Состояние здоровья студентов вузов привлекает все большее внимание специалистов различных областей медицины. Это обусловлено ролью, которую играет данная социальная группа в обществе. Среди проблем, связанных с охраной здоровья студентов, значительное место занимают нервно-психические расстройства. При сравнении психического здоровья различных групп населения оказалось, что в отношении студенчества эта проблема наиболее актуальна. Напряженный темп жизни и учебы предъявляет повышенные требования к компенсаторным механизмам психики, срыв которых приводит к возникновению стресса, психологическим и социальным конфликтам и, что сегодня особенно актуально, употреблению психоактивных веществ (ПАВ). В этой области проводятся широкие психопатологические, генетические и социально-психологические исследования.
Время обучения в вузе совпадает с возрастом наиболее высокого риска манифестации психической патологии, что, возможно, обусловлено не только биологической природой психических заболеваний, но также значительными стрессовыми нагрузками, создающими дополнительные условия для активного проявления до сих пор латентного болезненного процесса [3]. Специфически важное значение для студенческой молодежи имеет и фактор времени, поскольку учебная дезадаптация даже на относительно недлительный период приводит к неустранимому отставанию от графика обучения и, следовательно, к затяжной дезадаптации вследствие годичного перерыва в учебе (академический отпуск) [7].
Отдел психического здоровья Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) включил в список выдающихся публикаций в области психиатрической эпидемиологии исследование, проведенное в университетах США, признав тем самым важность и актуальность изучения здоровья студентов. Исследователи поставили цель — оценить психические нарушения во время учебы в университете. Выборка состояла из 188 специально отобранных студентов мужского пола, у которых при поступлении в колледж не было обнаружено соматических или психических нарушений. Около 45 лет или до самой смерти за ними наблюдали один раз в два года или ежегодного посредством использования опросника. Как и в большинстве исследований выборок населения, авторы обнаружили общий коэффициент для "принадлежности к случаю заболевания" (20-25%). Наблюдаемая распространенность алкоголизма (14%) и большого депрессивного расстройства (6%) в этой выборке студентов (поступивших в колледж) сходна с коэффициентами их распространенности на протяжении жизни [8].
По обобщенным литературным данным, основное число расстройств нервно-психического уровня представлено невротическими колебаниями (около 19%), выявляющимися у студентов на первом курсе. На протяжении учебы колебания составляют от 5,8 до 14,8% всех нервно-психических расстройств в зависимости от факультета и курса вуза [4].
Оценивая распространенность пограничных нервно-психических заболеваний у студентов, отдельные авторы приводят цифру 56,6% [3]. От 51 до 70,5% пациентов с невротическими заболеваниями — это лица в возрасте 19-25 лет [18]. Е. Д. Красик с соавт. (1982) провели анализ заболеваемости студентов в различных многопрофильных вузах. Ими установлено, что распространение пограничных нервно-психических расстройств на технических, медико-биологических, физико-математических и гуманитарных факультетах составило пропорцию 1:1,5:2:6 [3]. Различные авторы считают, что наибольший риск возникновения этих заболеваний в изучаемой студенческой популяции приходится на младшие курсы (1 и 2), достигая максимума к 3 курсу. Это связано с трудностями адаптации к новым профессиональным и бытовым условиям. Затем вероятность развития этой патологии снижается, становясь минимальной на 4—6 курсах обучения. Причем в 46,6% случаев заболевание возникало во время экзаменационной сессии, так как она является пиком умственной перегрузки и сильной стрессовой ситуацией [3, 4, 7, 8, 10]. Ведущий синдром невротического расстройства — астенический. Он возникает в результате психогений, связанных с учебной деятельностью студентов, и оказывающих наиболее сильное дезадаптирующее влияние. Отчисления из вузов по поводу пограничных состояний преобладают у студентов первого курса — 6,4% всех больных этого курса [3]. Дезадаптация в целом характеризуется ухудшением успеваемости и ведет к необходимости оформления академических отпусков [3].
