• Поиск:

издатель: ЮпокомИнфоМед

Ю.Т. Шарабчиев, Т.В. Дудина, А.И. Ёлкина

Нормативно-правовая база здравоохранения Республики Беларусь и пути ее совершенствования

РНПЦ медицинских технологий, информатизации, управления и экономики здравоохранения, Минск

Совершенствование системы здравоохранения – одно из коренных условий успешной реализации стратегии социально-экономического развития любой страны, а улучшение здоровья населения – важнейшая цель этого развития. Это требует пристального внимания государства к разработке механизмов реализации конституционных гарантий в отношении охраны здоровья граждан и создания надежной системы защиты их прав. В конечном итоге совершенствование системы здравоохранения должно быть направлено на обеспечение доступной и качественной медицинской помощи для широких слоев населения и разработку действенного правового механизма охраны здоровья граждан.

Решение этих проблем, прежде всего обеспечение населения качественной медицинской помощью в рамках правовой и доказательной медицины, требует совершенствования форм управления здравоохранением. Однако качественное обновление здравоохранения невозможно без единого информационно-правового пространства, обеспечивающего правовую информированность всех структур общества и каждого гражданина в отдельности.

Государственное управление в сфере охраны здоровья осуществляется правовыми, административными и экономическими механизмами. Правовое регулирование отрасли означает построение четкой системы правовой вертикали нормативно-правовых актов (НПА) и их правоприменение. При этом законы являются высшим императивным выражением воли общества, все последующие подзаконные НПА издаются на их основе и во исполнение законов.

Нормативно-правовая база здравоохранения (НПБЗ) постоянно видоизменяется: одни НПА принимаются, другие отменяются и теряют свою юридическую силу, в третьи вносятся изменения и дополнения. НПБЗ Беларуси качественно совершенствуется и растет количественно. С 1991 г. по настоящее время только Минздравом РБ было принято 722 постановления и 4490 приказов.

Современная НПБЗ РБ включает около 900 действующих НПА различного вида (законы, декреты и указы Президента, постановления Совета Министров, постановления и приказы Мин-здрава, постановления и приказы других ведомств), включенных в Национальный реестр НПА РБ и электронную базу данных Национального центра правовой информации РБ (НЦПИ). Эти НПА, в свою очередь, в качестве приложений включают более тысячи инструкций, положений, методических документов и т.д., регламентирующих все виды профессиональной деятельности отрасли. Значительное количество приказов МЗ РБ, не включенных в Национальный реестр НПА РБ, существенно расширяет правовое поле в сфере здравоохранения. Кроме специального отраслевого законодательства отдельные нормы охраны здоровья граждан в РБ, как и в других странах, заложены в рамках гражданского, уголовного, административного, хозяйственного, налогового права.

На 05.01.2008 г. НПБЗ РБ насчитывала 26 (12 – отраслевых основополагающих) законов, около 190 постановлений Совета Министров РБ (среди последних 29 определяют направления развития системы здравоохранения в целом, утверждают концепцию развития здравоохранения и программу мероприятий по ее реализации), свыше 500 постановлений и приказов Минздрава РБ и других ведомств (рис.1, 2). В то же время в базе данных НЦПИ содержится лишь часть НПА, действующих в сфере здравоохранения, значительная часть НПА не подлежит включению в Национальный реестр, в связи с чем, как показывает практика, на местах (особенно на периферии) многие НПА отсутствуют, что существенно снижает управляемость системой здравоохранения и ее эффективность.

 

Рис. 1. Общее количество НПА и количество действующих НПА в области здравоохранения (по видам НПА) (по материалам эталонного банка данных по состоянию на 05.01.2008 г.)

 

Рис. 2. Количество ежегодно принимаемых приказов (а) и постановлений (б) МЗ РБ за период с 2000 по 2007 г.

 

В последние два года Министерство здравоохранения РБ ежегодно принимает более 1000 внутриведомственных приказов, не подлежащих процедуре экспертизы в Министерстве юстиции и не включаемых в базу данных НПА НЦПИ, и свыше 100 постановлений МЗ РБ (рис.2). Поскольку целый ряд НПА не зарегистрирован в Министерстве юстиции РБ и не опубликован определенным законом образом, то при вневедомственных спорах или в случае судебных исков действующая НПБЗ может оказаться недостаточной, поскольку при судебных спорах не опубликованные ведомственные НПА не имеют юридической силы.

