В истории развития музыкотерапии (МТ) особое место занимает Древняя Греция. Аристотель, Платон, Пифагор, Сократ неоднократно обращали внимание на лечебную и профилактическую силу музыки. Так, Аристотель считал, что музыка снимает тяжелые психические переживания и ее эффект аналогичен сильнодействующим лекарствам. Позже из этого учения возникла теория о способности музыки менять характер человека [3]. Авиценна уже 1000 лет тому назад лечил музыкой нервно-психических больных [9].
Новый виток в своем развитии МТ сделала вместе с усовершенствованием техники и появлением оригинальной звуковоспроизводящей и звукозаписывающей аппаратуры. В 1989 г. фирмой «Aar» (Германия) был выпущен первый компакт-диск медицинской резонансной музыки немецкого композитора П. Хюбнера. Феномен резонанса автор объясняет единством гармонических законов музыкального произведения и функционирования человеческого организма. Музыка оказывает релаксирующее, тонизирующее и регенерирующее влияние, способствует восстановлению нарушенных биоритмов, трудоспособности, повышает резистентность к патологическим процессам, активизирует защитные силы. Резонансная музыка является одним из наиболее действенных средств так называемой Holistis-медицины, которая рассматривает человека как единое целое [2—5, 8].
В литературе имеются сведения о применении резонансной МТ в акушерстве и гинекологии. Сферу использования музыкотерапии расширяет отсутствие побочных эффектов и возможность ее проведения в комплексе с различными лекарственными препаратами, что и позволяет применять МТ при беременности [4—8].
В этот период женщина нередко находится в постоянном стрессе. Она испытывает страх перед возможностью родить ребенка с физическими и психическими отклонениями, страх перед самими родами, обеспокоенность ухудшением благосостояния семьи (что может отягощаться хронической конфликтной ситуацией в семье, в которой женщина чувствует себя жертвой), опасается выкидыша; кроме того, женщина страдает из-за своей сексуальной непривлекательности [11]. Даже самая желанная беременность окрашивается противоречивым аффектом, в котором одновременно присутствуют радость, надежда и постоянная тревога. Этот амбивалентный комплекс зарождается уже на самом раннем этапе, когда женщина решает вопрос, сохранить или прервать беременность [1]. Несмотря на то, что природа предусмотрела систему многоступенчатой защиты беременной женщины и плода от влияния временных негативных факторов, существуют стрессы, с которыми справиться нелегко.
В данной ситуации может помочь применение резонансной МТ, так как повышение порога стрессовости ситуации — одно из основных ее действующих начал [10]. Тем более что негромкая, без сильных низких звуковых колебаний, успокаивающая беременную женщину, заставляющая «прислушиваться» к ней плод музыка обладает позитивным воздействием на эмоциональное развитие будущего ребенка [3].
Таким образом, имеющиеся данные свидетельствуют о благоприятном влиянии музыкально-резонансной терапии на психоэмоциональное состояние беременной, о выраженном антистрессовом воздействии, об отсутствии побочных эффектов. Все это служит основанием для более глубоких исследований по применению данного метода.
Исследуемая группа состояла из 78 женщин в сроке от 13 до 25 недель беременности, которые находились в отделении патологии беременности №1 7-й ГКБ на стационарном лечении по поводу угрозы прерывания беременности. Причиной угрозы прерывания беременности были стрессовые состояния. Беременным женщинам наряду с традиционными методами проводилось обследование с помощью психодиагностических методик при поступлении в стационар и перед выпиской. Контрольная группа женщин получала обычную симптоматическую терапию, направленную на сохранение беременности, основная группа беременных — в комплексе с музыкотерапией.
Методика использования МТ: лежа или удобно сидя, беременная надевает наушники и включает плейер с записью музыки П. Хюбнера (на компакт-диске даны показания к применению музыкальной записи и время ее прослушивания (40—70 мин)). Врач должен объяснить беременной, что музыку не следует анализировать, ее нужно только слушать. При этом желательно закрыть глаза, расслабиться, можно спать [2].
Для оценки тревожности — как свойства личности, так и состояния — применялся «Интегральный тест тревожности». Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и активизирующаяся при восприятии определенных символов, расцениваемых им как опасные, связанные с ситуациями угрозы престижу, самооценке и уважению.