Результаты выборочных и клинико-эпидемиологических исследований свидетельствуют о большой распространенности экзогенно-органических нервно-психических расстройств среди студентов (В. Н. Судаков, 1990; В. Д. Семке, Б. С. Положий, 1990). В общей структуре нервно-психических заболеваний непсихотические экзогенно-органические расстройства занимают до 44%, а сами непсихотические расстройства — 78% в структуре психических расстройств. Клинические проявления неврозоподобных и психопатоподобных расстройств экзогенно-органической природы у студентов наиболее часто проявлялись астеническим (63%), эксплозивным (15%), гипоталамическим (8%) синдромами (М. Н. Михайлова, 1991).
При изучении амбулаторной психической патологии юношеского возраста особое внимание акцентируется на пограничных заболеваниях, возникающих в процессе вузовского обучения, тогда как аффективные нарушения неглубокого, непсихотического уровня изучаются недостаточно и мало знакомы практикующим врачам. Между тем, по некоторым эпидемиологическим данным, аффективные расстройства в студенческой популяции отмечаются у 20—30% всех опрошенных, а суицидальные мысли, связанные с депрессией, в юношеском возрасте встречаются в 2 раза чаще, чем среди всего населения [7]. Амбулаторные депрессивные больные в юности редко попадают в поле зрения психиатров. Стертые депрессивные расстройства в большинстве случаев носят атипичный и "маскированный" характер и поэтому плохо распознаются. При этом очень часто осознавание болезненного состояния как психотического расстройства отсутствует не только у самих больных, но и у их окружения. Например, анализ, проведенный в студенческой поликлинике при одном из вузов Москвы, показал, что амбулаторная психическая патология составляет около 80% всей психиатрической заболеваемости среди студентов, а стертые субклинические депрессии пограничного уровня — 64%. По данным поликлиники, психические заболевания стоят на первом месте по приросту дней нетрудоспособности, на втором (после простудных) — по количеству дней нетрудоспособности, на первом — по росту заболеваемости в год и послужили причиной 31—47% академических отпусков [6]. Депрессивные расстройства пограничного уровня в студенческой популяции (астенические, адинамические, тревожно-меланхолические) имеют различную нозологическую природу: циклотимную, шизофреническую, органическую, соматогенную. Их главная особенность заключается в редкости относительно простых синдромов. Чаще картина субдепрессии психопатологически полиморфна, и в ней помимо собственно аффективного симптомокомплекса присутствуют сенестопатии, различные расстройства мышления, ипохондрическая настроенность, массивная сомато-вегетативная симптоматика. Для всех субдепрессивных синдромов характерно четко очерченное приступообразное (фазное) течение в основном с сезонной зависимостью. Именно для студенческого контингента особенно характерны атипичные астено-адинамические субдепрессии с ведущими интеллектуальными расстройствами, которые с трудом распознаются как болезненные состояния и служат наиболее частой причиной учебной дезадаптации студентов [6].
Распространенность шизофрении, по данным исследователей США, Германии, Финляндии, Польши, среди учащихся университетов, обращавшихся за психиатрической помощью, составляет от 3 до 25% случаев. При этом студенты заболевают шизофренией на 6—8% чаще остального населения (хотя давность болезни на момент выявления обычно составляет 2—10 лет и более). До 74% студентов поступали в вуз уже больными. По разным источникам, отчисление из институтов в группе студентов, больных шизофренией, варьирует в пределах 6,6—13,3% [3]. Проведя сравнительное изучение заболеваемости шизофренией среди студентов различных вузов, М. Н. Красик с соавт. выявили наиболее высокие показатели среди учащихся физико-математических факультетов, самые низкие — среди студентов технических факультетов, а гуманитарные и медико-биологические факультеты занимали промежуточное положение. Пики заболеваемости регистрируются на 1—3 курсах, спад приходится на 5—6 курсы института [3, 6, 7]. Знание этого вопроса представляется существенным для профориентации, правильной организации и планирования психиатрической помощи в вузах различного профиля, так как шизофренический процесс может оказывать значительное влияние на социально-трудовые возможности больных студентов.
