Врач-стоматолог в своей практике выполняет эстетические работы, связанные с созданием более или менее сложных объемных конструкций, которые требуют пространственных измерений: высоты, ширины, толщины.
Умение объективно воспринимать формы, размеры, рельеф можно рассматривать как первый этап освоения навыков воссоздания основных параметров предмета. Это положение в полной мере относится к стоматологическому объекту — зубу.
Поскольку зрительное восприятие деталей предмета является условно-рефлекторным процессом, навыки оценки и воссоздания объемных форм можно совершенствовать в процессе обучения или трудовой деятельности. В любом случае специалисту требуется определенный минимум теоретических знаний, понятий и терминов в области формообразования.
Так, под объемом предмета понимают его трехмерную величину, ограниченную поверхностью. Человек чаще всего не задумывается над тем, по каким признакам он отличает плоские фигуры от объемных тел. Знание законов геометрической оптики позволяет понять механизмы формирования образов, являющихся объектом зрительной рецепции. А именно: геометрические тела по своей светотеневой композиции отличаются от плоских поверхностей, которые не имеют своих теней. Свет и тени располагаются в соответствии с рельефом и зависят от размещения источника освещения.
Рельеф (от итальянского relievo — выступ, выпуклость) обладает трехмерными характеристиками, причем глубинное измерение несколько условно. Особенностью рельефа является органическая связь с плоскостью. Изображение на гладкой поверхности в целом не разрушает плоскость, а как бы стелется параллельно фону. Примером может служить зубная дуга — выпуклая поверхность, на которой выстоят вестибулярные участки зубов. Рельеф позволяет ощутить последовательность ритмических изменений деталей, как бы развитие, гармонию постановки зубов.
При этом оптимальное освещение подчеркивает рельефные линии, позволяет объективно оценить особенности макро- и микрорельефа поверхности. На восприятие объемных характеристик влияет характер освещения, направление лучей. Так, слабый световой поток не выявляет мелкие детали, равно как яркий свет сглаживает переходы, выступы. В результате при визуальной оценке рельеф поверхности как бы уплощается. При направлении лучей света только с одной стороны объекта затеняются другие поверхности, что искажает видимые объемные параметры. Таким образом, при неадекватном освещении возникают зрительные иллюзии восприятия объема тела и рельефа поверхности, которые проявляются, в частности, при изучении поверхностей зуба.
Основные законы геометрической оптики описывают механизмы образования светотеней, которые позволяют воспринимать зрительный образ объемного тела.
Отражение света от плоской гладкой (зеркальной) поверхности можно представить следующим образом. При равномерном рассеянном освещении, когда источник расположен далеко от объекта, лучи идут практически параллельно. От всех точек поверхности они отражаются одинаково, обеспечивая равномерное освещение.
Если источник света расположен близко к объекту, лучи идут в виде пучка, поверхность освещается неравномерно, меньшее количество света попадает на участки, лежащие дальше всего от источника освещения (рис. 1).
Рис. 1. Неравномерное освещение объектов в зависимости от расположения и расстояния от источника света
Зрительный анализатор поглотит больше лучей от ярче освещенной области, что повлияет на восприятие объема. На поверхности, освещенной косым скользящим пучком света, образуется полутень, на самом темном участке располагается собственная тень, изменяющие рельеф и объем в зрительном ощущении.
В практике стоматолога положение зуба в дуге может существенно влиять на его освещенность, а значит, и оптическое восприятие. Коронка будет казаться меньшей при оральном расположении или более крупной при вестибулярном положении. Размещение теней также зависит от взаимного расположения зубов и окружающих тканей.
Лежачее положение пациента в кресле приведет к изменению по отношению к обычному угла падения и отражения лучей, что может сказаться на освещенности поверхностей зуба и восприятии размеров. Зуб при этом будет казаться укороченным (рис. 2).
Рис. 2. При лежачем положении пациента режущий край освещен более интенсивно, чем пришеечная область. Вертикальные размеры зуба зрительно уменьшены
Если рельеф поверхности лучше выявляется при рассеянном свете, то близкое расположение источника освещения подчеркивает светотени: отдаленные участки будут темнее, что усилит ощущение объемности тела.
Таким образом, взаимодействие света с тканями зуба обнаруживает сложный рельеф поверхности, который отражает лучи в различных направлениях. При этом свою картину восприятия формируют освещенные объемные формы, в частности выпуклая вестибулярная поверхность. На макрорельеф наслаивается отображение микрорельефа. Выступают валики, бугорки, перикимы. Западают борозды, углубления, фиссуры.
Изображение простейших формв виде плоских фигур — этап, переходный к формированию умения различать в сложных предметах простейшие формы — элементы композиции.
