Медицинские последствия катастрофы на ЧАЭС являются предметом пристального внимания медицинской общественности всего мира, поскольку связанное с Чернобыльской катастрофой радиационное воздействие на население Республики Беларусь не имеет аналогов ни по своему характеру, ни по масштабам. Речь идет о многокомпонентном и пролонгированном действии ионизирующего излучения, усугублении радиационных эффектов разнообразными факторами социального, психологического и антропогенного происхождения.
Далеко не все могут представить истинные масштабы катастрофы, последствия которой Беларусь переживает до сих пор. К сожалению, в последние годы о Чернобыльской аварии говорят и пишут как о событии, ушедшем в прошлое, однако она продолжает оказывать опустошающее воздействие на все сферы жизнедеятельности в нашей стране. Несмотря на 18 лет, прошедших с момента взрыва, разрушившего ядерный реактор в соседней с Беларусью стране, нельзя быть уверенным в том, что самые страшные последствия для здоровья людей и окружающей среды уже позади.
Чернобыльская катастрофа поставила перед пострадавшими государствами и наукой чрезвычайно сложные и масштабные проблемы, которые, к сожалению, до сих пор далеки от своего разрешения. Пройдет не одно десятилетие, пока повреждающее действие радиационного фактора на загрязненных после Чернобыльской катастрофы территориях сведется к минимуму.
В соответствии с законодательством Беларуси пострадавшими признаны около двух миллионов человек, проживающих на территориях с плотностью загрязнения почвы цезием-137 более 37 кБк/кв.м. Кроме того, следует учитывать, что в раннем периоде аварии облучению радионуклидами йода подверглось почти все население республики, за исключением отдельных регионов.
Последствия Чернобыльской катастрофы постоянно остаются в центре внимания Президента и Правительства Республики Беларусь, свидетельством чему является принятие Государственной программы Республики Беларусь по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2002—2005 гг. и на период до 2010 г.
Последние решения, принятые на уровне руководства страны, направлены на концентрацию кадровых и финансовых ресурсов по чернобыльской проблеме в Гомельском регионе. В результате принятых мер координация научных исследований по медико-биологической, реабилитационной и сельскохозяйственной тематикам осуществляется из Гомеля. Это позволяет приблизить исследователей к изучаемым объектам, наладить гибкую систему работ и оперативно использовать на практике научные наработки.
С 2002 г. в стране создан и функционирует Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека в Гомеле, который является головной организацией по координации всех исследований, касающихся медицинских последствий аварии. Следует отметить, что процесс ликвидации последствий аварии позволил накопить позитивный опыт концентрации усилий правительственных структур, экономического и научно-технического потенциала для уменьшения негативных последствий катастроф подобного рода. Благодаря принимаемым в Республике Беларусь мерам в пострадавших районах поддерживается стабильная социально-экономическая обстановка, в основном обеспечена радиационная безопасность населения. Разработаны правовая и нормативная базы по проблемам преодоления последствий катастрофы. На их основе создана и поддерживается система медицинской и социальной защиты пострадавшего населения.
Медицинское обеспечение населения реабилитируемых территорий базируется на следующих основных принципах:
· развитие специализированных видов медицинской помощи на основе характерных для данной территории тенденций заболеваемости;
· специальная диспансеризация пострадавшего населения;
· развитие Государственного регистра лиц, пострадавших от аварии на ЧАЭС;
· приоритетное развитие превентивных мер по преодолению медицинских последствий катастрофы.
Корректность анализа и контроля состояния здоровья у наблюдаемых групп населения обеспечивает Государственный регистр лиц, база данных которого постоянно верифицируется, и полученные материалы в целом отражают ситуацию по заболеваемости населения, пострадавшего от катастрофы на ЧАЭС. В соответствии со сложившейся системой диспансеризации ежегодные осмотры проходят 93—97% наблюдаемых. Национальный чернобыльский регистр остается основным источником информации по радиационным рискам при малых дозах и, прежде всего, по когорте ликвидаторов.
«Чернобыльские» регионы Беларуси характеризуются искаженной демографической структурой. Более 135 тысяч человек было переселено, не менее 200 тысяч человек стали вынужденными переселенцами, покинувшими загрязненные районы неорганизованно. При этом наиболее интенсивно уезжали и уезжают молодые люди, интеллигенция и квалифицированные специалисты. В некоторых наиболее пострадавших районах доля лиц пенсионного возраста сегодня составляет около 70% численности населения, что почти в три раза больше, чем в целом по республике.