Выявление психических расстройств, особенно употребления психоактивных веществ (табак, алкоголь, наркотические вещества, психотропные препараты и т. д.), сопряжено с определенными трудностями. Входящие в эту группу лица редко госпитализируются в психиатрические стационары и даже в случаях выраженной декомпенсации не всегда обращаются в психоневрологические диспансеры. Это связано с недооценкой необходимости лечения, с лечением у врачей других специальностей, а также с наличием психологического барьера, препятствующего визиту к психиатру. Работа и учеба, требующая большого напряжения, доступ к психотропным лекарственным средствам и возможность самим выписывать лекарства — это лишь некоторые причины злоупотребления ПАВ среди медицинских работников. Злоупотребление алкоголем и наркотиками среди врачей, по данным исследований в США, составляет от 8 до 12%, такая же распространенность отмечается и среди остального населения. В число факторов риска, предрасполагающих к употреблению ПАВ, входят семейный анамнез (положительный в 85,6% случаев), факторы окружающей обстановки, отсутствие методов приспособления к стрессорным нагрузкам, отсутствие профилактических мероприятий и доступность лекарственных средств [13]. В среднем начало употребления различных ПАВ приходится на возраст до 23 лет, причем приобщение к большинству их видов начинается в возрасте до 20 лет (см. таблицу) [10].
Средний возраст начала употребления различных ПАВ
Психоактивное вещество
|
Возраст, лет
|
Никотин (курение)
|
15,0
|
Алкоголь
|
17,0
|
Марихуана (гашиш)
|
18,2
|
Седативные средства
|
19,6
|
Героин
|
20,1
|
Аналгетики
|
21,7
|
Кокаин
|
21,4
|
Транквилизаторы
|
23,8
|
Среди студентов медицинских учебных заведений и врачей-резидентов, по данным американских источников, не было зафиксировано тяжелых случаев злоупотребления наркотическими веществами. Студенты-медики имеют такой же уровень употребления психотропных лекарственных средств, как и их сверстники среди других групп населения. Кроме того, врачи-резиденты имеют существенно более низкий уровень употребления психотропных средств, за исключением бензодиазепинов и алкоголя — двух наркотических веществ, злоупотребление которыми характерно для врачей [10]. По данным тех же исследований, студенты старших курсов медицинских учебных заведений, принимающие наркотические вещества для развлечения, наиболее часто употребляют алкоголь (87,5%), марихуану (10%), сигареты (10%) и кокаин (2,8%). Иногда отмечается злоупотребление разнообразными спиртсодержащими продуктами, например, около 6% студентов Кентуккской высшей школы сообщали, что употребляли "Стерно" (спирт для заправки кухонных плит) [10]. Среди студентов в возрасте от 26 до 30 лет употребление наркотических веществ для развлечения встречается чаще, чем для самолечения, которое распространено среди врачей старше 40 лет. Молодые врачи для развлечения могут ограничиваться марихуаной, поскольку риск развития пристрастия к данному наркотику невысок. Позднее эта привычка может перерасти в употребление более опасных наркотических веществ, таких как седативные средства и опиаты [10].
Высокий уровень психических заболеваний среди употребляющих ПАВ послужил причиной проведения исследования с целью составления "портрета" наркомана. В этом отношении наиболее изучен алкоголизм. Основными сопровождающими его психическими заболеваниями являются депрессии, социопатия и пограничные состояния. По результатам ретроспективных исследований, характерными чертами личности алкоголика часто бывают импульсивность, нарциссизм, наличие зависимости, тревога, ипохондрия и амбивалентность [15]. Студенты и врачи обычно пытаются скрывать свое пристрастие к наркотикам, чтобы сохранить профессиональный статус и положение в обществе. В медицине поводов для категорического отрицания факта злоупотребления наркотическими веществами больше, чем в любой другой сфере деятельности. Снижение профессиональных качеств врача наблюдается лишь на последних стадиях развития наркотической зависимости [18]. В соответствии с Актом о высшем образовании США 1965 г. медицинские учебные заведения должны заниматься решением проблемы злоупотребления наркотическими веществами среди своих студентов. В 1988 г. только 16% американских медицинских учебных заведений проводили формальные мероприятия по выявлению и решению проблем употребления ПАВ, а студенты практически ничего не знали о деятельности своего учебного заведения по борьбе с употреблением наркотиков. Это свидетельствовало либо об отсутствии такой работы, либо о том, что студенты плохо о ней информированы [12]. Во всех 50 штатах США разработаны медицинские программы для лечения врачей, злоупотребляющих ПАВ. Они включают проведение конференций и заседаний (на которых обсуждается проблема употребления ПАВ среди врачей, предоставляется информация о возможных способах получения помощи), а также наблюдение за врачом и поддержку его в период выздоровления [17].