При обучении стоматологов используются задания по зарисовке различных поверхностей зуба: вестибулярной, оральной, проксимальной (рис. 3), которые приводятся к конкретной геометрической форме. Обучение начинается с зарисовок простейших геометрических фигур (плоских тел), таких как квадрат, ромб, круг, с последующим усложнением задания.
Рис. 3. Учебный рисунок центрального резца в разных проекциях
Далее осваиваются навыки изображения на плоскости срезов объемных предметов (горизонтальные срезы зубов на уровне шейки, экватора; вертикальные — саггитальный, фронтальный и т.д.).
Следующий этап — изображение на плоскости простых объемных предметов. Тела, имеющие грани (куб, пирамида), рисуют в виде плоских фигур с гранями. При этом показывают не только видимые грани тела. Необходимо учитывать и стороны, скрытые от глаз. Без ощущения конструкции в целом предмет будет казаться плоским, поэтому объемные фигуры изображаются так, будто они прозрачные, т.е. видны все их грани и плоскости. Объем также можно изобразить, учитывая законы перспективы.
Перспектива (от латинского perspicere — смотреть сквозь, правильно видеть). Чтобы понять значение этого термина, рассматривают с определенной точки зрения закономерности перспективного изменения формы одного или группы предметов, видимых через прозрачное стекло, поставленное на некотором расстоянии. Линии очертаний видимых объектов точно проецируются на плоскость стекла (рис. 4).
Рис. 4. Построение геометрических тел с учетом перспективы
Два одинаковых предмета одной величины, расположенные на разном расстоянии от глаз, покажутся разными: тот, что ближе к глазу, — больше, тот, что дальше, — меньше. По мере удаления предмет будет казаться меньше, чем ближний, и наоборот. Это хорошо прослеживается на примере с двумя бильярдными шарами (рис. 5).
Рис. 5. Изменение цвета и размеров бильярдных шаров в зависимости от положения наблюдателя
Все горизонтальные линии, если продлить их, сойдутся на линии горизонта в точке. Отсюда становится очевидным одно из важнейших правил перспективы: параллельные линии предметов сходятся в одной точке. Точки, в которые сходятся удаляющиеся параллельные линии, называются точками схода.
При изображении куба намечается линия горизонта и определяется точка схода, остается только направить к ней все линии сторон куба (рис. 6).
Рис. 6. Перспективное изображение куба
Тела, имеющие округлые формы, изображаются при помощи светотеней. Причем учитываются как тени, отбрасываемые на плоскость, так и образующиеся на самом объекте (рис. 7).
Рис. 7. Расположение светотени на объемном предмете
После приобретения умений визуального восприятия объемных форм и изображения их с помощью специальных приемов на плоскости приступают к освоению навыков воспроизведения трехмерных тел, используя материалы, способные сохранять постоянный объем. Они могут быть твердыми или пластичными. Подобная техника хорошо изучена и воплощается при создании скульптурных форм.
Скульптура (от латинского sculpere — вырезать) в узком смысле слова понималась раньше как ваяние, высекание, рубка, вырезание, т.е. снятие слоев материала (мрамора, камня, дерева). Под пластикой (от греческого pladzein – лепить) в узком смысле понималась лепка из глины, воска, т.е. прибавление, наращивание объема. В обоих случаях предполагается достижение объемно-пластической, трехмерной формы.
Восприятие объема отличается активностью, умением как бы прощупывать форму глазами, определять выпуклости или впадины. Способность восприятия объема требует постоянного развития. При этом свет и тень служат средством выявления пластической сущности геометрического тела.
Самое сложное в компоновании объемных форм — это создание органической композиции, в которой нельзя нарушить ни одной детали. Поэтому особо трудной для решения задачей является сочетание объемов и плоскостей с мелкими деталями. Рассмотрение объекта на расстоянии должно показывать его целостность, а ближняя точка зрения требует завершенности и выразительности. Гармония, пропорциональность и согласованность деталей создают единое целое. Так, на фоне зубной дуги глаз самопроизвольно центрируется на элементах: зуб, режущий край, межзубный сосочек и т.д.
Производным от формы и деталей, которые не видны сами по себе на расстоянии, однако обеспечивают выявление тонкостей объемных тел, является силуэт. Например, создание мелкого рельефа позволит выразить нюансы светотени. Ритм повторяющихся форм будет восприниматься глазом как гармония. Горизонтальные и вертикальные размеры объекта подчеркнут округлость форм.
Большое значение имеет пропорциональность размеров объекта и элементов фона, а также пространства, в котором он располагается.
