Решение проблемы неполнофункционирующих граждан общества всегда зависело от экономического, политического, культурного уровня конкретной страны и от этапа развития общества. Пройдя путь от идей неприязни и физического уничтожения инвалидов, человечество пришло к пониманию необходимости интеграции и реинтеграции в общество лиц с различными физическими дефектами и психо-социальными нарушениями. Ведь с позиций сегодняшнего дня инвалидность следует рассматривать как проблему не одного человека, а общества в целом. Интеграция инвалида в социальную среду требует значительных усилий многих специалистов: медиков, психологов, педагогов, юристов и др.
В связи с этим большое значение приобретает медико-социальная экспертиза, занимающаяся установлением степени выраженности нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальных последствий, к которым приводят заболевание, травма или дефект, а также реабилитация, способствующая сохранению здоровья и трудового потенциала, уменьшению тяжести инвалидности или ее предотвращению.
Задачи и функции медико-социальной экспертизы связаны с развитием структурных элементов системы реабилитации, в основе которой лежат принципы гуманизма и доверия к личности больного или инвалида, а также к их возможностям. Сегодня медико-социальная экспертиза рассматривается как область науки и система практической деятельности, функционирующие в здравоохранении и в установленном порядке определяющие медицинские показания к социальной помощи и защите. Следовательно, медико-социальная экспертиза (МСЭ) определяет потребности освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.
Следует отметить, что МСЭ в свое время рассматривалась как более узкое понятие под названием «врачебно-трудовая экспертиза». В задачи врачебно-трудовой экспертизы (ВТЭ) в первую очередь входили:
• диагностика заболевания и научно обоснованная оценка состояния трудоспособности;
• определение степени утраты трудоспособности и установление остаточной работоспособности;
• установление научно обоснованных трудовых рекомендаций, позволяющих без ущерба для здоровья участвовать в общественно-полезном труде;
• систематическое наблюдение и контроль за состоянием трудоспособности инвалидов;
• определение мероприятий, направленных на восстановление здоровья и трудоспособности, т.е. реабилитация (медицинская и социальная);
• выяснение причин снижения или утраты трудоспособности и осуществление мероприятий по предупреждению инвалидности.
Становление реабилитации как цельного и непрерывного процесса, активно использующего механизмы государственной и общественной деятельности, исторически связано с дифференциацией и развитием различных социальных служб, призванных оказывать материальную и моральную помощь лицам, потерявшим трудоспособность. Связь между ними носит многосторонний и соподчиненный характер, поскольку в процессе реабилитации наиболее эффективно реализуются государственные цели, например здравоохранения и социального обеспечения, которые приобретают конкретное значение как существенные элементы того или иного этапа системы реабилитации. Смысл такой интеграции заключается в построении взаимосвязанной цепи конструктивных мер под эгидой реабилитационной методологии, которая возводит инвалида в ранг полноправного гражданина общества, способного активно участвовать в производственной и социальной жизни.
Таким образом, задачи социальных служб и реабилитации находятся в диалектическом единстве.
Рассматривая историю становления ВТЭ (а в последующем МСЭ) и реабилитационного направления в нашей республике, следует учитывать тот факт, что Беларусь длительное время находилась в составе СССР, поэтому основные этапы развития медико-социальной экспертизы тесно связаны с развитием здравоохранения в России, а затем в Советском Союзе.
В конце XIX — начале XX в. возникли понятия полной и частичной трудоспособности, а в 1903 г. были изданы «Правила для определения утраты трудоспособности от телесных повреждений вследствие несчастных случаев», в которых степень утраты трудоспособности выражалась в процентах (система была позаимствована в Германии). Указывалось, что владельцы предприятий обязаны лечить пострадавшего и выплачивать ему денежное пособие во время лечения и пенсию в случае наступления инвалидности. Однако материальную помощь по этому закону могли получать лишь те лица, несчастные случаи с которыми не были вызваны грубой неосторожностью самого пострадавшего. Пострадавшие должны были на суде привести доказательства того, что несчастный случай произошел по вине нанимателя.
В 1905 г. П.В. Васильевым была предложена и научно обоснована четырехгрупповая классификация инвалидности: первая группа определялась лицам с полной потерей трудоспособности, вторая — лицам со значительно ограниченной трудоспособностью, третья характеризовалась ограничением трудоспособности средней степени, четвертая — ограничением трудоспособности слабой степени. Однако данная система не нашла практического применения, так как в России еще пользовались процентной системой определения степени утраты трудоспособности.
