Важнейшей составляющей здоровья человека является репродуктивное здоровье, которое рассматривается Всемирной организацией здравоохранения как состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не только как отсутствие патологии органов репродуктивной (половой) системы и/или нарушений ее функций [3, 11, 18, 19]. Право на репродуктивное здоровье относится к числу основных прав человека [1—3, 7, 10, 17—19], оно подразумевает наличие условий для безопасного воспроизводства, а именно:
· сексуальное здоровье и возможность полноценных безопасных половых отношений;
· безопасное материнство, включая грамотное планирование беременности, правильное поведение в период беременности и родов, послеродовый уход за матерью и ребенком;
· возможность полноценного лечения и профилактики бесплодия, передающихся половым путем заболеваний (в том числе ВИЧ/СПИД), другой патологии ре-продуктивной системы, а также ранней диагностики онкологических заболеваний;
· эффективная профилактика климактерических нарушений;
· гендерное равенство в вопросах репродукции, искоренение так называемого «домашнего насилия», ответственное родительство.
Реализация права личности на репродуктивное здоровье определяется наличием и доступностью качественных услуг (консультативного, образовательного, информационного, диагностического, лечебного характера) и прежде всего соблюдением самим индивидуумом принципов здорового образа жизни.
В последние годы в странах бывшего СССР все большее внимание уделяется медико-социальным исследованиям репродуктивного здоровья и полового поведения молодежи [4—6, 10—14, 16]. Эта тенденция закономерна: прогрессирующая депопуляция в Республике Беларусь, как и в большинстве стран так называемого переходного периода, сочетается с ухудшением здоровья населения, в том числе снижением репродуктивного потенциала будущего нации — молодых людей, студентов. По различным данным [8—11, 14, 16], за последние 10 лет количество здоровых девушек — выпускниц школ в Беларуси уменьшилось до 6,3%, то или иное хроническое заболевание имеют 75% выпускниц; ежегодно возрастает и «омолаживается» заболеваемость инфекциями, передающимися половым путем. Тревогу медиков вызывает рост патологии беременных: если в 1990 г. те или иные заболевания имели 56,8% беременных женщин, то в 2000 г. — уже 76,4%. Нормально протекает только около 20% родов. Доля рожденных без регистрации брака детей у 15—19-летних женщин увеличилась с 1991 г. более чем в 2 раза. Около 10% абортов производится женщинам моложе 19 лет, причем 46—48% из них прерывают к этому возрасту повторную беременность. На фоне стабильно высокой частоты абортов у 18—19-летних женщин наблюдается тенденция к увеличению доли прерывания первой беременности в группе 20—24-летних. Снижается число «абсолютно» здоровых детей, включая новорожденных, растет первичная детская инвалидность, одной из главных причин которой являются болезни нервной системы и врожденные аномалии, т.е. следствия перинатальной патологии.
Известно, что здоровье человека минимум на 50% зависит от образа жизни и окружающей среды, в том числе социальной. Период студенчества — время наибольшей сексуальной активности, появления молодых семей и максимального риска для репродуктивного здоровья. В целях улучшения репродуктивного здоровья молодых людей в Гродненском государственном университете им. Я. Купалы в 2001 г. был осуществлен пилотный проект, направленный на повышение репродуктивной грамотности студентов. Студентам III курса одного из факультетов был предложен оригинальный факультатив «Репродуктивное здоровье женщины». Преподавателем и автором курса была молодая врач акушер-гинеколог, клинический ординатор кафедры акушерства и гинекологии Гродненского государственного медицинского университета. Программа включала вводное анонимное анкетирование (семинар) и курс лекций-диалогов.
Результаты анкетирования подтвердили необходимость такого рода эксперимента, показав живой интерес студентов к специфической тематике факультатива и неграмотность в элементарных вопросах репродуктивного и сексуального здоровья человека. Согласно данным анкетирования, падает ценность юридической регистрации брака, рождения ребенка только в браке, а также воздержания от внебрачных связей. Наряду с признанием необходимости получения информации из достоверных источников подавляющее большинство опрошенных приобретают соответствующие знания от друзей и из личного опыта. Высокая самооценка респондентов разительно контрастирует с низкой осведомленностью о контрацепции, планировании беременности и безопасном поведении во время нее, риске заражения заболеваниями, передаваемыми половым путем, и последствиях аборта. Большинство опрошенных студентов имели опыт половых отношений, но, несмотря на преобладающее раннее начало половой жизни (14—17 лет), уровень использования контрацепции, особенно во время первого полового акта, невысок, редко применяются современные методы предупреждения беременности. Риск заражения инфекциями, передающимися половым путем, признают почти все респонденты, и порядка 80% обратились бы в этом случае к врачу, однако знания ими симптомов заболеваний недостаточно для принятия решения о своевременном обращении к специалисту.
