Понятие «качество жизни». Из далеких времен дошло до нас мудрое изречение Гиппократа: «Лечи больного, а не болезнь». В современной медицине это нашло отражение в понятии «качество жизни» (КЖ). КЖ дает представление о том, как больной переносит свое заболевание. Очевидно, что традиционное медицинское заключение, сделанное врачом, нельзя считать полной и объективной характеристикой влияния болезни на состояние пациента и другие аспекты его жизни, в первую очередь эмоциональную и социальную сферу. Оценка КЖ — одно из приоритетных направлений в современной медицине, неотъемлемая часть комплексного анализа новых методов диагностики, лечения и профилактики [3, 14, 17].
Термин «качество жизни» впервые появился в 1920 г., однако вскоре был забыт и вновь стал использоваться в 60-х годах, после того как ВОЗ расширила определение здоровья как состояния физического, психологического и социального благополучия, а не просто отсутствия болезней [16] .
ВОЗ рекомендует определять КЖ как «субъективное соотношение положения и роли индивидуума в жизни общества (с учетом культуры и систем ценностей этого общества) с целями данного человека, его планами, возможностями и степенью общего неустройства». Другими словами, КЖ — это степень комфортности человека как внутри себя, так и в рамках общества [2, 14].
Для оценки качества жизни в клинических и популяционных исследованиях выделяют следующие его составляющие:
— психологическое благополучие;
— социальное благополучие;
— физическое благополучие;
— духовное благополучие (табл. 1, см. бумажную версию журнала).
Медицинские аспекты качества жизни характеризуют [1]:
— функциональные способности, которые включают сохранение физиологических функций, позволяющих осуществлять повседневную деятельность, социальную, интеллектуальную и эмоциональную функции, создавать экономическую обеспеченность;
— восприятие, включающее взгляды и суждения человека о ценности перечисленных выше компонентов. Важное значение имеет восприятие общего состояния здоровья, уровня благополучия и удовлетворенность жизнью;
— симптомы, являющиеся следствием основной или сопутствующей патологии, уменьшаются либо исчезают в результате вмешательства, но могут появляться из-за побочного действия лекарств или прогрессирования процесса.
КЖ — важнейший показатель эффективности здравоохранения, так как, по рекомендации ВОЗ, занимает важное место в оценке качества медицинской помощи [14,18].
Результаты изучения КЖ позволяют сравнивать эффективность различных методов лечения и реабилитационных программ, мероприятий по первичной и вторичной профилактике. КЖ — основной критерий оценки эффективности терапии в тех случаях, когда не выявлены существенные различия в клинико-лабораторных показателях между группами больных, включенных в проект многоцентрового рандомизированного исследования. КЖ широко используется в эпидемиологических исследованиях для оценки состояния здоровья. Кроме того, во многих развитых странах оценка КЖ обязательна при апробации новых лекарственных средств [16].
Успешно функционируют международные центры исследования КЖ, например Межнациональный центр исследования качества жизни (МЦИКЖ) в Санкт-Петербурге, целью которого является внедрение концепций и методологий оценки КЖ в отечественную медицину и социологических координационных программ исследования КЖ в здравоохранение и социальную политику.
Ведущими международными центрами исследования КЖ в педиатрии являются [11]:
Mapi Research Institute (Лион, Франция);
Center for Child Health Outcomes, Children’s Hospital and Health Center (Сан-Диего, США);
Health Act (Бостон, США);
Department for Medical Psychology, University of Hamburg (Германия);
Institute of Health Economics and University of Alberto (Эдмонтон, Канада);
Department of Child Health TNO Prevention and Health (Лейден, Нидерланды).
Метод исследования КЖ. В настоящее время общепринятым является изучение КЖ с помощью специальных анкет (опросников). Больше всего анкет создано для изучения КЖ при онкологических заболеваниях, поскольку для таких больных КЖ — второй (после выживаемости) по значимости критерий оценки результатов лечения [15].
Опросники для исследования КЖ подразделяют на:
· общие — для оценки КЖ здоровых и больных при различных заболеваниях, для оценки эффективности тактики здравоохранения, например SF-36, MOS-SF 36, WHO-QOL, EUROQOL-EuroQOL Group;
· специальные — для определенного заболевания, для оценки результатов конкретных лечебных мероприятий за относительно короткий промежуток времени. Этот вид опросников популярен среди фармацевтических компаний при оценке эффективности лекарственных препаратов, например AAQ, AQLQ — для исследования больных бронхиальной астмой;
· частные — для оценки влияния болезни и лечения на отдельные сферы жизни человека, например Disability Assessment Scale.