Начиная с 1908 г. в России стали организовываться врачебные консультационные бюро, ставшие прообразом экспертных учреждений, главная задача которых заключалась в оценке трудоспособности больных с учетом характера заболевания или травмы. В состав консультационных бюро входили 3—5 врачей, и размещались они на базе городских больниц.
В 1912 г. был издан закон «О признании инвалидами нижних воинских чинов». Инвалиды, в зависимости от степени утраты трудоспособности, делились на пять разрядов, каждому из которых устанавливался определенный размер пенсии.
В этот период получила развитие экспертиза временной нетрудоспособности, начало которой было положено в 1913 г. созданием больничных касс. Годом раньше, в 1912 г., был принят закон об обеспечении рабочих страхованием от несчастных случаев. По этому закону в случае увечья предусматривалось скудное пособие, которое выплачивалось лишь в первые несколько недель, причем из больничных касс, средства которых на 60% пополнялись за счет взносов самих рабочих и только на 40% — за счет предпринимателя.
Дальнейшее развитие медико-социальная экспертиза получила после Октябрьской революции. Так, 22 декабря 1917 г. был подписан декрет «О страховании на случай болезни», а в 1918 г. издано «Положение о социальном обеспечении трудящихся», в котором указывалось, что «... наличие инвалидности и степень ее устанавливаются медицинской экспертизой, учреждаемой при страховой кассе». В соответствии с этим положением в Кодексе законов о труде 1918 г. было записано, что факт постоянной или временной утраты трудоспособности удостоверяется медицинским освидетельствованием, проводимым бюро врачебной экспертизы (БВЭ) при общегородских, районных и областных страховых кассах. В состав касс входили три врача — терапевт, невропатолог и хирург, а также представители страховой кассы и профсоюзной организации. То есть страховые кассы стали прообразом современных медико-реабилитационных экспертных комиссий. Позже, в 1927 г., вышло «Положение о БВЭ», согласно которому врачам-экспертам вменялось в обязанность, помимо определения степени утраты трудоспособности, изучать условия труда и быта больных, а в сложных случаях диагностики и экспертизы трудоспособности направлять их на стационарное лечение.
В 1921 г. была утверждена так называемая «рациональная шестигрупповая классификация инвалидности», которую разработал Н.А. Вигдорчик:
1 группа — инвалид не только не способен ни к какой профессиональной работе, но и нуждается в посторонней помощи для удовлетворения собственных нужд;
2 группа — инвалид не способен ни к какой профессиональной работе, но может обходиться без посторонней помощи;
3 группа — инвалид не способен ни к какой регулярной профессиональной работе, но может в некоторой степени добывать себе средства к существованию случайными и легкими работами;
4 группа — инвалид не может продолжать свою прежнюю профессиональную деятельность, но может перейти на новую профессию более низкой квалификации;
5 группа — инвалид должен отказаться от прежней профессии, но может найти новую профессию такой же квалификации;
6 группа — возможно продолжение прежней профессиональной работы, но только с пониженной производительностью.
Положительным моментом в данной классификации было то, что при вынесении заключения о трудоспособности автор предлагал учитывать не только диагноз больного, но и условия его труда.
Однако классификация имела и отрицательные стороны, так как пенсионное обеспечение получали лишь инвалиды первых трех групп, понятие «инвалидность» было схематичным, а разделение на группы инвалидности неконкретным. Тем не менее это был очередной шаг в развитии службы ВТЭ.
Служба врачебно-трудовой экспертизы подразумевала решение не только проблем инвалидности, т. е. стойкой нетрудоспособности, но и целого круга вопросов по временной нетрудоспособности. С этой целью в 1932 г. впервые на базе лечебных учреждений стали организовываться врачебно-консультативные комиссии (ВКК), в состав которых входили представитель профсоюзной организации, доверенный врач страховой кассы и два врача по основным специальностям. Таким образом, намечалась определенная система ВТЭ, включающая аспекты как временной, так и стойкой нетрудоспособности.