Анализ действующего законодательства РБ в сфере охраны здоровья показывает, что в Беларуси на один законодательный акт приходится в среднем 200 подзаконных отраслевых НПА, что свидетельствует о ее преимущественно ведомственном характере. Конечно, ведомственные НПА необходимы для полного и детального правового регулирования, однако проблема заключается в том, какие именно отношения они должны регулировать. Если речь идет о специальных, медицинских вопросах (порядок осуществления той или иной процедуры, применения того или иного метода профилактики, диагностики и лечения), то здесь они вполне уместны. Но если профессиональной медицинской деятельностью затрагиваются права граждан (пациентов) либо медицинских работников, то эти отношения должны определяться исключительно законом. Не может быть признана нормальной практика издания отраслевых приказов, инструкций, положений и т.д., в которых «корректируются» и «уточняются» (читай – ограничиваются) установленные законом права граждан или нарушаются их интересы, тем более что большинство ведомственных нормативных актов в сфере здравоохранения никогда не публиковались в открытой печати и, следовательно, малоизвестны.

Реальный документопоток нормативных актов, поступающих в организации здравоохранения, в 3–4 раза превышает количество НПА республиканского уровня за счет документов органов здравоохранения областного и районного уровней, органов исполнительной власти на местах. По мнению С.С. Корсака [4], начиная с определенного «порогового лимита» НПБЗ просто перестает «работать» из-за перегрузки и противоречий. Очевидно, имеющая место ситуация постоянного нарастания документооборота в отрасли должна разрешиться прежде всего за счет его сокращения.

Следует отметить, что в РБ создана правовая основа для дальнейшего совершенствования системы здравоохранения, направленная на реализацию конституционного права граждан на охрану здоровья и получение медицинской помощи надлежащего качества. В то же время работа по формированию современной национальной НПБЗ только начинает набирать силу, идя эволюционным путем планомерной замены устаревших и разработки новых НПА в соответствии с общими тенденциями совершенствования законодательства Республики Беларусь (рис. 3, 4). Тот факт, что ежегодно примерно 15—20 % отраслевых НПА теряют силу, свидетельствует не столько об активизации нормотворческой деятельности, сколько о неустойчивом характере проводимых в здравоохранении реформ. Именно поэтому средний срок действия утративших силу НПА в сфере здравоохранения составляет в Беларуси 4,9 года, а средний возраст действующих НПА – 6,1 года, в то время как в странах со сложившимися традициями оказания медицинской помощи срок действия НПА исчисляется десятилетиями.

 

Рис. 3. Динамика количества документов НПБЗ РБ в 1991 – 2007 гг. (по материалам эталонного банка данных правовой информации РБ на 05.01.2008 г. Раздел 09. «Законодательство о здравоохранении»)

 

Рис. 4. Динамика нормотворческой деятельности в сфере здравоохранения за период 1991 – 2007 гг. (по материалам эталонного банка данных правовой информации РБ на 05.01.2008 г. Раздел 09. «Законодательство о здравоохранении»)

 

Нельзя не отметить, что в последние годы в республике активно ведется нормотворческая работа, принимаются законы, становятся более доступными полные тексты НПА и база данных «Эталон» НЦПИ, на сайте Минздрава РБ в Интернете представлены полные тексты основных НПА, регламентирующих профессиональную деятельность организаций здравоохранения республики. Кроме этого, правовая информация на коммерческой основе распространяется через электронные базы данных «ЮСИАС», «КонсультантПлюс», «Эксперт» и др.