Опросники для оценки КЖ, используемые в педиатрии, представлены в табл. 2 (см. бумажную версию журнала).
Одним из наиболее известных опросников для оценки КЖ у детей является PedsQL тм 4.0 Generic Core Scales [25]. Его достаточно широко применяют в научных и клинических исследованиях за рубежом.
Широко используется русифицированный аналог CHQ — «Вопросник оценки статуса здоровья детей», прошедший полный цикл языковой адаптации в РФ. Вопросник CHQ является общим и предназначен для оценки КЖ как здорового ребенка, так и больного, независимо от нозологии. Данный инструмент позволяет:
— оценивать КЖ здоровых детей с целью определения «популяционной нормы» этого показателя для данного региона, а также для выявления общих закономерностей влияния психосоциальных факторов на КЖ ребенка;
— оценивать КЖ больных детей независимо от нозологии и проводить сравнительный анализ влияния различных заболеваний на КЖ (например, бронхиальной астмы, ювенильного ревматоидного артрита, сколиоза и других аномалий позвоночника, заболеваний ЖКТ, расстройств внимания);
— проводить сравнение КЖ больных и здоровых детей, т.е. определять степень непосредственного влияния болезни на КЖ ребенка;
— оценивать влияние на КЖ больных детей различных здравоохранительных инициатив (лекарственных препаратов, методов терапии, лечебных программ, врачебной тактики и пр.), рассчитанных на длительный срок (от 3 месяцев до года и более).
Каждый опросник должен соответствовать определенным требованиям, таким как:
— многомерность;
— простота и краткость;
— приемлемость;
— применимость в различных языковых и социальных культурах.
К характеристикам опросника относят его психометрические свойства:
— надежность (точность измерения);
— валидность (достоверность);
— чувствительность (выявление изменений показателей).
Параметры опросника (на примере детского неспецифического опросника CHQ):
— ФА — физическая активность;
— РФ — роль физических проблем в ограничении жизнедеятельности;
— РП — роль поведенческих проблем в ограничении жизнедеятельности;
— РЭП — роль эмоциональных и поведенческих проблем в ограничении жизнедеятельности;
— Б — боль;
— ОЗ — общее здоровье;
— ПЗ — психическое здоровье;
— С — самооценка;
— ОП — общее поведение;
— СА — семейная активность;
— СпС — сплоченность семьи;
— ОВР — ограничение свободного времени родителей;
— ЭВР — эмоциональное воздействие на родителей;
— СрС — сравнение самочувствия.
В настоящее время зарегистрировано свыше 800 общих и специальных опросников, большинство из которых создано в США, Канаде и Великобритании.
Исследование КЖ у детей с аллергическими заболеваниями. Педиатры вынуждены признать: здоровье и благополучие детей в последнее время ухудшаются. По результатам V конгресса педиатров России, на начало 1999 г. число здоровых детей и подростков уменьшилось до критической черты и составило, по разным регионам, от 2 до 10% [11]. Несомненно, изменилось и КЖ детей и подростков. Само же понятие КЖ приобретает несколько иной оттенок: «Качество жизни — это восприятие и оценка ребенком различных сфер жизни и те ощущения, которые связаны для него с проблемами в функционировании» [11].
Общепризнано, что концепция исследования КЖ в педиатрии — это новое перспективное научное направление, имеющее большие потенциальные возможности применения в клинической практике. Кроме того, методология оценки КЖ является важной составляющей фармакоэкономических расчетов, позволяющих установить экономическую целесообразность использования новых препаратов или схем лечения для детей и обосновать наиболее целесообразные стандарты терапии в педиатрии на основании оценки таких показателей, как «стоимость—эффективность», «стоимость—полезность» и др. [11].
Специфика оценки КЖ у детей заключается в том, что модули опросников различаются по возрастам, к тому же в процессе исследования участвует как сам ребенок, так и его родители.
На современном этапе нормализация КЖ рассматривается в качестве одной из ключевых задач при лечении большинства аллергических заболеваний. В литературе встречаются публикации о КЖ детей с бронхиальной астмой, сезонным аллергическим ринитом, атопическим дерматитом, хотя большинство исследований с оценкой КЖ в педиатрии проведено у детей, больных бронхиальной астмой (БА).
Несомненно, при лечении детей, больных БА, повышение их КЖ также является одной из приоритетных задач. Эмоциональные факторы, ограничения в социальной сфере, зависимость от факторов внешней среды, сопровождающие ребенка, больного астмой с первых лет жизни, могут оказаться для него и его родителей важнее самих симптомов болезни [7,12].
