Общая картина стремительно меняющегося мира подтверждает пророчество великого французского антрополога Леви-Стресса: "Двадцать первый век будет веком гуманитарных наук — или его не будет". Составной частью культурного наследия человечества является медицинская наука, которая также нуждается в гуманитарном подходе. Совершенствование медицинской деятельности невозможно без воспитания высоких нравственных качеств у будущего врача.
Проблему формирования высоконравственной личности в разные периоды своей истории человечество пыталось решать по-разному, опираясь либо на семью, либо на общество и государство, либо на религию. Итогом многовекового постижения сущности нравственности могут служить два полярных высказывания — И. Канта: "Две вещи больше всего удивляют меня. Это — звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас" и А. Гитлера: "Я освобождаю вас от химеры, называемой совестью".
И в наше время, время радикальных социальных преобразований, к сожалению, отмеченное падением нравственных устоев и "консолидацией зла" в обществе, задача воспитания высоконравственной личности, посвятившей себя гуманнейшей из профессий — врача, приобретает особое значение. Однако ее решение сдерживает, на наш взгляд, ряд существенных факторов, влияющих на качество образования и воспитания в медицинских вузах и не вписывающихся в общую культуру современного мира. Поэтому мы считаем необходимым остановиться на этих факторах.
В нашей стране долго не признавалась генетика, популяционная генетика (за интерес к ней поплатились жизнью многие ученые). Культивировалось сдержанное отношение к некоторым разделам биологии, фундаментальной, прикладной и социальной психологии. Но именно этим наукам предстоит развивать представления об истоках нравственных начал. Еще предстоит ответить на вопросы, в какой степени жизнь индивида подчинена существованию вида; насколько естественное стремление к сочувствию, сопереживанию, взаимопомощи, жертвенности, социальной гармонии является выражением врожденного инстинкта видосохранения; какие социальные факторы способствуют формированию долга как внутреннего побуждения личности, ее мотива; в какой степени ощущение каждым человеком различия между должным и сущным, именуемое совестью, обусловлено биологическими и социальными факторами.
Длительное время социология и основы права преподавались в искаженном, деформированном виде, а этику относили к "буржуазным" наукам [5]. Считалось, что специфическими методами воспитания можно сформировать необходимый человеческий материал. При этом некоторым гуманитарным дисциплинам отводилась второстепенная роль, и даже такие необходимые для будущих студентов предметы, как психология и логика, были исключены из программы общеобразовательной средней школы. Результатом изучения узконаправленных специальных предметов явилось формирование личности образованной, но малопросвещенной. Под просвещенностью следует понимать культурное формирование личности, становление которой невозможно без приобретения общечеловеческого опыта во всех областях деятельности, широты взглядов. Образование формирует не только стиль мышления, качественная специфика которого определяется личностными особенностями учащегося, педагогической системой и социальным влиянием, но и основы научного мировоззрения, потребность в самообразовании и интеллектуальной деятельности, закладывает фундамент культурного развития личности [6, 7]. Недостаточное ее культурное развитие приводит к бездуховности, к отсутствию постоянного стремления к самосовершенствованию, а отсутствие духовности — к снижению нравственности (Д.С. Лихачев), роль которой и в сфере профессиональных отношений людей трудно переоценить. Это особенно заметно в профессиональной деятельности, протекающей в экстремальных условиях, когда профессиональная ошибка приводит к собственной гибели или гибели зависимых от профессионала людей [12]. К такого рода деятельности в полной мере относятся и медицинские профессии, поэтому высоконравственные отношения в медицинской среде приобретают особое значение. Примером постоянного стремления человечества к высоконравственным основам врачевания может служить "Клятва Гиппократа", являющаяся основой медицинской деонтологии. Однако и в воспитании личности медицинского работника на основе высоконравственных принципов имеется ряд проблем, на которых считаем необходимым остановиться.
1. Формируя деонтологические навыки у студентов 4-6 курсов лечебного факультета при изучении ими различных разделов хирургических болезней, мы провели анонимный письменный опрос для выявления исходного уровня этических знаний, полученных студентами за все годы обучения, включая среднюю школу. Предлагалось сформулировать понятия "этика", "мораль", "нравственность", "деонтология", "хирургическая деонтология". При этом необходимо было дать их точное научное определение, а при возникших затруднениях — сформулировать ответ исходя из собственных представлений или отказаться от ответа. В результате только один студент из 184 опрошенных ответил, что мораль есть форма общественного сознания, которая на основе принципов, идей и норм регулирует отношения людей в обществе, что нравственность — это мораль, ставшая внутренней потребностью личности, что этика — это наука о морали, а деонтология — профессиональная этика. Студенты, сумевшие более или менее правильно определить одно или два понятия, составили лишь 8%. 72% студентов мы поставили оценку "удовлетворительно" за неправильные, но оригинальные суждения. Остальные затруднились ответить или ответы были некорректными. Таким образом, очевидна несостоятельность почвы, на которую должны упасть семена деонтологических знаний, а в последующем — умений и навыков.
