Термин "катастрофа" в последние годы приобрел вполне определенный медико-организационный смысл. Массовые катастрофы требуют особых принципов организации экстренной медицинской помощи (ЭМП) пострадавшим. Комитетом ВОЗ по проблемам современного общества катастрофа определена как явление природы или акция человека, "представляющая или несущая угрозу для жизни человека в такой степени, что вынуждает обратиться за помощью извне" [18].
Одной из характерных особенностей катастроф XX столетия было несоответствие между количеством пострадавших и возможностями оказания ЭМП. Поэтому термин "медицина катастроф" не случайно вошел в медицинский лексикон именно сейчас, на пороге XXI века. В последние годы повсеместно резко возросли количество и тяжесть чрезвычайных ситуаций (ЧС). Это привело к тому, что стало интенсивно создаваться, развиваться и совершенствоваться новое направление, связанное с оказанием ЭМП в ЧС, — медицина катастроф.
Вопрос о необходимости объединить усилия стран мира для совершенствования системы оказания ЭМП при катастрофах впервые был обсужден в 1975 г. в Женеве, когда было организовано Международное общество медицины катастроф. В 1976 г. создан "Клуб Майнца" Международного общества по неотложной и катастрофной медицине, который в 1983 г. был трансформирован во Всемирную ассоциацию неотложной медицины и медицины катастроф (WAEDM). С 1986 г. в Сан-Марино действует Европейский научно-исследовательский центр по медицине катастроф [3, 4, 11].
В настоящее время в мире накоплен большой опыт оказания ЭМП пострадавшим при катастрофах. Однако анализ зарубежной литературы показал, что до сих пор не существует единой выработанной системы организации ЭМП при катастрофах. В различных странах эта проблема решается по-своему, в зависимости от организационной структуры здравоохранения, наличия определенных общественных организаций, законов и директив на случай массовых катастроф. Однако повсеместно основу медицины катастроф составляет эффективная служба скорой медицинской помощи (СМП) [3, 22].
В США медицинская помощь при катастрофах осуществляется в рамках Национальной системы медицины катастроф (NDMS). Ответственными за ее состояние являются Министерство здравоохранения и социального обеспечения и Министерство обороны, которые занимаются планированием организационных, медицинских и эвакуационных мероприятий. Национальный план на случай катастроф предусматривает создание отрядов специализированной медицинской помощи, которые разворачивают эвакуационные отделения на 240 коек. 15 таких отделений могут оказать помощь 10000 пострадавших. Кроме того, планом предусмотрено использование столичных больничных центров на 2500 и более коек и 340 региональных центров. В целом резерв для лечения пострадавших составляет около 100000 коек (почти 15% всего имеющегося коечного фонда) [1, 2, 5, 19].
Служба СМП в США, как и в большинстве стран мира, укомплектована преимущественно парамедиками. Подготовка парамедиков (техников неотложной медицины — ЕМТ) в этой стране начата в 1966 г., а в 1970 г. специалисты ЕМТ были внесены в официальный перечень медицинских специальностей. Осуществляется подготовка двух категорий ЕМТ (EMT-I, ЕМТ-Р). EMT-I осваивает методы распознавания угрожающих жизни состояний и оказания неотложной медицинской помощи (в том числе кардиопульмональной реанимации). ЕМТ-Р готовятся как более квалифицированные специалисты по оказанию помощи с применением методов интенсивной терапии [14, 20, 26].
В США функционируют три типа бригад СМП, которые предназначены и для работы в условиях катастроф. Для первой реакции на катастрофу предусмотрены бригады двух типов. Одни обеспечиваются радиосвязью, носилками, портативным оборудованием для аспирации и оксигенотерапии, перевязочными и иммобилизирующими средствами. Персонал — санитары-спасатели и EMT-I. В других бригадах к перечисленному оснащению добавлены инструменты для освобождения пострадавших из-под завалов и специальное медицинское оборудование. Персонал — два EMT-I или EMT-I и ЕМТ-Р. Третий тип бригад — подвижные станции интенсивного лечения, которые дополнительно оснащены приспособлениями для передачи ЭКГ на расстояние. Персонал — как правило, два ЕМТ-Р. При необходимости в бригаду вводятся медицинская сестра по уходу, врачи различных специальностей. В США специалисты ЕМТ обслуживают около 80% вызовов СМП [15, 20, 25, 26].
В Голландии национальный план на случай катастроф предусматривает использование 20 больниц, на базе которых созданы бригады экстренной медицинской помощи в составе хирурга, анестезиолога и двух медицинских сестер. Эти бригады в зоне катастроф могут оказывать помощь 200 пострадавшим в час [2, 3].
