• Поиск:

издатель: ЮпокомИнфоМед

Ю.Т. Шарабчиев, Т.В. Дудина, А.И. Ёлкина, Л.Г. Таргонская

Нормативно-правовое регулирование медицинской деятельности и нормативно-правовая база здравоохранения в Республике Беларусь

Белорусского центра медицинских технологий, информатики, управления и экономики здравоохранения МЗ РБ

Современное развитие цивилизации, общества и правосознания требует совершенствования форм управления здравоохранением для обеспечения медицинской помощью населения в рамках правовой и доказательной медицины. Государственное управление в социальной сфере, в том числе и в сфере охраны здоровья, осуществляется правовыми, административными, экономическими, социально-психологическими механизмами. Правовое регулирование в сфере здравоохранения означает построение четкой системы правовой вертикали нормативных правовых актов (НПА) и их правоприменение. При этом законы являются высшим императивным выражением воли общества, все последующие подзаконные НПА издаются на их основе и во исполнение законов.

Нормативно-правовая информация — это особый вид информации, ее специфика заключается в том, что, независимо от своего содержания, она всегда обладает определенной социальной значимостью и обязательна для исполнения, поскольку «незнание закона не освобождает от ответственности». В соответствии с буквой закона, правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения. В теории права необязательные, недействительные акты признаются ничтожными, что означает правомерность их неисполнения.

Государство, опубликовывая НПА, не только предоставляет органам государственной власти, должностным лицам, гражданам возможность ознакомиться с ними, но и предполагает, что они используют эту возможность.

Качественное обновление общества невозможно без единого информационно-правового пространства, обеспечивающего правовую информированность всех структур общества и каждого гражданина в отдельности. К сожалению, в силу своей специфики, нормативно-правовая информация не имеет достаточно хорошо отлаженных каналов ее публикации и распространения. В нормативно-правовой базе существующего законодательства немало противоречий и пробелов, связанных с социально-политическими и экономическими изменениями в республике, а своевременное изменение, дополнение и исключение утративших силу документов осуществляется не в должной мере. Практика показывает, что отсутствие многих нормативно-правовых документов на местах (особенно на периферии) существенно снижает управляемость системой здравоохранения и ее эффективность. Действующая в настоящее время нормативно-правовая база здравоохранения Беларуси создавалась десятилетиями, вследствие чего для нее характерно наслоение нескольких исторических пластов, отражающих различные этапы развития и реформирования здравоохранения.

В целом современная нормативно-правовая база здравоохранения (НПБЗ) Республики Беларусь включает в себя свыше 1000 действующих документов различного правового статуса (законы РБ, декреты, указы Президента РБ, постановления Совета Министров РБ, постановления и приказы МЗ РБ и других ведомств), включенных в Национальный Реестр нормативных правовых актов РБ и, соответственно, в электронную базу данных Национального Центра правовой информации РБ. Эти НПА в качестве приложений включают более тысячи инструкций, положений, методических документов и т.д., регламентирующих все виды профессиональной деятельности отрасли. На 01.01.2007 г. НПБЗ РБ насчитывала 23 основополагающих закона, свыше 190 постановлений Совета Министров РБ, среди которых 29 определяют направления развития системы здравоохранения в целом, утверждают концепцию развития здравоохранения и программу мероприятий по ее реализации, свыше 500 постановлений и приказов Минздрава РБ и других ведомств.

В то же время в базе данных Национального центра правовой информации (НЦПИ) содержится не более 70% действующих НПА в сфере здравоохранения. Среди реально используемых на территории Беларуси НПА не менее 5% принадлежит ныне не существующему государству (приказы, инструкции, указания и другие документы Минздрава СССР и БССР), до 15% НПА не пересматривались с 70–80-х годов. Ежегодно Министерством здравоохранения РБ принимается до 100 внутриведомственных приказов, не проходящих экспертизу в Министерстве юстиции РБ и не включаемых в базу данных НПА НЦПИ.

В связи с этим практика реального использования НПА несколько отличается от предписаний еще формально действующих документов, а поскольку целый ряд НПА не зарегистрирован в Министерстве юстиции РБ и не опубликован определенным законом образом, то при вневедомственных спорах или в случае судебных исков существующая НПБЗ может считаться юридически недостаточной и оспариваться в судебном порядке.

НПБЗ Республики Беларусь насчитывает 23 основополагающих закона в сфере здравоохранения, среди которых кроме закона РБ «О здравоохранении» от 18 июля 1993 г. № 2435-XII (в ред. от 11 января 2002 г. №91-З) следует выделить следующие законы РБ, регламентирующие основные направления профессиональной деятельности в сфере здравоохранения: “О санитарно-эпидемическом благополучии населения” от 23 ноября 1993 г., №2583-XII (в ред. от 23 мая 2000 г. №397-З); “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании” от 1 июля 1999 г., №274-З; “О наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах» от 22 мая 2002 г., №102-З; “О государственных минимальных социальных стандартах” от 11 ноября 1999 г., №322-З; “О трансплантации органов и тканей человека” от 4 марта 1997 г. ,№28-З; “О донорстве крови и ее компонентов” от 31 января 1995 г., №3559-XII; “О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека” от 29 июня 2003 г., №217-З и др.

Кроме специального отраслевого законодательства отдельные механизмы охраны здоровья граждан в РБ, как и в других странах, заложены в рамках гражданского, уголовного, административного, хозяйственного, налогового права.

Анализ действующего законодательства РБ в сфере охраны здоровья показывает, что в Беларуси на один законодательный акт (закон) в среднем приходится примерно 200 подзаконных отраслевых НПА. Таким образом, до сих пор НПБЗ носит у нас не государственный, а преимущественно ведомственный характер. Ведомственные нормативно-правовые акты необходимы для полного и детального правового регулирования, однако проблема заключается в том, какие именно отношения они должны регулировать. Если речь идет о специальных медицинских вопросах (порядок осуществления той или иной процедуры, применения того или иного метода профилактики, диагностики и лечения), то здесь они вполне уместны. Но если профессиональной медицинской деятельностью затрагиваются права граждан (пациентов), то эти отношения должны определяться исключительно законом. Не может быть признана нормальной практика издания отраслевых приказов, инструкций, положений и т.д., в которых “корректируются” и “уточняются” (читай – ограничиваются) установленные законом права граждан или нарушаются их интересы. Тем более что большинство ведомственных нормативных актов в сфере здравоохранения никогда не публиковались в открытой печати и, следовательно, почти никому не известны.

Реальный документопоток подзаконных НПА, поступающих в организации здравоохранения, в 3—4 раза превышает количество НПА республиканского уровня за счет документов органов здравоохранения областного и районного уровней, органов исполнительной власти на местах. Очевидно, что имеющая место ситуация постоянного нарастания документооборота в отрасли должна разрешиться, в том числе и за счет очевидной необходимости его сокращения. По мнению [4], начиная с определенного «порогового лимита», НПБЗ просто перестает «работать».

