быть изложена в следующей редакции: « …в случаях причинения вреда здоровью и жизни гражданина в рамках заключенного договора ответственность причинителя не может быть меньше предусмотренной соответствующими статьями закона».
К основополагающим законодательным актам, являющимся по сути надзорными законами, обеспечивающими безопасные условия жизни населения и реализующими в конечном итоге права пациентов на санитарную безопасность при оказании медицинской помощи, относятся законы, регулирующие санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, состояние атмосферного воздуха, качество пищевых продуктов, радиационную безопасность и др. [7].
Кроме специального отраслевого законодательства механизмы реализации прав пациентов как в Республике Беларусь, так и за рубежом заложены в рамках гражданского и уголовного права.
В Гражданском кодексе РБ содержится ряд статей, определяющих порядок и условия возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, другие правовые нормы, имеющие отношение к правам пациента [11]. Нормы гражданского права являются установочными, рамочными для дальнейшего развития их в нормативных правовых актах отраслевых законодательств. При наличии пробелов в специальном правовом регулировании (в нашем случае в здравоохранительных правоотношениях) применяются нормы Гражданского кодекса.
Уголовный кодекс РБ 1999 г. от 9 июля N275-З [20] значительно расширил сферу применения уголовной ответственности за преступления, входящие в медико-правовую компетенцию. В частности, глава 14 определяет случаи применения принудительных мер лечения и обеспечения безопасности для окружающих. В группе преступлений против здоровья (особенная часть Уголовного кодекса РБ) уточнены признаки ряда преступлений, введены новые составы преступлений: незаконное производство аборта (ст.156), заражение вирусом иммунодефицита человека (ст. 157), в том числе по вине медицинского работника (ст. 162), принуждение к даче органов или тканей для трансплантации (ст. 163), нарушение порядка проведения трансплантации (ст. 164), ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению жизни и здоровья детей (ст. 165), а также неоказание помощи больному (ст.161). Правовая регламентация этих статей Уголовного кодекса тесно связана с вопросами медицинской этики и деонтологии и поэтому требует особенно тщательной проработки с участием профессиональных медицинских ассоциаций.
Следует подчеркнуть, что новый Уголовный кодекс РБ ужесточил наказания для медицинского персонала, виновного в неоказании или ненадлежащем оказании помощи пациенту, укрепив таким образом действующую систему защиты прав пациентов. Если в результате нарушения обязанностей медицинскими работниками пациенту нанесен вред, наступает гражданско-правовая ответственность медицинского учреждения перед пациентом.
В дополнение к этому добавим, что права пациента в определенной степени регулируются Законом РБ «О защите прав потребителей» 2002 г. (с изм. и доп. от 4 января 2003 г.), поскольку пациент рассматривается как потребитель одного из видов (медицинских) услуг [4].
Обобщая представленный анализ действующего законодательства РБ, регламентирующего права граждан в сфере здравоохранения, следует подчеркнуть, что за последние годы в республике проделана значительная нормотворческая работа по правовому обеспечению медицинской деятельности и созданию механизмов реализации прав пациентов. Фактически создана правовая основа для совершенствования системы здравоохранения и проведения реформ, направленных на реализацию конституционного права граждан на охрану здоровья. В связи с этим можно лишь добавить, что практически каждый из принятых законов в области медико-санитарного законодательства так или иначе связан с защитой прав пациентов.
Приведенный перечень положений, определяющих права пациента и закрепленных в законодательных актах РБ, свидетельствует, что ни одно из этих положений не противоречит нормам международного права и в основном отражает Европейскую декларацию прав пациента [23]. В то же время ряд положений этой декларации, прежде всего касающихся гарантий и механизмов реализации и защиты прав пациентов, в белорусском законодательстве нуждается в дополнительной разработке.
В целом, несмотря на отмеченные достоинства действующего белорусского законодательства, регулирующего права пациентов, оно в значительной степени характеризуется декларативностью, разобщенностью по многочисленным законам и подзаконным актам, в отдельных законах не прописаны механизмы реализации прав пациентов, в ряде случаев очевидны пробелы правового поля. Содержание в законодательных актах большого количества отсылочных норм приводит к необоснованному увеличению количества подзаконных нормативных правовых актов. При этом следует учитывать, что в развитие отраслевых подзаконных актов республиканского уровня в областных центрах и регионах принимаются на их базе свои распорядительные документы, которые могут не только вносить определенные разночтения в НПА, но и увеличивать в несколько раз их количество на региональном уровне. Введение в правовую практику законов прямого действия решит проблему с отраслевыми и территориальными нормативными правовыми актами.
В 80–90 годах XX в. практически во всех европейских странах активно развивались национальные законодательства по правам пациентов. Несмотря на разнообразные формы, отражающие национальные традиции закрепления прав пациентов в НПА (положения и нормы Конституции государства; законы, специально посвященные правам пациентов или затрагивающие их в числе прочих проблем здравоохранения; кодексы профессиональной этики медицинского персонала; соглашения между работниками здравоохранения и органами власти; хартии прав пациентов и др.), основной целью являлось провозглашение и совершенствование механизмов содействия в обеспечении населению равного доступа к качественной медицинской помощи посредством соблюдения прав пациентов при их взаимоотношениях со службами здравоохранения.