Четко прослеживается гендерная специфика [15, 17—19] в вопросах репродукции: в белорусском обществе основную ответственность за рождение и воспитание детей несет женщина, а «женская» работа вплоть до последнего времени имела традиционно более низкий социальный статус, чем «мужская».
Репродукция, как оказалось, является важнейшей стороной жизни для подавляющего большинства опрошенных. Тем не менее посещаемость факультативных лекций, высокая вначале, постепенно снижалась: студенты объясняли это приближением сессии, неудобным временем занятий (вечер, конец недели). Курс приобретал все более выраженную гендерную окраску («женский, не нужный мужчине»). Пропорционально снижению посещаемости лекций увеличивалось количество «внеаудиторных» обращений к преподавателю как к врачу, в том числе по телефону (характерно, что среди обратившихся за помощью различий по полу практически не было). На первом же занятии студенты были предупреждены, что, согласно принципу «Noli nocere», они не могут рассчитывать на советы преподавателя-врача по лечению тех или иных заболеваний, тем более на постановку возможных диагнозов. Как правило, молодые люди не знали, куда и к кому обратиться за помощью в экстренных случаях (изнасилование, разрыв презерватива, вероятность наступления нежеланной беременности, симптомы возможного заболевания и т.п.), предпочитая выжидательную тактику и/или обращение за советом к знакомым и друзьям. Студентов волновали вопросы физиологии, связанные с репродукцией; одной из проблем, тревожащих молодых людей, особенно девушек, была неопытность в вопросах секса в связи с «поздней» девственностью (студенты в основном были в возрасте 20 лет). Это еще более подтверждало необходимость повышения репродуктивных знаний студентов и поиска наиболее адекватных для этого путей.
Нельзя отрицать, что состояние репродуктивного здоровья студенческой молодежи напрямую зависит от недостаточных знаний принципов здоровой репродукции, низкого самосознания и, как следствие этого, распространенности опасных форм сексуального поведения. Согласно результатам проведенных исследований [4—6, 10, 11, 13, 14], включая данное анкетирование, в подавляющем большинстве случаев студенты крайне мало заботятся о своем здоровье, и наиболее низкие установки на сохранение репродуктивного здоровья сформированы у мужской половины опрошенных. Почти 95% студентов считали существующую систему просвещения по вопросам пола недостаточной или вообще отсутствующей и признавали ее необходимость для человека в любом возрасте, особенно выделяя роль семьи, врачей-специалистов (гинеколог, андролог, сексолог, психолог), специальной литературы и других носителей достоверной информации, а также проведения специальных курсов в учебных заведениях. В качестве преподавателя большинство опрошенных студентов видят человека с высшим медицинским образованием, имеющего опыт работы по специальности соответствующего профиля и навыки педагогической работы.
К сожалению, обучающая эффективность факультатива не до конца оправдала ожидания преподавателя и руководства университета. Тем не менее проект оказался полезным, поскольку помог выделить основные принципы такого рода работы с молодежной аудиторией:
· необходимость создания непринужденной комфортной обстановки, атмосферы доверия и раскрепощенности (малые группы, обучение по принципу «равный обучает равного»);
· выбор времени проведения занятий и основных тем с учетом мнения студентов;
· доступная манера изложения с мотивированием и обучением, с приведением фактов, цифр, примеров;
· обязательный учет гендерной специфики предмета:
- предварительная работа с мужской аудиторией для формирования установки ответственности за последствия репродуктивного поведения (роль мужчины в семье, отцовство, планирование желанного потомства, ненасилие);
- раздельно проводимые занятия по мужским репродуктивным проблемам с привлечением андрологов, урологов, сексологов, психологов (желательно мужчин).
