Опыт ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС свидетельствует о том, что минимизация последствий радиационной аварии для населения во многом зависит от организации и эффективности работы органов и учреждений здравоохранения. Для решения вопросов, возникших после Чернобыльской катастрофы, оказалось недостаточно научных данных, полученных в результате изучения опыта ликвидации последствий предыдущих радиационных аварий, в том числе в других странах. Помимо прочего, это было обусловлено недостатком информированности широкой медицинской общественности о практическом опыте деятельности врачебного персонала в условиях массового радиационного воздействия малыми дозами.
В связи с этим одной из важнейших задач организации медицинской помощи до сих пор остается своевременная организация клинико-эпидемиологического наблюдения за состоянием здоровья населения, сосредоточенного в загрязненных радионуклидами ареалах, распределенного по большим территориям и смешанного с популяциями людей, не вовлеченных в аварийную ситуацию. Полученная при этом строго выверенная оперативная информация из лечебно-профилактических и научно-исследовательских учреждений страны о состоянии здоровья населения, подвергшегося воздействию ионизирующей радиации, является основным критерием мобилизации дополнительных сил и средств здравоохранения для оказания помощи пострадавшим от последствий Чернобыльской катастрофы и разработки мероприятий радиационной защиты. Первоочередные меры в области охраны здоровья данной категории населения находятся в компетенции правительства, так как их обеспечение требует создания национальной системы управления мероприятиями в области здравоохранения.
Начиная с первых дней после аварии, правительство Беларуси организовывало и проводило широкомасштабные мероприятия, направленные на оценку радиационной обстановки, обследование и защиту населения. В 1991 г. был принят Закон Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС», который гарантирует защиту прав и интересов граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы, отселенных и выехавших на новое место жительства с территорий радиоактивного загрязнения, проживающих в настоящее время на указанных территориях, и регламентирует медицинский учет лиц, подвергшихся радиационному воздействию.
Спустя 18 лет после катастрофы на Чернобыльской АЭС экологическая ситуация в республике и необходимость ликвидации медицинских последствий Чернобыльской катастрофы требуют многолетнего динамического наблюдения за состоянием здоровья больших контингентов людей. В настоящее время эта проблема решается путем проведения специальной диспансеризации населения, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы. Основные принципы и направления спецдиспансеризации определены Постановлением МЗ РБ №57 от 31.08.2001 г., Приказом МЗ РБ № 250 от 18.10.2001 г. «О совершенствовании диспансеризации граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненных к ним категорий населения».
Общее руководство диспансеризацией пострадавшего населения в республике осуществляет Министерство здравоохранения Республики Беларусь. Диспансеризация граждан организована в лечебно-профилактических учреждениях по месту жительства, где проводятся периодические медицинские осмотры, активное динамическое наблюдение, профилактические, лечебно-реабилитационные и оздоровительные мероприятия в соответствии с установленной группой здоровья, анализ состояния здоровья лиц, подлежащих диспансеризации, и оценка ее эффективности. Лечение и консультативная помощь в установленном порядке оказывается в ГУ «Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека», других профильных научно-исследовательских институтах, республиканских и областных лечебно-профилактических учреждениях. В соответствии с действующим законодательством и приказами Министерства здравоохранения Республики Беларусь все лица, подлежащие диспансеризации, распределены на 7 групп первичного учета (ГПУ) и 4 группы риска (А, Б, В, Г).
Вся информация о состоянии здоровья населения, полученная в ходе проводимой в республике спецдиспансеризации, вносится в базу данных Государственного регистра лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, который был создан для информационной поддержки спецдиспансеризации, проведения научных исследований и получения достоверных данных о медико-биологических последствиях катастрофы. С 1987 г. Госрегистр функционирует как республиканская часть Всесоюзного распределенного регистра, с 1993 г. — как самостоятельный Белорусский государственный регистр.
