Важнейшим критерием социального благополучия общества является здоровье населения. Сохранение здоровья — основная цель социальной работы, хотя в общественном сознании сохранение здоровья считается прерогативой медицины. Однако совершенно очевидно, что любые социальные услуги населению так или иначе затрагивают вопросы здоровья — касается ли это предоставления ночлега бездомным, распределения гуманитарной помощи малоимущим, оказания помощи престарелым и др. Все это помогает человеку выжить в тех условиях, в которых он оказался, а значит, положительно воздействует на здоровье. Именно поэтому разделение понятий "социальные услуги" и "медицинская работа" может быть только условным.
В эпоху существования СССР значительная часть социальных функций вменялась в обязанности врачебному и среднему медперсоналу участковой службы. Участковый врач и особенно участковая медицинская сестра не только занимались лечебно-профилактической работой, но и часто решали социальные проблемы своих пациентов. Причем акценты в работе участковой терапевтической и акушерско-педиатрической службы были смещены в сторону контингентов высокого социального риска. Целым рядом нормативных актов, указаний и инструкций регламентировалась частота посещений пациентов на дому, неуклонно соблюдаемый принцип преемственности не позволял больному "ускользнуть" из поля зрения медицинских работников, врач считал себя обязанным помочь "своему" пациенту с устройством в больницу, санаторий, дом престарелых и т.д.
Распад Союза ознаменовался деструктивными процессами во многих сферах экономики. Растущий дефицит бюджета обусловил нехватку финансовых средств и обострение ситуации в первую очередь в здравоохранении, финансировавшемся по остаточному принципу, а слабая моральная и материальная мотивация медицинского персонала привела к снижению качества лечебно-профилактической помощи, "инфляции" звания врача и клятвы Гиппократа.
Система государственного здравоохранения уже не в состоянии выполнять в полном объеме свои функции. Социальный компонент незаметно исчез из работы врача, а сама медицина стала постепенно приобретать все более и более "пожарный" характер. В последнее время в амбулаторном звене здравоохранения значительно уменьшился объем профилактических программ. Отмечается повсеместное ухудшение материально-технической базы для занятий физкультурой, спортом, оздоровления в летний период. Негативное влияние оказывают промышленное загрязнение окружающей среды, ухудшение качества питания, стрессовые ситуации в повседневной жизни и несовершенство психологической поддержки. Все это привело к резкому ухудшению медико-демографической ситуации в стране: заметному "постарению" населения; снижению уровня рождаемости, который не обеспечивает даже простого воспроизводства населения; росту числа хронических заболеваний, инвалидности, психических расстройств. Увеличивается количество больных "старыми" болезнями (туберкулез, венерические заболевания и др.), появились новые (СПИД, наркомания и т.д.).
Вышеописанные негативные явления создают большие возможности для социальной работы. В то же время учреждения здравоохранения сейчас дистанцируются от нее, а служба социального обеспечения не в состоянии охватить столь широкий фронт работ. Образовавшуюся "дыру" пытаются "залатать" многочисленные общественные объединения социальной и медицинской направленности, но в их работе нет системы. Совершенно очевидно, что "мостиком" между медицинской и социальной службами являются социально-медицинские услуги. В них в первую очередь нуждаются люди, входящие в так называемые группы высокого социального риска:
· пенсионеры и престарелые;
· безработные;
· больные с инвалидизирующими хроническими заболеваниями;
· инвалиды;
· наркоманы;
· больные хроническим алкоголизмом;
· одинокие граждане;
· многодетные, неполные, опекунские семьи; семьи, воспитывающие ребенка-инвалида;
· сироты;
· люди в кризисной ситуации медицинского, экономического или социального характера.
При всем многообразии форм оказания поддержки лицам из групп высокого социального риска можно выделить услуги по следующим видам деятельности:
- медицинская заключается в выявлении групп риска повышенной заболеваемости; оказании первичной медико-санитарной помощи; реабилитации больных с хроническими заболеваниями и инвалидов; оказании медицинских услуг по уходу за престарелыми или хронически больными; профилактике травматизма; просветительской работе по гигиеническому воспитанию детей и подростков; обучении само- и взаимопомощи; обучении семей навыкам ухода за хронически больными и инвалидами;
- психологическая предполагает оказание психологической помощи людям в кризисной ситуации; предотвращение психологических срывов, конфликтов; выявление и восстановление утраченных социальных контактов; помощь в поисках своего места в жизни; формирование устойчивой мотивации на здоровый образ жизни;
- социальная заключается в изучении условий жизни курируемого населения; выявлении групп социального риска; обеспечении здорового досуга, семейного отдыха; поддержке усилий социального плана, направленных на улучшение качества жизни; содействии в медицинском страховании, обеспечении нуждающихся лекарствами, предметами ухода, протезами и др.;
- юридическая предполагает организацию правовой защиты курируемого населения, контроль над пенсионным и материальным обеспечением;
- политическая включает участие в политической жизни района; постановку перед органами власти вопросов медицинского и социального характера; выступления в средствах массовой информации.
