• Поиск:

издатель: ЮпокомИнфоМед

Пересада О.А.

Предменструальный синдром: новый взгляд на роль магния

Белорусская медицинская академия последипломного образования

Предменструальный синдром (ПМС) — сложный, клинически полиморфный симптомокомплекс, возникающий в предменструальные дни и проявляющийся нервно-психическими, вегетативно-сосудистыми и обменно-эндокринными нарушениями. Симптомы возникают за 2—14 дней до начала менструации и исчезают в первые дни или сразу же после ее окончания.

Патогенез ПМС сложен и недостаточно изучен. Существует множество теорий возникновения ПМС: нарушение функции системы гипоталамус—гипофиз—надпочечники, повышение уровня пролактина, изменения в минералокортикоидной системе, увеличение содержания простагландинов, снижение уровня эндогенных опиоидных пептидов, нарушение состояния вегетативной нервной системы, аллергические процессы, недостаточность магния и витамина В6. По мнению большинства ученых, не уровень половых гормонов, а именно их колебание в течение менструального цикла выполняет роль триггера, вызывающего в центральной нервной системе (ЦНС) и других тканях-мишенях определенные биохимические сдвиги. Эстрогены и прогестерон оказывают воздействие на ЦНС, которая ответственна за регуляцию репродуктивной функции, эмоций и поведения (см. схему).

 

В последнее время в развитии ПМС огромное значение придается дефициту магния [5]. Магний относится к макроэлементам и по содержанию в организме занимает четвертое место, уступая лишь натрию, калию и кальцию. В организме взрослого человека содержится около 25 г магния: 60% — в костной ткани, 1% — в межклеточном пространстве. Уровень магния в сыворотке крови составляет в норме 0,8—1,2 ммоль/л. Ионизированная форма магния необходима для восприятия клетками организма. Ежедневная потребность в магнии для женщин составляет 300—350 мг [2].

Ионы магния играют важнейшую роль в процессах регуляции практически всех органов и систем. Этот катион является необходимым элементом для нормального обмена веществ и регулятором биохимических и физиологических процессов в организме. Он принимает участие в энергетическом, пластическом, электролитном обмене, обмене фосфора, синтезе АТФ, метаболизме углеводов, регулирует гликолиз, снижает накопление лактата, участвует в построении костной и обеспечивает функциональную способность нервно-мышечной ткани, особо значим в процессах мембранного транспорта. Магний способствует фиксации калия в клетке и обеспечивает поляризацию клеточной мембраны. В процессах регуляции мышечной возбудимости магний является естественным антагонистом кальция. Он конкурирует за кальциевые каналы мембраны клетки и за места связывания кальция на сократительном аппарате. Пищевой рацион с высоким уровнем протеинов и кальция приводит к относительному дефициту магния. Недостаток магния вызывает гиперкальциемию и гиперфосфатемию. Витамин В6 способствует удержанию магния в клетке [4].

Магний называют металлом жизни. Все энергетические процессы в организме идут при его участии. Магний защищает от ионизирующего излучения, регулирует температуру, стимулирует фагоцитоз. Самое главное предназначение этого макроэлемента — защита нервной системы от стрессов, разрушающих структурную регуляцию организма. Нервная система человека чутко реагирует на уровень магния в организме. Понижение его содержания вызывает состояние беспокойства, нервозности, нетерпения, бессонницу и усталость, беспричинные головные боли. Именно стрессы приводят к дисфункции гипоталамо-гипофизарной системы и развитию ПМС. Магний в этой ситуации выступает как противострессовый, противотоксический и противоаллергический фактор [4].

Недостаток магния снижает эластичность эритроцитов, что затрудняет их прохождение по капиллярам, нарушает микроциркуляцию и укорачивает жизнь эритроцитов, что может служить одной из причин развития анемии. Дефицит магния ускоряет процесс старения, так как этот элемент участвует в синтезе ДНК и РНК [1].

