В 1977 г. на IV международной медико-правовой конференции в Праге было признано необходимым разработать специальный вид (раздел) права – медицинское право, сосредоточив его содержание на юридических аспектах прав и обязанностей медиков. Его развитие отмечается в странах СНГ лишь в последние годы, но уже сейчас большинство юристов и медиков говорят о фактическом формировании новой комплексной отрасли — медицинского права. Усиление его юридического и социального значения предопределено возрастанием социальной значимости регулируемых им общественных отношений.
Вместе с тем среди ученых продолжается дискуссия об определении содержания медицинского права как правового образования. Еще в 1904 г. Л.И. Дембо было указано, что врачебное право – это отрасль законодательства, состоящая из трех частей: социально-санитарного, врачебно-лечебного законодательства и норм, регулирующих общественное положение врача [11]. В 80—90-х годах XX в. высказывались различные точки зрения на медицинское право. Р.И. Иванова и В.А. Тарасова (1983) считали медицинское право подотраслью права социального обеспечения [2], М.Н. Малеина (1995) называла его врачебным правом (медицинским, или здравоохранительным, или правом об охране здоровья) и рассматривала как комплексную отрасль законодательства [5]. С.В. Поленина (1996) отметила, что эта отрасль законодательства находится в стадии формирования, а А.В. Тихомиров (1998) — что «… во-первых, не будучи легализованной отраслью права, де-факто медицинское право уже существует; во-вторых, отсутствие медицинского права в качестве правового института тормозит развитие практики правоприменения» [13].
Таким образом, можно выделить три основных подхода к проблеме. Первый исходит из того, что медицинское право является подотраслью права социального обеспечения; второй рассматривает медицинское право как комплексную отрасль законодательства; сторонники третьего подхода считают медицинское право самостоятельной комплексной отраслью права. Большинство современных исследователей не поддерживают первый подход. Так, М.Н. Малеина указывает, что в данном случае медицинское право понимается в узком смысле, предмет медицинского права не совпадает с предметом права медицинского обеспечения, отношения социального обеспечения и отношения по оказанию медицинской помощи не являются однородными, так как различны субъекты и объекты этих отношений [4]. Для иллюстрации различий между отношениями, связанными с оказанием медицинской помощи, и отношениями, входящими в предмет права социального обеспечения, М.Ю. Федорова [15] приводит следующие критерии:
- одним из субъектов отношений, входящих в предмет права социального обеспечения, является гражданин, а другим – государство в лице его органов либо профсоюзы, которым делегированы соответствующие полномочия;
- такие отношения носят алиментарный характер: в случаях, предусмотренных в законе, государство обязано предоставлять гражданам обеспечение;
- обеспечение осуществляется за счет специальных фондов, создаваемых за счет всего общества.
Анализируя эти критерии, можно утверждать, что отношения, связанные с оказанием медицинской помощи, гораздо разнообразнее и включают платное оказание услуг, добровольное медицинское страхование, проведение обязательных медицинских осмотров, судебно-медицинской экспертизы, принудительного лечения и др. Следовательно, рассматривать медицинское право как подотрасль права социального обеспечения нельзя.
В то же время интересной представляется мысль, что медицинское право — составная часть социального права. Последнее следует рассматривать в качестве межотраслевого комплексного правового массива, который формируется как бы на пересечении частного и публичного права [7]. Право социального обеспечения является ядром формирования социального права, куда войдут также медицинское и образовательное право [15].