Тем не менее общий объем НПА, регламентирующих деятельность в сфере медицины, включенных в Национальный реестр правовых актов РБ, сегодня значительно меньше, чем в других странах, что связано не только с существенными пробелами нормативно-правового поля, но и с тем, что в Национальный реестр НПА РБ не входит значительная часть внутриведомственных НПА, регламентирующих профессиональную деятельность в здравоохранении, но не прошедших экспертизу в Министерстве юстиции РБ. С целью преодоления этой ситуации в РНПЦ медицинских технологий создан единый Каталог НПА МЗ РБ, включающий перечень всех приказов МЗ РБ, изданных с 1999 г. по настоящее время, а также перечень приказов МЗ РБ с 1955 по 1998 г., включенных в Национальный реестр НПА РБ, и всех постановлений МЗ РБ за 2000—2007 гг. Ведется работа по созданию полнотекстовой базы данных электронного архива приказов и постановлений МЗ РБ, начиная с 1992 г.

Совершенствование системы оказания медицинской помощи населению Республики Беларусь в рамках медицинского права и доказательной медицины неразрывно связано с созданием современной системы нормативно-правового регулирования в здравоохранении, включающей нормативно-правовую и управленческую информацию, механизмы реализации управленческих решений и анализ эффективности отрасли. Решение всех проблем охраны здоровья граждан невозможно без социально ориентированной государственной политики и ее законодательного обеспечения.

Прежде всего в республике необходимо усиление прямой регулирующей роли законов в системе здравоохранения с заменой административно-правовых норм гражданско-правовыми. Другими словами, лечебная, диагностическая, профилактическая и реабилитационная медицинская помощь должна регулироваться не только отраслевыми инструкциями, стандартами и нормами, но и, в первую очередь, законодательными документами, обязательными к исполнению всеми органами, независимо от их ведомственной принадлежности, организациями здравоохранения и гражданами. При этом особое значение имеет законодательное обеспечение прав пациентов и медицинских работников и их соотнесение с принятыми международными правовыми нормами.

Таким образом, современная система нормативно-правового регулирования профессиональной деятельности в здравоохранении – это нормативно-организационное управленческое воздействие всей совокупности обязательных к исполнению нормативно-правовых актов (от законодательного акта до нормативно-технического документа) по каждому направлению и виду медицинской деятельности, регулирующих финансовые, технологические, информационные, кадровые аспекты профессиональной деятельности в медицине, а также вопросы производства и использования лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, проведения научных исследований и внедрения высоких медицинских технологий в клиническую практику, гарантирующих в конечном итоге доступность, высокое качество и эффективность оказания медицинской помощи населению.

Действующие НПА имеют существенные недостатки: они не всегда выдержаны в едином концептуальном подходе, недостаточно разработаны механизмы их обеспечения и реализации декларируемых правовых норм. Законодательные акты в сфере здравоохранения по сути не являются законами прямого действия, а содержат значительное количество отсылочных норм на все те же внутриведомственные инструкции и нормативы. Конечно, сложность реализации норм права, регламентированных в законах РБ, объективно связана со многими факторами экономического, правового, психологического и иного характера, неотлаженностью системы судебного производства в вопросах защиты прав граждан, возникающих в ходе оказания медицинской помощи и др.

С учетом этого необходимо совершенствование НПБЗ в направлении повышения роли гражданско-правового регулирования отрасли и упорядочения системы административно-правового регулирования. Административно-правовое регулирование по-прежнему играет и будет играть важную роль в сфере здравоохранения, поскольку многие отношения в этой сфере определяются административными актами – положениями, инструкциям, правилами и т.д., которые очерчивают круг служебных прав и обязанностей работников здравоохранения и технологии проведения медицинских процедур. В то же время в ряде случаев категория документов, включающих распоряжения, указания, письма, информационные сообщения и др., поступающие в организации здравоохранения в значительном количестве, становится определяющей в профессиональной деятельности, формируя так называемое «факсовое право».

Ключевым моментом в создании современной национальной системы нормативно-правового регулирования отрасли является разработка концепции развития и совершенствования НПБЗ РБ, включающей расширение правового поля, устранение законодательных пробелов, стандартизацию всех процессов оказания медицинской помощи, переход к прямой регулирующей роли законов в системе здравоохранения и формирование правового сознания у специалистов и населения. В РБ назрела необходимость принятия целого ряда законов по вопросам финансирования системы здравоохранения, медицинского страхования, лекарственного обеспечения населения, совершенствования первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи, защиты прав пациентов и медицинских работников.