Анализ действующего законодательства РБ в сфере охраны здоровья свидетельствует о создании правовой основы для совершенствования системы здравоохранения, направленной на реализацию конституционного права граждан на охрану здоровья и получение медицинской помощи. В то же время работа по формированию национальной базы данных нормативно-правовых документов в Республике Беларусь, в том числе в отрасли здравоохранения, только начинает набирать силу и эволюционно идет путем планомерной замены устаревших и разработки новых нормативных правовых документов. Динамика нормотворческой деятельности за период 1991—2006 гг. представлена на рис.1–3.

 

Рис. 1. Динамика количества документов нормативно-правовой базы здравоохранения Республики Беларусь в 1991 – 2006 гг. (по материалам эталонного банка данных правовой информации РБ на 17.10.2006 г.)

 

Рис. 2. Динамика нормотворческой деятельности в сфере здравоохранения за период 1991 – 2006 гг. (по материалам эталонного банка данных правовой информации РБ на 17.10.2006 г.)

 

Рис. 3. Динамика количества НПА МЗ РБ, изданных в период 1991 – 2006 гг. и внесенных в НРНПА РБ, по годам (по материалам эталонного банка данных правовой информации РБ на 17.10.2006 г.)

 

Как видно из представленных рисунков, за последние годы нормотворческая деятельность в сфере здравоохранения осуществляется достаточно активно (в среднем принимается 80—120 НПА в год). Однако ежегодно теряют силу 20—40 документов, т.е. примерно 25—30%, что свидетельствует о неустойчивом характере проводимых в здравоохранении реформ.

Структура нормативно-правовой базы, регламентирующей профессиональные отношения в стоматологии по видам НПА, представлена на рис. 4. Из общего количества (102) НПА 50 НПА — общего характера, а 52 — специальные документы.

 

Рис. 4. Структура нормативных правовых актов Республики Беларусь, регламентирующих деятельность в сфере стоматологии

 

В приложении к настоящей статье представлены перечни НПА по проблемам стоматологии, включающие как общие, так и специальные документы, имеющие статус действующих на январь 2007 г. (по материалам справочной правовой базы данных «Эталон» и Единого каталога НПА МЗ РБ).

В последние годы в республике все активнее ведется нормотворческая работа, принимаются законы, становятся более доступными для работников здравоохранения полные тексты нормативных правовых актов, активно распространяется и становится доступней для пользователей база данных «Эталон» Национального центра правовой информации, на сайте Минздрава РБ в Интернете представлены полные тексты основных нормативных правовых актов, регламентирующих профессиональную деятельность организаций здравоохранения республики. Кроме этого правовая информация на коммерческой основе распространяется через электронные базы данных «ЮСИАС», «КонсультантПлюс», «Эксперт» и др.

Тем не менее общий объем НПА, регламентирующих деятельность в сфере медицины, включенных в Национальный реестр правовых актов Беларуси, сегодня значительно меньше, чем в других странах, что связано не только с наличием существенных пробелов нормативно-правого поля, но и с тем, что в Национальный реестр Республики Беларусь не включается значительная часть внутриведомственных НПА, регламентирующих профессиональную деятельность в здравоохранении, но не прошедших экспертизу в Минюсте РБ. С целью преодоления этой ситуации в БелЦМТ создан единый Каталог нормативно-правовых актов МЗ РБ, включающий перечень всех приказов МЗ РБ, изданных с 1999 г. по настоящее время, которых нет в базе данных НЦПИ, а также перечень приказов МЗ РБ с 1955 по 1998 г., включенных в Национальный реестр НПА РБ и перечень всех постановлений МЗ РБ за 2000—2005 гг. Всего единый электронный Каталог МЗ РБ содержит 3785 описаний приказов МЗ РБ (за 1955—2006 гг.) и 355 описаний постановлений МЗ РБ (за 2000—2005 гг.).

Совершенствование системы оказания медицинской помощи населению в Республике Беларусь в рамках медицинского права и доказательной медицины неразрывно связано с созданием современной системы нормативно-правового регулирования в здравоохранении, включающей нормативно-правовую и управленческую информацию, механизмы реализации управленческих решений и анализ эффективности отрасли. При этом решение всех проблем охраны здоровья граждан невозможно без социально ориентированной государственной политики и ее законодательного обеспечения.

Становление и развитие правовой медицины в республике подразумевает необходимость усиления прежде всего прямой регулирующей роли законов в системе здравоохранения с заменой административно-правовых норм гражданско-правовыми нормами. Другими словами, лечебная, диагностическая, профилактическая и реабилитационная медицинская помощь должна регулироваться не только отраслевыми инструкциями, стандартами и нормами, но и законодательными документами, обязательными к исполнению всеми гражданами, организациями здравоохранения и органами управления независимо от их ведомственной принадлежности. При этом особое значение имеет законодательное обеспечение прав пациентов и медицинских работников и их соотнесение с принятыми международными правовыми нормами.

Таким образом, современная система нормативно-правового регулирования профессиональной деятельности в здравоохранении – это нормативно-организационное управленческое воздействие всей совокупности обязательных к исполнению нормативно-правовых актов (от законодательного акта до нормативно-технического документа) по каждому направлению и виду медицинской деятельности, регулирующих финансовые, технологические, информационные, кадровые аспекты профессиональной деятельности в медицине, а также вопросы производства и использования лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, проведения научных исследований и внедрения высоких медицинских технологий в клиническую практику, гарантирующих в конечном итоге доступность, высокое качество и эффективность оказания медицинской помощи населению.

На рис. 5 представлена примерная схема управления отраслью здравоохранения на основе нормативно-правового регулирования профессиональной деятельности, в соответствии с которой Президент, Парламент и Министерство здравоохранения формируют нормативно-правовую базу, включающую эталонные представления органов государственного управления о системе оказания медицинской помощи населению, критериях ее эффективности, принципах и механизмах ее реализации. Министерство здравоохранения, органы исполнительной власти на местах посредством аккредитации, сертификации и лицензирования, а также функций непосредственного контроля обеспечивают сопоставление нормативных предписаний с реально существующим положением дел на местах и на основе анализа обобщенных данных корректируют управленческие решения.

 

Рис.5. Управление отраслью здравоохранения на основе нормативно-правового регулирования профессиональной деятельности

 

Таким образом, значительно возрастает необходимость совершенствования НПБЗ с повышением роли гражданско-правового регулирования отрасли и упорядочения системы административно-правового регулирования. Эта система важна, поскольку многие отношения в сфере здравоохранения определяются административными актами – положениями, инструкциями, правилами и т.д., которые очерчивают круг служебных прав и обязанностей работников здравоохранения и технологии проведения медицинских процедур.