Недостаток магния встречается гораздо чаще, чем принято считать.Причиной является уменьшение его содержания в рафинированных продуктах питания. К продуктам, содержащим магний, относятся миндаль, соевая мука, тыквенное семя, орехи, фасоль, натуральное какао, семечки подсолнечника, пшеничные отруби, водоросли ламинарии, халва, финики, зелень, изюм, пивные дрожжи, арбуз, овсяные хлопья, рис, горох, креветки, авокадо, сыр, чеснок, бананы, красный портвейн, листья кольраби [5]. Современные методы выращивания сельскохозяйственных культур включают применение азотных и калийных минеральных удобрений, приводящих к недостатку магния в почве и, как следствие, в пищевых продуктах. В процессе переработки сырья (термическая обработка, замораживание, рафинирование) теряется большая часть магния. К недостатку магния в организме приводит также неправильный образ жизни: жирная пища, алкоголизм, курение, диеты с односторонним пищевым рационом, применение некоторых лекарств (слабительные, диуретики, антибиотики), несбалансированное питание(сладости, продукты из белой муки, вареные блюда, недостаток витаминов В1, В2 и В6, избыточное содержание кальция).

Повышенного поступления магния в организм требуют беременность и кормление грудью, занятия спортом, состояние хронического стресса и экстремальные нагрузки. Усиленный расход магния организмом происходит в неблагоприятных экологических условиях (задымленность, смог, тяжелые условия труда, излучения приборов, повышенное содержание пестицидов в продуктах питания, напряженная работа). Существует мнение, что такие болезни цивилизации, как ожирение, сахарный диабет, метаболический синдром, депрессия, синдром хронической усталости и, конечно, ПМС, в значительной степени вызваны дефицитом магния [4].

Дефицит магния сложно диагностировать объективно, поскольку снижение его концентрации может быть компенсировано за счет его высвобождения из костной ткани. Тем не менее при концентрации ниже 0,8 ммоль/л в плазме крови можно поставить диагноз дефицита магния [5]. Норма содержания магния в сыворотке крови у женщин составляет 0,75—1,26 ммоль/л, при беременности — 0,8—1,05 ммоль/л, у девочек-подростков — 0,74—1,15 ммоль/л. Клиническая оценка гипомагниемии у женщин с ПМС: 12—17 мг/л (0,5—0,7 ммоль/л) соответствует умеренной недостаточности магния в организме, а ниже 12 мг/л (0,5 ммоль/л) указывает на выраженную недостаточность ионов магния. Норма магния в эритроцитах 2,31 ± 0,083 ммоль/л [6]. Недостаток магния может вызывать разнообразную симптоматику, связанную с повышенной возбудимостью нервных и мышечных клеток; в частности, при ПМС клиника дефицита магния выглядит следующим образом [5]:

          покалывания в области стоп и ладоней (парестезии);

          гиперактивность (невозможность находиться в одной позе, даже во сне) — синдром «беспокойных ног»;

          мышечные контрактуры, судороги;

          пищеварительные нарушения: поносы, иногда запоры, «раздраженная» толстая кишка, боли в животе, ощущение комка в горле;

          дыхательные расстройства: учащение дыхательного ритма, чувство удушья (в основном при стрессах);

          различные сексуальные расстройства (снижение либидо, аноргазмия или стертый оргазм и др.).

Выделяют три степени тяжести ПМС:

1.         Легкая степень — наличие незначительного количества симптомов, которые не влияют на активную деятельность и работоспособность женщины.

2.         Средняя степень — симптомы, влияющие на качество семейной и производственной жизни женщины, не лишая ее трудоспособности.

3.         Тяжелая степень — симптомы, обусловливающие потерю женщиной трудоспособности.

Имеются данные, что у женщин с ПМС концентрация ионизированного магния во вторую фазу цикла понижена, а кальций-магниевый коэффициент повышен. Клинические проявления ПМС характеризуются большим разнообразием и подразделяются на три группы [5]:

1.         Симптомы, являющиеся результатом нервно-психических нарушений: раздражительность, депрессия, агрессивность, плаксивость, чувство усталости, нарушения сна, либидо, пищевого поведения.

