Ионизирующее излучение не только вызывает непосредственные биологические эффекты, но и может привести к возникновению заболеваний в течение всей жизни человека. В связи с этим становятся актуальными научно-исследовательские работы, направленные на изучение, оценку и прогнозирование медицинских последствий крупномасштабных радиационных воздействий. В решении этих проблем важное место занимают эпидемиологические исследования. Для их осуществления создаются персонифицированные регистры, в рамках которых проводится многолетняя работа по сбору индивидуальных данных о состоянии здоровья наблюдаемого контингента [1].
Исходным материалом для проведенного исследования служили данные Государственного регистра лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. На 1 января 2003 г. Белорусский Государственный регистр содержал индивидуальные данные на более чем 200 тыс. человек, подвергшихся радиационному воздействию в результате Чернобыльской катастрофы и проживающих на территории Беларуси. Изучение уровней и динамики первичной заболеваемости проведено по всем классам болезней с учетом возраста, пола, территории проживания пострадавшего населения.
Наибольший показатель первичной заболеваемости всеми нозологическими формами болезней зарегистрирован в г. Минске. Он составлял 131522,0±3077,9 на 100000 мужского населения и был достоверно выше (Р<0,01), чем в других областях и республике в целом (рис. 1, см. бумажную версию журнала).
Первичная заболеваемость всеми нозологическими формами болезней у пострадавших мужчин Брестской области достоверно ниже, чем в г. Минске и у пострадавших мужчин всей Беларуси. При сравнении с аналогичными показателями по другим областям достоверных различий не выявлено.
Самый низкий показатель заболеваемости всеми классами болезней регистрировался в Витебской области. Он достоверно ниже, чем в г. Минске и в целом по республике (Р<0,01), в Гомельской и Минской областях (P<0,05).
Гомельская область по уровню первичной заболеваемости пострадавших мужчин занимала первое место среди областей Республики Беларусь (92970,0±10092,1) и уступала по этому показателю только г. Минску. Достоверные различия показателей были выявлены между Гомельской и Витебской, Гомельской и Гродненской областями. Первичная заболеваемость всеми классами болезней у пострадавших мужчин Гродненской области достоверно ниже, чем в г. Минске и у пострадавших мужчин всей Беларуси (P<0,01). При сравнении с аналогичными показателями по другим областям достоверные различия выявлены с Гомельской и Минской областями (P<0,05). Минская область по уровню первичной заболеваемости пострадавших мужчин занимала второе место среди областей Республики Беларусь (85303,3±2762,6) и достоверно превышала по этому показателю Витебскую и Гродненскую области (P<0,05). Первичная заболеваемость всеми нозологическими формами у пострадавших мужчин Минской области достоверно ниже, чем в г. Минске и у пострадавших мужчин всей Беларуси (P<0,01). Могилевская область по уровню первичной заболеваемости пострадавших мужчин занимала третье место среди областей Республики Беларусь (83901,7±7394,4), однако различия показателей статистически незначимы.
В структуре первичной заболеваемости пострадавших мужчин Республики Беларусь пять первых ранговых мест занимали болезни органов дыхания, костно-мышечной системы, органов пищеварения, системы кровообращения, травмы и отравления.
Ранговое распределение классов заболеваний в Витебской, Гомельской и Минской областях полностью совпадает с вышеуказанным.
В Брестской и Гродненской областях третье место занимали болезни системы кровообращения, четвертое — болезни органов пищеварения.
В структуре первичной заболеваемости пострадавших мужчин Могилевской области пять первых ранговых мест занимали болезни органов дыхания, костно-мышечной системы, системы кровообращения, травмы и отравления, болезни органов пищеварения.
В структуре первичной заболеваемости пострадавших мужчин г. Минска пять первых ранговых мест занимали болезни органов дыхания, органов пищеварения, костно-мышечной системы, системы кровообращения, болезни глаз.
Наибольший показатель первичной заболеваемости всеми нозологическими формами болезней среди женщин регистрировался в Минске. Он составлял 153765,0 ±7600,5 (на 100000 женского населения) и был достоверно выше (Р<0,01), чем в областях и республике в целом (рис. 2, см. бумажную версию журнала).