Проведенный нами анализ основополагающих НПА, действующих в сфере здравоохранения, позволяет утверждать, что в целом в республике создана правовая основа для реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и получение медицинской помощи. Конечно, имеют место некоторые недостатки и пробелы правового поля: они не всегда выдержаны в едином концептуальном подходе, недостаточно разработаны механизмы их обеспечения и реализации декларируемых правовых норм. Законодательные акты в сфере здравоохранения по сути не являются законами прямого действия, а содержат в себе значительное количество отсылочных норм на внутриведомственные инструкции и нормативы. Сложность реализации нормы права в указанных законах РБ связана со многими факторами экономического, правового, психологического и другого характера, неотлаженностью системы судебного производства в вопросах защиты прав граждан и др.

В РБ назрела необходимость принятия целого ряда законов по вопросам финансирования системы здравоохранения, медицинского страхования, лекарственного обеспечения населения, совершенствования первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи, защиты прав пациентов и медицинских работников. Стержнем новой системы законодательства, с нашей точки зрения, должны стать закон РБ «Об охране здоровья граждан», определяющий организационную основу системы охраны здоровья населения в республике, закон «О медицинской помощи», регламентирующий реализацию права граждан на получение медицинской помощи; законы «О правах пациентов» и «О правах, ответственности, обязанностях и социальной защите медицинских работников». Эти законы не только восполнят существующие пробелы правового поля и создадут исходную правовую базу, регулирующую отношения граждан в сфере медицины и здравоохранения, органов законодательной и исполнительной власти, органов местного управления, организаций здравоохранения государственной и частной форм собственности, но и поднимут уровень правосознания в обществе.

Расширяющаяся в последние годы в республике практика оказания платных медицинских услуг требует законодательного закрепления механизма, основой которого становятся экономические и юридические категории – стоимость медицинской процедуры, договорные отношения между сторонами, юридическая (в том числе и имущественная) ответственность за негативные результаты лечения, за возможный вред, причиненный здоровью пациента при оказании ему медицинской помощи, и т.д. 

В РБ законодательно закреплен приоритет бюджетного финансирования медицины, а система обязательного медицинского страхования отсутствует. Как показывает опыт организации здравоохранения в различных странах, одним из существенных преимуществ системы обязательного медицинского страхования является формирование системы независимого контроля качества оказываемой медицинской помощи, способствующей развитию прав пациентов. Поэтому принятие правовых норм (в частности, закона «Об обязательном медицинском страховании») в этом направлении, несомненно, имеет будущее и в нашей республике. Уже в соответствии с законом РБ “О страховании” 1993 г. в редакции от 31 января 2000 г. каждый гражданин имеет право на добровольное страхование медицинских расходов. Согласно этому Закону, пациент при получении медицинской помощи имеет право воспользоваться услугами страховой организации в качестве независимого представителя своих интересов. Развитие нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы добровольного страхования медицинских расходов (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 сентября 2004 г. № 1180 “О Концепции добровольного медицинского страхования в Республике Беларусь”; Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 9 июня 2005 г. №74 «Об утверждении инструкции о добровольном страховании медицинских расходов»), является ступенью для перехода к созданию в республике системы обязательного медицинского страхования.

Как указывалось выше, в здравоохранении широко применяется административное нормирование деятельности учреждений здравоохранения. При этом очень часто оно осуществляется безотносительно или вопреки их интересам. Правилами для учреждений здравоохранения служат не столько нормативно-правовые акты, регламентирующие гражданско-правовые отношения учредителя и учреждения здравоохранения, сколько текущие указания вышестоящих инстанций, нередко противоречащих даже учредительным документам учреждения здравоохранения. Локальным правовым актам (уставу, положению, договору) придается значение вынужденной формальности, когда фактическая деятельность учреждений здравоохранения осуществляется не на основании правовых документов, а исключительно в соответствии с нисходящими требованиями органов управления здравоохранения [8, 9]. В условиях, когда в законах содержится большое количество неурегулированных проблем, восполняемых положениями локальных правовых актов, проявляется пренебрежение объективным правом в пользу управленческих директив. Проблему решит разработка и принятие законов прямого действия, не требующих разработки подзаконных актов. Что касается взаимоотношений между учредителем и организацией здравоохранения, то они должны быть прописаны в законодательном порядке в виде Закона «Об организациях здравоохранения» или принятия поправок к Закону «О здравоохранении» в виде отдельной главы.

Несмотря на широкие возможности организаций здравоохранения, открываемые законодательством на ведение хозяйственной деятельности на основе принадлежащего им имущества, практика использования этих возможностей далека от совершенства. Учредитель очень часто отказывает организациям здравоохранения в праве наличия самостоятельных имущественных интересов, а любые их хозяйственные интересы пресекаются в той мере, в какой они не исходят от учредителя [8, 9].

В таких условиях организации здравоохранения, будучи ориентированными исключительно на потребление, иждивенчески безразличны к неэкономичности своего содержания учредителем, который вынужден мириться с наличием избыточно затратных организаций. Таким образом формируется сеть организаций здравоохранения, которые вместо того, чтобы приносить прибыль, ориентированы только на использование бюджетных средств, при этом не по самому эффективному сценарию. В этих условиях орган управления здравоохранения вместо того, чтобы добиваться повышения эффективности, в т.ч. и экономической, от каждой организации здравоохранения, вынужден сокращать число учреждений здравоохранения, койки, объемы финансирования всей системы [8, 9].

Очевидно, что в системе здравоохранения должны быть учреждения, прибыль от деятельности которых должна покрывать убыточность тех учреждений, которые по статусу своей деятельности не могут работать в рамках самоокупаемости. В этом случае система здравоохранения будет иметь больше бюджетных средств на финансирование государственных программ.

В соответствии с действующим Законом, средства от ведения самостоятельной хозяйственной деятельности организации здравоохранения, учитываемые на отдельном балансе, поступают в самостоятельное распоряжение учреждений и не могут быть у него изъяты учредителем, например в счет финансирования следующего года. Поскольку на практике имеются нарушения этого положения, вероятно, следует разработать ряд правовых норм, стимулирующих предпринимательскую деятельность организации здравоохранения и защищающих права организации здравоохранения на самостоятельное распоряжение полученными ею доходами [8, 9]. Для этого требуется изменить организационно-правовую форму медицинских учреждений, наделить их правами самостоятельно хозяйствующих субъектов.

Б.Т. Величковский [1] считает, что условия для равной конкуренции между медицинскими организациями разных форм собственности могут быть созданы только при изменении правового статуса государственных учреждений – переводе их на арендный подряд. Он превращает лечебно-профилактическую организацию в самостоятельное юридическое лицо и обеспечивает сочетание хозяйственной самостоятельности с сохранением государственной собственности. Другие специалисты считают, что более оптимальной формой является распространение на ЛПУ закона «О предприятии» [6].

В перспективе для нашей республики актуально создание Кодекса Законов об охране здоровья граждан, включающего в себя уже существующие и требующие разработки и принятия законодательные акты. Формирование Кодекса законов системы здравоохранения (Медицинского кодекса) требует 5—10 лет работы, а в ближайшие годы следует разработать и принять отдельные основополагающие законы по каждому блоку — законы, которые составят базовую структуру кодекса и таким образом окончательно сформируют концепцию развития правовой базы здравоохранения в республике.