Многочисленные исследования, посвященные изучению курения, свидетельствуют о его широком распространении во всем мире. В 1975 г. ВОЗ выпустила положение, согласно которому курение табака является наиболее важным фактором ухудшения здоровья, и наибольший успех в здравоохранении может быть достигнут при снижении распространения табакокурения. Уходя корнями в детский возраст, курение наиболее часто встречается среди лиц трудоспособного населения. Исследования показывают, что смертность выше среди лиц, начавших курить в молодости. Чем раньше молодые люди начинают курить, тем менее вероятно, что они откажутся от курения в зрелом возрасте, и тем более вероятно, что они станут злостными курильщиками [2]. Имеющиеся в литературе сведения о курении студентов указывают на рост числа курящих от 1 к 5 курсу, причем приобщение к курению происходит главным образом на протяжении первых лет обучения. Среди студентов высших учебных заведений Москвы выявляется высокая распространенность курения табака: среди юношей — 24,8%, среди девушек — 5,6%. Большинство курящих студентов начинают курить в 16 лет. К 25 годам распространенность курения увеличивается в 2,5 раза [9]. Те же данные показывают, что число курильщиков, предъявляющих респираторные жалобы, от 1 к 3 курсу увеличивается с 7,9 до 16,1%. У студентов выявлена связь курения с некоторыми социальными характеристиками: чаще курят студенты с низким уровнем материальной обеспеченности (26,8% против 18,7% среди высокообеспеченных); имеющие в семье или ближайшем окружении курящих (33,7% против 20,4% среди студентов, не имеющих курящих в семье); плохо успевающие (47,6% против 6,2% среди студентов с хорошей успеваемостью); употребляющие алкогольные напитки (70,1% против 30,2% среди студентов, не употребляющих алкогольные напитки). Анализ распространенности курения среди студентов-медиков Минского медицинского института (1988—1992 гг.) показал, что число курящих студентов составляет менее 20%, но растет от 14,4% на 1 курсе до 16,2% на 5 курсе. Анализ данных обследований, проведенных в шести вузах г. Уфы, показывает, что каждый второй первокурсник (49%) употребляет алкогольные напитки. Причем чем старше курс обучения, тем больше студентов, употребляющих алкоголь. Установлено, что 24% из числа опрошенных студентов курили, в том числе 10,7% — постоянно, 13,5% — эпизодически. 9,8% всех обследованных проявили интерес к применению наркотических препаратов. Из них 12,8% испытали действие на себе (в данной группе студентов 79,7% употребляли алкоголь). По данным уфимских авторов, чем крупнее населенный пункт, тем больше доля студентов, употребляющих алкогольные напитки. Так, из проживавших до поступления в вуз в городе употребляли алкогольные напитки 53,5% студентов, в районном центре — 46,5%, в сельской местности — 43,5%. Уровень и структура заболеваемости студентов, систематически употребляющих (основная группа) и не употребляющих (контрольная) алкоголь, значительно различаются. Среднегодовая общая заболеваемость по обращаемости и уровень заболеваемости с временной утратой трудоспособности по случаям и дням в основной группе студентов соответственно в 1,5 и 1,6 раза выше, чем в контрольной [11].
В последние годы в Республике Беларусь, как и в других странах СНГ, наблюдается рост числа больных наркоманией и потребителей наркотических веществ. Особую группу составляют студенты. В 1995 г. на их долю пришлось 13,8% всех доставленных на экспертизу в наркологические кабинеты г. Минска [5].
