• Поиск:

издатель: ЮпокомИнфоМед

Н.И. Борчук

Опыт организации экстренной медицинской помощи при катастрофах за рубежом

3-я городская клиническая больница Минска им. Е. В. Клумова

Термин "катастрофа" в последние годы приобрел вполне определенный медико-организационный смысл. Массовые катастрофы требуют особых принци­пов организации экстренной медицинской помощи (ЭМП) пострадавшим. Комитетом ВОЗ по проблемам современного общества катастрофа определена как яв­ление природы или акция человека, "представляющая или несущая угрозу для жизни человека в такой степе­ни, что вынуждает обратиться за помощью извне" [18].

Одной из характерных особенностей катастроф XX столетия было несоответствие между количеством пострадавших и возможностями оказания ЭМП. Поэтому термин "медицина катастроф" не случайно вошел в ме­дицинский лексикон именно сейчас, на пороге XXI века. В последние годы повсеместно резко возросли количе­ство и тяжесть чрезвычайных ситуаций (ЧС). Это приве­ло к тому, что стало интенсивно создаваться, развиваться и совершенствоваться новое направление, связанное с оказанием ЭМП в ЧС, — медицина катастроф.

Вопрос о необходимости объединить усилия стран мира для совершенствования системы оказания ЭМП при катастрофах впервые был обсужден в 1975 г. в Жене­ве, когда было организовано Международное общество медицины катастроф. В 1976 г. создан "Клуб Майнца" Международного общества по неотложной и катастрофной медицине, который в 1983 г. был трансформирован во Всемирную ассоциацию неотложной медицины и медицины катастроф (WAEDM). С 1986 г. в Сан-Мари­но действует Европейский научно-исследовательский центр по медицине катастроф [3, 4, 11].

В настоящее время в мире накоплен большой опыт оказания ЭМП пострадавшим при катастрофах. Однако анализ зарубежной литературы показал, что до сих пор не существует единой выработанной системы организа­ции ЭМП при катастрофах. В различных странах эта про­блема решается по-своему, в зависимости от организа­ционной структуры здравоохранения, наличия опреде­ленных общественных организаций, законов и дирек­тив на случай массовых катастроф. Однако повсеместно основу медицины катастроф составляет эффективная служба скорой медицинской помощи (СМП) [3, 22].

В США медицинская помощь при катастрофах осу­ществляется в рамках Национальной системы медици­ны катастроф (NDMS). Ответственными за ее состоя­ние являются Министерство здравоохранения и социаль­ного обеспечения и Министерство обороны, которые занимаются планированием организационных, медицин­ских и эвакуационных мероприятий. Национальный план на случай катастроф предусматривает создание отрядов специализированной медицинской помощи, которые разворачивают эвакуационные отделения на 240 коек. 15 таких отделений могут оказать помощь 10000 пострадав­ших. Кроме того, планом предусмотрено использование столичных больничных центров на 2500 и более коек и 340 региональных центров. В целом резерв для лечения пострадавших составляет около 100000 коек (почти 15% всего имеющегося коечного фонда) [1, 2, 5, 19].

Служба СМП в США, как и в большинстве стран мира, укомплектована преимущественно парамедиками. Подготовка парамедиков (техников неотложной меди­цины — ЕМТ) в этой стране начата в 1966 г., а в 1970 г. специалисты ЕМТ были внесены в официальный пере­чень медицинских специальностей. Осуществляется под­готовка двух категорий ЕМТ (EMT-I, ЕМТ-Р). EMT-I осваивает методы распознавания угрожающих жизни состояний и оказания неотложной медицинской помо­щи (в том числе кардиопульмональной реанимации). ЕМТ-Р готовятся как более квалифицированные спе­циалисты по оказанию помощи с применением мето­дов интенсивной терапии [14, 20, 26].

В США функционируют три типа бригад СМП, ко­торые предназначены и для работы в условиях катаст­роф. Для первой реакции на катастрофу предусмотрены бригады двух типов. Одни обеспечиваются радиосвязью, носилками, портативным оборудованием для аспирации и оксигенотерапии, перевязочными и иммобилизирующими средствами. Персонал — санитары-спасатели и EMT-I. В других бригадах к перечисленному оснащению добавлены инструменты для освобождения пострадав­ших из-под завалов и специальное медицинское обору­дование. Персонал — два EMT-I или EMT-I и ЕМТ-Р. Третий тип бригад — подвижные станции интенсивного лечения, которые дополнительно оснащены приспособлениями для передачи ЭКГ на расстояние. Персонал — как правило, два ЕМТ-Р. При необходимости в бригаду вводятся медицинская сестра по уходу, врачи различ­ных специальностей. В США специалисты ЕМТ обслу­живают около 80%   вызовов СМП [15, 20, 25, 26].

В Голландии национальный план на случай катаст­роф предусматривает использование 20 больниц, на базе которых созданы бригады экстренной медицинской по­мощи в составе хирурга, анестезиолога и двух медицин­ских сестер. Эти бригады в зоне катастроф могут оказы­вать помощь 200 пострадавшим в час [2, 3].