2. Однако это не единственная трудность. В основах трактовки некоторых принципов деонтологии и ее содержания имеется ряд нерешенных вопросов.
А) Во многих источниках и методических руководствах для студентов медицинская деонтология предстает как руководство, созданное на основании эмпирического метода, и определяется как "учение о должном" или (о хирургической деонтологии) "совокупность знаний в интересующей нас области и надлежащее осуществление их в хирургической практике" [5]. Налицо неполнота первого понятия, так как долг не исчерпывает все категории нравственности. Очевидна также и неопределенность, "размытость" второго суждения. При этом не исключено, что академик Н.Н. Петров, в 1943 г. давший эти определения, находился под давлением идеологического пресса того времени, а поэтому не мог написать иначе, как: "В медицине буржуазных стран это понятие отождествляется с так называемой "врачебной этикой". Будучи не только крупным ученым, но и глубоко нравственным человеком, он все же указал работу А. Молля "Врачебная этика. Обязанности врача во всех отраслях его деятельности", изданную в Санкт-Петербурге в 1903 г., предоставив возможность читателю самому решать, где находится истина. Последующие руководства по медицинской деонтологии [9], являясь компилятивными по сути, повторяют определения, сформулированные в первоисточнике. При этом авторы лишают деонтологию полноты этического содержания, а суждение, что "речь идет не только о чисто профессиональных обязанностях, но и о нравственных аспектах, духовности, человечности", также не исчерпывает всего глубинного смысла ее содержания. Мы же исходим из того, что так называемое "должное" (или долг) является лишь отдельной категорией этики и поэтому не может вместить или заменить собой всего спектра принадлежащих ей понятий. Именно поэтому мы считаем, что деонтология должна определяться только как профессиональная этика.
Б) Во всех известных нам руководствах по деонтологии рекомендуется перечень (в основе верный) характерологических качеств медика. Но инструкцией невозможно предусмотреть всех неожиданных обстоятельств, в которых оказывается медицинский работник, предугадать тонкости межличностных отношений с коллегами, больными и их родственниками, предопределенные особенностями профессионального общения. Поэтому деонтология должна рассматриваться не как следование инструктивным указаниям, а как моральная потребность личности медика. Долг его — внутренняя, постоянная и осознанная необходимость.
В) При этом авторы не разделяют необходимые в медицинской профессии качества личности по психологическим и этическим ее особенностям. Однако известно, что человеческий фактор как система психологических, психофизиологических, социально-психологических свойств и возможностей человека, проявляющихся при взаимодействии между людьми в процессе общего труда и людьми, являющимися объектом профессиональной деятельности, оказывает существенное влияние на ее эффективность [4] и в конечном итоге должен предопределять подбор, а в последующем образование и воспитание будущего медицинского работника в строгом соответствии с требованиями профессиональной медицинской этики.
Г) В основе медицинской деонтологии должны лежать не отдельные категории морали — "не навреди", бескорыстность, самоотверженность и т.п., а основополагающий принцип: "Все люди рождаются свободными и равными в их достоинстве и правах". Последующие категории морали должны быть основаны на этом, и, следовательно, деонтологические конструкции должны вытекать из этого принципа и подчиняться ему.
Д) Не должно иметь место встречающееся в медицинской практике узкое, корпоративное [1] толкование деонтологии, выражающееся в круговой поруке, в сокрытии врачебных ошибок, обусловленных субъективными причинами: самоуверенностью, пренебрежением к мнению коллег, увлечением хирургической техникой и т.п. Образно говоря, вместо принципа (в небиблейском его понимании) "не судите, да не судимы будете" должно восторжествовать убеждение: "судите себя сами, и не будете судимы".