С 1994 г. абсолютная численность населения прогрессивно снижалась, и до настоящего времени население Беларуси сократилось почти на 300 тысяч человек (что составляет около 3%). На контролируемых территориях картина еще хуже. Число умерших в загрязненных районах в два и более раз превышает число родившихся, и, к сожалению, ситуация не имеет тенденции к улучшению.
В настоящее время в большинстве исследовательских работ, посвященных изучению медицинских последствий аварии на ЧАЭС с точки зрения оценки радиационных рисков, рассматривается вопрос о дозовой зависимости онкологической заболеваемости и смертности. Как известно, в радиационной эпидемиологии онкологические заболевания, наряду с лучевой болезнью и лучевой катарактой, традиционно относятся к радиогенным. Это вполне естественно, так как основными результатами в области радиационной эпидемиологии в дочернобыльский период можно считать научно доказанную положительную дозовую зависимость онкологической заболеваемости и смертности. Эти результаты были получены в Фонде исследований радиационных эффектов (Хиросима, Япония) на основании многолетних наблюдений.
Сформированные в течение раннего периода дозы облучения радионуклидами йода создали предпосылки радиационно-индуцированного рака щитовидной железы у населения Беларуси, прежде всего у лиц, облученных в детском и подростковом возрасте.
За период наблюдения с 1986 по 2001 г. среди когорты облученных в возрасте 0—18 лет и внутриутробно облученных выявлено 1685 заболевших раком щитовидной железы, причем значительное увеличение наблюдалось с 1990 г. Прогнозируется, что в течение 50 лет после катастрофы на ЧАЭС среди жителей Беларуси, получивших облучение в возрасте 0—18 лет, может развиться около 12500 случаев радиационно-индуцированного рака щитовидной железы.
У взрослого населения Беларуси рак щитовидной железы встречался до катастрофы на ЧАЭС относительно редко. За 10-летний период до Чернобыльской аварии случаев рака щитовидной железы у лиц в возрасте от 19 до 50 лет было зарегистрировано 557. С 1992 г. началось стремительное увеличение заболеваемости среди облученных взрослых, которое продолжается до настоящего времени. За 17 послеаварийных лет у наблюдаемой когорты населения выявлено более 6,4 тысячи случаев рака щитовидной железы. Только за 2002 г. было зарегистрировано 1055 новых случаев у облученных в различном возрасте. Прогнозируется, что в период до 2036 г. возможно развитие около 15 тысяч случаев радиационно-индуцированного рака щитовидной железы. Определенные надежды в плане снижения заболеваемости раком щитовидной железы возлагаются на Национальную программу профилактики йодного дефицита, который, как известно, потенцирует воздействие других негативных факторов.
Стохастические эффекты облучения еще не выявлены в полной мере вследствие более длительного латентного периода и хронического характера облучения дозами малой мощности, хотя за послеаварийный период среди всех категорий пострадавшего от катастрофы на ЧАЭС населения отмечен достоверный рост заболеваемости новообразованиями, как доброкачественными, так и злокачественными. Наиболее выраженные изменения в динамике заболеваемости злокачественными новообразованиями выявлены среди лиц, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Выраженные различия в возрастно-половой структуре отдельных групп пострадавшего населения между собой и с контрольной группой свидетельствуют о необходимости сравнительного анализа заболеваемости только с использованием стандартизованных показателей. Стандартизация показателей заболеваемости, использованных в данном сообщении, проводилась методом усеченного стандарта (TASR, truncated age-standardized rate) для возрастных групп старше 20 лет. Показатели стандартизовались прямым методом с использованием мирового стандарта (World).
В период 1993—2002 гг. среди ликвидаторов отмечался опережающий рост заболеваемости злокачественными новообразованиями легкого, мочевого пузыря, кожи и желудка по сравнению с контрольной группой. Особого внимания заслуживает динамика заболеваемости раком желудка. Среди ликвидаторов отмечалась выраженная устойчивая тенденция к росту заболеваемости, в то время как в контрольной группе — достоверное ее снижение. Если среди ликвидаторов показатель заболеваемости раком желудка ежегодно увеличивался в среднем на 9,7% (P < 0,05), то в контрольной группе он снижался на 1,6% (P < 0,01).
Относительный риск заболеваемости злокачественными новообразованиями всех локализаций среди ликвидаторов начал неуклонно возрастать с 1997 г. и в 1999—2002 гг. достоверно превысил 1,0. Изучение относительного риска в период 1993—1996 гг. показало, что ни по одной из локализаций рака не было статистически значимого превышения, за исключение рака щитовидной железы (рис. 1, см. бумажную версию журнала). В период 1997—2002 гг. относительный риск достоверно превысил 1,0 для рака желудка, ободочной кишки, легкого, мочевого пузыря, почки, щитовидной железы, а также суммарно для всех локализаций злокачественных новообразований (рис. 2, см. бумажную версию журнала).