Другими словами, медико-социальная работа носит комплексный характер, когда трудно отграничить один вид деятельности от другого, когда нет более важных и менее важных аспектов работы, когда все взаимосвязано и направлено к одной цели — охране здоровья.
В экономически развитых странах многие десятилетия существует звено специалистов медико-социального профиля — социальных работников (social worker). Работа, которую они проводят, — это реальное воплощение принципов медико-социальной защиты населения, направленной на оказание конкретной помощи нуждающимся людям.
В Республике Беларусь социально-медицинская работа еще только начинает занимать свою нишу. Идет подготовка первых специалистов: социальных педагогов, социальных психологов и просто социальных работников. Их готовят Гродненский медицинский университет, Минский педагогический университет им. М. Танка, негосударственный женский институт "Энвила". Планируется дальнейшее развитие службы медико-социальной помощи, утверждение соответствующих должностей социальных работников с медицинской ориентацией в лечебно-профилактических учреждениях, их квалификационная характеристика, отлаживание системы подготовки кадров для работы в практическом здравоохранении.
При подготовке кадров социально-медицинских работников необходима трехуровневая система: специалисты с высшим, средним специальным образованием и персонал, добровольно помогающий ухаживать за престарелыми, одинокими, инвалидами. Для оказания полноценной медико-социальной помощи населению требуется одновременное участие специалистов всех трех уровней.
Специалист высшего уровня (социальный работник с высшим образованием, социально ориентированный врач) проводит оценку социально-экономической обстановки в регионе: уровень преступности, заболеваемость социально опасными болезнями (венерические заболевания, туберкулез. СПИЛ, наркомания, алкоголизм); собирает полную информацию о социальном положении населения с целью создания банка данных социальной карты региона; выделяет группы социального риска. На основании полученных данных специалист разрабатывает и внедряет программы медико-социальной помощи населению обслуживаемой территории; координирует деятельность медико-социальной службы со смежными организациями (педагоги, психологи, юристы и др.); контролирует проведение социальных мероприятий работниками среднего звена и добровольцами, участвующими в общей работе; решает другие организационные вопросы.
Медико-социальный работник среднего звена патронирует семьи и оказывает первичную медико-санитарную помощь инвалидам, хроническим больным; содействует в обеспечении медикаментами, предметами ухода, перевязочными и гигиеническими средствами; при необходимости организует консультации юриста, психолога, педагога; оказывает социально-бытовую помощь одиноким, престарелым и инвалидам; проводит санитарно-просветительскую работу, формирует устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни у детей и подростков и др.
Третий уровень социально-медицинской работы, как правило, обеспечивается за счет добровольцев (волонтеров) — студентов, верующих, представителей Общества Красного Креста, Ордена матери Терезы и других общественных объединений. Возрождение религиозных и благотворительных организаций, фондов милосердия и здоровья с их добровольческой инициативой в оказании помощи социально незащищенным контингентам — один из немногих позитивных факторов нашего времени.
В 1998 г. вступило в силу постановление об организации региональных Центров социальной поддержки семьи в рамках реализации президентской программы "Дети Беларуси". Это важный шаг по формированию службы медико-социальной помощи в республике.
В странах с развитой системой медико-социальной службы отделения медико-социальной помощи, как правило, создаются на базе амбулаторных лечебно-профилактических учреждений (поликлиник). Такой принцип формирования медико-социальных структур целесообразен по многим причинам и обусловлен прежде всего тем, что общественное здоровье зависит от решения как медицинских, так и социальных проблем.
Медицинский социальный работник, находящийся в структуре медицинского учреждения, высвобождает лечащего врача от непрофильной работы: приема больных, обращающихся для решения медико-социальных вопросов (оформление справок, медицинских карт, выписывание рецептов лекарственных препаратов по социальным показаниям и т.д.). Он может быть занят также в работе дневных стационаров при поликлинике, в отделениях для долечивания, реабилитационных центрах, медицинских учреждениях медико-социального обеспечения и др.
Таким образом, социальная работа включает широкий круг задач социальной защиты населения. Однако было бы ошибочным полагать, что весь смысл этой работы сводится к максимальному удовлетворению потребностей подопечных, решению за них и вместо них большинства их проблем, предоставлению возможно большего количества услуг. В основе любой социальной программы должны лежать вопросы здоровья. Несоблюдение этого принципа неизбежно приведет к ущербности социальной программы и снижению ее эффективности. Социальная работа не может быть полноценной, если социальные работники не будут иметь ясного представления о сущности здоровья и здорового образа жизни.