Чрезвычайно важен и сложен вопрос выбора материала, который обеспечит связь формы и содержания. Однако нельзя воспринимать это слишком упрощенно. Удачно выбранный материал не может быть гарантией успеха, если специалист не владеет техникой работы и не знает особенности восприятия глазом ее результатов. В итоге стоматолог, как и скульптор, для достижения цели выбирает материал, который отвечает эстетическим требованиям и противостоит разрушительному действию окружающей среды (керамика, композит), а на промежуточных этапах использует пластичные материалы (воск, гипс, оттискные массы) (рис. 8).
Рис. 8. Смоделированный из композита моляр
На этапе создания реставрации форму зубов человека необходимо разделить на нескольких простых геометрических тел, которые могут не иметь четких очертаний, поскольку присутствующие на поверхности выступы, впадины, шероховатости затрудняют их восприятие. Тем не менее при внимательном анализе объемных характеристик зуба просматриваются геометрические формы, которые приближены к цилиндру в пришеечной области, конусу — в области бугров жевательных зубов, уплощенной призме — в области режущего края (рис. 9).
Рис. 9. Изображение моляра, составленного из нескольких объемных геометрических тел
Таким образом, будучи составлеными из сочетаний различных объемных тел, зубы представляют собой сложный предмет, цельная конструкция которого, как правило, скрыта от глаз и выявляется лишь по отдельным характерным признакам.
По мере освоения навыков воссоздания простых элементов можно переходить к моделированию более сложных, сочетающих две геометрические формы, например цилиндра и конуса.
Моделирование зубов предусматривает методичное и последовательное обучение манипуляциям с переходом ко все более сложным действиям, включающим объединение двух и более геометрических форм с учетом того, что поверхности зубов образованы изогнутыми плоскостями.
Алгоритм действий можно представить следующим образом.
Изображение зуба начинают с начертания основных параметров общей формы (рис. 10).
Рис. 10. Основные геометрические формы центральных резцов
Проведя центральную ось вращения, намечают на ней общую высоту зуба, затем определяют ширину, соотнося ее с высотой. Наметив основные размеры, переходят к определению пропорции высоты коронки по отношению к высоте зуба и его пришеечного отдела, состоящего из цилиндра и конических поверхностей бугров.
Построив общее изображение объемной формы зуба, следует приступить к уточнению его деталей.
Наряду с общим подходом учитывают особенности строения зуба в зависимости от групповой принадлежности. Так, при воспроизведении группы резцов формируют медиальные и латеральные углы коронки в соответствии с признаками угла. Макрорельеф поверхности обеспечивается воспроизведением эмалевых валиков зубов. Затем подчеркивают контуры придесневой области, степень кривизны коронки, очертания режущего края.
У клыков воссоздают конусовидную коронку, признак кривизны коронки, закругленный дистальный угол, больший по величине, чем медиальный (рис.11).
Рис. 11. Учебный рисунок зубов разной групповой принадлежности
В группе премоляров обязательным является соблюдение соотношения вестибулярно-язычного и мезиально-дистального размеров коронки, на верхних премолярах возможно воссоздание «обратного» признака кривизны коронки. Обращают внимание на то, что между вестибулярным и язычным буграми могут быть дополнительные промежуточные бугорки (рис.12).
Рис. 12. Изображение премоляра в разных проекциях
У моляров восстанавливают бугры, оформляют окклюзионную поверхность, уделяя внимание моделированию фиссур, краевых валиков и ямок, скатов бугров.
Закреплению полученных навыков помогут упражнения над построением зуба в разных проекциях. Изображая зубы, следует обратить внимание на их пропорциональные соотношения — как друг к другу, так и каждого зуба в отдельности.
Стоматологи, усвоив закономерности основного построения формы зуба, могут без особого труда построить изображение всей зубной дуги и отдельно стоящих зубов разной групповой принадлежности.
Достижение высокого качества реставраций может быть обеспечено путем последовательного освоения навыков формообразования. Обучение включает несколько этапов. На первом важно научиться объективно оценивать восприятие формы, размеров и рельефа различных зубов. Чтобы научиться воссоздавать объемно формы, сначала стоматологи рисуют простейшие формы в виде плоских фигур, после чего осваивают навыки изображения на плоскости срезов объемных предметов, в том числе зубов. На следующем этапе приступают к воспроизведению объема трехмерных тел, а в дальнейшем — зубов. Последний этап обучения включает моделирование зуба в 3D проекции, воссоздание особенностей групповой принадлежности зубов, макро- и микрорельефа, индивидуальных черт, а также послойное воспроизведение дентина и эмали в зависимости от возрастных изменений морфологии зубов пациента.
Современная стоматология. – 2005. – №4. – С. 16-19.
Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.