• Поиск:

издатель: ЮпокомИнфоМед

Е.В. Селиванова, А.О. Сакадынец

Оказание терапевтической и ортодонтической помощи детям в условиях частной практики в США

Белорусский государственный медицинский университет

Летом 2006 года мы сопровождали белорусских детей, приглашенных в США, в город Ралли, штат Северная Каролина по оздоровительной программе. И у нас была возможность познакомиться с одной из частных детских стоматологических клиник.

Эта клиника существует чуть больше 20 лет. Она расположена в двухэтажном здании, на первом этаже находится терапевтическое отделение, на втором — ортодонтическое. Пять дней в неделю здесь работают врач-терапевт с 16 ассистентами, врач-ортодонт с 14 ассистентами и 2 регистратора. Прием ведется в одну смену.

Работа с пациентом начинается с первого (обязательно вежливого!) контакта по телефону. Во время первого телефонного разговора в регистрационном журнале фиксируются общие данные: фамилия, имя, возраст, адрес и телефон пациента.

В клинике ребенка встречает регистратор. Он помечает, кто именно — отец или мать — привел маленького пациента на консультацию. Это поможет доктору при следующей встрече вспомнить, кого из родителей он уже видел.

Родители заполняют анкету на ребенка, которая поможет сделать визиты ребенка в клинику более предсказуемыми и результативными.

Вопросы анкеты:

1. Ваш ребенок в первый раз идет в стоматологическую клинику?

2. Если нет, как бы Вы описали предыдущие визиты к стоматологу?

3. На какое время ребенок может сосредоточиться в домашней обстановке (кроме того, когда он смотрит телевизор)?

4. У Вашего ребенка есть домашние животные, хобби, увлечения или недавние достижения?

5. Есть ли у Вас какая-нибудь дополнительная информация, которая может помочь нам при лечении Вашего ребенка?

Пока родители заполняют анкету, дети играют в специально оборудованной комнате. В кабинет врача их приглашает ассистент.

В клинике белым халатам предпочитают разноцветную униформу, которая помогает установить более доверительные отношения с маленькими пациентами. Весь персонал клиники имеет несколько комплектов формы, которая меняется каждый день.

Планировка помещений клиники такова, что пациент попадает в лечебный кабинет, проходя через комнату гигиены полости рта. До осмотра врачом ребенок чистит зубы одноразовыми зубными щетками. Затем ему показывают видеозапись урока по гигиене полости рта. По окончании просмотра ассистент отвечает на вопросы по видеофильму. Только после этого пациент садится в стоматологическое кресло, на которое укажет ассистент.

Пациентам постарше предлагают выбрать DVD-фильм, который они могут смотреть во время врачебных манипуляций в полости рта.

Для маленьких пациентов в кабинете оборудован уголок с игрушками и мини-видеоиграми. Сидя в стоматологическом кресле, дети не скучают: им нужно успеть рассмотреть всех ярких зверушек, которые живут в кабинете.

Прием начинается ассистентом — он проводит клинический осмотр и оценивает качество чистки зубов. Ассистент заполняет историю болезни и переходит к выполнению процедур, которые не требуют присутствия доктора.

Ассистенты бывают двух категорий — в зависимости от продолжительности обучения. Если их подготовка длится в течение 2 лет, то они являются только гигиенистами. Ассистенты, которые учатся 4 года, владеют техникой получения рентгенологических снимков (выполняют функцию рентгенолога), а также некоторыми этапами лечения кариеса зубов.

В связи с большим количеством пациентов (30—40 человек в день) обязанности врача и ассистентов строго распределены. В задачу ассистентов педиатрического отделения входит тщательная подготовка пациента к лечению: профессиональная гигиена полости рта, наложение коффердама, постановка матрицы, протравливание, наложение адгезивной системы.

Одно из важнейших мест в клиническом приеме пациентов отведено профессиональной и индивидуальной гигиене полости рта.

Врач-терапевт проводит осмотр, диагностирует, консультирует, составляет план лечения, проводит анестезию, препарирует твердые ткани зубов, ставит пломбу, осуществляет ее финишную обработку, а также удаляет временные зубы и назначает необходимое медикаментозное лечение.

Закончив свою работу, ассистент зажигает лампочку на пульте, которая показывает доктору, в каком кресле пациент готов к его осмотру. Дальнейшие лечебные манипуляции выполняет врач. Если это необходимо, пациента направляют в рентгенкабинет. Этот кабинет оборудован аппаратом для прицельных снимков, а также ортопантомографом и отгорожен защитной стеной с маленьким окошком.

В стремлении обрести полноценный психологический контакт с маленьким пациентом персонал клиники не только носит красочную униформу, но и дарит подарки за отличное поведение, терпение и смелость — новую зубную щетку и игрушку. Как только ребенок переступил границу регистратуры и лечебной части кабинета, он получает наклейку в виде белоснежного улыбающегося зуба со своим именем. По мере выполнения лечебно-диагностических манипуляций (профессиональная гигиена полости рта, рентгендиагностика, герметизация фиссур, постановка пломбы, удаление зубов) маленького пациента ожидают очередные красочные наклейки. Методика с применением наклеек позволяет врачу ориентироваться в проделанной работе в потоке пациентов и рационально расходовать время.

В компьютере и карточке пациента под диктовку доктора фиксируются процедуры, которые должны быть выполнены в следующее посещение. Врач просматривает сделанные ассистентом записи в карточке и подписывает их, таким образом затрачивая минимальное время на ведение документации. Ассистент и секретарь отвечают за заполнение и аккуратное ведение документации пациента. Истории болезни пациента хранятся в картотеке.

Когда вся работа завершена и маленькие пациенты выбирают суперприз (новую зубную щетку и игрушку) за отличное поведение, терпение и смелость, ассистент приглашает в кабинет их родителей для беседы с врачом.

Доктор подробно объясняет все, что было выполнено в это посещение, и обсуждает план дальнейшего лечения ребенка.

После завершения лечения ассистент возвращает карточку пациента в регистратуру.

Ортодонтический прием ведется пять раз в неделю. Врачу-ортодонту помогают 14 ассистентов. Отметим, что для того, чтобы начать работу в частной или государственной структуре, врачу-ортодонту необходимо учиться в течение 12 лет после окончания школы. Таким образом, средний возраст начинающего врача-ортодонта в США — 30 лет.

Обучение среднего медицинского персонала для работы в ортодонтическом кабинете длится 4 года. В обязанности ассистента ортодонта входит обучение пациентов правильной гигиене полости рта и уходу за ортодонтическими аппаратами, фиксация брекетов, смена дуг, резиновых тяг, активация элементов ортодонтических аппаратов, снятие оттисков и отливка моделей челюстей.

Врач-ортодонт проводит консультации, составляет план лечения и обсуждает его с родителями, выполняет клинический осмотр. В данной клинике в лечении пациентов предпочтение отдают мультибондинг-системе с удалением или без удаления зубов. Начинают лечение чаще всего в конечном периоде смешанного прикуса.

Врач-стоматолог принимает в среднем 35 человек в день. Это возможно благодаря слаженной и до мелочей отработанной системе взаимодействия врача и среднего медицинского персонала.

Большое внимание уделяется психологическому контакту с пациентами. А когда пациентами являются дети и подростки, то к этому вопросу необходимо подходить с повышенным вниманием. Врач, несомненно, должен быть терпеливым и чутким, знать психологию детей, уметь их понимать и находить компромисс в общении и лечении.

Современная стоматология. – 2007. – №2. – С. 78-79.

Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.

Содержание » Архив »

Разработка сайта: Softconveyer