Для успешного проведения любых мероприятий, направленных на улучшение репродуктивного потенциала молодежи, обязательно создание в молодежной среде благоприятного общественного мнения:
· устранение страха перед медицинскими работниками (ожидание неадекватной реакции врача — агрессии, смеха и т.п. на проблему пациента) и перед карающими мерами в отношении распространителей венерических заболеваний;
· пропаганда здорового образа жизни, в том числе здоровой репродукции.
На уровне учебного заведения благоприятный фон может быть создан с помощью групповых дискуссий, структур для межличностного общения студентов, подкрепления уверенности молодых людей в необходимости активного участия в формировании собственного потенциала здоровья и ответственности за принятие решений.
Стойкая негативная демографическая ситуация в Республике Беларусь, ухудшающееся состояние репродуктивного потенциала наиболее ценной части генофонда нации — студенчества, особенно девушек, молодых женщин-матерей, сложная экологическая ситуация в регионе, падение ценности этических и моральных принципов в постсоветском социуме — все это побуждает к поиску новых эффективных путей решения проблем сохранения здоровья, в том числе репродуктивного. Одним из перспективных направлений может быть интеграция медицинских и педагогических (школы, средние специальные учебные заведения, вузы) структур в целях совершенствования консультативного и информационного компонентов санитарно-просветительской работы, направленной на формирование устойчивой мотивации к здоровой репродукции и безопасному сексуальному поведению молодежи.
Литература
1. «Беларусь: Выбор пути»: Национальный отчет о человеческом развитии. — Мн., 2000.
2. Бюллетень ООН. — №1 (янв.—март), 2002. — Издание Представительства ООН в Республике Беларусь. — Мн., 2002. — С. 10—16.
3. «Здоровье—21. Основы политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе ВОЗ». — Европейское региональное бюро ВОЗ, Копенгаген, Дания, ISBN 92 890 4349 0.
4. Ивченкова Н.П., Ефимова А.В., Аккузина О.П. // Вопр. психологии. — 2001.— №3. — С.49—57.
5. Лузан Н.В., Давыдова С.В., Аврукина О.М. и др. // Пробл. социальной гигиены, здравоохранения и история медицины. —2000. — №1. — С.18—22.
6. Метлицкий И.Е. // Соц.-педагог. работа. — 2001. — №3. — С.107—116.
7. Народонаселение мира, 2000 год. Одна жизнь — два мира. Мужчины и женщины в период перемен: Доклад Фонда ООН в области народонаселения. — Prographics, Inc., USA, ISBN 0—89714—586—0 R/5, 000/2000.
8. Население Республики Беларусь: Стат. сборник. Итоги переписи населения Республики Беларусь 1999 г. / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. — Мн., 2000.
9. Положение детей в Республике Беларусь в 2000 году. Национальный доклад / Национальная комиссия по правам ребенка Министерства образования Республики Беларусь. — Мн., 2001.
10. Репродуктивное здоровье: проблемы и возможности / Бюллетень Фонда ООН в Беларуси в области народонаселения. — № 1 — 4, 2001; № 1 — 2, 2002.
11. Севковская З.А. // Медицина. — 2000. — №4. — С.21—23.
12. Собкин В., Кузнецова Н. // Народное образование. — 1999. — №7 — 8. — С.250—255.
13. Соловцова Е. // Народное образование. — 2001. — №5. — С.209—213.
14. Студенческая молодежь Беларуси. Репродуктивное здоровье и сексуальное поведение / Республиканский центр здоровья Минздрава РБ. — Мн.: Юнипак, 2002. — 32 с.
15. Сурмач М.Ю. // Соц.-педагог. работа. — 2002. — №2 (30). — С.24—34.
16. Филонов В.П., Соколов С.М., Фарино Н.Ф. // Мед. новости. — 2000. — №12. — С.20—23.
17. Barker G. The Misunderstood Gender: Male Involvement in the Family and in Reproductive and Sexual Health in Latin America and the Carribbean. — Chicago: John D. and Catherine T. MacArthur Foundation, Jan. 1996.
18. Gender and Health: Technical Paper. WHO/FRH/WHD/98/16, Geneva.
19. Partnering: A new approach to sexual and reproductive health, Technical Paper N 3. — UNFPA. 220 East 42nd street, New York, NY 10017 USA. — Dec., 2000. — 181 p.
Медицинские новости. – 2003. – №8. – С. 42-44.
Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.