Второй подход позиционирует медицинское право в качестве комплексной отрасли законодательства, которая представляет собой совокупность нормативных актов и отдельных норм, регулирующих отношения в сфере здравоохранения [4]. «Специфика законодательства о здравоохранении заключается в том, что практически едва ли не все предметы и явления, а также правовой акт, регулирующий те или иные общественные отношения, имеют касательство к здоровью человека. Поэтому в составе этой отрасли законодательства присутствуют нормы очень многих отраслей права, и есть все основания считать законодательство о здравоохранении комплексной отраслью законодательства» [15]. По нашему мнению, в Республике Беларусь официально закреплен именно такой подход к медицинскому праву, что подтверждается Единым правовым классификатором Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 4 января 1999 г. № 1. Классификатор включает рубрику «Законодательство о здравоохранении» (09), в которой имеются ссылки на акты, содержащиеся в рубриках «Законодательство о предпринимательской, хозяйственной (экономической) деятельности» (04.01.04.10), «Законодательство о труде и занятости населения» (05.11.09.00), «Законодательство о социальной защите и социальном страховании» (08.09.00), «Законодательство в области обороны, национальной безопасности, правоохранительной деятельности» (12.01.08.04). Кроме того, в рубрике «Законодательство в области международных отношений и внешней политики Республики Беларусь» (16) имеется подрубрика «Международное сотрудничество в области медицины и здоровья» (16.21) [14].
Сторонники третьего подхода (Ю.Д. Сергеев, М.И. Милушин, А.А. Мохов, С.Г. Стеценко, А.Н. Пищита, Н.Г. Гончаров и др.) рассматривают медицинское право в качестве комплексной отрасли права. Например, Ю.Д. Сергеев и А.А. Мохов [11] определяют медицинское право как систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу охраны здоровья граждан и медицинской деятельности, а равно общественные отношения в процессе функционирования и развития сферы здравоохранения. Эти же авторы указывают, что медицинское право должно быть выделено в самостоятельную отрасль права по следующим основаниям:
1) наличие общественной потребности и государственного интереса в самостоятельном правовом регулировании такой социально и политически значимой для каждого человека, общества и государства сферы, каковой является здравоохранение;
2) наличие самостоятельного предмета правового регулирования;
3) потребность в особом сочетании методов правового регулирования;
4) наличие и/или потребность в специальных источниках права;
5) наличие специфических понятий и категорий, присущих только данной отрасли права.
С.Г. Стеценко, А.Н. Пищита, Н.Г. Гончаров приводят следующее определение: «медицинское право – это комплексная отрасль права, включающая совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере медицинской деятельности» [12]. Заслуживает внимания и определение, данное А. Б. Литовка, П. И. Литовка: «медицинское право — пограничная комплексная отрасль национального права России, регулирующая здравоохранительные и другие тесно связанные с ними отношения» [3]. К здравоохранительным относятся общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации прав граждан на охрану здоровья: при оказании медицинской помощи, организации лечебно-диагностического процесса, проведении медико-профилактических и санитарно-эпидемиологических мероприятий. Таким образом, медицинское право относят к комплексной отрасли права, для которой характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей. Отношения в одной сфере общественной жизни — охране здоровья и здравоохранении — регулируются нормами различных отраслей права, что позволяет отнести медицинское право к комплексным правовым образованиям.
Однако многие юристы не рассматривают медицинское право в качестве комплексной отрасли права. Прежде всего это связано с продолжающимися спорами о самом наличии комплексных отраслей. «Комплексные отрасли права выглядят едва ли не самым загадочным явлением в системе права. Загадкой, в частности, является их стойкое неприятие со стороны правоведов. Однако отсутствие таких отраслей может свидетельствовать лишь о неразвитости соответствующих социальных сфер, о чем остается только сожалеть» [8]. По мнению М.Н. Малеиной, «было бы неверным называть комплексные образования отраслями права, поскольку в них выражена не дифференциация однородных норм, а интеграция норм различных отраслей в единой по содержанию и социальным целям сфере деятельности. Это не исключает, однако, что на соответствующей стадии развития отдельные комплексные образования в состоянии приобрести качество отраслей права. Думается, что современное медицинское право такой стадии не достигло» [4].