По определению ВОЗ здоровье — состояние физического, психического и социального благополучия индивида. Но что понимать под словом "благополучие"? Можно ли считать состоянием физического благополучия нормальное самочувствие человека с крайней степенью ожирения? Или психическое спокойствие человека, принявшего решение покончить с собой? И кого вообще в нашем обществе можно назвать здоровым? Для ответа на эти вопросы необходимо ввести еще одно понятие — адаптация (приспособляемость). Вся наша жизнь, как в историческом плане, так и в каждом конкретном случае, представляет собой непрерывный процесс приспособления к природной и социальной среде. По теории видов Дарвина, в процессе эволюции выживали те индивиды, которые наиболее успешно приспосабливались к среде обитания, развивали те качества организма, которые позволяли сохранить жизнь и способность к размножению в изменившихся условиях.
Итак, физическое благополучие человека — это отсутствие болезненных (патологических) изменений в деятельности всех органов и систем при наличии хорошей адаптации к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды.
Под психическим благополучием понимают отсутствие у человека психических заболеваний при достаточной психо-эмоциональной устойчивости в стрессовых ситуациях (адаптация к стрессу).
Социальное благополучие — умение человека адаптироваться к окружающей его социальной среде с конструктивным (созидательным) результатом.
Объединив все эти три понятия в одно, становится ясно, кого можно назвать истинно здоровым человеком. Причем человек может как наращивать резервы здоровья, так и уменьшать их — сознательно или не ведая того. Поддерживать уровень здоровья и увеличивать его резерв можно при соблюдении здорового образа жизни.
Для поддержания физического благополучия необходимо правильное, максимально разнообразное питание; соблюдение гигиенических правил для обеспечения чистоты тела; физическая активность для хорошего кровообращения и тренировки мышц; частое пребывание на свежем воздухе для обогащения организма кислородом.
Для сохранения психического благополучия следует с раннего возраста учиться самостоятельности; приобретать навыки межличностного общения; уметь доставлять себе удовольствие разнообразными, но здоровыми формами проведения досуга. На 5—7 отрицательных эмоций должна обязательно приходиться одна яркая положительная. Если этого не происходит, человек начинает подсознательно искать и использовать суррогаты положительных эмоций — наркотики, алкоголь, необузданный секс. Умение получать положительные эмоции, сохранять состояние психо-эмоционального комфорта — основа здорового образа жизни, так как физическое здоровье самым тесным образом связано с состоянием психики человека.
Уметь создать для себя социальное благополучие — важнейшая способность человеческой личности. Основной закон психологии поведения гласит: "Не можешь изменить ситуацию — измени свое отношение к ней".
На рубеже XXI века в Беларуси создались объективные и субъективные предпосылки для развития медико-социальной службы: дефицит профилактического надзора, ослабление контроля над образом жизни в детских и трудовых коллективах и т. д. В этой ситуации на помощь должны прийти социальные работники, тем более что при всеобщем обнищании многие элементарные атрибуты, способствующие поддержанию здорового образа жизни, становятся малодоступными. Но это не снижает актуальности и необходимости развития медико-социальной службы в нашей стране.
Литература
1. Гаранло В.Д. Факторы риска, образ жизни населения и профилактика в системе охраны его здоровья: системный анализ понятий и их связи / Чернов, гос. мед. ин-т. — Черновцы, 1996.-9 с.
2. Задачи по достижению здоровья для всех: Европейская политика здравоохранения. — Копенгаген: Евр. регион, бюро ВОЗ, 1993.-322 с.
3. Лисицын Ю.П. Социальная гигиена и организация здравоохранения: Учеб. пособие. — М.: Медицина, 1993. — 512 с.
4. Отчет о состоянии здоровья в мире, 1995 год. Ликвидация разрывов. Отчет Генерального директора. — Женева, ВОЗ, 1995. - 140 с.
5. Пальцев М., Ярыгин В., Стародубов В. и др. // Врач. — 1996. - № 10. - С. 27-29.
6. Соколов А.Ю. // Вопр. организации и информатизации здравоохранения. — 1996. — № 1. — С. 17—19.
7. Соколов А.Ю., Мовчан К.А., Городецкая С Г. // Вопр. организации и информатизации здравоохранения. — 1996. — № 2. — С. 3-5.
8. Социальное медицинское страхование (анализ экономической и политической ситуации) // Вопр. организации и информатизации здравоохранения. — 1997. — № 4. — С. 58—67.
Медицинские новости. – 2000. – №8. – С.41-43.
Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.