В связи с формированием гражданско-правовых отношений между производителем и потребителем медицинских услуг возникает юридическая, в том числе и имущественная, ответственность за негативные результаты лечения, за вред, причиненный здоровью лечением. Хотя ранее действовавшее гражданское законодательство содержало нормы, устанавливающие имущественную ответственность за причинение вреда здоровью гражданина, тем не менее на практике они применялись лишь в случаях причинения вреда здоровью на производстве. Теперь же речь идет о том, что имущественную ответственность должны нести и учреждения здравоохранения, а в случаях, когда вред здоровью причинен деятельностью медицинского персонала, то и сам виновник ущерба.

В некоторых странах существует практика заключения между врачом и пациентом медицинского контракта, где предусматриваются конкретные меры, которые будут применены в случае причинения вреда пациенту или неисполнения заключенного контракта. Многие развитые страны мира (ФРГ, Австрия, США, Франция, Италия, Испания и др.) имеют в своем национальном законодательстве о здравоохранении так называемые медицинские или врачебные кодексы, нормы которых регулируют отношения между медиками, пациентами и их родственниками, профессиональные отношения медиков между собой, с администрацией и государственными органами. Однако независимо от того, заключен ли такой контракт, на врачей, как и на всех граждан, распространяется действие положений гражданского и уголовного законодательства, предусматривающих те или иные санкции за нанесение увечий или иного вреда здоровью и за причинение имущественного и морального ущерба другому лицу. В большинстве случаев эти санкции сводятся к выплате денежной компенсации, соответствующей размерам нанесенного ущерба.

Врач, осуществляя свою профессиональную деятельность, постоянно подвергается риску применения к нему подобных санкций. Это вызвано тем, что успехи медицинской науки привели, с одной стороны, к непомерному росту ожиданий, которые возлагает население на врача, а с другой – к значительному усложнению медицинских технологий. Участились случаи трудно предсказуемых аллергических реакций, а само применение инструментальных методов диагностики порой представляет потенциальную опасность для здоровья пациента. От предотвратимых ошибок в больницах США ежегодно погибает от 49 до 98 тыс. человек, т.е. врачебные ошибки стоят на 8-м месте в списке самых важных причин смерти [11]. Кроме того, расширилась осведомленность пациентов о своих правах, повысилась их требовательность к соблюдению врачами положений медицинской и общечеловеческой этики. Отсюда потоки жалоб на врачей со стороны пациентов и их родственников. В США ежегодное количество жалоб на врачей составляло 0,2 на каждых 100 врачей в 1985 г., 6,4 —в 1988 г., 14,4 —в 1994 г. В Канаде в 1994 г. один врач из каждых 27 привлекался к ответственности, и последние 10 лет показатель такого риска в этой стране был относительно стабилен.

Немалое количество жалоб приводит к выплате врачами денежных компенсаций по решению суда или до судебного разбирательства по взаимному соглашению обеих сторон. Размеры таких компенсаций бывают весьма значительны: при их расчете учитываются не только физический и моральный ущерб, но и утраченный потерпевшим заработок, который тот имел, либо определенно мог бы иметь, а также дополнительно понесенные расходы, связанные с восстановлением здоровья. Так, в США средняя величина присуждаемой компенсации за ущерб, нанесенный при медицинском вмешательстве, в 1980 г. составляла свыше 400 тыс. долл. США, в 1983 г. – 888 тыс. долл. США, а в 1986 г. — до 1,5 млн. долл. США. В Австралии в 1994—1995 гг. размеры выплачиваемых компенсаций за ущерб, причиненный пациенту в результате медицинского вмешательства, в отдельных случаях достигали почти 7 млн. долл. США [2].

Естественно, обычный практикующий врач не может выплачивать компенсации таких размеров. Поэтому в развитых государствах широкое распространение получила практика страхования профессиональной ответственности врачей. Через механизм страхования возмещается только ущерб, который был причинен неумышленно, только в отношении случайных событий.

Страхование профессиональной ответственности врача оформляется специальным полисом, в котором очень подробно формулируются основные и дополнительные условия страхования. Приобретение полиса по страхованию профессиональной ответственности гарантирует врачу, что страховая компания берет на себя защиту его интересов в судебных процессах и выплату компенсаций по тем искам, которые могут быть ему предъявлены. Популярны общества взаимного страхования — за счет членских взносов их участников [2].

В США в 1988 г. страховой взнос частнопрактикующего врача в среднем по стране составлял 15900 долл. за год; при этом наибольшими были взносы акушеров-гинекологов — 35300 долл. (в отдельных районах страны они даже превышали 100000 долл.), а самые низкие взносы выплачивали психиатры — 4400 долл. Взносы по страхованию ответственности врачей растут быстрее, чем их доходы.

Увеличение расходов врачей на страхование их профессиональной ответственности повлекло за собой удорожание медицинского обслуживания и развитие так называемой «защитной медицины». Чтобы избежать возможности судебного преследования в случае неудачного исхода, врачи стали отказываться от использования приемов, связанных со значительным риском, даже в тех случаях, где такой риск необходим. В то же время они начали злоупотреблять назначением дорогостоящих процедур и анализов, чтобы обезопасить себя от обвинений в недостаточной внимательности к пациенту. Такая «защитная медицина» привела к еще большему удорожанию медицинского обслуживания, вызвала излишние затраты на здравоохранение и не способствовала повышению качества медицинской помощи. 

В мировой практике профессиональная ответственность врачей, как правило, подлежит обязательному страхованию. Эта норма прописана в статье 57 Закона РБ «О здравоохранении», где сказано, что медицинские и фармацевтические работники имеют право на страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред жизни или здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей. Однако в нашей стране эта правовая норма практически не используется.

В обществе слабо развито правосознание, т.е. осознание того, что основные общественные процессы должны регулироваться правовыми актами, что права подразумевают обязанности и наоборот, и что ненадлежащее исполнение обязанностей и нереализуемость прав влекут за собой последствия. По сложившейся традиции (хочется надеяться, уходящей в прошлое) считается, что скорее можно добиться своих прав окольными путями, чем в законном (например, судебном) порядке.

Очевидна необходимость разработки идеологии правовой медицины, под которой мы понимаем оказание населению медицинской помощи и медицинских услуг в рамках норм медицинского права, правовых механизмов взаимодействия всех участников оказания медицинской помощи (пациентов, медицинских работников, организаций здравоохранения и государства), имеющих высокий уровень правосознания.

Именно поэтому и в нашей стране появилась потребность в формировании и развитии сравнительно новой отрасли права — медицинского права. Под медицинским правом понимается совокупность правовых актов, определяющих организационные, структурные, общеправовые отношения, возникающие при оказании лечебно-профилактической помощи, проведении санитарно-эпидемиологических мероприятий и иных действий, связанных с деятельностью по охране здоровья. Сам предмет медицинского права включает правоотношения при осуществлении лечебно-профилактической, санитарно-гигиенической деятельности и акты, определяющие правовой статус участников этих отношений.