Стержнем современной системы законодательства в сфере здравоохранения, с нашей точки зрения, должны стать законы РБ: «Об охране здоровья граждан», определяющий организационную основу системы охраны здоровья населения в республике; «О медицинской помощи», регламентирующий реализацию прав граждан на получение медицинской помощи; «О правах пациентов» и «О правах, ответственности, обязанностях и социальной защите медицинских работников», которые не только восполнят существующие пробелы правового поля и создадут исходную правовую базу, регулирующую отношения граждан в сфере медицины и здравоохранения, органов законодательной и исполнительной власти, органов местного управления, организаций здравоохранения государственной и частной форм собственности, но и поднимут уровень правосознания в обществе.

Расширяющаяся в последние годы в республике практика оказания платных медицинских услуг требует законодательного закрепления механизма, основой которого становятся экономические и юридические категории: стоимость медицинской процедуры, договорные имущественные отношения между сторонами, юридическая, в том числе имущественная, ответственность за негативные результаты лечения и за возможный вред, причиненный здоровью пациента при оказании ему медицинской помощи и т.д.

В РБ законодательно закреплен приоритет бюджетного финансирования медицины, а система обязательного медицинского страхования отсутствует. Как показывает опыт организации здравоохранения в различных странах, одним из существенных преимуществ системы обязательного медицинского страхования является формирование системы независимого контроля качества оказываемой медицинской помощи, способствующей развитию прав пациентов. Поэтому принятие правовых норм (Закон «Об обязательном медицинском страховании») в этом направлении, несомненно, имеет будущее и в нашей республике. Тем не менее уже в соответствии с Законом РБ «О страховании» 1993 г. в редакции от 31 января 2000 г. каждый гражданин имеет право на добровольное страхование медицинских расходов.

Как отмечалось, в здравоохранении широко применяется административное нормирование деятельности учреждений здравоохранения. При этом очень часто оно осуществляется безотносительно или вопреки их интересам как самостоятельных субъектов права. Правилами для учреждений здравоохранения являются не столько НПА, регламентирующие гражданско-правовые отношения учредителя и организации здравоохранения, сколько текущие указания вышестоящих инстанций, нередко противоречащие даже учредительным документам организаций здравоохранения [2, 3, 7, 8]. В условиях, когда в законах содержится большое количество отсылочных норм, регулируемых локальными правовыми актами, имеет место пренебрежение объективным правом в пользу управленческих директив. Эти проблемы также можно решить с помощью разработки и принятия законов прямого действия, сводящих к минимуму применение подзаконных актов.

Что касается взаимоотношений между учредителем и организацией здравоохранения, то они должны быть прописаны в законодательном порядке в виде Закона «Об организациях здравоохранения» или принятия поправок к Закону «О здравоохранении» в виде отдельной главы. Несмотря на широкие возможности организаций здравоохранения, открываемые законодательством на ведение хозяйственной деятельности на основе принадлежащего им имущества, практика использования этих возможностей далека от совершенства. Учредитель очень часто отказывает организациям здравоохранения в праве иметь самостоятельные имущественные интересы, а любые их хозяйственные интересы пресекаются в той мере, в какой они исходят не от учредителя [7, 8]. В таких условиях организации здравоохранения, ориентированные исключительно на потребление, иждивенчески безразличны к неэкономичности своего содержания учредителем, который вынужден мириться с наличием избыточно затратных организаций. Таким образом, формируется сеть организаций здравоохранения, которые вместо того, чтобы приносить прибыль, ориентированы только на использование бюджетных средств, причем не по самому эффективному сценарию. В этих условиях орган управления здравоохранения вместо того, чтобы добиваться повышения эффективности, в том числе экономической, от каждой организации здравоохранения, вынужден сокращать количество учреждений здравоохранения и коек, объемы финансирования всей системы.