В службе СМП этой страны существуют такие же, как и в США, три типа бригад. В зоне катастроф служба СМП организует пункты первой медицинской помощи, и весь объем помощи оказывается специалистами, аналогичными EMT-I и ЕМТ-Р. В состав каждой бригады дополнительно включается медицинская сестра по уходу за пострадавшими. Кроме того, запланировано широкое использование службой СМП транспорта, принадлежащего полиции и пожарным, для эвакуации пострадавших. Средствами усиления являются также медицинская служба гражданской обороны (ГО) и национальная медицинская служба Красного Креста [24].
Во Франции система скорой медицинской помощи (SAMU) функционирует по региональному принципу, в пределах департамента. В ней около 100 пунктов. В состав бригады СМП входят врач, получивший специальную подготовку в системе скорой помощи, врач-стажер или медицинская сестра по уходу, водитель и радиооператор. Два последних члена бригады — мужчины, как правило, полицейский или пожарный, выполняющие по совместительству обязанности санитаров-носильщиков. В проведении медицинских манипуляций и при транспортировке пострадавших в зоне катастрофы в системе SAMU парамедики практически не участвуют [7, 10].
В ФРГ в соответствии с законом о защите от катастроф (1968 г.) предусмотрена система по оказанию различных видов помощи (общая численность — 600 000 чел.). В ее задачи входит спасение людей, устранение или уменьшение поражений. В системе здравоохранения ФРГ почти 500 000 коек, кроме того, дополнительно (на случай катастрофы) могут быть развернуты 200 вспомогательных больниц на 1,2 млн коек [16, 27].
В системе СМП ФРГ медицинская помощь при угрожающих состояниях, в условиях катастроф входит в компетенцию специально подготовленных врачей, но допускается оказание такой помощи и парамедиками. Выделяют два варианта работы службы СМП в условиях катастроф. Основной, постоянно действующий вариант — выезд круглосуточно дежурящих бригад из больниц в зону катастрофы. В состав бригады входят специально подготовленный врач, парамедик, медсестра по уходу и санитары. Второй (резервный) вариант вводится в действие при возникновении чрезвычайных обстоятельств, т.е. в качестве средства усиления посылается бригада, оборудованная по типу подвижных станций интенсивной терапии. Для доставки специализированных бригад в зону катастрофы могут использоваться вертолеты [6, 17].
В Великобритании Министерство здравоохранения разработало схему ЭМП при катастрофах. Согласно этой схеме один из госпиталей каждого района будет работать в качестве основного по приему пострадавших. Все остальные лечебные стационарные учреждения района определяются как вспомогательные. Администрация основного госпиталя назначает главного врача, ответственного за оказание медицинской помощи пострадавшим, и выделяет врача для руководства оказанием помощи непосредственно на месте катастрофы. Основной госпиталь направляет подвижные медицинские команды для оказания медицинской помощи пострадавшим на месте происшествия [21].
В Швеции при катастрофах все медицинские учреждения переходят в подчинение службы ГО и могут принять до 200 000 пострадавших (при обшей численности населения страны около 8 млн. человек). Для этого планируется развертывание 92 стационарных и 90 временных госпиталей, а также 76 медицинских пунктов [2, 3].
В Швейцарии в системе ГО предусматривается развертывание 444 пунктов и 1520 постов скорой помощи на 150 тыс. коек. Пост скорой помощи рассчитан на 5000 жителей, в него входит помещение для оказания помощи и 32 места для лежачих больных. Пункт скорой помощи рассчитан на 15—16 тыс. жителей и выполняет функции станции скорой помощи. Он располагает помещением для сортировки, амбулаторией, операционной, гипсовой, а также местами для 128 лежачих больных. Станция снабжена аптекой, лабораторией и стерилизационной [9].
Одновременно с формированием сил быстрого реагирования при катастрофах в системах гражданского здравоохранения различных стран мира созданы военно-медицинские формирования для оказания гуманитарной помощи. Примером специализированной штатной структуры военно-медицинской службы, предназначенной для работы в условиях катастроф, является французское военно-медицинское формирование быстрого реагирования (EMMIR). Это формирование численностью 78 человек (создано в 1982 г.) включает группу управления, две хирургические, одну терапевтическую, две госпитальные группы (по 50 коек), а также группы сопровождения для воздушной эвакуации, транспорта и связи. Формирование может действовать автономно как в полном составе, так и в составе отдельных групп [2, 3, 12, 23].
В Норвегии подобное формирование военно-медицинской службы существует с 1965 г. В его состав входят предоперационное, операционное, противошоковое, анестезиологическое, рентгенологическое отделения и отделение ухода на 30 пострадавших. Весь персонал формирования составляет 21 человек [12].