Правоотношение – одна из центральных правовых категорий . В области здравоохранения имеют место два вида правоотношений: правоотношения юридических и физических лиц, оказывающих медицинскую помощь населению и отвечающих за здоровье нации и охрану здоровья граждан, и правоотношения пациентов и граждан при получении этой помощи. Оба эти вида правоотношений включают понятие правосознания.

Большая Советская энциклопедия определяет правосознание «…как одну из форм общественного сознания, представляющую собой совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей к праву, законности, правосудию, их представление о том, что является правомерным или неправомерным…». Механизм защиты прав пациентов включает взаимосвязь двух направлений правового регулирования – организации медицинской помощи и реализации права на медицинскую помощь.

Медицинская помощь должна оказываться не только в рамках медицинского права, но и в рамках доказательной медицины (evidence-based medicine). Доказательная медицина подразумевает обеспечение лечебного процесса на основе достоверной и полной информации о клинической эффективности и экономической обоснованности используемых методов диагностики и лечения. Надежным доказательством эффективности лечения считают только те методы, которые оценены на основе рандомизированных контролируемых исследований. R. Solomon [12] проанализировал статьи в хирургических журналах и установил, что 80 % клинических исследований выполнено без группы сравнения. Результаты таких исследований, как правило, не соответствуют реальной клинической картине, а публикуемые материалы только дезинформируют ученых и специалистов практического здравоохранения. Контролируемые исследования показывают, что некоторые лечебные средства и технологии, внедренные в медицинскую практику по результатам упрощенных методов их испытания (без рандомизации и контрольных групп сравнения), не только бесполезны, но даже вредны. Не случайно некоторые широко распространенные в СНГ методы лечения практически не используются в странах дальнего зарубежья. «Доказательность» подразумевает наличие и статистически значимого различия, и обоснованность клинической значимости эффективности исследуемого вида лечения (технологии), и рекомендации по его использованию в форме стандартизованного протокола или стандарта лечения.

Права пациентов. Проблема прав человека не имеет однозначного решения. Создание общих для большинства народов представлений об универсальных правах человека маловероятно вследствие многообразия существующих (в том числе сугубо национальных) традиций и норм [5]. И только право человека на жизнь и охрану здоровья – одно из основных прав, воспринимающееся более или менее однозначно. Несмотря на очевидную значимость правового регулирования вопросов охраны здоровья в современном обществе, обеспечение права человека на здоровье в конституциях многих стран весьма ограничено и чаще всего представлено декларированием права граждан на получение медицинской помощи. Создание условий для реализации этого права является основой национальной безопасности любого государства. Понятие «права пациента» включает в себя совокупность правовых и общественных отношений, возникающих при обращении граждан за медицинской помощью.

Можно выделить три типа стратегий совершенствования прав пациентов:

• принятие законов по правам пациентов (Греция, Исландия, Израиль, Литва, Финляндия);

• отражение прав пациентов в различных законах отраслевого законодательства (Беларусь, Россия, другие страны СНГ);

• непарламентский, используемый в странах, имеющих хартии прав пациентов и кодексы профессиональной этики, разрабатываемые медицинскими ассоциациями (Чехия, Словакия, Франция, Ирландия, Португалия, Великобритания).

Совокупность прав граждан с отлаженной системой взаимодействия личных и общественных интересов, которые не только отражены в законодательстве страны, но и реализуются в практике, в конечном итоге определяют уровень демократизации любого государства. Однако права не даются как само собой разумеющиеся, а являются результатом длительного становления общественного самосознания. СССР всегда отличался низким уровнем правовой защищенности своих жителей. Исторически сформировалась личность гражданина, пассивно воспринимающего повсеместное ограничение его прав и свобод. Вследствие длительного подавления гражданского самосознания не были сформированы общественные институты, отстаивающие правовые гарантии населения, и практически отсутствовала правовая культура, особенно в социальной сфере. Кроме того, игнорировался мировой опыт. Проводимые в Беларуси после распада СССР социально-экономические реформы активизировали законотворческие процессы в различных сферах общественной жизни, в том числе и в здравоохранении, начало формироваться общественное правосознание.

Комплексное решение проблемы становления и развития системы защиты прав пациентов требует повышения правовой грамотности как медицинских работников, так и населения, активизации профилактики правонарушений в медицинских коллективах, создания общественных организаций, защищающих интересы пациентов. Формирование общественного сознания в плане защиты интересов пациентов невозможно без активного участия средств массовой информации.

Как уже указывалось, основой формирования системы защиты прав граждан в сфере здравоохранения в любой стране являются гарантии государства по соблюдению прав пациентов в виде соответствующей нормативно-правовой базы. Анализ действующей и в России, и во многих других странах СНГ нормативно-правовой базы в сфере здравоохранения показывает, что в некоторых вопросах она до сих пор основывается на нормах советского периода [3].

В действующем законодательстве права пациентов разбросаны по многочисленным НПА, как правило, отсылочного характера. Актуально создание кодифицированного акта в виде Закона «О правах пациентов», имеющего четкую структуру, взаимосвязи как внутри акта, так и с другими законодательными документами. При этом следует иметь в виду опыт действующих во многих странах мира законов «О правах пациентов» [7, 10, 13].

По поручению Министерства здравоохранения Республики Беларусь сотрудниками Белорусского центра медицинских технологий, информатики, управления и экономики здравоохранения МЗ РБ в мае 2005 г. был подготовлен проект Закона РБ «О правах пациентов», состоящий из 9 глав, включающих 46 статей. В проекте закона отражены основные права пациентов как производные прав человека и гражданина (право на свободу выбора, на безопасность в сфере здравоохранения, уважение чести и достоинства, на соблюдение медицинскими работниками норм медицинской этики, на облегчение страданий, право на медицинскую информацию или отказ от нее, согласие на медицинское вмешательство и отказ от него, право на участие в клиническом или медико-биологическом исследования или отказ от него, право на паллиативный уход и психосоциальную адаптацию, достойную смерть, на уважительное отношение к телу покойного; оговорены права при использовании удаленных органов и тканей и др.) и условия реализации этих прав.

