Возникновение злокачественных новообразований коррелирует с увеличением продолжительности жизни населения и изменением социально-экономических факторов, приводящих к ухудшению общего состояния здоровья, что выражается в наличии у человека нескольких заболеваний.
В структуре онкологической заболеваемости женского населения Республики Беларусь рак молочной железы (РМЖ) занимает первое место и составляет 18,5% всех злокачественных новообразований. Особую тревогу вызывает вероятность дальнейшего роста онкологической заболеваемости в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС.
В нашей стране начиная с 1991 г. регистрируется постоянный рост заболеваемости злокачественными новообразованиями молочной железы, который отмечается в разных возрастных группах женского населения. В возрастной группе 40—44 года с 1991 по 2001 г. общая заболеваемость увеличилась на 7,45%. В возрастном интервале 50—54 года данный показатель за этот же период вырос на 23,6% [1].
Следует учитывать, что возникновение и развитие новообразований является сложным, динамическим процессом, зависящим от множества разнородных и разнодействующих факторов. Развитие рака может быть обусловлено особенностями питания, воздействием радиации, других физических или химических канцерогенов и т. д. Среди социальных условий следует выделить возраст вступления женщины в брак, возраст, в котором наступила первая беременность, закончившаяся родами, количество детей, особенности половой жизни, кормление ребенка грудью. Имеют значение также некоторые конституциональные факторы: высокий рост и избыточная масса тела женщин, раннее начало менструаций и более позднее их окончание. По расчетам экспертов ВОЗ в Канаде, например, приблизительно 25% случаев РМЖ связаны с поздним возрастом, в котором у женщины были первые роды, 10—20% — с семейным анамнезом, т.е. с наличием рака молочной железы у близких родственников, 27% — с высоким содержанием жира в диете, 13% — с избыточной массой тела женщин. У остальных больных РМЖ выявлена различная патология половых органов: кисты, доброкачественные и злокачественные опухоли яичников и матки [5].
Известно также, что половина случаев РМЖ связана с постарением населения. Чем выше в популяции средняя продолжительность жизни, тем чаще возникают злокачественные опухоли. Средний возраст больных РМЖ составляет 55 лет и более, но есть основания полагать, что большинство женщин подвергаются канцерогенным воздействиям гораздо раньше, в возрасте от 25 до 35 лет. По данным исследований Института онкологии им. Н.Н. Петрова, проходит от 2 до 20 лет (в зависимости от темпа роста опухоли), прежде чем злокачественное новообразование достигает определяемых современными методами размеров. Это следует учитывать при математическом моделировании прогнозирования сроков возникновения РМЖ.
Во многих случаях отмечается несвоевременная (поздняя) диагностика рака молочной железы, что ведет к увеличению смертности у женщин с данной патологией.
Одним из наиболее эффективных инструментов снижения заболеваемости и смертности является разработка методов выявления скрытых, доклинических форм РМЖ, в том числе проводимых на основе ранней диагностики и индивидуального прогнозирования предрасположенности к развитию новообразований молочной железы [3].
Весьма перспективен метод онкоэпидемиологического тестирования. Метод технически прост, пригоден для обследования больших групп населения, не требует значительных временных и материально-технических затрат, нетравматичен. К его достоинствам относятся также стандартизация подходов к оценке получаемых данных и возможность выделения групп риска, которые в дальнейшем будут подвергаться длительному диспансерному наблюдению.
В настоящее время проводятся исследования для получения достоверных прогнозных оценок возникновения рака молочной железы с учетом дополнительных факторов риска и установления их значимости на фоне сопутствующих соматических заболеваний.