Очевидно, что в системе здравоохранения должны быть учреждения, прибыль от деятельности которых будет покрывать убыточность тех учреждений, которые по своему статусу не могут работать в рамках самоокупаемости. В этом случае система здравоохранения будет иметь больше бюджетных средств на финансирование государственных программ. Средства от ведения самостоятельной хозяйственной деятельности организации здравоохранения, учитываемые на отдельном балансе, должны поступать в самостоятельное распоряжение учреждений и не могут быть изъяты учредителем, например в счет финансирования следующего года. Чтобы избежать на практике нарушений этого положения, следует разработать ряд правовых норм, стимулирующих предпринимательскую деятельность организации здравоохранения и защищающих право организации здравоохранения самостоятельно распоряжаться полученными ею доходами [7, 8]. Для этого требуется изменить организационно-правовую форму медицинских учреждений, законодательно наделить их реальными правами самостоятельно хозяйствующих субъектов.

Б.Т. Величковский [1] полагает, что условия для равной конкуренции между медицинскими организациями разных форм собственности могут быть созданы только при изменении правового статуса государственных учреждений – переводе их на арендный подряд. Он превращает лечебно-профилактическую организацию в самостоятельное юридическое лицо и обеспечивает сочетание хозяйственной самостоятельности с сохранением государственной собственности. Другие специалисты считают, что более оптимальной формой является распространение на ЛПУ закона «О предприятии» [6, 11].

Развитие медицинской науки и технологий, реформирование здравоохранения и становление новых форм отношений в здравоохранении требуют повышенного внимания к проблеме прав пациентов. Понятие «права пациента» включает совокупность правовых и общественных отношений, возникающих при обращении граждан за оказанием медицинской помощи. В мире существует три типа стратегий совершенствования прав пациентов [5, 9]:

          принятие законов по правам пациентов (Греция, Исландия, Израиль, Литва, Финляндия);

          отражение прав пациентов в различных законах отраслевого законодательства (Беларусь, Россия, другие страны СНГ);

          непарламентский путь, используемый в странах, имеющих хартии прав пациентов и кодексы профессиональной этики, разрабатываемые медицинскими ассоциациями (Чехия, Словакия, Франция, Ирландия, Португалия, Великобритания).

Естественно, эти права являются результатом длительного становления общественного самосознания, при этом уровень демократизации любого государства определяется всей совокупностью прав его граждан. Исторически в бывшем СССР формировалась личность гражданина, пассивно воспринимающего повсеместное ограничение его прав и свобод. Длительное подавление гражданского самосознания привело к несформированности общественных институтов, отстаивающих правовые гарантии населения, и к отсутствию правовой культуры в обществе, особенно в социальной сфере. После распада СССР проводимые в РБ социально-экономические реформы активизировали законотворческие процессы в различных сферах общественной жизни, в том числе в здравоохранении, начало формироваться общественное правосознание.

Как показывает международный опыт, для законодательства в области прав пациента крайне важно наличие конкретных механизмов их реализации, а не просто декларирование. Реализация прав пациентов – это комплексная проблема, затрагивающая всю систему здравоохранения и связанная прежде всего с решением вопросов контроля качества медицинской помощи.

Разобщенность среди многочисленных НПА РБ норм, регламентирующих права пациентов, как правило, отсылочного характера, требует создания кодифицированного акта в виде Закона «О правах пациентов», имеющего четкую структуру, взаимосвязи как внутри акта, так и с другими законодательными массивами, определяющими конкретные механизмы их реализации. Законы «О правах пациентов» действуют во многих странах мира [9, 10, 14].

В связи с формированием гражданско-правовых отношений между производителем и потребителем медицинских услуг возникает юридическая, в том числе имущественная, ответственность за негативные результаты лечения, за вред, причиненный здоровью человека в процессе лечения. В некоторых государствах существует практика заключения между врачом и пациентом медицинского контракта, где предусматриваются конкретные меры, которые будут применены в случае причинения вреда пациенту или неисполнения заключенного контракта.

Однако независимо от того, заключен ли такой контракт, на врачей, как и на всех граждан, распространяется действие положений гражданского и уголовного законодательства, предусматривающих те или иные санкции за нанесение вреда здоровью и причинение имущественного и морального ущерба другому лицу. В большинстве случаев эти санкции сводятся к выплате денежной компенсации, соответствующей размерам нанесенного ущерба.