При решении вопроса о самостоятельности отрасли нужно исходить прежде всего из критерия наличия предмета и метода правового регулирования, как этого требует современная теория права. Предмет права — особый участок общественной жизни, комплекс однородных общественных отношений. Несомненно, медицинское право имеет свой специфический предмет правового регулирования, но и здесь присутствуют различные точки зрения. Предмет медицинского права рассматривается либо как общественные отношения, возникающие в процессе осуществления медицинской деятельности, либо в расширенном понимании как общественные отношения, возникающие по поводу охраны здоровья граждан, медицинской и иной деятельности, тесно связанной с процессом реализации прав граждан на охрану здоровья. Проблема заключается прежде всего в том, что разными авторами по-разному трактуются такие понятия, как «охрана здоровья», «медицинская деятельность», «здравоохранение». В то же время практически все сторонники медицинского права указывают, что перечень процессов, в ходе которых возникают многочисленные общественные отношения, составляющие предмет медицинского права, не может быть исчерпывающим.
На наш взгляд, предмет медицинского права следует определить как общественные отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан. Сфера охраны здоровья — широкое понятие, включающее, без всякого сомнения, и медицинскую деятельность. Наиболее полное определение термина «охрана здоровья» приводится в Законе Российской Федерации от 22 июля 1993 г. «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»: «охрана здоровья граждан – это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья» [6].
Исходя из вышесказанного предпримем попытку дать свое определение медицинского права: медицинское право — комплексная отрасль права, включающая систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан.
Вполне обоснованными являются дискуссии и о самом термине «медицинское право». A.3. Саверский, Е.О. Сергеева указывают, что «имеет смысл понятия и термины «право на здоровье», «право на охрану здоровья», «медицинское право», «здравоохранительное право» свести к одному термину «право на охрану здоровья» или, для удобства использования в русском языке, к термину «здравоохранное право», которое учитывает специфику правоотношений в этой области» [9]. Так как диапазон проблем, требующих регулирования с помощью норм медицинского права, расширяется (биобезопасность, молекулярная медицина, генная инженерия, криология, клонирование, использование стволовых клеток, правовой статус эмбриона человека, суррогатное материнство, медицинский эксперимент, трансплантация, эвтаназия и многое другое), Ю.Д. Сергеев предлагает новый термин – «биомедицинское право» [10]. Думается, что первая точка зрения наиболее оптимальна, но вполне приемлемо использовать и исторически сложившийся термин «медицинское право», имея при этом в виду, что его предметом являются общественные отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан.
Второй критерий для выделения отраслей права — наличие метода. Метод — это особый юридический режим, который во многом ориентирован на способы правового регулирования — дозволения, запрещения, обязывания (А.А. Алексеев, 1993). Поскольку медицинское право относится к разряду комплексных отраслей, то и методы правового регулирования будут различными в зависимости от характера общественных отношений. Большинство отношений, складывающихся в здравоохранении, носит преимущественно гражданско-правовой характер, следовательно, способ правового регулирования в данном случае ориентирован на дозволения. Если в рамках медицинского права рассматриваются общественные отношения, носящие уголовно-правовой характер, то и способы их регулирования будут тяготеть к запрещениям, а в случае административно-правового характера – к обязываниям. Таким образом, медицинское право не имеет собственного уникального метода правового регулирования, но это не может влиять на степень самостоятельности отрасли, так как в правовой науке объективно существует два основных метода — административно-правовой и гражданско-правовой при реальном существовании в качестве самостоятельных достаточно большого количества отраслей права. В связи с этим наиболее удачным является определение С.Г. Стеценко: «методы медицинского права – это совокупность существующих в других отраслях права приемов и способов, при помощи которых происходит регулирование общественных отношений, входящих в предмет медицинского права» [12].
Каждая из отраслей права имеет свою систему, состоящую из следующих структурных подразделений: правовых норм, суб-институтов, институтов и подотраслей (В.Ф. Чигир, 2000).