Е) Многие вопросы медицинской деонтологии, например право больного на знание истинного диагноза, критериев использования донорских тканей и органов, длительного замещения важнейших жизненных функций организма, применения возможностей развивающейся хирургии сердца и реанимации, а также правовая защищенность медицинского работника от посягательств на его честь и достоинство и т. д. должны быть переведены из плоскости деонтологической в плоскость юрисдикции и государственного права [1, 3]. "Это значит, что все общественные отношения, возникающие в сфере охраны здоровья и оказания медицинской помощи населению, должны быть законодательно оформлены в виде прав, обязанностей и ответственности всех участников этой деятельности: государства, граждан, юридических и физических лиц, пациентов и медицинских работников" [10]. В них должны быть отражены права пациентов на доступность и качество медицинской помощи, право на полную информацию [12], добровольное согласие или отказ от медицинского вмешательства, участия студентов в лечебном процессе, применения новых методов лечения и т.п., а также нормы индивидуальной ответственности врача и лечебных учреждений [10, 11]. При этом в основу законодательства должен быть положен принцип справедливого регулирования отношений пациентов и медицинских работников, ибо право — это узаконенная справедливость, а узаконенная несправедливость — бесправие.
3. Для дальнейшего совершенствования общения медицинских работников с больными методом анонимного опроса 336 больных хирургического стационара мы выяснили, какие качества медицинского работника и конкретно врача-хирурга для них предпочтительны. Формулировка этих качеств была произвольной и предлагалась самими респондентами. Группировка полученных ответов позволила разделить эти качества на этические: доброта, чуткость, внимание к больному, умение выслушать, человечность, отзывчивость; психологические: спокойствие, уравновешенность, аккуратность, жизнерадостность, чувство юмора, общительность; профессиональные: профессионализм, медицинская грамотность и высокая хирургическая техника. Большинство опрошенных (64%) назвали черты личности медицинского работника, относящиеся к этическим категориям. Другая часть опрошенных (22%) отметила психологические черты. И только 10% предпочли высокий профессионализм. Остальные ответы признаны некорректными.
Ответы на вопрос: "Какие качества врача-хирурга для Вас наиболее важны?" также распределились на группы: 37% больных указали на необходимость высокого профессионализма; предпочтение этическим качествам врача-хирурга отдали 29% больных; 21% опрошенных первостепенными считают привлекательные психологические качества. Это не означает, что респонденты последней группы отрицают необходимость наличия высокой нравственности у хирурга. Они отвели ей лишь второе место. В то же время предпочтение нравственным и психологическим качествам больные отдают при оценке медицинских работников среднего и младшего звена. Это подтверждает суждение, что одни нуждаются во враче-утешителе, других привлекает деловой специалист.
Известно, что психологическое напряжение, испытываемое больным перед операцией, меняет его поведенческую реакции», что также должно учитываться медицинским персоналом в осуществлении деонтологического подхода к лечению больного. Практика показывает, что больные, нуждающиеся в оперативном вмешательстве, требуют исключительно бережного к ним отношения. Особенно это относится к пациентам, которым необходимо экстренное хирургическое вмешательство, так как у них ограничено время для самоподдержки, поддержки окружающих и родственников [12]. Сказанное выше подтверждено данными письменного анонимного опроса. Было выяснено, какие переживания испытывали больные перед операцией. Ответы распределились на три группы. В 1-й группе преобладали отрицательные эмоции (страх), боязнь за исход операции, во 2-й — реакции замещения ("обслуживал неходячих больных, "играл в шахматы", "пытался отвлечься" и т.п.), в 3-й выявлены больные с сильным «Я» [2, 8], хорошо сбалансированным внутренним миром ("оставался спокойным", "доверял врачам" и т.д.). Отрицательные эмоции испытывали 71,5% больных, реакции замещения выявлены у 24% опрошенных В действительности данная группа больных, видимо, более многочисленная, поскольку некоторые замещения — сублимация, проекция, интеллектуализация, рационализация, конструктивная и защитная деятельность [2, 8] — были не осознаны опрошенными. Больные с сильным «Я» [8], которым не приходится проделывать большую внутреннюю работу для обуздания эмоций, составили 4,4%. Для первых двух групп больных очень важна психологическая поддержка врача в создании необходимой концепции замещения.