Аналогичные военно-медицинские формирования созданы и в других странах.
Решающим фактором своевременности оказания ЭМП является сбор и быстрота передачи информации с места катастрофы. Поэтому в большинстве стран мира введен в действие единый номер телефонной связи, по которому можно срочно связаться с любым подразделением системы быстрого реагирования при ЧС. В США, например, единый телефонный номер — 911. Любой абонент может одновременно связаться с полицией, пожарными или службой СМП, не набирая при этом несколько разных номеров [13].
В Бельгии действует номер 900. Вызов по этому номеру регистрируется в одном из 16 центров СМП. Имеется также национальная частота "1", общая для всех служб быстрого реагирования страны: скорой помощи, пожарной, ГО и др. Она предназначена также для связи между центрами и эвакуации пострадавших [8].
Проведенный анализ литературных данных подтверждает правомочность и своевременность становления медицины катастроф как науки и практической специальности, а также необходимость совершенствования отечественной системы медицины катастроф с учетом современных организационно-методических подходов, что позволит повысить эффективность оказания экстренной медицинской помощи населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях.
Литература
1. Воробьев A.M. // Воен.-мед. журнал. — 1990. — № 4. — С. 68-72.
2. Гусаков A.E., Кощеев B.C., Шолохов В.М., Курнаева В.П. // Медицина катастроф. — 1992. — № 1. — С. 89—98.
3. Организация медицинской помощи при массовых катастрофах за рубежом: Обзорная информация // Медицина здравоохранения. — М., 1986.
4. Рябов Г.А., Семенов В.Н., Руденко М.И. и др. // Воен.-мед. журнал. - 1990. — № 4. — С. 46-49.
5. Спичев В.П., Шолохов В.М. Организация и функционирование системы медицинского обеспечения при ЧС в США // ЦЭМПИНФОРМ. - М., 1995. - № 1(7). - С. 32-38.
6. Ahnefeld F.W. // Wien. med. Wschr. - 1986. - V. 5/6. - S. 109-118.
7. ACEP // Ibid. - 1986. - V. 15, N 4. - P. 486-490.
8. Beckers R. //Arch. Beiges Med. Soc. - 1980. - N 2. - P. 78-125.
9. Bircher J. //Therapiewoche. - 1981. - N 31. - S. 2374-2379.
10. Disaster planning // Emergency Departament. Organization and Management/ Ed. A. L. Jenkins. — St. Louis, 1978. — P. 243—261.
11. Gunn S. W.A. // Medicine for disaster / Ed. P. Baskett, R. Weller. - London; Boston: Wright, 1988. - P. 145-151.
12. Нäfner В. // Wehrmed. Wehrpharm. - 1986. - Jg 10, N 2. – S. 81-82.
13. Jackobs L. // J. Trauma. - 1979. - V. 19, N 3. - P. 157.
14. Emergency Care Handbook // Ed. R. D. Ford. — Pennsylvania, 1986.- P. 551.
15. Emergency Treatment and Management/ Ed. H. D. Cain, 7th. - Philadelphia, 1985. - P. 1-58.
16. Linde H. // Münch. med. Wschr. - 1980. - Bd 122, N 42. - S. 1447-1454.
17. Luders K., Fellmann K, UngeheierE. //WAEDM. - 1985. - V. l, Suppl.-P. 150-152.
18. Michel F., Lechat M. // Proc. Roy. Soc. Med. - 1976. - V. 69, N6.-P. 421-426.
19. National Disaster Medical System: Medical manpover component establishment. Health resources and services administration, HHS // Fed. Registr. - 1988. - V. 53, N 76. - P. 12994-12995.
19. Page J. O. // Ann. Emerg. Med. - 1985. - V. 14, N 10. - P. 995-996.
20. PuchnerM. II Disaster Med. - 1985. - V. 1, N 2. - P. 114.
21. Quarantelli E. // Disaster Med. - 1983. - V. 1. - P. 41-44.
22. Saleum С // Med. Arm. - 1986. - T. 4, N 8. - P. 631-638.
23. Smulders A. J. // Disaster Medical Organization / Eds. J. de Boer, J. W. Baillie. - Oxford, 1980. - P. 59-64.
24. Soler J. M., Montes M. F., Egol A. B. et al. // Ann. Emerg. Med. - 1985. - V. 14, N 10. - P. 982-985.
25. Starr E M., Borak J., Waymaster S. // Occup. Hith & Safety. — 1985.-V. 25.-P. 13-17.
26. Stordeur K. // Bayer. ä rztebl. - 1982. - Bd 37, N 3. - S. 194-211.
Медицинские новости. – 2000. – №7. – С. 23-25.
Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.