В 20-е годы стали появляться первые общества инвалидов. В 1925 г. было организовано Всероссийское общество слепых, в 1926 г. — аналогичное общество глухих, которые консолидировали вокруг себя инвалидов, пытались устроить их на работу, не противопоказанную по состоянию здоровья. Однако такое трудоустройство требовало и научных подходов, поэтому в 1930 г. в Москве был утвержден Институт экспертизы трудоспособности Московского областного отдела здравоохранения, а в 1932 г. — Центральный научно-исследовательский институт экспертизы трудоустройства инвалидов, которые в 1937 г. были объединены в Центральный научно-исследовательский институт экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов (ЦИЭТИН). В 1932—1935 гг. подобные институты были созданы в Харькове, Ленинграде, позже — в Днепропетровске, Виннице, Минске, Ташкенте.
Организация этих научно-исследовательских институтов способствовала выработке новых научных и практических аспектов врачебно-трудовой экспертизы, началу изучения и анализа заболеваемости, разработке мероприятий по ее снижению. Одновременно началась работа по созданию более рациональной классификации групп инвалидности. В 1928 г. на I Всесоюзном совещании по врачебно-трудовой экспертизе были отмечены недостатки в работе БВЭ и поставлен вопрос о необходимости новой классификации групп инвалидности. В 1932 г. разработана и утверждена новая трехгрупповая классификация инвалидности, в основу которой положен принцип определения состояния трудоспособности с учетом медицинского и социального факторов. Эта классификация была прогрессивнее предыдущей, она четко регламентировала критерии для установления каждой группы инвалидности с учетом показаний к работе в своей или другой профессии. I группа инвалидности определялась лицам, «утратившим трудоспособность полностью и нуждающимся в постороннем уходе»; II группа— «утратившим полностью трудоспособность к профессиональному труду как по своей, так и по какой бы то ни было другой профессии»; III группа — «неспособным к систематическому труду по своей профессии, но могущим использовать свою остаточную трудоспособность: а) либо на нерегулярной работе; б) либо при сокращенном рабочем дне; в) либо в другой профессии со значительным снижением квалификации».
В 1933 г. БВЭ были реорганизованы во врачебно-трудовые экспертные комиссии (ВТЭК) и утверждено новое «Положение о ВТЭК», что, безусловно, стало важным шагом в процессе дальнейшего развития взаимосвязи органов здравоохранения и органов социальной защиты, т.е. было определено единство подходов в оказании помощи человеку, начиная с лечебных мероприятий и заканчивая трудоустройством.
Основные задачи ВТЭК:
· экспертное изучение (оценка) состояния здоровья, характера и условий труда больного, на основании чего выносится решение о степени утраты трудоспособности;
· установление времени наступления инвалидности, ее группы и социально-биологической причины (общее или профзаболевание, трудовое увечье, инвалидность с детства; ранение, контузия, увечье, полученные при защите СССР или при исполнении обязанностей во время военной службы и т.д.);
· определение процента утраты трудоспособности, возникшей в результате увечья или заболевания, связанного с производством;
· определение условий и видов труда, доступных инвалидам по состоянию здоровья (трудовые рекомендации), а также рекомендуемые мероприятия, способствующие восстановлению их трудоспособности;
· повторное освидетельствование инвалидов в регламентированные сроки; изучение динамики и причин инвалидности.
Большое значение в улучшении качества экспертизы временной нетрудоспособности имело утверждение 14 августа 1937 г. инструкции «О порядке выдачи застрахованным больничных листов». Эта инструкция не утратила своей актуальности до сих пор, так как вместе с последовавшими в дальнейшем дополнениями она являлась основным документом, регламентирующим показания к освобождению больных от работы в связи с временной нетрудоспособностью, обусловленной заболеваниями, травмами и т.п. Много внимания стало уделяться изучению анализа причин заболеваемости и разработке мероприятий по их предупреждению.
Огромные потери трудовых ресурсов вызвала Великая Отечественная война. Появилась новая категория инвалидов — инвалиды ВОВ. Особенностью данной категории было то, что в основном это были лица молодого и среднего возраста, которые, несмотря на тяжелые последствия ранений и травм, стремились продолжать свою трудовую деятельность (в классификации групп инвалидности, принятой в 1932 г., трудовые рекомендации для инвалидов I и II групп не предусматривались). Кроме того, было много инвалидов, у которых отсутствовала одна конечность, имелись обширные дефекты черепа, выраженный парез конечности и др. То есть появилась необходимость во введении понятия «выраженный анатомический дефект», дающего право на определение III группы инвалидности лицам с «выраженным анатомическим дефектом», но не потерявшим трудоспособность в своей основной профессии. В 1943 г. было издано инструктивное письмо, в соответствии с которым ВТЭК получила право устанавливать таким лицам III группу инвалидности.