Основные задачи в области нормативно-правового регулирования отрасли и создания современной НПБЗ, требующие скорейшего решения:

— создание системы постоянной, периодически проводимой инвентаризации (актуализации) существующей нормативно-правовой базы здравоохранения с выделением нормативных правовых документов, утративших силу, требующих внесения изменений и дополнений, подготовки новых документов;

— окончательная замена нормативных правовых документов бывшего СССР, имеющих в Беларуси статус применяемых, на НПА Республики Беларусь;

— включение в Национальный реестр правовых актов приказов МЗ РБ, имеющих правовой характер, но не проходящих экспертизы в Министерстве юстиции РБ (или формирования собственной базы данных нормативных правовых документов Минздрава);

— ликвидация пробелов нормативно-правового поля в здравоохранении с ориентацией на передовой международный опыт, требования правовой и доказательной медицины;

— формирование единой отраслевой электронной базы данных, включающей полные тексты не только НПА, но и все виды нормативно-технических документов в сфере здравоохранения;

— создание системы оперативного доведения до организаций здравоохранения текущих и ретроспективных нормативных правовых документов с использованием средств телекоммуникаций (интернет) и издание тематических сборников полнотекстовых документов, обеспечения доступности нормативно-правовой базы здравоохранения для специалистов региональных служб здравоохранения и граждан;

— переход от преимущественно ведомственного характера нормативно-правовой базы здравоохранения к ее законодательному характеру, то есть усиление прямой регулирующей роли законов в системе здравоохранения с заменой административно-правовых норм гражданско-правовыми;

— создание Кодекса законов об охране здоровья граждан в Республике Беларусь;

— формирование общественного правосознания в сфере здравоохранения как среди медицинских работников, так и среди населения;

— реальное становление медицинского права как самостоятельного направления правоведения и его преподавание в медицинских университетах;

— создание законодательных актов прямого действия, разработка подзаконных актов, развивающих нормы закона;

— прозрачность и открытость деятельности организаций здравоохранения;

— участие общественных и профессиональных медицинских объединений в деятельности и контроле над здравоохранением;

— наличие независимой медицинской экспертизы;

— наличие специальных органов, комиссий и комитетов (от суда до общественных ассоциаций и объединений пациентов), реализующих защиту прав пациентов;

— изменение правового и хозяйственного статуса организаций здравоохранения.

Несмотря на значительные наработки в области нормативно-правового регулирования профессиональной деятельности в здравоохранении республики в последние годы, страна пока находится в начале пути перехода от практики ведомственных нормативных актов к развитию разветвленной системы отраслевого законодательства. Очевидно, что существующая нормативно-правовая база в сфере здравоохранения республики не в полной мере отвечает реалиям сегодняшнего дня.

Отсюда вытекает главная задача реформы законодательства отрасли — принципиальное изменение и обновление правовых норм на основе разработанной концепции правового регулирования в сфере здравоохранения. Основой совершенствования правового регулирования медицинской помощи должен стать переход от ведомственных нормативных актов к системе законов и в конечном итоге — к созданию «Кодекса законов об охране здоровья».

Потребуется еще длительный период, пока правосознание населения Беларуси достигнет уровня, достаточного для участия в формировании и развитии системы защиты прав пациентов. Но время диктует необходимость роста правовой грамотности населения и медицинских работников (включая подготовку специалистов в области медицинского права, формирование медицинского права как самостоятельной дисциплины, преподавание курса «Медицинское право» в медицинских университетах), активизации деятельности по профилактике правонарушений в медицинских коллективах, создания общественных организаций, отстаивающих интересы пациентов, а также развития разных форм участия общественности в управлении организациями здравоохранения, как во многих европейских странах, имеющих традиции соучастия общественных организаций пациентов в защите собственных прав.

 

Литература 

1. Величковский Б.Т. // Вестн. РАМН.—2004. —№3.—С.3—7.

2. Жиляева Е.П., Жилинская Е.В. // Здравоохранение (Москва). — 1997. — № 11. — С. 9 —16.

3. Игнатов Н.Г., Сибурина Т.А. // Рос. мед. журн.—1996.–№6.—С.11—14.

4. Корсак С.С. //М-лы науч.-практ. конф. «Проблемы общественного здоровья и здравоохранения Республики Беларусь», посвящ. 80-летию первой в Беларуси кафедры общественного здоровья и здравоохранения БГМУ.—Мн., 2005 — С.184—186.

5. Моисеев Н.Н. //Экология и жизнь.—1999.—№ 2.—С.6—8.

6. Репин Е.Н., Репина Н.А. //Здравоохранение РФ. — 1996. — № 1. — С. 15–18.

7. Тихомиров Ю.А. //Журн. рос. права.—1999.—№1.—С.21.

8. Тихомиров А.В. Учреждения здравоохранения: хозяйственная самостоятельность или административный контроль //Здравоохранение (Москва).—2000. —-№7.—С.155—164.

9. Тихомиров А.В. // Здравоохранение (Москва).—2001. —№9.—С.171—179.

10. Шарабчиев Ю.Т. // Мед. новости.—2000. — № 2.—С.50—53.

11. To Err is Human: Building A Safer Health System. —Washington, DS: IOM, 1999.

12. Solomon R.S. //Dis.Colon.Rectum.—1993.—V.36.—P.43—46.

13. Zliev D., Vienonen M. Patient`s Rights Development in Europe. —WHO: Regional office for Europe, 1998. – 32 p.

 

Приложение

 

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ПО ПРОБЛЕМАМ СТОМАТОЛОГИИ

 

А. Перечень нормативных правовых актов, имеющих статус действующих на январь 2007 г. (по материалам справочно-правовой базы данных «Эталон»)

Общие вопросы

1. Закон Республики Беларусь от 11 ноября 1999 г. № 322-З “О государственных минимальных социальных стандартах”

2. Закон Республики Беларусь от 23 ноября 1993 № 2583-XII «О санитарно-эпидемическом благополучии населения»

3. Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 № 2435-XII «О здравоохранении»

4. Указ Президента Республики Беларусь от 6 июля 2005 г. № 315 “Об утверждении приоритетных направлений научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2006 — 2010 годы”

5. Указ Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. № 150 “О Государственной программе возрождения и развития села на 2005 — 2010 годы”

6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2006 г. № 1116 “Об утверждении Программы развития здравоохранения Республики Беларусь на 2006 — 2010 годы”

7. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 марта 2006 г. № 431 “О Государственной программе разработки и производства в Республике Беларусь медицинской техники и изделий медицинского назначения на 2006 — 2010 годы (“Белмедтехника”)”

8. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 января 2006 г. № 29 “Об утверждении Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2006 — 2010 годы”

9. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 декабря 2005 г. № 1525 “Об утверждении Государственной программы реализации в 2006 — 2007 годах основных направлений совершенствования деятельности организаций здравоохранения, определенных Концепцией развития здравоохранения Республики Беларусь на 2003 — 2007 годы”

10. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 октября 2003 г. № 1378 “Об утверждении положений о лицензировании видов деятельности, выдачу лицензий на которые осуществляет Министерство здравоохранения”

11. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 апреля 2003 г. № 556 “Об утверждении Положения о порядке оказания платных медицинских услуг в государственных организациях здравоохранения и Перечня платных медицинских услуг, оказываемых в государственных организациях здравоохранения”

12. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 июля 2002 г. № 963 “О государственных минимальных социальных стандартах в области здравоохранения”

13. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 июня 1998 г. № 868 “Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе”

14. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 декабря 1992 г. № 724 “Об утверждении перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет отдельным категориям медицинских и педагогических работников”

15. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17 октября 2005 г. № 38 “Об утверждении номенклатуры должностей служащих с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием организаций системы здравоохранения Республики Беларусь”

16. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 сентября 2005 № 35 «Об утверждении номенклатуры организаций здравоохранения»

17. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 14 марта 2005 г. № 6 “Об утверждении Инструкции по составлению сметы расходов больничной организации, финансируемой за счет средств бюджета”

18. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 декабря 2004 г. № 51 “Об утверждении Инструкции о порядке приобретения, хранения, реализации и использования наркотических средств и психотропных веществ в медицинских целях”

19. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 14 сентября 2004 г. № 35 “Об утверждении перечней медицинской техники и изделий медицинского назначения, лекарственных средств и изделий медицинского назначения аптечного ассортимента для осуществления централизованных тендерных закупок”

20. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22 декабря 2003 г. № 51 “Об утверждении Инструкции о порядке формирования и применения тарифов на платные медицинские услуги”

21. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30 июня 2003 г. № 31/105/142, Министерства финансов Республики Беларусь от 30 июня 2003 г. № 31/105/142, Министерства экономики Республики Беларусь от 30 июня 2003 г. № 31/105/142 “Об утверждении Инструкции о порядке учета расходов на оказываемые платные медицинские услуги в организациях здравоохранения, финансируемых из бюджета”

22. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16 мая 2003 г. № 23 “Об утверждении норм диагностических и лечебно-реабилитационных услуг (процедур) в области санаторно-курортного лечения”

23.   Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 21 октября 2002 г. № 73 “Об утверждении норм оснащения мягким инвентарем в государственных организациях здравоохранения Республики Беларусь”

24.   Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 июня 2002 г. № 39 “Об утверждении перечня медицинских работников, привлекаемых к оказанию медицинской помощи в экстренных случаях”

25.   Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10 июня 2002 г. № 29 “Об утверждении Положения о порядке оказания медицинской помощи гражданам Республики Беларусь вне места их жительства”

26.   Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 3 апреля 2002 г. № 19 “Об утверждении Положения о порядке обеспечения инвалидов, а также пенсионеров и иных категорий граждан, которые не являются инвалидами, но по медицинским показаниям нуждаются в средствах реабилитации, техническими средствами социальной реабилитации, выделяемыми бесплатно или на льготных условиях органами здравоохранения”

27.   Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 31 января 2001 г. № 5 “Об утверждении перечней учреждений, на базе которых проводятся медицинские, технические испытания, гигиенические исследования изделий медицинского назначения и медицинской техники”

28.   Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 5 сентября 2000 г. № 39 “Об улучшении организации медицинского, лекарственного и санаторно-курортного обеспечения инвалидов и участников Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним по льготам”

29.   Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 8 августа 2000 г. № 33 “О порядке проведения обязательных медицинских осмотров работников”

30.   Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 5 апреля 2000 г. № 6 “О сокращенной продолжительности рабочего времени работников организаций здравоохранения любых организационно-правовых форм собственности”

31.   Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 14 марта 2000 г. № 2 “О перечне лекарственных средств, не подлежащих реализации из аптечных учреждений и предприятий на льготных условиях и бесплатно”

32.   Постановление Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2001 г. № 52 “Об утверждении, введении в действие и отмене классификаторов и руководящих документов”

33.   Постановление Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь от 22 июля 1998 г. № 10 “Об утверждении, введении в действие, изменении и отмене государственных стандартов и классификаторов”

34.   Постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 13 октября 2006 г. № 275 “Об утверждении Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в органах внутренних дел Республики Беларусь и внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь”

35.   Постановление Министерства обороны Республики Беларусь от 13 июля 2005 г. № 27 “Об утверждении штатных нормативов медицинского и фармацевтического персонала военных госпиталей”

36.   Постановление Министерства обороны Республики Беларусь от 2 ноября 2004 г. № 64 “Об утверждении Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Республики Беларусь”

37.   Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 марта 2006 г. № 38 “Об утверждении перечня “Виды работ с вредными и (или) опасными условиями””

38.   Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 30 июня 1998 г. № 60 “Об утверждении Разъяснения о порядке применения Списков N 1 и N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение”

39.   Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 4 сентября 1995 г. № 74 “Об утверждении Методики проведения аттестации рабочих мест по условиям труда”

40.   Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 29 июля 1994 г. № 89 “О списке производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени и дополнительный отпуск”

41.   Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 21 ноября 2001 г. № 186 “Об утверждении Временного республиканского классификатора основных средств и нормативных сроков их службы”

42.   Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 августа 1999 г. № 254 “Об утверждении Правил проведения клинических испытаний лекарственных средств”

43.   Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 ноября 1998 г. № 305 “О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике неинфекционных заболеваний и выполнения программы СИНДИ”

44.   Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 августа 1998 г. № 236 “Об утверждении перечней учреждений, на базе которых проводятся клинические испытания и лабораторные исследования лекарственных средств”

45.   Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 14 января 1994 г. № 14 “О номенклатуре специальностей для аттестации среднего медицинского персонала и номенклатуре должностей среднего медицинского персонала в учреждениях здравоохранения системы Минздрава Республики Беларусь”

46.   Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 декабря 1993 г. № 309 “Об улучшении службы лучевой диагностики и лучевой терапии”

47.   Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 31 мая 1993 г. № 102 “О создании в республике службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях”

48.   Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 мая 1993 г. № 94 “О нормативах потребления этилового спирта для учреждений здравоохранения, образования и социального обеспечения Республики Беларусь”

49. Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 8 февраля 1993 г. № 24 “О штатных нормативах учреждений охраны материнства и детства”

50. Приказ Министерства обороны Республики Беларусь от 2 июня 2004 г. № 18 “Об утверждении Инструкции о порядке сбора, учета, отчетности, хранения, сдачи лома и отходов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, в Вооруженных Силах Республики Беларусь”

Специальные НПА (по проблемам стоматологии)

51. Постановление Министерства обороны Республики Беларусь от 18 ноября 2004 г. № 70 “Об утверждении Инструкции о порядке оказания стоматологической помощи в Вооруженных Силах Республики Беларусь в мирное время”

52. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 8 февраля 2002 г. № 6 “Об утверждении перечней категорий граждан, имеющих право на бесплатное зубопротезирование”

53. Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 октября 1997 г. № 274 “Об улучшении оказания челюстно-лицевой хирургической помощи населению Республики Беларусь”

54. Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29 августа 1996 г. № 157 “Об утверждении Инструкции о порядке сбора, учета, хранения, переработки драгоценных металлов в сплавы, применяемые при зубопротезировании”

55. Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10 октября 1994 г. № 228 “О техническом контроле и аттестации участков, занимающихся нанесением покрытий на металлические зубные протезы”

56. Постановление Государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь от 25 ноября 2005 г. № 13 “Об утверждении Инструкции о порядке оказания стоматологической помощи в пограничных войсках Республики Беларусь в мирное время”

Б. Перечень приказов ведомственного характера, не включенных в Национальный реестр нормативных правовых актов Республики Беларусь (по материалам Единого Каталога БелЦМТ «Нормативные правовые акты Министерства здравоохранения Республики Беларусь»), 1998–2006 гг.