В современных условиях врач постоянно подвергается риску применения к нему подобных санкций. Это вызвано тем, что успехи медицинской науки привели, с одной стороны, к непомерному росту ожиданий, которые возлагает население на врачей, а с другой – к значительному усложнению медицинских технологий. Само применение инструментальных методов диагностики порой представляет потенциальную опасность для здоровья пациента, участились случаи трудно предсказуемых аллергических реакций. От предотвратимых ошибок в больницах США ежегодно погибают от 49 до 98 тыс. человек, т.е. врачебные ошибки стоят на 8-м месте в списке причин смерти [13]. Кроме того, расширилась осведомленность пациентов о своих правах, повысилась их требовательность к соблюдению врачами положений медицинской и общечеловеческой этики.

Немалое количество жалоб приводит к выплате врачами денежных компенсаций по решению суда или до судебного разбирательства по взаимному соглашению сторон. Размеры таких компенсаций бывают весьма значительными: при их расчете учитывается не только физический и моральный ущерб, но и утраченный потерпевшим заработок, который тот имел либо мог бы иметь, а также дополнительно понесенные расходы, связанные с восстановлением здоровья. Так, в США средняя величина присуждаемой компенсации за ущерб, нанесенный при медицинском вмешательстве, в 1980 г. составляла свыше 400 тыс. долл., в 1983 г. – 888 тыс. долл., а в 1986 г. — до 1,5 млн долл. В Австралии в 1994—1995 гг. размеры выплачиваемых компенсаций за ущерб, причиненный пациенту в результате медицинского вмешательства, в отдельных случаях достигали 7 млн долл. США [2].

Естественно, обычный практикующий врач не в состоянии выплачивать компенсации таких размеров. Поэтому в развитых государствах широкое распространение получила практика страхования профессиональной ответственности врачей, когда через механизм страхования возмещается только тот ущерб, который был причинен неумышленно, т. е. в результате случайных событий.

Страхование профессиональной ответственности врача оформляется специальным полисом, в котором подробно формулируются основные и дополнительные условия страхования. Приобретение полиса по страхованию профессиональной ответственности гарантирует врачу, что страховая компания берет на себя защиту его интересов в судебных процессах и выплату компенсаций по тем искам, которые могут быть ему предъявлены. В настоящее время популярны общества взаимного страхования за счет членских взносов ее участников [2].

Увеличение расходов врачей на страхование их профессиональной ответственности повлекло за собой удорожание медицинского обслуживания и развитие так называемой «защитной медицины». Чтобы избежать возможности судебного преследования в случае неудачного исхода, врачи стали отказываться от использования приемов, связанных со значительным риском, даже в тех случаях, где такой риск необходим. В то же время имеет место злоупотребление назначением дорогостоящих процедур и анализов, чтобы обезопасить себя от обвинений в недостаточной внимательности к пациенту. Такая «защитная медицина» привела к необоснованному удорожанию медицинского обслуживания, вызвала излишние затраты на здравоохранение и не способствовала повышению качества медицинской помощи.

Таким образом, в мировой практике профессиональная ответственность врачей, как правило, подлежит обязательному страхованию. Эта норма также прописана в статье 57 Закона РБ «О здравоохранении», где сказано, что медицинские и фармацевтические работники имеют право на страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред жизни или здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей. Однако в Республике Беларусь эта правовая норма не нашла применения и развития.

В нашем обществе, как и во многих странах мира, пока еще слабо развито правосознание, т.е. осознание того, что основные общественные процессы должны регулироваться правовыми актами, что права подразумевают обязанности и наоборот, что ненадлежащее исполнение обязанностей и нереализуемость прав влекут за собой определенные последствия. В обществе по сложившейся и, хочется надеяться, уходящей в прошлое традиции считается, что скорее можно добиться своих прав окольными путями, чем в законном порядке (например, в судебном). Необходима разработка идеологии правовой медицины, под которой мы понимаем оказание населению медицинской помощи и медицинских услуг в рамках норм медицинского права, правовых механизмов взаимодействия всех участников оказания медицинской помощи (пациентов, медицинских работников, организаций здравоохранения и государства), имеющих высокий уровень правосознания. Именно поэтому и в нашей стране появилась потребность в формировании и развитии сравнительно новой отрасли права – медицинского права, под которым понимается совокупность правовых актов, определяющих организационные, структурные, общеправовые отношения, возникающие при оказании лечебно-профилактической помощи, проведении санитарно-эпидемиологических мероприятий и иных действий, связанных с деятельностью по охране здоровья.