По данным государственных статистических отчетов, на конец 2003 г. в республике на специальном диспансерном учете состояло 1 624 049 человек, в том числе 282 355 детей, 83 216 подростков, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Ежегодными медицинскими осмотрами охвачено 98,2% лиц, подлежащих диспансеризации. Понятно, что ежегодный осмотр 97—99% лиц, подлежащих диспансеризации, требует колоссальных экономических затрат. Они оправданы тем, что в ее результате достигнута стабилизация первичной заболеваемости пострадавшего населения, а с 1999 г. наметилась тенденция к снижению первичной заболеваемость как взрослого, так и детского населения.
В ходе диспансеризации, кроме установления наличия или отсутствия у обследуемого контингента населения тех или иных заболеваний, врачебный персонал дает каждому пациенту общую характеристику состояния, относя его к определенной группе здоровья.
По итогам диспансеризации за 2003 г., распределение по группам здоровья было следующим:
— признано здоровыми всего 17,3%, в том числе детей — 23,9%, подростков — 31,8%, взрослых — 13,8%;
— признано практически здоровыми всего 38,6%, в том числе детей — 60,0%, подростков — 43,1%, взрослых — 31,3%;
— признано больными хроническими заболеваниями всего 44,1%, в том числе детей — 16,1%, подростков — 25,2%, взрослых — 54,9%.
При сравнении по регионам максимальный процент «здоровых» лиц отмечен в Гродненской области (38,7% среди детей, 45,5% среди подростков, 33,0% среди взрослых), минимальный — в г. Минске (1,4% среди детей, 0,3% среди подростков, 5,2% среди взрослых).
Среди лиц, принимавших участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в 1986—1987 гг., отмечен самый низкий среди всего пострадавшего населения процент здоровых (3,3%) и самый высокий больных — 85,2%. При сравнении по регионам максимальный процент здоровых ликвидаторов отмечен в Гродненской области (12,7%), минимальный — в Гомельской области и г. Минске (по 1,2%). Доля больных ликвидаторов 1986—1987 гг. (третья группа здоровья) была наименьшей в Брестской области (66,1%), наибольшей — в Гомельской области (93,6%).
В структуре первичной заболеваемости у взрослых первое место занимали болезни органов дыхания (35,7%), второе — травмы и отравления (12,1%), третье — болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (8,1%); у подростков первое место занимали болезни органов дыхания (58,4%), второе — травмы и отравления (6,7%), третье — болезни органов пищеварения (6,4%); у детей первое место занимали болезни органов дыхания (67,7%), второе — инфекционные и паразитарные болезни (5,4%), третье — болезни органов пищеварения (4,5%).
Смертность среди пострадавшего населения не превышает республиканский уровень. В 2003 г. в структуре причин смерти взрослого населения первое место занимали болезни системы кровообращения (60,6%), второе — новообразования (13,4%), третье — травмы и отравления (9,8%). Эти три класса причин смерти у взрослого населения составили в структуре смертности 83,8%.
В 2003 г. в структуре причин смертности подростков первое место занимали травмы и отравления (65,7%), второе — новообразования (11,4%), третье — симптомы и признаки (8,6%). Эти три класса причин смерти у подростков составили в структуре смертности 85,7%.
В структуре причин смерти у детей первое место занимали травмы и отравления (24,1%), второе — врожденные аномалии (22,5%), третье — отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде (21,9%). Эти три класса причин смерти у детей составили в структуре смертности 68,4%.
Несмотря на достигнутые успехи, накопленный после аварии практический опыт работы позволил выделить некоторые слабые звенья проводимой в настоящее время диспансеризации, требующие коррекции:
1. Необходимость масштабного развертывания работ по дозиметрическому обеспечению любых проводимых медицинских исследований.
2. Оптимизация регистрации медицинской информации и ее формализация.
3. Низкая эффективность мероприятий по оздоровлению населения, проживающего на загрязненных территориях.
4. Выход из строя устаревшего технического диагностического оборудования.
В настоящее время Министерством здравоохранения разработана новая концепция оказания медицинской помощи пострадавшему населению, которая исходит из признания того, что латентный период развития радиогенных стохастических эффектов в основном завершен и наступает этап возможного их проявлении в популяции пострадавшего населения, что может быть подтверждено специальными эпидемиологическими исследованиями.