В послевоенные годы возникла необходимость в упорядочении сроков переосвидетельствования инвалидов, введении трудовых рекомендаций инвалидам I и II групп, повышении квалификации врачей-экспертов. В связи с этим в 1945 г. на базе ЦИЭТИН была создана первая в стране кафедра врачебно-трудовой экспертизы, на которой проходили обучение и усовершенствование специалисты-эксперты, организаторы здравоохранения, социального обучения и др. В 1948 г. состоялся I Всероссийский съезд врачей-экспертов, на котором были подведены итоги работы и намечены дальнейшие пути ее совершенствования. Главной задачей съезд признал разработку новой инструкции по определению групп инвалидности с учетом накопившихся замечаний (такая инструкция была подготовлена и утверждена в 1945 г.). В ней сохранялась трехгрупповая классификация инвалидности, было введено понятие «выраженный анатомический дефект», установлены более рациональные сроки переосвидетельствования инвалидов, утвержден «Перечень заболеваний, при которых группа инвалидности устанавливается бессрочно».
Вопросам врачебно-трудовой экспертизы стало уделяться значительно большее внимание, так как, с одной стороны, необходим был контроль за качеством проводимого лечения, соблюдением оптимальных сроков временной нетрудоспособности и своевременным направлением больных на медико-реабилитационную экспертную комиссию при наличии признаков инвалидности, а с другой стороны — следовало учитывать и социально-экономические аспекты за счет трудопотерь по временной и стойкой нетрудоспособности. Поэтому в 1955 г. приказом № 282 Министерства здравоохранения была введена должность заместителя главного врача по экспертизе трудоспособности, который одновременно назначался председателем врачебно-консультативной комиссии (ВКК).
1956 год ознаменовался выходом нового Закона о государственных пенсиях, согласно которому пенсионеры стали получать более высокую пенсию; право на пенсию приобрели многие трудящиеся, которые до этого ее не получали: инвалиды с детства, инвалиды, не имеющие необходимого трудового стажа в связи с заболеваниями и дефектами и др. В этом же году было утверждено новое «Положение о ВТЭК», в котором четко сформулированы функции ВТЭК: установление группы и причины инвалидности, времени фактического наступления инвалидности, вынесение трудовых рекомендаций, определение реабилитационных мероприятий, изучение условий труда работающих инвалидов. Новое «Положение о ВТЭК» привело к пересмотру Инструкции по определению групп инвалидности, которая была переиздана в 1956 г. Одновременно с этой Инструкцией был утвержден новый «Перечень заболеваний и дефектов, при которых группа инвалидности устанавливается бессрочно».
В последующие годы много внимания уделялось совершенствованию врачебно-трудовой экспертизы, подготовке кадров, повышению квалификации врачей лечебно-профилактических учреждений, ВТЭК, совершенствованию системы социального страхования, социального обеспечения. В результате в 1963 г. было утверждено новое «Положение о ВТЭК», а в 1970 г. — «Список профессиональных заболеваний» и «Перечень заболеваний, при которых инвалидность устанавливается бессрочно». Это имело большое значение, так как позволило освободить от переосвидетельствования многих инвалидов Великой Отечественной войны.
Важной вехой в становлении врачебно-трудовой экспертизы было принятие в 1964 г. «Закона о пенсиях и пособиях членам колхозов и их семьям», согласно которому колхозники получили право на пособие по временной нетрудоспособности, пенсии по инвалидности (I и II группы), а также в случае потери кормильца. Позже (1967 г.) на них были распространены и другие положения: увеличение минимального размера пенсий, введение пенсионного обеспечения инвалидам III группы вследствие трудового увечья и профессионального заболевания, уравнивание возраста колхозников при выходе на пенсию по старости с возрастом рабочих и служащих.
Начиная с 70-х годов наряду с совершенствованием врачебно-трудовой экспертизы начинает развиваться реабилитационное направление, включающее медицинскую и профессиональную реабилитацию. Под медицинской реабилитацией понимался «комплекс лечебно-профилактических мероприятий (медикаментозное, физио-терапевтическое, санаторно-курортное лечение, лечебная физкультура, психотерапия, при показаниях — хирургическое вмешательство), направленный на восстановление здоровья, трудоспособности и профилактику инвалидности» (Ю.Д. Арбатская, 1981). Одним из методов реабилитации считалось удлинение сроков временной нетрудоспособности сверх 4 месяцев после санкции на это ВТЭК при заболеваниях и травмах, имеющих благоприятный клинический и трудовой прогноз. В понятие профессиональной реабилитации включался комплекс мероприятий по рациональному трудоустройству больных и инвалидов, профессиональному обучению и переобучению, определению трудовых рекомендаций и др.