Правовая норма – обязательное правило, установленное государством и лежащее в основе отрасли права. Правовые нормы, регулирующие сравнительно небольшую группу однородных общественных отношений, образуют субинститут данной отрасли права. Нормы права близких по своей сущности субинститутов объединяются в правовые институты данной отрасли права. Взаимосвязанные общими положениями качественно однородные институты отрасли образуют ее подотрасли.
Примерами субинститутов отрасли медицинского права могут быть блоки норм права, регулирующие первичную медико-санитарную помощь, специализированную медицинскую помощь, скорую медицинскую помощь, санаторно-курортное лечение. В качестве институтов медицинского права можно рассматривать институт оказания медицинской помощи, институт охраны здоровья матери и ребенка, институт медицинского обеспечения лиц, страдающих заболеваниями, которые представляют опасность для здоровья населения, институт медицинской экспертизы. Подотрасли медицинского права к настоящему времени еще не оформились, хотя можно прогнозировать выделение фармацевтического права, пенитенциарного медицинского права, военного медицинского права.
Нормы права выражаются в определенной юридической форме – юридическом источнике. Источники права представляют собой единственное место «пребывания» юридических норм, резервуар, в котором юридические нормы только и находятся и откуда мы их «черпаем» (С.С. Алексеев, 1993). В общей теории права традиционно выделяют шесть источников: юридический обычай, юридический прецедент (судебный и административный), нормативный договор, юридическая доктрина, религиозное (священное) писание, нормативно-правовой акт.
Медицинское право Республики Беларусь развивается на принципах континентальной системы права, в которой основным источником права признается нормативно-правовой акт. Нормативно-правовые акты, содержащие здравоохранительные нормы, в совокупности образуют систему медицинского законодательства. Законодательство – форма существования правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их организации и объединения в конкретные правовые акты. Согласно ст. 2 Закона Республики Беларусь «О здравоохранении» (в редакции от 20 июня 2008 г.) законодательство Республики Беларусь о здравоохранении «основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, актов Президента Республики Беларусь, иных актов законодательства Республики Беларусь, а также международных договоров Республики Беларусь» [1].
В системе медико-правовых нормативных актов первое место занимает Конституция Республики Беларусь, которая обладает высшей юридической силой. На основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь издаются законы, декреты, указы и иные акты государственных органов. Основное значение для правового регулирования здравоохранительных отношений имеют конституционные нормы, гарантирующие право на охрану здоровья (ст.45), на благоприятную окружающую среду (ст. 46), на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности (ст. 47), на здоровые и безопасные условия труда (ст. 41). Конституцией Республики Беларусь гарантируется защита таких важных институтов, как брак, семья, материнство, отцовство и детство (ст. 32). Правовое регулирование отношений, связанных со здоровьем, находится в тесной связи с конституционными правами каждого на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий (ст. 21), на жизнь (ст. 24), свободу, неприкосновенность и достоинство личности (ст. 25).
Декреты Президента Республики Беларусь издаются по любым вопросам, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.
Законами Республики Беларусь регулируются наиболее важные общественные отношения. Вступившие в силу законы Республики Беларусь обязательны для применения на всей территории Республики Беларусь, если иное не установлено в самом законе.