Основными принципами концепции являются:
— ограничение наблюдаемых когорт по дозовому принципу с выделением групп повышенного радиационного риска для оптимизации проводимой диспансеризации, повышение ее эффективности и снижение затратности;
— увеличение объемов профилактических мероприятий;
— совершенствование оказания специализированной медицинской помощи и внедрение современных высокотехнологичных методов диагностики и лечения;
— первоочередное оснащение медицинских учреждений аппаратурой, обеспечивающей снижение дозовых нагрузок за счет облучения в медицинских целях;
— повышение эффективности реабилитационных мероприятий;
— стандартизация объемов обследования и лечения;
— научно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение проводимой диспансеризации.
Важная роль в медицинском обеспечении пострадавшего населения принадлежит выездным диагностическим бригадам. Анализ работы выездных диагностических бригад за последние годы показал высокую эффективность этой деятельности, особенно при диагностике тиреоидной патологии, в том числе рака щитовидной железы. Целесообразность дальнейшего использования выездных бригад для ранней диагностики заболеваний, обусловленных воздействием чернобыльских факторов, подтверждается тем, что доля дополнительных затрат, связанных с выездным характером работы (командировочные расходы, содержание автотранспорта), при условии рационального использования средств и оптимальной нагрузке (не менее 10 000 обследований в год на одну выездную бригаду) не превышает 20—25%. Оптимизация выездных форм медицинской деятельности должна проводиться на основе комплексной оценки различных факторов: социальных, медицинских, экономических.
Организация выездных форм работы позволит с минимальными финансовыми вложениями, без существенного увеличения штата и его переподготовки, за счет повышения эффективности проводить целевой скрининг среди населения, проживающего на загрязненных радионуклидами территориях. Научные коллективы смогут подобрать контингент населения для дальнейшего обследования с целью решения конкретных научных задач и оказать существенную помощь практическому здравоохранению, решить вопрос дефицита специалистов на местах.
В настоящее время работа выездных бригад проводится по графику, утвержденному Министерством здравоохранения РБ, и в течение года координируется Республиканским научно-практическим центром радиационной медицины и экологии человека. За 2003 г. выездными бригадами лечебно-профилактических учреждений республики осмотрено 80 150 человек, из них 36 141 ребенок, 16 343 подростков и 27 666 взрослых. Выездными бригадами Международной федерации Общества Красного Креста осмотрено 29 214 человек, что составляет 36,4% всего осмотренного пострадавшего населения. Выездной бригадой, работающей по Белорусско-Американскому проекту, осмотрено 10 911 человек, что составило 13,6% всех осмотренных.
Налажена система контроля за дообследованием больных, направленных специалистами выездных бригад в профильные лечебные учреждения республики. После дообследования в 2003 г. диагноз «злокачественное новообразование щитовидной железы» подтвержден у 39 человек.
По нашему мнению, на современном этапе приоритетными направлениями деятельности по организации медицинской помощи пострадавшему населению республики являются:
1. Изменение подхода к формированию контингентов, подлежащих динамическому наблюдению, к объемам и периодичности обязательных медицинских обследований групп повышенного радиационного риска.
2. Дальнейшее проведение и координация комплексных государственных программ (по охране материнства и детства, гематологии, онкологии, эндокринологии, генетике, ликвидации йодной недостаточности) на загрязненных радионуклидами территориях.
3. Привлечение высококвалифицированных специалистов из научных и медицинских учреждений для участия в диспансеризации пострадавшего населения республики.
Дальнейшее проведение работ по оказанию медицинской помощи пострадавшему населению республики требует совершенствования нормативной базы, стандартизации медицинской помощи всех уровней, научно-методического, информационного, материально-технического обеспечения государственных учреждений здравоохранения, совершенствования профессиональной подготовки и переподготовки медицинского персонала.
Медицинские новости. — 2004. — №11. — С. 13-15.
Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.