При поступлении в стационар достоверных различий по показателям личностной тревожности между контрольной и основной группами не обнаружено (табл.1, см. бумажную версию журнала). Все беременные женщины с угрозой прерывания беременности характеризуются высоким уровнем личностной тревожности. Это значит, что они воспринимают достаточно широкий спектр ситуаций как угрожающий и отвечают на них определенной реакцией. В подобных состояниях женщины испытывают эмоциональный дискомфорт, напряженность, сильное беспокойство, у них возникает чувство страха, опасения за благоприятный исход ситуации. Они склонны оценивать будущее пессимистично. Длительное пребывание в «угрожающих» ситуациях психически истощает, астенизирует организм.
Анализ показателей личностной тревожности, полученных во время второго тестирования (после проведения музыкальной терапии), свидетельствует о том, что в основной группе уровень тревожности несколько снизился.
Из табл. 1 видно, что уровень эмоционального дискомфорта у беременных женщин основной группы после МТ остался без изменений (6,5±0,3), в то время как в контрольной группе повысился (с 6,0±0,3 до 6,3±0,3).
У беременных женщин основной группы понизились уровни астенического компонента (с 6,8±0,2 до 6,6±0,3), фобического компонента (с 6,2±0,3 до 6,1±0,3), тревожной оценки перспективы (с 7,0±0,3 до 6,9±0,2) и социальной защиты (с 5,8±0,2 до 5,6±0,2), в то время как в контрольной группе показатели по этим шкалам выросли.
Следовательно, после курса музыкальной терапии у лиц основной группы снизились беспокойство, напряженность, улучшилось нервно-психическое состояние.
Так же оценивали у беременных женщин с угрозой прерывания беременности показатели ситуативной тревожности. Ситуативная тревожность возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разной по интенсивности и динамичной во времени. Мы сделали вывод, что пребывание в условиях стационара женщины с угрозой прерывания беременности не расценивают как серьезную стрессовую ситуацию. В их эмоциональном состоянии на момент обследования не обнаруживается значительно выраженных негативных эмоций. Анализ данных основной группы после курса МТ показал снижение уровня ситуативной тревожности (с 5,2±0,3 до 5,0±0,2). После музыкальной терапии в этой группе уменьшился также эмоциональный дискомфорт (с 4,3±0,4 до 3,9±0,4), фобический компонент (с 4,9±0,3 до 4,4±0,4), снизился уровень тревожности по отношению к будущему развитию ситуации (с 5,9±0,3 до 5,7±0,3) (табл. 2, см. бумажную версию журнала).
Согласно «Интегральному тесту тревожности» не обнаружено достоверных различий между основной и контрольной группами при поступлении в стационар по показателям ситуативной тревожности. Женщины с угрозой прерывания беременности характеризуются в целом умеренным уровнем ситуативной тревожности. Их показатели находятся в пределах условной нормы.
Таким образом, беременные женщины с угрозой прерывания беременности характеризуются высоким уровнем личностной тревожности и умеренным уровнем ситуативной тревожности. После музыкальной терапии уровни личностной и ситуативной тревожности снижаются, что позволяет рекомендовать данный метод в комплексном лечении невынашивания беременности.
1. Брутман В.И., Радтонов М.С. // Вопросы психологии. — М., 1997. —№ 6. — С. 38—47.
2. Герасимович Г.И., Сидоренко В.Н., Хюбнер П.1995 г.). Инструкция на метод (регистр. № 46-9510 от 3 ноября
3. Герасимович Г.И., Эйныш Е.А. // Мед.новости. — 1999. — № 7. — С.17—20.
4. Захаров А.И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм. — СПб., 1998.
5. Сидоренко В.Н., Акулич Н.С., Лукашевич Г.А. // Актуальные вопросы акушерства и гинекологии: Сб. науч. тр. — Мн., 1998. — С.131—132.
6. Сидоренко В.Н., Клепацкая Е.А. // Там же. — С.130—131.
7. Сидоренко В.Н., Лукашевич Г.А. // Там же. — С.133—135.
8. Сидоренко В.Н., Гомон Е.С., Акулич Н.С. // Новости хирургии. — Мн., 1998. — № 2. — С. 123—124.
9. Шумарджак С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. — М., 1998.
10. Эйныш Е.А. // Труды молодых ученых. — Мн., 1998. — С.70—76.
11. Myskia A., Lindback M.Nor. Laegeforen. — 2000. — V.120 (10). — P.1182—1190. // Tdsskr.
Медицинские новости. – 2003. – №11. – С. 108-110.
Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.