По данным Кыргызского Астма-центра [5], при оценке эффективности обучающих программ у детей в возрасте от 7 до 15 лет установлено, что:
а) у детей, больных БА, наряду с клиническими симптомами и снижением вентиляционных показателей важным проявлением болезни следует считать значительное ухудшение параметров КЖ;
б) в результате обучения отмечено достоверное улучшение клинического индекса, показателей вентиляции и КЖ.
Эффективность работы педиатрической астма-школы подтверждается уменьшением субъективной тяжести заболевания, которое коррелирует с частотой обострений БА и повышением качества активной жизни, определяемой степенью физической и социальной активности больных детей [6].
По данным А.Г. Чучалина с соавт. [18, 19], в результате многоцентрового популяционного исследования выявлено, что:
— легкое течение БА оказывает незначительное негативное влияние на КЖ детей, которое определено, скорее, самим фактом наличия заболевания, нежели реальными ограничениями, накладываемыми болезнью на физическое и психосоциальное функционирование ребенка. Это подтверждается и тем фактом, что большинство отклонений от среднепопуляционных значений КЖ получено при анкетировании родителей, а не самих детей;
— среднетяжелая БА накладывает безусловные ограничения на физическое функционирование детей, что приводит к снижению семейной активности и негативно влияет на эмоциональное состояние родителей. При этом психосоциальный статус больных практически не отличается от такового у их сверстников, за исключением более низкой самооценки;
— тяжелая БА оказывает выраженное негативное влияние на физические и психосоциальные компоненты КЖ, при этом наибольшие отклонения от среднепопуляционных значений зарегистрированы для показателей, характеризующих физический статус ребенка и семейную активность.
Таким образом, если ставить задачу нормализации КЖ детей с БА, то мониторинг КЖ безусловно необходим для пациентов с тяжелой БА. Кроме того, результаты проведенного широкомасштабного популяционного исследования позволяют говорить о возможности нормализации КЖ у детей с тяжелой и среднетяжелой БА (с существенным приближением к среднепопуляционным значениям КЖ) на фоне адекватной противовоспалительной терапии. Данный положительный феномен начинает проявляться при проведении длительной, в течение не менее 12 недель, противоастматической терапии и наиболее выражен при комбинированном назначении ингаляционных ГКС с β2-агонистами длительного действия [4, 18, 19].
Необходимо заострить внимание на том, что более существенно, чем у пациентов с БА или другим атопическим заболеванием, КЖ страдает у больных аллергическим ринитом [15, 23].
На основании обследования КЖ детей, больных сезонным аллергическим ринитом, с использованием вопросника Rhinitis Symptom Utility Index отмечено:
— назначение интраназального беклометазона дипропионата детям со среднетяжелым или тяжелым течением сезонного аллергического ринита обеспечивает достижение более высоких показателей КЖ, чем применение мебиндолина, интраназального ацеластина гидрохлорида и цетиризина;
— использование ступенчатой терапии «беклометазон дипропионат—беклометазон дипропионат + цетиризин» позволяет достичь наибольшего числа лет качественной жизни при минимальных инкрементных затратах на каждый дополнительный год качественной жизни, что делает этот режим фармакоэкономически наиболее оправданным [15].
По данным зарубежных исследователей, оценка КЖ необходима для контроля за эффективностью проводимой терапии при атопическом дерматите (АД). В настоящее время АД составляет существенную долю среди заболеваний, приводящих детей к инвалидности. АД значительно нарушает привычный для детей образ жизни, гармоничное и духовное развитие. Заболевание приводит к психопатологическому формированию личности, трудностям в выборе профессии и создании семьи. При этом увеличиваются трудопотери родителей детей, страдающих АД, и медико-экономические расходы [10].
Для детей раннего и среднего школьного возраста разработан детский дерматологический индекс качества жизни (ДДИКЖ) [9, 21].
При психосоматической оценке детей с АД выявляется высокая степень тревожности и углубления интроверсивности. АД приводит к психологическим конфликтам, играющим значительную роль в патогенезе заболевания и влияющим на выбор тактики лечения ребенка [10].
Дети, больные АД, не только страдают от наличия высыпаний на коже, зуда, экскориаций, но и имеют ограничения в повседневной активности (социальной, физической). У них наблюдаются нарушения сна, эмоциональные проблемы (тревога, раздражительность, фрустированность), проблемы, связанные с необходимостью избегать воздействия триггеров обострений (жаркий или холодный воздух, контакт с различными химическими веществами и др.). Все это приводит к снижению качества жизни [10].