В службе СМП этой страны существуют такие же, как и в США, три типа бригад. В зоне катастроф служба СМП организует пункты первой медицинской помощи, и весь объем помощи оказывается специалистами, ана­логичными EMT-I и ЕМТ-Р. В состав каждой бригады дополнительно включается медицинская сестра по ухо­ду за пострадавшими. Кроме того, запланировано широ­кое использование службой СМП транспорта, при­надлежащего полиции и пожарным, для эвакуации по­страдавших. Средствами усиления являются также ме­дицинская служба гражданской обороны (ГО) и нацио­нальная медицинская служба Красного Креста [24].

Во Франции система скорой медицинской помо­щи (SAMU) функционирует по региональному прин­ципу, в пределах департамента. В ней около 100 пунк­тов. В состав бригады СМП входят врач, получивший специальную подготовку в системе скорой помощи, врач-стажер или медицинская сестра по уходу, води­тель и радиооператор. Два последних члена бригады — мужчины, как правило, полицейский или пожарный, выполняющие по совместительству обязанности сани­таров-носильщиков. В проведении медицинских мани­пуляций и при транспортировке пострадавших в зоне катастрофы в системе SAMU парамедики практичес­ки не участвуют [7, 10].

В ФРГ в соответствии с законом о защите от катаст­роф (1968 г.) предусмотрена система по оказанию раз­личных видов помощи (общая численность — 600 000 чел.). В ее задачи входит спасение людей, устранение или уменьшение поражений. В системе здравоохранения ФРГ почти 500 000 коек, кроме того, дополнительно (на слу­чай катастрофы) могут быть развернуты 200 вспомога­тельных больниц на 1,2 млн коек [16, 27].

В системе СМП ФРГ медицинская помощь при угро­жающих состояниях, в условиях катастроф входит в ком­петенцию специально подготовленных врачей, но допус­кается оказание такой помощи и парамедиками. Выделя­ют два варианта работы службы СМП в условиях катаст­роф. Основной, постоянно действующий вариант — вы­езд круглосуточно дежурящих бригад из больниц в зону катастрофы. В состав бригады входят специально подго­товленный врач, парамедик, медсестра по уходу и сани­тары. Второй (резервный) вариант вводится в действие при возникновении чрезвычайных обстоятельств, т.е. в качестве средства усиления посылается бригада, обо­рудованная по типу подвижных станций интенсивной терапии. Для доставки специализированных бригад в зону катастрофы могут использоваться вертолеты [6, 17].

В Великобритании Министерство здравоохранения разработало схему ЭМП при катастрофах. Согласно этой схеме один из госпиталей каждого района будет работать в качестве основного по приему пострадавших. Все остальные лечебные стационарные учреждения района определяются как вспомогательные. Администрация основного госпиталя назначает главного врача, ответственного за оказание медицинской помощи пострадавшим, и выделяет врача для руководства оказанием помощи непосредственно на месте катастрофы. Основной госпиталь направляет подвижные медицинские команды для оказания медицинской помощи пострадавшим на месте происшествия [21].

В Швеции при катастрофах все медицинские учреж­дения переходят в подчинение службы ГО и могут при­нять до 200 000 пострадавших (при обшей численности населения страны около 8 млн. человек). Для этого плани­руется развертывание 92 стационарных и 90 временных госпиталей, а также 76 медицинских пунктов [2, 3].

В Швейцарии в системе ГО предусматривается раз­вертывание 444 пунктов и 1520 постов скорой помо­щи на 150 тыс. коек. Пост скорой помощи рассчитан на 5000 жителей, в него входит помещение для оказа­ния помощи и 32 места для лежачих больных. Пункт скорой помощи рассчитан на 15—16 тыс. жителей и выполняет функции станции скорой помощи. Он рас­полагает помещением для сортировки, амбулаторией, операционной, гипсовой, а также местами для 128 лежачих больных. Станция снабжена аптекой, лабора­торией и стерилизационной [9].

Одновременно с формированием сил быстрого ре­агирования при катастрофах в системах гражданского здравоохранения различных стран мира созданы воен­но-медицинские формирования для оказания гумани­тарной помощи. Примером специализированной штат­ной структуры военно-медицинской службы, предназ­наченной для работы в условиях катастроф, является французское военно-медицинское формирование быс­трого реагирования (EMMIR). Это формирование чис­ленностью 78 человек (создано в 1982 г.) включает груп­пу управления, две хирургические, одну терапевтичес­кую, две госпитальные группы (по 50 коек), а также группы сопровождения для воздушной эвакуации, транспорта и связи. Формирование может действовать автономно как в полном составе, так и в составе от­дельных групп [2, 3, 12, 23].

В Норвегии подобное формирование военно-меди­цинской службы существует с 1965 г. В его состав входят предоперационное, операционное, противошоковое, анестезиологическое, рентгенологическое отделения и отделение ухода на 30 пострадавших. Весь персонал фор­мирования составляет 21 человек [12].