В эти же годы возникло понятие социальная реабилитация, под которой понималось активное воздействие на личность больного путем организации соответствующего образа жизни.
После распада СССР во многих бывших союзных республиках при проведении врачебно-трудовой экспертизы и реабилитации использовались прежние нормативно-распорядительные документы. Однако в 1991 г. был принят «Закон о социальной защите инвалидов в Республике Беларусь», который определил государственную политику в области социальной защиты инвалидов, ввел новую концепцию инвалидности и дал ее определение. Согласно ст. 2 данного Закона «инвалидом является лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в помощи и защите». Следует отметить, что подобный закон, защищающий права инвалидов, принят в Беларуси раньше, чем в других республиках бывшего СССР, включая Россию. Закон был направлен на защиту прав инвалидов, дал им возможность трудиться, ввел реабилитацию как вид социальной помощи инвалидам и обязанность лечебных учреждений.
Дальнейшее развитие реабилитация получила благодаря ст. 13 данного Закона, в которой было введено понятие «индивидуальная программа реабилитации инвалидов». В соответствии с этой статьей «медицинская, профессиональная и социальная реабилитация инвалидов осуществляется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, определяемой на основе заключения медико-социальной экспертизы государственными органами с участием представителей общественных организаций инвалидов». Индивидуальная программа реабилитации определяет конкретные объемы, виды и сроки проведения реабилитационных мер, виды социальной помощи и является «документом, обязательным для исполнения соответствующими государственными органами, а также предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности и хозяйства».
Важность принятия Закона о социальной защите инвалидов заключается и в том, что после его выхода в Беларуси была проведена существенная реорганизация служб врачебно-трудовой экспертизы и реабилитации, в результате которой служба ВТЭ была переименована в службу медико-социальной экспертизы с приданием ей новых задач, произошло объединение службы МСЭ и реабилитации. Это в свою очередь способствовало переименованию должности заместителя главного врача по экспертизе временной нетрудоспособности в должность заместителя главного врача по медицинской реабилитации и экспертизе и расширению его функциональных обязанностей. После выхода Закона «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» ВТЭК была передана в систему здравоохранения с последующей ее реорганизацией в медико-реабилитационные экспертные комиссии (МРЭК) с приданием этой службе новых, более широких задач. Новое «Положение о медико-реабилитационных экспертных комиссиях» утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 801 от 31 декабря 1992 г. В эти же годы для кадрового обеспечения реорганизованной службы МСЭ и реабилитации в номенклатуру врачебных специальностей была введена новая специальность — врач-эксперт-реабилитолог, при республиканской аттестационной комиссии создана подкомиссия для аттестации врачей по данной специальности, а в 1998 г. были приняты «Инструкция по определению инвалидности» и «Инструкция по определению причин инвалидности».
Однако выход «Закона о социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» способствовал резкому увеличению показателей первичного выхода на инвалидность, так как был направлен на защиту только инвалидов, но не больных. Поэтому на МРЭК обратился большой поток больных за получением социальных льгот и гарантий, которые могли быть представлены инвалидам.
Следствием этого стал выход нового Закона «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов», утвержденного Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 17 октября 1994 г. Закон определяет государственную политику республики в области предупреждения инвалидности и реабилитации инвалидов как составной части охраны общественного здоровья в целях гарантий и обеспечения условий для его сохранения, восстановления и компенсации нарушенных или утраченных способностей инвалидов к общественной, профессиональной и бытовой деятельности в соответствии с их интересами и потенциальными возможностями.
Согласно ст.19 Закона «при возникновении у больных дефекта здоровья в результате заболевания или травмы, в том числе при переходе заболевания в хроническую стадию, реабилитационные учреждения составляют индивидуальную программу медицинской реабилитации». Таким образом, в республике получила свое дальнейшее развитие единая служба реабилитации и медико-социальной экспертизы.