Среди населения, проживающего в зонах первоочередного и последующего отселения, а также отселенного или самостоятельно выехавшего из этих зон после катастрофы, за период 1993—2002 гг. зарегистрировано 2448 впервые выявленных случаев злокачественных новообразований, что составило 40% от всех выявленных случаев рака среди пострадавшего населения. Среди населения этой группы скорость роста заболеваемости суммарно всеми формами рака (6,6% в год) в 3,5 раза превышала аналогичный показатель в контрольной группе (1,9% в год). Наиболее выраженные различия в темпах прироста первичной заболеваемости регистрировались для злокачественных новообразований ободочной кишки и легкого. По другим локализациям рака достоверные различия в уровнях и динамике заболеваемости между сравниваемыми группами не выявлены.
Значительную тревогу вызывает продолжающийся рост заболеваемости злокачественными новообразованиями молочной железы. Темп прироста заболеваемости среди женщин, проживающих в сельской местности Гомельской области, значительно превосходил аналогичный показатель в Могилевской и Витебской областях и более чем в 2 раза превышал темп прироста среди городского населения Гомельской области. Пик заболеваемости раком молочной железы женщин в Гомельской и Могилевской областях за изучаемый период достигался на 15 лет раньше, чем в Витебской, и соответствовал возрасту 45—49 лет (рис. 3, см. бумажную версию журнала).
Изучение генетических последствий Чернобыльской катастрофы у населения Беларуси проводится сотрудниками научно-исследовательского института наследственных и врожденных заболеваний. С 1979 г. функционирует Регистр врожденных пороков развития. Анализ отдельных видов врожденных пороков строгого учета показал, что в период интенсивного возрастания их частоты наблюдался наибольший прирост множественных, редукционных пороков и полидактилий, то есть тех пороков развития, в происхождение которых большой вклад вносят мутации. Их основной причиной является радиационный фактор. Большой интерес представляет выявленный сотрудниками НИИ наследственных и врожденных заболеваний пик частоты синдрома Дауна у детей, родившихся в январе 1987 г. Конец апреля — начало мая 1986 г. — период, когда произошло зачатие наибольшего числа детей с синдромом Дауна. Такой вывод согласуется с географией максимальной частоты рождения детей с синдромом Дауна и данными максимального облучения населения Беларуси преимущественно короткоживущими радионуклидами в период прохождения загрязненного облака. Оба этих фактора — увеличение частоты врожденных пороков развития с большим вкладом новых мутаций и пик частоты рождения детей с синдромом Дауна — свидетельствуют об определенных генетических последствиях облучения населения Беларуси радиоактивными выбросами Чернобыльской АЭС.
В последнее время в отечественных и зарубежных научных публикациях стали появляться результаты, ставящие вопрос о возможности влияния радиации на частоту неонкологических заболеваний. Как известно, наибольшему радиационному воздействию в результате аварии на ЧАЭС подверглись ликвидаторы, имевшие относительно молодой возраст при облучении (средний возраст ликвидаторов на момент въезда в зону был немногим более тридцати лет). Это означает, что именно анализ данных мониторинга состояния здоровья ликвидаторов в последнее время является областью повышенного интереса с точки зрения оценки радиационных рисков неонкологической заболеваемости в области малых доз. Уровни облучения населения варьировали в очень широких пределах. Причиной тому явилось сочетание длительного выброса радиоактивных веществ разного изотопного состава и физико-химических форм с изменяющимися метеоусловиями, дополненное радиоэкологическими особенностями загрязненных территорий, условиями жизнедеятельности людей и другими факторами. К существовавшему до аварии комплексу факторов природного и антропогенного характера прибавилось мощное радиационное воздействие, намного превосходящее природный радиационный фон по мощности излучения и отличающееся спектром радионуклидов. В этих условиях проблема сочетанных эффектов радиации и других факторов нерадиационной природы приобретает особое значение. Ионизирующее излучение является доминирующим действующим началом, но радиацию нельзя расценивать как монофактор — это один из многих значимых агентов, взаимодействующих с другими. По данным экспериментальных исследований, воздействие малых доз радиации на организм вызывает значительное уменьшение его компенсаторных возможностей, что выражается в развитии склеротических и некротических дегенеративных изменений и снижении функциональных резервов организма.