Аналогичные военно-медицинские формирования созданы и в других странах.

Решающим фактором своевременности оказания ЭМП является сбор и быстрота передачи информации с места катастрофы. Поэтому в большинстве стран мира введен в действие единый номер телефонной связи, по которому можно срочно связаться с любым подразделением системы быстрого реагирования при ЧС. В США, например, единый телефонный номер — 911. Любой абонент может одновременно связаться с полицией, пожарными или службой СМП, не набирая при этом несколько разных номеров [13].

В Бельгии действует номер 900. Вызов по этому но­меру регистрируется в одном из 16 центров СМП. Име­ется также национальная частота "1", общая для всех служб быстрого реагирования страны: скорой помощи, пожарной, ГО и др. Она предназначена также для связи между центрами и эвакуации пострадавших [8].

Проведенный анализ литературных данных подтвер­ждает правомочность и своевременность становления медицины катастроф как науки и практической спе­циальности, а также необходимость совершенствова­ния отечественной системы медицины катастроф с учетом современных организационно-методических подходов, что позволит повысить эффективность ока­зания экстренной медицинской помощи населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях.

 

Литература 

1.           Воробьев A.M. // Воен.-мед. журнал. — 1990. — № 4. — С. 68-72.

2.           Гусаков A.E., Кощеев B.C., Шолохов В.М., Курнаева В.П. // Медицина катастроф. — 1992. — № 1. — С. 89—98.

3.           Организация медицинской помощи при массовых катас­трофах за рубежом: Обзорная информация // Медицина здра­воохранения. — М., 1986.

4.           Рябов Г.А., Семенов В.Н., Руденко М.И. и др. // Воен.-мед. журнал. - 1990. — № 4. — С. 46-49.

5.           Спичев В.П., Шолохов В.М. Организация и функциониро­вание системы медицинского обеспечения при ЧС в США // ЦЭМПИНФОРМ. - М., 1995. - № 1(7). - С. 32-38.

6.           Ahnefeld F.W. // Wien. med. Wschr. - 1986. - V. 5/6. - S. 109-118.

7.           ACEP // Ibid. - 1986. - V. 15, N 4. - P. 486-490.

8.           Beckers R. //Arch. Beiges Med. Soc. - 1980. - N 2. - P. 78-125.

9.           Bircher J. //Therapiewoche. - 1981. - N 31. - S. 2374-2379.

10.      Disaster planning // Emergency Departament. Organization and Management/ Ed. A. L. Jenkins. — St. Louis, 1978. — P. 243—261.

11.      Gunn S. W.A. // Medicine for disaster / Ed. P. Baskett, R. Weller. - London; Boston: Wright, 1988. - P. 145-151.

12.      Нäfner В. // Wehrmed. Wehrpharm. - 1986. - Jg 10, N 2. – S. 81-82.

13.      Jackobs L. // J. Trauma. - 1979. - V. 19, N 3. - P. 157.

14.      Emergency Care Handbook // Ed. R. D. Ford. — Pennsylvania, 1986.- P. 551.

15.      Emergency Treatment and Management/ Ed. H. D. Cain, 7th. - Philadelphia, 1985. - P. 1-58.

16.      Linde H. // Münch. med. Wschr. - 1980. - Bd 122, N 42. - S. 1447-1454.

17.      Luders K., Fellmann K, UngeheierE. //WAEDM. - 1985. - V. l, Suppl.-P. 150-152.

18.      Michel F., Lechat M. // Proc. Roy. Soc. Med. - 1976. - V. 69, N6.-P. 421-426.

19.      National Disaster Medical System: Medical manpover component establishment. Health resources and services administration, HHS // Fed. Registr. - 1988. - V. 53, N 76. - P. 12994-12995.

19.      Page J. O. // Ann. Emerg. Med. - 1985. - V. 14, N 10. - P. 995-996.

20.      PuchnerM. II Disaster Med. - 1985. - V. 1, N 2. - P. 114.

21.      Quarantelli E. // Disaster Med. - 1983. - V. 1. - P. 41-44.

22.      Saleum С // Med. Arm. - 1986. - T. 4, N 8. - P. 631-638.

23.      Smulders A. J. // Disaster Medical Organization / Eds. J. de Boer, J. W. Baillie. - Oxford, 1980. - P. 59-64.

24.      Soler J. M., Montes M. F., Egol A. B. et al. // Ann. Emerg. Med. - 1985. - V. 14, N 10. - P. 982-985.

25.      Starr E M., Borak J., Waymaster S. // Occup. Hith & Safety. — 1985.-V. 25.-P. 13-17.

26.      Stordeur K. // Bayer. ä rztebl. - 1982. - Bd 37, N 3. - S. 194-211.

 

Медицинские новости. – 2000. – №7. – С. 23-25.

Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.    

Содержание » Архив »

Разработка сайта: Softconveyer