К настоящему времени приняты следующие законы, содержащие здравоохранительные нормы:
- «О здравоохранении» (от 18 июня 1993 г. в редакции от 20 июня 2008 г.);
- «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (от 1 июля 1999 г.);
- «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» (от 23 ноября 1993 г. в редакции от 23 мая 2000 г.);
- «О трансплантации органов и тканей человека» (от 4 марта 1997 г.);
- «О донорстве крови и ее компонентов» (от 31 января 1995 г., с изменениями и дополнениями от 9 июля 1999 г.);
- «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов» (от 17 октября 1994 г., с изменениями и дополнениями от 28 ноября 2003 г.);
- «О мерах принудительного воздействия в отношении хронических алкоголиков и наркоманов, систематически нарушающих общественный порядок или права других лиц» (от 21 июня 1991 г., с изменениями и дополнениями от 21 октября 1994 г.);
- «О наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах» (от 22 мая 2002 г.);
- «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека» (от 29 июня 2003 г.);
- «Об основах государственного социального страхования» (от 31 января 1995 г., с изменениями и дополнениями от 6 января 2000 г.);
- «О правах ребенка» (от 19 ноября 1993 г. в редакции Закона от 25 октября 2000 г.);
- «О ветеранах» (от 17 апреля 1992 г. в редакции Закона от 12 июля 2001 г.);
- «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» (от 11 ноября 1991 г. в редакции Закона от 14 июля 2000 г.);
- «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» (от 22 февраля 1991 г., с изменениями и дополнениями от 11 декабря 1991 г.);
- «О погребении и похоронном деле» (от 12 ноября 2001 г.);
- «О социальном обслуживании» (от 22 мая 2000 г.);
- «О государственных минимальных социальных стандартах» (от 11 ноября 1999 г., с изменениями и дополнениями от 4 января 2003 г.);
- «О ратификации Базового соглашения между Правительством Республики Беларусь и Всемирной организацией здравоохранения об установлении технического консультативного сотрудничества» (от 19 июля 2000 г.);
- «О ратификации Протокола о едином порядке применения технических, медицинских, фармацевтических, санитарных, ветеринарных, фитосанитарных и экологических стандартов, норм, правил и требований в отношении товаров, ввозимых в государства – участники соглашений о Таможенном союзе» (от 9 ноября 1999 г.);
- «О Белорусском обществе Красного Креста» (от 24 октября 2000 г.);
- «Об использовании и защите эмблем Красного Креста и Красного Полумесяца» (от 12 мая 2000 г.);
- «О лекарственных средствах» (от 20 июля 2006 г.);
- «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» (от 14 июня 2007 г.).
Центральное место в системе законодательства о здравоохранении занимает Закон Республики Беларусь «О здравоохранении», который направлен на обеспечение правовых, организационных, экономических и социальных основ государственного регулирования в области здравоохранения в целях сохранения, укрепления и восстановления здоровья населения и является базой для развития всего текущего законодательства о здравоохранении на территории Республики Беларусь.
В Законе закреплены основные термины и их определения, используемые в нормативных здравоохранительных актах: диагноз, диагностика, заболевание, здоровье, здравоохранение, клинический протокол, лечение, медицинская деятельность, медицинская помощь, медицинская реабилитация, медицинский работник, медицинская услуга, медицинская этика и деонтология, медицинское вмешательство, организация здравоохранения, пациент, протезирование, профилактика, работники здравоохранения, фармацевтическая деятельность, фармацевтический работник. Статья 3 Закона определяет основные направления государственной политики в области здравоохранения:
- создание условий для сохранения, укрепления и восстановления здоровья;
- обеспечение доступности медицинского обслуживания;
- приоритетность мер профилактической направленности;
- приоритетность развития первичной медицинской помощи;
- приоритетность медицинского обслуживания несовершеннолетних, женщин, инвалидов и ветеранов;
- обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия;
- формирование ответственного отношения населения к здоровью;
- ответственность органов государственного управления за состояние здоровья населения;
- ответственность нанимателей за состояние здоровья работников.
Кроме того, в Законе определены права граждан Республики Беларусь на доступное медицинское обслуживание, которые обеспечиваются:
- предоставлением бесплатной медицинской помощи на основании государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения в государственных учреждениях здравоохранения;
- предоставлением медицинской помощи в государственных организациях здравоохранения, негосударственных организациях здравоохранения и у индивидуальных предпринимателей за счет собственных средств;
- доступностью лекарственных средств;
- осуществлением мер по санитарно-эпидемическому благополучию населения.