В 1993 г. был принят Закон «О здравоохранении», а 11 января 2002 г. — его новая редакция «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О здравоохранении»». Данный Закон определяет государственную политику в области охраны здоровья населения, правовые и экономические основы деятельности системы здравоохранения, регулирует общественные отношения в сфере охраны здоровья.
В последние годы в нашей республике получила развитие новая концепция последствий болезни, разработанная экспертами ВОЗ и представленная как дополнение к Международной статистической классификации болезней (МКБ-9 и -10) в виде «Международной номенклатуры нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности». Применение этой концепции предопределило пересмотр основных документов по медико-социальной экспертизе, благодаря чему в 2002 г. утверждены «Инструкция по временной нетрудоспособности», «Инструкция по определению инвалидности», «Инструкция по определению причин инвалидности» и заканчивается работа над «Инструкцией по определению инвалидности у детей».
Таким образом, врачебно-трудовая, а затем медико-социальная экспертиза за годы своего существования превратилась в государственную систему, деятельность которой направлена на улучшение здоровья народа, сохранение трудоспособности, снижение или устранение имеющихся ограничений жизнедеятельности, профилактику заболеваний, повышение материального благополучия, улучшение условий труда и быта, максимальную интеграцию или реинтеграцию больных и инвалидов в общество.
1. Журавлева К.И. // Восстановительная терапия и реабилитация больных нервными и психическими заболеваниями: М-лы науч.-практ. конф. (Ленинград, 23—24 нояб. 1982 г.). — Л., 1982. — С. 17—22.
2. Задачи по достижению здоровья для всех / Европейское региональное Бюро ВОЗ. — Копенгаген, 1985.
3. Закон Республики Беларусь «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь». — 1991.
4. Закон Республики Беларусь № 91-3 от 11.01.2002 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О здравоохранении»».
5. Лаврова Д.И., Андреева О.С. // Медицинская, социальная, профессиональная реабилитация больных и инвалидов: Тез. докл. междунар. науч.-практ. конф. — Мн., 1996. — С. 152.
6. Марциновский Б.И. Врачебная экспертиза трудоспособности. — М., 1952.—278 с.
7. Николаева Л.Ф. // Современные достижения в реабилитации больных инфарктом миокарда. — М.: Медицина, 1983. — С. 8—28.
8. О дальнейшем развитии и совершенствовании системы медицинской реабилитации в Республике Беларусь: Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 309 от 10 декабря 1997 г.
9. О создании системы реабилитации больных и инвалидов в Республике Беларусь: Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 13 от 25 января 1993 г.
10. Организация и эффективность реабилитации в медицинских учреждениях: М-лы науч.-практ. конф. — Л., 1980. — 232 с.
11. Предупреждение инвалидности и реабилитация: Доклад Комитета экспертов ВОЗ по предупреждению инвалидности и реабилитации. — Женева, 1983. — 42 с.
12. Ренкер К. Основы реабилитации. — М., 1980. — 116 с.
13. Руководство по врачебно-трудовой экспертизе / Под ред. Ю.Д. Арбатской. — М., 1981. — Т. 1. — 560 с.
14. Руководство по медико-социальной экспертизе и реабилитации / Под ред. А.И. Осадчих. — М., 1999. — Т. 1. — 198 с.
15. Самушия К.А. Научное обоснование модели амбулаторного этапа медицинской реабилитации взрослого населения крупного города: Дис. ... канд. мед. наук. — Мн., 1998. — 113 с.
16. Свистунова Е.Г. // Мед.-соц. экспертиза и реабилитация. — 2002. — № 1. — С. 39—43.
17. Смычёк В.Б. Основы реабилитации (курс лекций). — Мн., 2000. — 132 с.
18. Смычёк В.Б. // Пробл. реабилитации. — СПб., 2000. — № 1. — С. 24—28.
19. Смычёк В.Б. // Реформы здравоохранения Беларуси в XXI веке: М-лы IV съезда социал-гигиенистов и организаторов здравоохранения Республики Беларусь. — Мн., 2000. — С. 247—248.
20. Смычёк В.Б. // VI Рос. нац. конгресс с междунар. участием «Человек и его здоровье». — СПб., 2001. — С. 217—218.
21. Стадченко Н.А., Алисова Ю.М., Лавров А.А. Врачебно-трудовая экспертиза. — М., 1986. — 240 с.
22. Юмашев Г.С., Ренкер К. Основы реабилитации. — М., 1973. — 112 с.
Медицинские новости. – 2003. – №11. – С. 39-44.
Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.