Одной из основных трудностей проведения когортных исследований неонкологических заболеваний является малочисленность изучаемых групп, пострадавших от радиационного воздействия, где был бы организован скрининг всех систем организма по единой технологии на протяжении достаточного для корректного статистического анализа промежутка времени. Следует также учитывать, что для малых доз радиации характерным является медленное развитие процессов с большим индивидуальным разбросом, поэтому масштабы радиационно-эпидемиологических исследований ликвидаторов (большинство из которых получали лучевую нагрузку в области малых доз) должны быть максимально расширены. Отсутствие единой концепции трактовки реакции организма на многофакторные воздействия, противоречивость и неоднозначность получаемых результатов осложняют оценку риска при действии излучения в сочетании с другими факторами. Среди населения, пострадавшего от катастрофы на ЧАЭС, выявлен статистически значимый рост заболеваемости неопухолевой патологии, прежде всего аутоиммунным тироидитом, катарактой, болезнями системы кровообращения. Однако эти данные требуют дальнейшей углубленной верификации и изучения.
Приведенные нами факты не противоречат опыту других стран в области изучения негативных для здоровья населения последствий радиационной аварии. Анализ состояния здоровья ликвидаторов только подчеркивает всю сложность и неопределенность проблемы комплексного влияния неблагоприятных последствий аварии на популяционном уровне. Полученные данные не только имеют чисто научное значение, но являются основой для планирования долговременных эпидемиологических исследований воздействия малых доз ионизирующего излучения на здоровье населения Беларуси. Совершенно очевидно, что такие исследования могут быть реализованы только в рамках многолетнего функционирования национальных чернобыльских регистров пострадавших стран с возможностью их объединенного анализа.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что Чернобыльская катастрофа породила в Беларуси множество серьезных долговременных проблем, затронувших жизненные интересы миллионов людей и отразившихся на состоянии их здоровья:
· в зонах радиоактивного загрязнения сохраняются негативные демографические тенденции;
· дозы, полученные населением, определяют ухудшение состояния здоровья жителей пострадавших регионов. Увеличивается число случаев радиационно-индуцированного рака щитовидной железы у облученных в детском и подростковом возрасте;
· другие стохастические эффекты облучения не проявились в полной мере вследствие более длительного латентного периода и хронического характера облучения малыми дозами.
Очевидно, что дальнейшая работа по минимизации последствий Чернобыльской катастрофы должна базироваться на поддержке и расширении научных программ национального и международного уровня, направленных на решение проблем отдаленных последствий катастрофы в ближайшие десятилетия.
Учитывая сложность социально-экономической ситуации в Республике Беларусь, крайне важно обеспечить выполнение в полном объеме радиационно-эпидемиологических исследований по когортам ликвидаторов Чернобыльской катастрофы и населения, проживающего на загрязненных радионуклидами территориях, и на этой основе оказание им эффективной медицинской помощи.
Необходимо учитывать, что решение этих сложных вопросов требует современной материальной базы, практически не изменившейся по сравнению с первыми годами после аварии. Чрезвычайно важным остается вопрос привлечения международных организаций к решению проблем, связанных с Чернобыльской катастрофой.
Стратегия по снижению последствий катастрофы на ЧАЭС зависит от корректности оценок степени риска, которая, с точки зрения ее научного обоснования, страдает значительной неопределенностью, что подтверждается расхождением между прогнозами и реальным количеством случаев онкологической заболеваемости, в том числе рака щитовидной железы. По прогнозам, пожизненный риск заболевания раком щитовидной железы детей для России, Украины и Беларуси был оценен в 716 случаев, в том числе Беларуси — 92. Фактическая заболеваемость давно и значительно превысила прогноз. Это ставит под сомнение адекватность выполненных расчетов фактическому поражению щитовидной железы и требует не только пересмотра коэффициента риска, но и объяснения возможных причин, лежащих в основе этих расхождений. Неожиданно ранний чрезвычайно высокий рост заболеваемости раком щитовидной железы обусловливает необходимость проведения мониторинга уровней заболеваемости другими формами рака.
Масштабы постчернобыльских проблем намного превосходят имеющиеся возможности республики, хотя в настоящее время средства, направляемые на ликвидацию последствий катастрофы, составляют более 6% расходной части государственного бюджета. На фоне целого ряда новых чрезвычайных ситуаций и кризисов, потрясших мировое сообщество, Чернобыль почти полностью забыт, и с сожалением приходится констатировать, что помощь мирового сообщества не адекватна масштабам имеющихся проблем.
Медицинские новости. — 2004. — №11. — С. 3-7.
Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.