В системе нормативных актов по вопросам здравоохранения подзаконное место занимают постановления Совета Министров Республики Беларусь, которые, как правило, утверждают различные положения, уставы, правила, государственные программы (например, постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 декабря 2002 г. №1749 «Об утверждении программы развития первичной медико-санитарной помощи в Республике Беларусь на 2003—2007 годы»).
Источником медицинского законодательства являются также нормативно-правовые акты министерств (в первую очередь Министерства здравоохранения), иных республиканских органов государственного управления Республики Беларусь в форме постановлений, приказов (например, постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 2 июля 2002 г. №47 «Об утверждении инструкции о порядке констатации биологической смерти и прекращения применения мер по искусственному поддержанию жизни пациента», приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 5 ноября 1999 г. №337 «О порядке оказания психиатрической помощи в Республики Беларусь»).
Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти, Национального банка Республики Беларусь могут быть отменены Президентом Республики Беларусь, нормативно-правовые акты республиканских органов государственного управления, подчиненных Правительству Республики Беларусь, — Советом Министров Республики Беларусь.
Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции принимают нормативные правовые акты в форме решений. Решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству Республики Беларусь, отменяются вышестоящими Советами депутатов и Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь. Президент Республики Беларусь вправе приостанавливать не соответствующие законодательству Республики Беларусь решения местных Советов депутатов. Решения местных исполнительных и распорядительных органов, не соответствующие законодательству Республики Беларусь, отменяются соответствующими Советами депутатов, вышестоящими исполнительными и распорядительными органами, а также Президентом Республики Беларусь.
Таким образом, в Республике Беларусь сложилась достаточно стройная система законодательства, регулирующая общественные отношения в сфере охраны здоровья. Вместе с тем складывающаяся правоприменительная практика слишком мала и противоречива. Решение указанной проблемы видится в дальнейшем развитии и совершенствовании новой комплексной отрасли – медицинского права.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Закон Республики Беларусь от 20 июня 2008 г. № 363-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» // Народная газета. — 2008.—1 июля.
2. Иванова Р.И., Тарасова В.А. // Предмет и метод права социального обеспечения. – М., 1983. — С. 107 – 108.
3. Литовка А.Б., Литовка П.И. // Правоведение. — 2000. —№ 1. – С. 80 – 83.
4. Малеина М.Н. // Современное медицинское право в России и за рубежом: сб. науч. тр. — М.: ИНИОН, 2003. – С. 30 – 32.
5. Малеина М.Н. // Человек и медицина в современном праве: учеб.-практ. пособие. – М., 1995. – С. 5.
6. Медицинское право. Сборник нормативных актов к занятиям по медицинскому праву: учебник / под ред. Ю.Д. Гурочкина. – М.: Экзамен, 2007. – С. 37.
7. Проблемы общей теории права и государства / под ред. В.С. Нерсесянца. – М., 1999. – С. 342.
8. Протасов В.Н. // Что и как регулирует право. – М., 1995. – С. 39.
9. Саверский A.3., Сергеева Е.О. // Менеджмент качества в сфере здравоохранения и социального развития. — 2006.— № 1.
10. Сергеев Ю.Д. // Мед. право. – 2006. – № 4 (14). – С. 3.
11. Сергеев Ю.Д., Мохов А.А. // Основы медицинского права России: учеб. пособие / под ред. Ю.Д. Сергеева. — М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. – С. 51—52.
12. Стеценко С.Г., Пищита А.Н., Гончаров Н.Г. // Очерки медицинского права. – М.: ЦКБ РАН, 2004. – С. 46— 47.
13. Тихомиров А.В. // Медицинское право: практ. пособие. – М., 1998. – С. 9.
14. Указ Президента Республики Беларусь от 4 января 1999 г. № 1 «Об утверждении Единого правового классификатора Республики Беларусь» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 70, 1/629.
15. Федорова М.Ю. // Медицинское право: учеб. пособие для вузов. – М.: ГИЦ «ВЛАДОС», 2003. — С. 9—14.
Медицинские новости. – 2009. – №7. – С. 32-36.
Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.