Следует отметить, что профессиональная деятельность медицинских работников (особенно при оказании экстренной и неотложной помощи) также протекает в экстремальных условиях. Медицинский работник почти всегда сталкивается с фактором неожиданности события и дефицитом времени. Понимание, что допущенная профессиональная ошибка может привести к тяжелым последствиям, вплоть до гибели пациента, а самого медицинского работника — к ответственности за неблагоприятный исход лечения, вызывает значительное психологическое напряжение. Если к тому же имеет место нарушение профессиональных этических норм, то это значительно усиливает эмоциогенность ситуации, сужает поле сознания или вызывает феномен так называемого "туннельного сознания", что примитивизирует образ действия медицинского работника, снижает вероятность успеха в достижении поставленной цели. Следствием этого могут быть неправильные решения в диагностических и лечебных мероприятиях, оперативных вмешательствах, которые могут привести к непоправимым результатам, а иногда и к гибели больного. Это требует дальнейшего изучения условий активизации человеческого фактора или создания условий, способствующих оптимальному использованию физических и психических ресурсов человека путем их согласования с целью и возможностями системы, в которой функционирует медицинский работник. При разработке деонтологических принципов должны учитываться психологические механизмы, лежащие в основе принятия эффективных решений.
В Минском медицинском институте при отделе по воспитательной работе функционирует социально-психологическая служба. Изучаются мотивы выбора профессии. Выбраны и применяются адаптированные к особенностям медицинского образования методы социально-психологического тестирования слушателей подготовительного факультета и студентов. Проведен анализ системы ценностных ориентации, а также особенностей поведения студентов в конфликтных ситуациях. Изучаются коммуникативные особенности межличностного взаимодействия. Все это, при должном взаимодействии с клиническими кафедрами, должно способствовать воспитанию деонтологических умений и навыков у будущих врачей.
Таким образом, очевидна необходимость накопления психологических знаний, имеющих практическое значение по двум основным причинам. Первая находится в рамках педагогической психологии, одной из задач которой является дальнейшее совершенствование методов воспитания высокой нравственности будущих медицинских работников. Вторая лежит в границах медицинской психологии, обучение которой с последующим внедрением в медицинскую практику должно значительно повысить уровень общения, а следовательно, и культуру межличностных отношений в медицинских учреждениях, уменьшить число неоправданных конфликтов, обусловленных психологическим невежеством персонала. Следует также учитывать, что и углубленное понимание психиатрии, обязательной для изучения в медицинских вузах, невозможно без знания психологии, ибо нельзя в достаточной степени постичь патологию высшей нервной деятельности, не зная ее нормы.
Исходя из сказанного следует:
1) изменить принципы отбора поступающих в медицинские учебные заведения. При этом особое значение необходимо придать разработке и использованию способов психологического анализа структуры личности, ее психофизиологических, социально-психологических свойств и возможностей с обязательным учетом уровня интеллекта и широты знаний абитуриента, а также его нравственной ориентации;
2) ввести обязательное и глубокое изучение студентами-медиками этики и основ права;
3) усовершенствовать преподавание медицинской деонтологии. При этом для гармоничного развития личности будущего врача, широты его мировоззрения, а следовательно, культурного становления необходимо ввести обязательное преподавание медицинской психологии и факультативное изучение отдельных дисциплин из области фундаментальных и гуманитарных наук с соответствующим отражением полученных знаний в дипломе;
4) использовать методы педагогической, медицинской и социальной психологии для становления медицинской деонтологии как науки, основной задачей которой является создание шкалы приоритетов социальных потребностей медицинского работника как личности и воспитание этического способа их проявления;
5) определить точные границы между этическими и правовыми нормами, переведя некоторые из них из плоскости этической в плоскость юрисдикции и права;
6) воспитывать высокую нравственность на основе дальнейшего совершенствования психолого-педагогических и дидактических знаний;
7) создать модели (образы) специалистов, на основе которых должны быть пересмотрены учебные программы с учетом современных представлений об этических нормах и требований к ним.
Литература
1. Громов А.П. //Хирургия. –1992.– №11.– С. 11–16.
2. Джеймс У. Психология. – М., 1991.
3. Долецкий С.Я. // Хирургия. – 1992. – № 11. – С. 17–18.
4. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. – Мн., 1988.
5. Петров Н.Н. Руководство по хирургии. – М., 1962. – Т.1. – С. 90–109.
6. СаватееваД.И. Динамика формирования научного мировоззрения. – Мн., 2000.
7. Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе. – М., 1996.
8. Фресс П. , Пиаже Ж. Экспериментальная психология. – М., 1975.
9. Хирургия (пер. с англ., доп.) / Под ред. Ю.М. Лопухина и B.C. Савельева. – М., 1997.
10. Шарабчиев Ю.Т. // Мед. новости. – 2000. – № 2. – С. 50–53.
11. Шнур П.//Хирургия. – 1992.–№11.– С. 8–10.
12. Щетинин П. П., Прохоров А.В. // Здравоохранение. – 1998. – № 6. – С. 76–78.
Медицинские новости. – 2000.- №11. – С. 48-51.
Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.