Первичная заболеваемость у пострадавших женщин Брестской области достоверно ниже, чем в г. Минске (P<0,01), но достоверно выше, чем в Витебской и Могилевской областях (P<0,05). Женщины, проживающие в Витебской области, болели достоверно реже, чем в Брестской, Гомельской, Минской областях, г. Минске и Республике Беларусь в целом (Р<0,01).
Гомельская область по уровню первичной заболеваемости пострадавших женщин занимала первое место среди областей Республики Беларусь (112000,3±5221,2), уступая только г. Минску. Этот показатель достоверно выше, чем в Витебской, Гродненской, Могилевской областях и Республике Беларусь в целом (P<0,01).
Первичная заболеваемость всеми нозологическими формами у пострадавших женщин Гродненской области достоверно выше, чем в Могилевской области (P<0,05), но достоверно ниже, чем в Гомельской области и г.Минске (P<0,01), Минской области и у пострадавших женщин всей Беларуси (P<0,05).
Минская область по уровню первичной заболеваемости пострадавших женщин занимала второе место среди областей Республики Беларусь (102444,5±2994,2 на 100000 женского населения) и достоверно превышала по этому показателю Витебскую, Могилевскую(P<0,01) и Гродненскую (P<0,05) области. Первичная заболеваемость всеми нозологическими формами болезней у пострадавших женщин Минской области достоверно ниже, чем в г. Минске (P<0,005).
Самый низкий показатель первичной заболеваемости пострадавших женщин был зарегистрирован в Могилевской области (71459,6±5507,9). Он достоверно ниже, чем в Брестской, Гомельской, Минской областях, г. Минске и в целом по республике (P<0,01), а также в Гродненской области (P<0,05).
В структуре первичной заболеваемости пострадавших женщин по всей республике пять первых ранговых мест занимали болезни органов дыхания, органов пищеварения, системы кровообращения, костно-мышечной системы, мочеполовой системы.
Ранговое распределение классов заболеваний полностью совпадало с вышеуказанным только в Гомельской области.
В Брестской области третье место занимали болезни костно-мышечной системы, четвертое — болезни эндокринной системы, пятое — болезни органов кровообращения. Болезни мочеполовой системы занимали здесь лишь седьмое место и следовали после психических расстройств.
В структуре первичной заболеваемости пострадавших женщин Витебской области пять первых ранговых мест занимали болезни органов дыхания, органов пищеварения, костно-мышечной системы, эндокринной системы, системы кровообращения.
В Гродненской области на второе ранговое место в структуре первичной заболеваемости пострадавших женщин вышли болезни костно-мышечной системы, вытеснив болезни органов пищеварения и системы кровообращения на третье и четвертое места соответственно.
В структуре первичной заболеваемости пострадавших женщин Минской области пять первых ранговых мест занимали болезни органов дыхания, органов пищеварения, костно-мышечной системы, системы кровообращения, мочеполовой системы.
В структуре первичной заболеваемости пострадавших женщин Могилевской области пять первых ранговых мест занимали болезни органов дыхания, системы кровообращения, костно-мышечной системы, органов пищеварения, мочеполовой системы.
В структуре первичной заболеваемости пострадавших женщин г. Минска пять первых ранговых мест занимали болезни органов дыхания, органов пищеварения, мочеполовой системы, нервной системы, болезни глаз. Болезни органов кровообращения занимали лишь шестое место.
Анализ данных по динамике первичной заболеваемости всего пострадавшего населения за десятилетний период показал, что у мужчин и женщин прослеживается устойчивая, статистически значимая тенденция к снижению показателя первичной заболеваемости всеми классами болезней (коэффициенты линейной регрессии соответственно –2555,8±803,1 и –3314,8±1153,9) (рис. 3, см. бумажную версию журнала).
Однако на фоне общего снижения показателя первичной заболеваемости всеми классами болезней среди пострадавшего населения был отмечен незначительный, но достоверный рост этого показателя в Витебской и Гомельской областях у мужчин (коэффициенты линейной регрессии соответственно 39,8±6,9 и 53,8±7,7; P<0,05).