1.     Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 08.09.06 № 689 «Об утверждении порядка ведения, заполнения, хранения форм первичной медицинской документации в стоматологии»

2.     Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22.08.06 № 658 «Об утверждении форм первичной медицинской документации в стоматологии»

3.     Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 19.07.06 №584 «О создании экспертной комиссии для оценки конкурсных предложений по приобретению установок стоматологических»

4.     Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 03.08.06 № 430 «Об утверждении прейскуранта на оказание стоматологических услуг»

5.     Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 19.04.06 № 296 «Об утверждении Дополнения 2 к Уставу государственного учреждения «Республиканская клиническая стоматологическая поликлиника»

6.     Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17.03.06 № 192 «О проведении республиканской научно-практической конференции «Современные технологии в диагностике и лечении зубочелюстно-лицевых аномалий»

7.     Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17.03.06 № 190 «О комиссии по пересмотру технических характеристик работ, норм времени, норм расхода материалов на выполнение платных медицинских стоматологических услуг»

8.     Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 14.12.2005 № 749 «О мерах по совершенствованию деятельности стоматологической службы»

9.     Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.11.05 № 695 «О создании профильной клинической комиссии для разработки клинических протоколов диагностики и лечения стоматологических больных»

10.   Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 18.10.05 № 608 «О клинических базах кафедр инфекционных болезней, общей стоматологии и детской стоматологии БелМАПО»

11.   Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13.10.05 № 599 «О создании комиссии по пересмотру «Единых ведомственных норм времени и расценок на зуботехнические работы»

12.   Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13.10.2005 № 598 «О создании комиссии для разработки предложений по перечню стоматологических услуг государственных минимальных социальных стандартов»

13.   Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12.09.2005 № 507 «О проведении республиканского совещания по актуальным вопросам деятельности стоматологической службы Республики Беларусь»

14.   Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15.08.05 № 453 «О работе ГУ “Республиканская клиническая стоматологическая поликлиника” в условиях новой медико-экономической модели»

15.   Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 04.07.05 № 384 «О продлении срока работы Белорусского Сотрудничающего Центра EACMFS по челюстно-лицевой хирургии»

16.   Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12.04.05 № 144 «О проведении проверки организации оказания стоматологической помощи субъектами предпринимательской деятельности, оказывающими стоматологические услуги»

17.   Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 08.02.2005 г. № 28 «Об утверждении штатных нормативов медицинских работников стоматологических (детских стоматологических) поликлиник»

18.   Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22. 07. 2004г. № 187 «Об утверждении Дополнения 1 к Уставу государственного учреждения «Республиканская клиническая стоматологическая поликлиника»

19.   Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 23. 07. 2003г. № 127 «Об утверждении Перечня основных видов стоматологических работ, выраженных в условных единицах трудоемкости»

20.   Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 19. 03. 2003г. № 48 «О присвоении статуса клинического учреждения учреждению «Гомельская городская больница скорой медицинской помощи» и Витебской городской стоматологической поликлинике»

21.   Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17.03.2003 № 47 «Об утверждении Положения о системе оценки и контроля качества стоматологической помощи в организациях здравоохранения Республики Беларусь»

22.   Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 09. 01. 2003г. № 10 «О контроле за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих нанесение защитно-декоративных покрытий на металлические зубные протезы»

23.   Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17. 07. 2002г. № 113 «О поэтапном переходе к организации стоматологической помощи по принципу врача-стоматолога общей практики»

24.   Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 06. 03. 2002г. № 42 «О мерах по улучшению ортопедической стоматологической помощи»

25.   Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 06. 03. 2002г. № 41 «О дополнении к приказу Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 21. 09. 2000 г. № 187 «О мерах по совершенствованию организации работы стоматологической службы Республики Беларусь»

26.   Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 04. 01. 2002г. № 1 «Об открытии отделения «Зуболечебное дело в Слуцком медицинском училище»

27.   Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 07. 08. 2001 г. № 216 «Об открытии отделения «Зуболечебное дело» в Молодечненском медицинском училище»

28.   Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15.03. 2001 г. № 60 «Об открытии стоматологического факультета в Витебском государственном медицинском университете и медико-профилактического факультета в Гомельском государственном медицинском институте»

29.   Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 18.01. 2001 г. № 13 «О коэффициентах для перерасчета заработной платы работников зубопротезных подразделений организаций здравоохранения системы Министерства здравоохранения»

30.   Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.12. 2000г. № 313 «О дополнениях к приказу Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 21.09.2000 г. № 187 “О мерах по совершенствованию организации работы стоматологической службы Республики Беларусь»

31.   Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.09. 2000г. № 229 «О дополнениях к приказу Министерства здравоохранения от 21 июля 2000 г. № 287 “О мерах по совершенствованию организации работы стоматологической помощи Республики Беларусь”»

32.   Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 26.09.2000 № 226 «Об утверждении Инструкции по заполнению амбулаторной карты стоматологического здоровья ф. № 043/у-98»

33.   Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 21.07. 2000г. № 187 «О мерах по совершенствованию организации работы стоматологической службы Республики Беларусь»

34.   Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 24.02. 2000г. № 65 «О дополнительных мерах по организации платных медицинских услуг в стоматологии»

35.   Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 07.02. 2000г. № 40 «Об изменениях и дополнениях (новая редакция) Устава Республиканской клинической стоматологической поликлиники»

36.   Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 31.01. 2000г. № 30 «О состоянии и мерах по улучшению стоматологической помощи населению республики, улучшению работы по профилактике кариеса»

37.   Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30. 08. 1999г. № 268 «О внесении изменений в Инструкцию о порядке сбора, учета, хранения, переработки драгоценных металлов в сплавы, применяемые в зубопротезировании»

38.   Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20. 07. 1999г. № 228 «О введении в учебный процесс медицинских училищ новых учебных планов по специальностям: М 02. 02. 00 «Зубопротезное дело», М 02. 01. 00 «Зуболечебное дело», М 03. 01. 00 «Сестринское дело»

39.   Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30. 03. 1999г. № 95 «О реорганизации научно-производственного центра «Стоматология»

40.   Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 26. 02. 1999г. № 65 «О продлении срока работы Белорусского сотрудничающего Центра Европейской Ассоциации черепно-челюстно-лицевой хирургии»

41.   Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 09.12.1998 г. № 338 «О научно-производственном центре “Стоматология”»

42.   Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 04.12.1998г. № 332 «О коэффициентах перерасчета заработной платы работников зубопротезных подразделений учреждений здравоохранения системы Минздрава Республики Беларусь».

43.   Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 01.12.1998 г. № 327 «О введении учебного плана специальности М02.01.00 “Стоматология” в учебный процесс Минского медицинского института».

44.   Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.11.98. № 322 «О мерах по повышению эффективности стоматологической службы в Республике Беларусь».

45.   Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 09.07.98. № 194 «О введении в практику стоматологических учреждений, отделений и кабинетов амбулаторной карты стоматологического здоровья ф. №943/у-98».

46.   Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 19.01.98. № 19 «О мерах по улучшению оказания стоматологической помощи населению Республики Беларусь».

 Современная стоматология. – 2007. – №1. – С. 101-112.

Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.

Содержание » Архив »

Разработка сайта: Softconveyer