Основой формирования системы защиты прав граждан в сфере здравоохранения являются гарантии государства по их соблюдению в виде соответствующей нормативно-правовой базы. В то же время создание реального механизма защиты прав пациентов – комплексная проблема, требующая организации доступной и качественной медицинской помощи, подготовки высококвалифицированных медицинских кадров, достойной оплаты их труда. Это и есть основные гарантии реализации основного права граждан на здоровье и его охрану.

Уже говорилось, что медицинская помощь должна оказываться не только в рамках медицинского права, но и в рамках доказательной медицины, что подразумевает обеспечение лечебного процесса на основе достоверной и полной информации о клинической эффективности и экономической обоснованности используемых методов диагностики и лечения. Надежным доказательством эффективности терапии считают только те методы, которые оценены на основе рандомизированных контролируемых исследований.

R. Solomon [12] на основании анализа статей в хирургических журналах установил, что почти 80 % клинических исследований выполняется без групп сравнения. Результаты таких испытаний, как правило, не соответствуют реальной клинической картине, а публикуемые материалы только дезинформируют специалистов практического здравоохранения. Контролируемые исследования показывают, что некоторые лечебные средства и технологии, внедренные в медицинскую практику по результатам упрощенных методов их испытания (без рандомизации и контрольных групп сравнения), не только бесполезны, но даже вредны. Не случайно целый ряд широко распространенных в СНГ методов лечения и лекарственных препаратов практически не используется в странах дальнего зарубежья. Термин «доказательность» подразумевает, с одной стороны, статистически значимое различие, а с другой – клиническую значимость эффективности исследуемого вида лечения (технологии). Поэтому подготовка стандартизованного протокола или стандарта лечения должна основываться на фактах доказательной медицины, а нормативные акты, утверждающие протоколы лечения, должны быть в обязательном порядке доведены до всеобщего сведения.

Все изложенное обосновывает необходимость дальнейшего совершенствования НПБЗ республики в направлении разработки кодекса законов об охране здоровья граждан, включающего следующие примерные блоки уже существующих и требующих разработки и принятия законодательных актов:

-    законы, обеспечивающие безопасные условия жизни и труда человека;

-    законы профилактической направленности;

-    законы, защищающие права граждан в сфере охраны здоровья;

-    законы, определяющие права и ответственность медицинских работников;

-    законы, регламентирующие деятельность национальной системы здравоохранения;

-    законы, регламентирующие финансирование системы здравоохранения;

-    законы, регламентирующие отдельные виды медицинской деятельности.

Формирование такого кодекса законов – дело 5–10 лет работы. В ближайшие годы следует систематизировать, разработать и принять отдельные основополагающие законы по каждому блоку направлений, которые составят базовую структуру будущего кодекса и таким образом окончательно сформируют концепцию развития НПБЗ в республике. Кстати, кодекс законов об охране здоровья уже разработан в Казахстане и активно разрабатывается в России.

Таким образом, основными задачами в области совершенствования нормативно-правового регулирования отрасли и создания современной национальной НПБЗ на современном этапе являются:

          создание системы постоянной, периодически проводимой инвентаризации (актуализации) существующей НПБЗ с выделением НПА, утративших силу, требующих внесения изменений и дополнений, подготовки новых документов;

          включение в Национальный реестр правовых актов приказов МЗ РБ, имеющих правовой характер (или формирование собственной базы данных НПА Минздрава);

          ликвидация пробелов нормативно-правового поля в здравоохранении с ориентацией на передовой международный опыт, требования правовой и доказательной медицины;

          формирование единой отраслевой электронной базы данных, включающей полные тексты нормативно-правовых и нормативных технических документов в сфере здравоохранения;