В большинстве отечественных и зарубежных публикаций рассматриваются около 60 факторов риска, способствующих развитию новообразований молочной железы. Наиболее часто называют следующие: рак молочной железы у родственников, мастит, мастопатия, воспалительные заболевания гениталий, болезни щитовидной железы, травмы, стрессы и др. В частности, длительные стрессы приводят к функциональному истощению центральной нервной системы и тем самым нарушают нормальный обмен веществ в организме, что предрасполагает к развитию злокачественных новообразований. [4]. Все названные заболевания имеют патогенетическое сходство: нарушается функционирование иммунной системы, изменяется активность гормональных систем организма и гомеостаз. Например, ожирение ведет к увеличению общего пула эстрогенов за счет конверсии андростендиона в эстрон, с чем связывают реализацию канцерогенного эффекта [6].
Для оценки влияния соматических заболеваний, предшествующих возникновению рака молочной железы, была использована база данных Государственного регистра лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Из состоящих на учете в Госрегистре лиц была сформирована когорта женщин, принимавших участие в ликвидации аварии на ЧАЭС в 1986—1987 гг. Численность когорты — 17661 человек, среди которых по состоянию на конец 2002 г. выявлено 156 женщин с диагнозом РМЖ.
Среди больных раком молочной железы установлена заболеваемость РМЖ на 100 тыс., рассчитаны относительные риски и частота встречаемости у женщин соматических заболеваний (таблица, см. бумажную версию журнала). Относительные риски рассчитывались как отношение показателей заболеваемости РМЖ женщин с некоторыми группами соматических болезней к показателю заболеваемости РМЖ в когорте. Показатель заболеваемости раком молочной железы в когорте составлял 883,3 на 100 тыс. женщин.
Из таблицы видно, что особенно часто больные РМЖ имели в анамнезе гипертоническую болезнь, острые инфекции верхних дыхательных путей, болезни вегетативной нервной системы. Наиболее частой патологией, предопределяющей возникновение РМЖ, были болезни щитовидной железы, доброкачественные новообразования молочной железы и неопухолевые болезни молочной железы. При наличии этих болезней риск возникновения РМЖ достаточно высок: коэффициент относительного риска составляет 1,43—2,01. Значения приведенных коэффициентов являются ориентировочными, поскольку не учитывают того, что один и тот же пациент может иметь несколько заболеваний из рассматриваемого перечня. Для учета этого фактора необходима разработка специальной расчетной программы. При проведении комплексных профилактических мероприятий по снижению заболеваемости РМЖ следует принимать во внимание влияние вышеназванных заболеваний, которые создают предпосылки к возникновению рака молочной железы. Их необходимо рассматривать в качестве возможных факторов риска и включать в вычислительные алгоритмы ранней диагностики и прогнозирования развития новообразований молочной железы.
При оценке величины коэффициента относительного риска следует учитывать, что исследование проводилось с контингентом, подвергшимся радиационному воздействию, а ионизирующее излучение в зависимости от дозовой нагрузки обладает канцерогенным эффектом, что должно стать предметом дальнейшего изучения.
1. Мощик К.В., Ванагель С.А., Поляков С.М., Савина И.И. Злокачественные новообразования в Беларуси 1991—2001 / Под ред. А.А. Граковича, И.В. Залуцкого. — Мн.: БелЦМТ, 2002. — 193 с.
2. Путырский Л.А. Рак молочной железы. — Мн.: Выш. школа, 1998.
3. Путырский Л.А., Ватлин C.И., Михнюк Д.М. и др. // Здравоохранение. — 2001. — № 12. — С. 48—50.
4. Diseases of the Breast / Eds. J.R Harris, M.E. Lipman. — Lippincott-Raven Publ., Philadelphia, 1996.
5. «Реализация программы Евробюро ВОЗ «Здоровье-21» — один из основных путей улучшения здоровья женщин»: Приложение к информ. бюлл. № 2 Фонда ООН в области народонаселения «Репродуктивное здоровье: проблемы и возможности». — Мн., 2001.
6. Мc Donald P.C. et al. // Amer. J. Obstet. Gynecol. —1978. — V.130. — P.448—455.
Медицинские новости. – 2003. – №6. – С. 66-68.
Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.