Сегодня за рубежом создаются аллергошколы для обучения и повышения КЖ пациентов с аллергическими заболеваниями, так как важна не только правильно выбранная врачом тактика лечения, но и осознание и психически позитивное преодоление заболевания самим пациентом [20]. Поэтому одним из важнейших направлений современной терапии аллергических заболеваний являются образовательные программы, проводимые в рамках аллергошколы [8]. Согласно документу, основанному на результатах совместного заседания экспертов ВОЗ и Всемирной организации аллергологии (Женева, 2002 г.) [13], рекомендована программа обучения в аллергошколе для больных атопическим дерматитом, которая, конечно, требует адаптации к нашим условиям.
Таким образом, одной из актуальных задач отечественной педиатрии и аллергологии является изучение КЖ детей с аллергическими заболеваниями, а также разработка и внедрение целенаправленных программ обучения пациентов в аллергошколах с целью повышения качества жизни посредством профилактики обострений и прогрессирования болезни.
Литература
1. Антонычев С.Ю., Мохорт Т.В. // Мед. панорама. — 2003. — № 3.— С. 34 — 37.
2. Астафьева Н.Г., Власов В.В., Мартынов А.А. и др. // Аллергология. — 2000.— № 3.— С.44 — 46.
3. Белевский А.С. // Атмосфера.— 2003.— № 2.— С.22 — 24.
4. Белевский А.С. // Атмосфера.— 2003.— № 4.— С.40 — 43.
5. Бримкулов Н.Н., Сулайманов Ш.А. // Рос. педиатр. журнал. — 2001. — № 5. — С. 19 — 22.
6. Вакулина И.Н. // Аллергология.— 2001.— № 3.— С.12 — 17.
7. Геппе Н.А., Курчакова Т.В., Быданова Т.А. // Мед. помощь. — 2003.— № 3.— С.29 — 33.
8. Геппе Н.А., Ревякина В.А. Аллергия у детей. Основы лечения и профилактики. — М.: Миклош, 2002.
9. Короткий Н.Г., Тихомиров А.А., Таганов А.В. и др. Атопический дерматит у детей. — М.: Триада, 2003.
10. Научно-практическая программа «Атопический дерматит у детей: диагностика, лечение и профилактика». — М., 2001.
11. Новик А.А., Ионова Т.И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. — СПб.: Нева, 2002.
12. Петров В.И., Смоленов И.В., Медведева С.С. и др. // Рос. педиатр. журнал.— 1998.— № 4.— С.16 — 21.
13. Предупреждение аллергии и аллергической астмы // Аллергология.— 2004.— № 1.— С. 44—52.
14. Сенкевич Н.Ю., Ханова Ф.М., Сафрыгин К.В. // Атмосфера. — 2002. — № 4. — С. 26—28.
15. Смоленов И.В., Слизова Т.А. // Атмосфера. Пульмонология и аллергология. — 2003. — № 2. — С.18—21.
16. Суховская О.А., Илькович М.Н., Игнатьев В.А. // Пульмонология.— 2003.— № 1.— С.96 — 100.
17. Ханова Ф.М., Ильина Н.И., Огородова Л.М. и др. // Аллергология.— 2002.— № 4. — С. 4 — 8.
18. Чучалин А.Г., Белевский А.С., Смоленов И.В. и др. // Атмосфера.— 2003.— Приложение.
19. Чучалин А.Г., Белевский А.С., Смоленов И.В. и др. // Аллергология.— 2004.— № 1.— С. 3 — 11.
20. Diepgen T.L., Fartasch M., Ring J. // Hautarzt.— 2003. — N 10.— S. 946 — 951.
21. Finlay A.Y. // JEADV. — 1996.— V. 7, N 2.— P. 149 — 154.
22. Juniper E.F. // J. Allergy Clin. Immunol. — 1998.— V. 101, N 2 (pt 2).— P. 386 — 390.
23. Juniper E.F., Howland W.C., Roberts N.B. // J. Allergy Clin. Immunol. — 1998. — V. 101, N 2 (pt 1). — P. 163 — 170.
24. The WHO QOL Group // World Health Forum. — 1996. — V.17.— P. 354 — 356.
25. Varni J.W., Seid M., Kurtin P.S. // J. Clin. Outcomes Management.— 1999.— V. 6, N 4. — P. 33 — 40.
Медицинские новости. — 2004. — №11. — С. 26-30.
Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.