          совершенствование системы оперативного доведения до организаций здравоохранения текущих и ретроспективных НПА с использованием средств телекоммуникации (Интернет) и публикации тематических сборников документов, обеспечения доступности НПБЗ для специалистов всех служб здравоохранения и граждан;

          усиление прямой регулирующей роли законов в системе здравоохранения с заменой административно-правовых норм гражданско-правовыми; переход от преимущественно ведомственного характера НПБЗ к законодательному;

          разработка кодекса законов об охране здоровья граждан в Республике Беларусь;

          формирование правосознания в сфере здравоохранения как среди медицинских работников, так и среди населения;

          становление медицинского права как самостоятельного направления правоведения и его преподавание в медицинских университетах;

          прозрачность и открытость деятельности организаций здравоохранения;

          создание специальных органов, комиссий и комитетов общественных ассоциаций и объединений пациентов, защищающих права пациентов и участвующих в контроле системы здравоохранения;

          создание независимой медицинской экспертизы.

В заключение следует подчеркнуть, что, несмотря на значительные наработки в области нормативно-правового регулирования профессиональной деятельности в здравоохранении республики в последние годы, страна находится на пути перехода от практики ведомственных нормативных актов к разветвленной системе отраслевого законодательства. Существующая НПБЗ республики еще не в полной мере отвечает реалиям сегодняшнего дня. Основой для дальнейшего совершенствования правового регулирования медицинской отрасли должен стать переход от ведомственных нормативных актов к системе законов и, в конечном итоге, к созданию кодекса законов об охране здоровья.

Несомненно, потребуется еще длительный период, пока правосознание населения достигнет уровня, достаточного для участия в формировании и развитии системы защиты прав пациентов. Тем не менее само время диктует необходимость роста правовой грамотности населения и медицинских работников, включая подготовку специалистов в области медицинского права, формирование медицинского права как самостоятельной дисциплины, преподавание курса «Медицинское право» в медицинских университетах, активизацию деятельности по профилактике правонарушений в медицинских коллективах, создание общественных организаций, отстаивающих интересы пациентов, а также развитие партнерских форм участия общественности в деятельности организаций здравоохранения республики.

 

Литература 

1. Величковский Б.Т. // Вестник РАМН.—2004. —№ 3.—С.3—7.

2. Жиляева Е.П., Жилинская Е.В. // Здравоохранение (Москва). – 1997. – № 11. – С. 9–16.

3. Игнатов Н.Г., Сибурина Т.А. // Рос. мед. журнал.—1996.— № 6.—С.11—14. 

4. Корсак С.С. // М-лы науч.-практ. конф., посвящ. 80-летию первой в Беларуси кафедры общественного здоровья и здравоохранения БГМУ «Проблемы общественного здоровья и здравоохранения Республики Беларусь».—Минск, 2005.— С.184—186.

5. Моисеев Н.Н. // Экология и жизнь.—1999.—№ 2.—С.6—8.

6. Репин Е.Н., Репина Н.А. // Здравоохранение РФ. – 1996. – № 1. —С. 15–18.

7. Тихомиров А.В. // Здравоохранение (Москва).—2000. —№ 7.—С.155—164.

8. Тихомиров А.В. // Здравоохранение (Москва).—2001. –№ 9.—С.171—179.

9. Тихомиров Ю.А.  // Журнал рос. права.—1999.—№1.—С.21.

10. Шарабчиев Ю.Т. // Мед. новости.—2000.– № 2.—С.50—53.

11. Шарабчиев Ю.Т., Дудина Т.В., Ёлкина А.И., Таргонская Л.Г. // Соврем. стоматология.—2007. –№ 1.—С. 101—112.

12. Solomon R.S. // Dis. Colon. Rectum.—1993.—Vol. 36.— P.43—46.

13. To Err is Human: Building A Safer Health System. —Washington, DС: IOM, 1999.

14. Zliev D., Vienonen M. Patient,s Rights Development in Europe. —WHO: Regional office for Europe, 1998. 

Медицинские новости. – 2008. – №15. – С. 38-44. 

Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.

Содержание » Архив »

Разработка сайта: Softconveyer