Сложная современная демографическая ситуация в нашей стране, снижение уровня здоровья населения, рост заболеваемости, сокращение продолжительности жизни требуют разработки действенного механизма реализации конституционных гарантий в отношении создания современной системы защиты прав пациентов. Как показывает международный опыт, для законодательства в области прав пациента крайне важно наличие конкретных механизмов их реализации. Реализация прав пациентов – это комплексная проблема, затрагивающая всю систему здравоохранения, связанная прежде всего с решением вопросов контроля качества медицинской помощи. С другой стороны, развитие медицинской науки и технологий, реформирование здравоохранения и становление новых форм отношений в здравоохранении также требуют повышенного внимания к проблеме прав пациентов. В этом контексте отсутствие закона прямого действия о правах пациентов, детальных механизмов внесудебного разрешения возникающих вопросов, ряда других нормативных правовых актов и организационных технологий затрудняет создание механизма, реализующего права пациентов.
Разобщенность прав пациентов среди многочисленных НПА ( как правило, отсылочного характера) требует создания кодифицированного акта в виде Закона «О правах пациентов», имеющего четкую структуру и взаимосвязи как внутри акта, так и с другими законодательными массивами.
Законы «О правах пациентов» действуют во многих странах мира [19, 22, 25]. Специалисты считают, что законодательство является наиболее эффективным регулятором правоотношений, складывающихся в сфере здравоохранения, поскольку способно устанавливать официальную политику государства, определять функции здравоохранения, регулировать распределение ресурсов, управлять работой всей системы здравоохранения, обеспечивать ее необходимую структуру, предъявлять определенные требования и ассигновать средства на подготовку и развитие персонала.
По поручению Министерства здравоохранения Республики Беларусь сотрудниками Белорусского центра медицинских технологий, информатики, управления и экономики здравоохранения МЗ РБ в мае 2005 г. был подготовлен проект Закона РБ «О правах пациентов», состоящий из 9 глав, включающих 46 статей. Подготовка проекта закона проведена с учетом современных тенденций совершенствования международного и национальных законодательств по правам пациентов.
В проекте закона «О правах пациентов» отражены основные права пациентов как производные прав человека и гражданина (право на свободу выбора, на безопасность в сфере здравоохранения, на уважение чести и достоинства, на соблюдение медицинскими работниками норм медицинской этики, на облегчение страданий, право на медицинскую информацию или отказ от нее, согласие на медицинское вмешательство или отказ от него, право на участие в клиническом или медико-биологическом исследования или отказ от него, право на паллиативный уход и психосоциальную адаптацию, достойную смерть, на уважительное отношение к телу покойного; оговорены права при использовании удаленных органов и тканей и др.) и условия реализации прав.
Права пациентов при оказании медицинской помощи, согласно проекту закона, включают прежде всего право на получение доступной, качественной и необходимой медицинской помощи, права различных групп пациентов (детей, пациентов, не являющихся гражданами Республики Беларусь и др.), право на медицинский уход по состоянию здоровья, медицинскую экспертизу, а также медико-социальную реабилитацию.
В проекте закона отражены также обязанности пациентов и медицинские меры ограничительного характера (профилактические меры обязательного и недобровольного характера, диагностические и лечебные меры обязательного характера, диагностические и лечебные меры недобровольного характера).
Важнейший раздел проекта закона – статьи, отражающие механизмы обеспечения прав пациентов и ответственность за их нарушения, включающие статьи о гарантиях защиты прав пациентов; об органах государственной власти, здравоохранения и местного самоуправления, участвующих в защите прав пациентов; об органах и организациях, осуществляющих досудебную защиту прав пациентов, а также о различных комиссиях и общественных объединениях по защите прав пациентов, защите прав пациентов от ненадлежащей рекламы медицинской продукции и услуг.
Конечно же, для создания действенного механизма реализации декларированных в законах и иных НПА прав пациентов необходимо достижение финансовой устойчивости государства и, соответственно, отрасли здравоохранения. Организация доступной и качественной медицинской помощи, подготовка высококвалифицированных медицинских кадров, достойная оплата их труда – это и есть основные гарантии реализации права граждан на здоровье и его охрану.
Тем не менее, по-видимому, основные механизмы, реализующие Закон в жизни общества и формирующие единую систему защиты прав пациентов, следующие:
· разработка подзаконных актов, развивающих нормы закона;
· рост правосознания населения и медицинских работников;
· доступность НПА для медицинских работников и населения, в том числе по правам пациентов;
· прозрачность и открытость деятельности организаций здравоохранения;
· участие общественных и профессиональных медицинских объединений в деятельности и контроле над здравоохранением;
· наличие независимой медицинской экспертизы;
· наличие специальных органов, комиссий и комитетов (от суда до общественных ассоциаций и объединений пациентов), реализующих защиту прав пациентов.