2.         Симптомы, отражающие вегетососудистые нарушения: цефалгия, головокружение, тошнота, рвота, абдомиалгия, кардиалгия, тахикардия, гипертензия, фибромиалгия, миофасциальный болевой синдром (судороги и болезненность в области спины, шеи, стоп и т.д.)

3.         Симптомы, характерные для нейро-обменно-эндокринных нарушений: нагрубание молочных желез, метеоризм, зуд кожи, отеки, легкий озноб, снижение памяти, зрения, слуха, гипертермия, одышка, жажда и т. д.

Анализируя симптомы ПМС, можно предположить, что к их возникновению имеет отношение недостаток магния.

Взаимосвязь психических и нейроэндокринных расстройств очевидна и доказана многими исследователями. В основе этой взаимосвязи лежат изменения в обмене моноаминов мозга — серотонина, дофамина и нор-адреналина, которые играют первостепенную роль в нейроэндокринной регуляции. Полагают, что серотонин и гонадотропные гормоны находятся в теснейших отношениях. Эстрогены и прогестерон наряду с серотонином обладают модулирующим действием на функционирование ЦНС. Именно с недостаточностью серотонина и с нарушением соотношения эстрогенов и прогестерона в лютеиновую фазу цикла связывают клинические симптомы ПМС. При эстрогенной стимуляции обнаруживается повышенное содержание серотонина при относительном дефиците дофамина в мозге, что способствует появлению раздражительности, нервного напряжения, плаксивости. При снижении серотонина в крови развивается депрессивное состояние. С изменением уровня серотонина в спинномозговой жидкости связывают возникновение суицидальных попыток и агрессии в предменструальный период. Полагают, что существует оптимальный уровень серотонина, его колебания приводят к агрессии или депрессии. Уровень серотонина снижен во время предменструального периода. Пациентки с ПМС слабее реагируют на стимуляцию триптофаном во время поздней лютеиновой фазы по сравнению с ранней и средней фазами. По-видимому, как говорилось выше, именно уменьшение содержания серотонина может быть причиной ПМС. Синтез же всех известных на сегодняшний день нейропептидов в головном мозге происходит при обязательном участии магния, недостаток которого может привести к селективной недостаточности в мозге дофамина и стать толчком к возникновению и прогрессированию ПМС [5].

Недостаток витамина В6, способствующего удержанию магния в клетке и превращению триптофана в серотонин, усугубляет это состояние, поэтому назначение препарата Магне-В6 приводит к значительному улучшению состояния женщин с ПМС. Так, Е.А. Межеветиновой и соавт. [4] приводятся данные о лечении 20 пациенток в возрасте от 19 до 45 лет, имевших субкомпенсированную, среднетяжелую форму течения ПМС, препаратом Магне-В6 по 1 таблетке 3 раза в день на протяжении 6 месяцев. Эффективность данной терапии составила 67%. Как положительный эффект отмечается нормализация менструального цикла у половины пациенток. Наш клинический опыт показывает, что ПМС у многих женщин сочетается с дисменореей, поэтому логично применение Магне-В6 при данном симптомокомплексе. Этот факт также выделен Е.А. Межеветиновой и соавт., отметивших у 8 из 20 пациенток с ПМС эффективность Магне-В6 при дисменорее.

Существенна роль психических факторов в генезе ПМС. Психогенный характер синдрома становится очевидным, если удается проследить непосредственную связь между стрессом, психотравмой (например, при менархе), испугом, экзаменами, переменой места жительства, изменениями пищевого режима и появлением ПМС [2].

Депрессивные синдромы встречаются у 70—80% пациенток с ПМС. При этом следует отметить, что женщины попадают на прием к разным специалистам: психиатрам, терапевтам, эндокринологам, невропатологам, гинекологам. При любых болезненных симптомах необходимо тщательное соматическое обследование для исключения органических заболеваний, прежде всего со стороны сердца, мозга и желудочно-кишечного тракта. Симптомы, предъявляемые при посещении врачей, настолько разнообразны (от кардиалгии, гипертермии, одышки, повышения АД, головокружения и т.д. до подавленности и отсутствия интереса к жизни), что диагноз ПМС часто ставится с опозданием и лечение назначается неконкретное. В то же время конкретизировать лечение ПМС не так просто, потому что недостаточно изученный патогенез и разнообразие клинических проявлений обусловили более 50 различных схем лечения ПМС [5]. В их числе гормональные препараты, нестероидные противовоспалительные, антипростагландиновые, седативные средства, антиоксиданты, антагонисты кальция, спазмолитики, гомеопатия, иглорефлексотерапия, фитотерапия, физиолечение, психотерапия и аутотренинг.