При оценке динамики показателей первичной заболеваемости по отдельным классам патологии выявлено, что единственным классом болезней, по которому отмечен устойчивый, достоверный рост первичной заболеваемости у мужчин и женщин, стали злокачественные и доброкачественные новообразования (рис. 4, см. бумажную версию журнала). Исключением является Брестская область: среди пострадавших женщин отмечалось достоверное снижение первичной заболеваемости новообразованиями, как злокачественными, так и доброкачественными (коэффициент линейной регрессии: –146,0±41,0; P<0,05).
За анализируемый период не выявлено статистически значимой тенденции в изменении уровня первичной заболеваемости болезнями эндокринной системы у мужчин, в то время как у женщин было отмечено достоверное снижение этой патологии (коэффициент линейной регрессии: –113,0±45,6). При сравнении этих показателей по отдельным регионам выявлено, что у мужчин произошел достоверный рост первичной заболеваемости болезнями эндокринной системы в г. Минске и достоверное снижение в Гродненской и Могилевской областях (коэффициенты линейной регрессии соответственно 326,7±101,9; –107,7±39,7 и –108,4±24,0). У женщин тенденция к снижению первичной заболеваемости болезнями эндокринной системы прослеживалась во всех регионах, однако достоверные данные были получены только по Брестской области и г. Минску (коэффициенты линейной регрессии соответственно –497,0±154,9 и –281,7±69,7).
За анализируемый период не выявлено статистически значимой тенденции в изменении уровня первичной заболеваемости болезнями системы кровообращения у мужчин, в то же время у женщин отмечалось достоверное снижение этой патологии (коэффициент линейной регрессии: –582,9±109,3). При сравнении данных показателей по отдельным регионам установлено, что у мужчин наблюдались достоверный рост показателя первичной заболеваемости болезнями системы кровообращения в Брестской, Витебской, Гродненской и Минской областях и достоверное его снижение в Гомельской и Могилевской областях. У женщин было отмечено достоверное снижение показателя первичной заболеваемости болезнями системы кровообращения в Гомельской, Гродненской и Могилевской областях.
Статистически значимое снижение первичной заболеваемости болезнями органов пищеварения регистрировалось у мужчин и женщин по республике в целом (коэффициенты линейной регрессии соответственно –736,0±42,6 и –753,7±87,9), однако у пострадавших мужчин г. Минска выявлен достоверный рост этого показателя (коэффициент линейной регрессии: 1107,0±173,2).
Статистически значимое снижение первичной заболеваемости болезнями костно-мышечной системы регистрировалось у мужчин и женщин по республике в целом (коэффициенты линейной регрессии соответственно –309,8±111,4 и –386,0±122,5), однако у пострадавших мужчин Минской области был выявлен достоверный рост этого показателя (коэффициент линейной регрессии: 483,0±164,1).
В целом по республике не выявлено статистически значимой тенденции в изменении уровня первичной заболеваемости болезнями мочеполовой системы у населения, пострадавшего от катастрофы на ЧАЭС. Тем не менее у пострадавших мужчин Брестской, Минской областей и г. Минска отмечался достоверный рост этого показателя, а в Могилевской области достоверное его снижение (коэффициент линейной регрессии: –137,0±31,9). Среди пострадавших женщин достоверное снижение этого показателя было выявлено в Брестской, Гродненской и Могилевской областях (коэффициенты линейной регрессии соответственно –148,7±61,4; –262,9±68,4 и –297,5±47,3).
Таким образом, проведенное исследование показало:
1. Максимальные показатели заболеваемости пострадавшего населения, достоверно превышающие аналогичные показатели в других регионах, регистрировались в г. Минске, что в большей степени связано, на наш взгляд, с доступностью и качеством проводимой диспансеризации.
2. Единственным классом болезней, по которому отмечался устойчивый, достоверный рост первичной заболеваемости у мужчин и женщин, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС, стали злокачественные и доброкачественные новообразования.
3. На территории республики существовали выраженные территориальные различия в уровнях и динамике заболеваемости лиц, относящихся к различным группам первичного учета.
Все вышесказанное еще раз подчеркивает необходимость дифференцированного подхода к оказанию медицинской помощи и оценке состояния здоровья пострадавшего населения с учетом региона проживания и группы первичного учета.
1. Иванов В.К. и др. Ликвидаторы чернобыльской катастрофы. — М.: Галанис, 1999.
Медицинские новости. 2004. — №11. — С. 16-19.
Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.