Таким образом, разработанный законопроект «О правах пациентов» является составной частью системы защиты прав пациентов в Республике Беларусь. В то же время это консолидированный документ более высокого уровня, учитывающий множество правовых норм, применяемых не только в сфере здравоохранения. Он прописывает механизмы реализации прав пациентов и заполняет существующие пробелы их правового регулирования. Принятие законопроекта Парламентом позволит законодательно обеспечить гарантии реализации прав пациентов при получении медицинской помощи.
Несомненно, нашей республике потребуется еще длительный период, пока правосознание населения достигнет уровня, достаточного для участия в формировании и развитии системы защиты прав пациентов. Тем не менее само время диктует необходимость роста правовой грамотности населения и медицинских работников, включая подготовку специалистов в области медицинского права, формирование медицинского права как самостоятельной дисциплины, преподавание курса «Медицинское право» в медицинских университетах, активизацию деятельности по профилактике правонарушений в медицинских коллективах, создание общественных организаций, отстаивающих интересы пациентов, а также развитие разных форм участия общественности в управлении организациями здравоохранения, как это имеет место во многих европейских странах, имеющих традиции соучастия общественных организаций пациентов в защите собственных прав.
Литература
1. Агиевец С.В. Теоретические проблемы правового регулирования медицинской помощи.—Гродно: ГрГУ, 2002.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН от 10.12.1948 г. С.1-13 // Права человека: Сб. междунар.-правовых документов / Сост. В.В. Щербов. —Мн.: Белфранс, 1999.
3. Закон Республики Беларусь «О донорстве крови и ее компонентов» от 31 января 1995 г., N 3559-XII (в ред. от 12 ноября 2001 г.) //Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. – 1995.– N 14.—С.134.
4. Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» от 9 января 2002 г., N 90-З (с изм. и доп. от 4 января 2003 г., N 183-З) // Национальный реестр правовых актов РБ. – 2002. – N10. —2/839.
5. Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» от 18 июня 1993 г., N2570-XII (в ред. от 11 января 2002 г. N 91-3 //Национальный реестр правовых актов РБ.—2002.—N10.—2/840.
6. Закон Республики Беларусь «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 1 июля 1999 г., N 274-3 //Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. – 1999. – N 25. – С. 421.
7. Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 23 мая 2000 г., N 397-З (с изм. и доп. 29.06.2003 г.) // Национальный реестр правовых актов РБ. – 2000. – N52.
8. Закон Республики Беларусь «О страховании» от 3 июня 1993 г., N 2343-XII (в ред. от 31.01.2000 г., N 368-З) // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь.–1993. – N 22.
9. Закон Республики Беларусь «О трансплантации органов и тканей человека» от 4 марта 1997 г., N 28-3 //Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь.—1997.– N 9.– С.196.
10. Игнатов Н.Г., Сибурина Т.А. // Рос. мед. журнал.—1996.– N6.—С.11—14.
11. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь. Ч. 1. – Мн.: Амалфея, 2000.
12. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изм. и доп. 1996 г.). – Мн., 2002.
13. Малеина М. Н. Человек и медицина в современном праве. – М.: Изд-во БЕК, 1995.
14. Моисеев Н.Н. //Экология и жизнь.—1999.—N 2.—С.6—8.
15. Петровский Б.В., Белоусов О.С. Деонтология в медицине. Деонтологические и социально-правовые аспекты клинической трансплантации жизненно важных органов. – М., 1988.
16. Попов В.А., Попова Н.П. Правовые основы медицинской деятельности. – СПб.: Изд-во Деан, 1999.
17. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь «Об утверждении правил внутреннего распорядка организации здравоохранения для пациентов» от 14 июня 2002 г., N32 // Национальный реестр правовых актов РБ.—2002. – N81.—8/8240.
18. Тихомиров А. В. Медицинская услуга: правовые аспекты. – М.: Информ.-издат. дом «ФИЛИНЪ», 1996.
19. Тихомиров Ю.А. //Журнал рос. права.—1999.—N1.—С.21.
20. Уголовный кодекс Республики Беларусь 1999 г. – Мн.: Амалфея, 2004.
21. Чередниченко О.В. //Мед. новости.—2005.– N3.—С.71—79.
22. Шарабчиев Ю.Т. // Мед.новости.—2000.– N 2.—С.50—53.
23. Declaration on the Promotion of Patient,s Rights in Europe. – Copengagen, WHO. Regional Office for Europe, 1994 (document ICP HLE 121).
24. Human organ transplantation. A report on developments under the auspices of WHO // International Digest of Health Legislation. –1991. –V. 42, N3. –P. 393–394.
25. Zliev D., Vienonen M. Patient,s Rights Development in Europe. – WHO, Regional office for Europe, 1998.
Медицинские новости. – 2006. – №2. – С. 75-82.
Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.