Однако, без сомнения, при всех видах терапии необходимо назначение магния и витамина В6. Для длительной стратегии восполнения дефицита магния отдается предпочтение препаратам для приема внутрь, при назначении которых не развивается состояние гипермагниемии. Наилучшим лечебным и профилактическим корректором магниевого дефицита является комбинация адекватной дозы магния лактата и пиридоксина гидрохлорида (препарат Магне-В6).Пиридоксин улучшает всасывание магния из желудочно-кишечного тракта (избирательно абсорбируется на уровне слизистой оболочки тонкой кишки 40—50% вводимого магния), выступает транспортом для магния и фиксирует его ионы внутри клетки, повышает проницаемость клеточной мембраны, препятствуя гипомагниемии. Около 2/3 внутриклеточного магния распределяются в костной ткани, остальная часть — в гладкой или поперечно-полосатой мускулатуре, а также в эритроцитах. Выделяется магний преимущественно с мочой.

Противопоказание для назначения любых препаратов магния — тяжелая почечная недостаточность с клиренсом креатинина ниже 30 мл/мин.

Побочные явления при приеме Магне-В6 — поносы и боли в животе. Крайне редко отмечаются обратимые парестезии при длительном (более 3 мес) приеме в больших дозах (более 2 г в сутки), исчезающие после отмены препарата.

Магне-В6 выпускается в двух формах: 1) таблетки, покрытые оболочкой, содержащие 470 мг магния лактата (48 мг магния) и 5 мг пиридоксина хлорида в 1 таблетке, 50 штук в упаковке; 2) раствор для приема внутрь, 10 ампул по 10 мл (по 100 мг магния и 250 мг пиридоксина гидрохлорида в каждой ампуле).

Принимается препарат внутрь по 1 таблетке 3 раза в день или по 1 ампуле 2 раза в день в течение 3—6 месяцев. При необходимости курс можно повторить. При выраженной недостаточности магния следует принимать 6 таблеток в день в 3 приема или 3 ампулы в день в 3 приема, запивая большим количеством (стаканом) воды.

Итак, предменструальный синдром — это достаточно часто возникающее заболевание, в этиологии и патогенезе которого, наряду с гормональным и нейромедиаторным дисбалансом, имеются нарушения обмена магния. Таким образом, учитывая важную роль магния в стимуляции множества внутриклеточных процессов (поскольку практически не существует ни одной системы организма, в которой дефицит магния не приводил бы к нарушению метаболизма), коррекция дефицита магния является патогенетически обоснованной терапией ПМС и значительно повышает качество жизни женщин.

 

Литература 

1.         Бабак Г.А. // Мед. панорама. — 2003. — №2.

2.         Громова О.А. Его Величество магний: Метод. пособие для врачей и студентов. — М., 2000.

3.         Гуркин Ю.А. Гинекология подростков: Руководство для врачей. — СПб.: ИКФ «Фолиант», 2000. — 574 с.

4.         Межевитинова Е.А., Прилепская В.Н., Назарова Н.М. // Гинекологическая эндокринология. — 2003. — Т. 5, №2.

5.         Прилепская В.Н., Межевитинова Е.А., Назарова Н.М. Роль магния в развитии предменструального синдрома (ПМС). — М., 2003.

6.         Святов И.С. Магний в профилактике и лечении ишемической болезни сердца и ее осложнений: Дис. ... д-ра мед. наук. — М., 1999. — С. 214. 

Медицинские новости. – 2003. – №9. – С. 35-38.

Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.

Содержание » Архив »

Разработка сайта: Softconveyer