Признание того факта, что злоупотребление ПАВ у студентов излечимо, а периодическое употребление может носить временный характер, позволит отказаться от суровых карательных мер и подходить к решению данной проблемы с позиции помощи. В медицинских вузах должны прилагаться все усилия для создания атмосферы, свободной от обвинения и осуждения. Гарантия конфиденциальности и существования эффективных лечебных программ служит стимулом к лечению и отказу от употребления ПАВ. Обнаружение психических заболеваний требует вспомогательного психиатрического лечения в период ремиссии [13].
Разностороннее исследование особенностей нервно-психических заболеваний у студентов, по данным литературы, свидетельствует о весьма значительном распространении нервно-психической патологии в студенческой среде. В то же время круг расстройств уже, чем в аналогичных возрастных группах общей популяции, и сводится в основном к обширной группе пограничных нервно-психических заболеваний, присутствию депрессивных состояний и шизофрении. Причем если студенты, страдающие шизофренией, в большинстве случаев поступают в вуз уже больными, то основная часть пограничных и депрессивных расстройств развивается во время обучения в вузе. Актуальной темой стало изучение проблемы употребления ПАВ студентами. Республика Беларусь как государство — член ВОЗ включена в инициативный проект, имеющий своей целью противостоять росту злоупотребления ПАВ и зависимости от них [1]. Публикация ВОЗ "Курение, употребление алкоголя и наркотиков в Европейском Регионе" (Копенгаген) в 1997 г. показала, что проблемы, связанные с употреблением ПАВ, обострились в странах Восточной Европы и особенно в странах СНГ. Профессионалы, работающие в сфере здравоохранения, могут играть значительную и активную роль в области профилактики, ранней диагностики и в проведении лечения расстройств, связанных со злоупотреблением психоактивных веществ [1].
ЛИТЕРАТУРА
1.Ван дер Берг К., Бувальда В. Учебное пособие по наркологии для студентов медицинских институтов / Пер с англ.; Под ред. В. Б. Позняка. – Мн., 1997. – С. 7–9.
2.Калинин С. А. // Психоневрология. Психотерапия. – Алма–Ата, 1972. – С. 247–250.
3.Красик Е. Д., Положий Б. С, Крюков Е. А. Нервно–психические заболевания у студентов. – Томск, 1982. – 7 с.
4.Лабзо С. С. и др. // Актуальные проблемы биологии и медицины: Сб. тр. сотр. МГМИ. – Мн., 1996. – С. 641–642.
5.Проблемы психиатрии в Республике Беларусь: М–лы конф. – Мн., 1995.–С. 130–131.
6.Профилактика учебной дезадаптации у студентов, связанной с депрессивными расстройствами пограничного уровня: Метод, рекомендации. – М., 1987. – С. 4–9.
7.Северный А. А., Ануфриев А. К. // Профилактика учебной дезадаптации у студентов, связанной с депрессивными расстройствами пограничного уровня: Метод. рекомендации. – М, 1987.–С. 3.
8.Танелла М., Джироламо Д. Д., Capmopuyc Н. Аннотированная библиография психической эпидемиологии / Пер. с англ. – Киев,1998.– 106 с.
9.Тимофеева С. Г. Борьба с курением среди студентов как составная часть комплекса мероприятий ранней профилактики сердечно–сосудистых заболеваний: Автореф. дис.... канд. мед. наук.– М., 1991. – С. 1–2.
10.Фридман Л. С., Флеминг Н. Ф., Роберте Д. X., Хайман С. Е. Наркология / Пер. с англ. – М.,1998. – С. 27–122.
11.Харисова И. М. Комплексное медико–социальное исследование распространенности вредных привычек и их влияние на здоровье студентов: Автореф. дис. ... канд. мед. наук.–Оренбург, 1991. – С. 3–4.
12.McAuliffe W. Е. // N. Engl. J. Med. – 1986. – V. 315. – P. 805–810.
13.Baldwin D. C. et at. // JAMA. – 1991. – V. 265. – P. 2074–2078.
14.Brewster J. M. // JAMA. – 1986. – V. 255. – P. 1913–1920.
15.Donovan J. M. //Amer. J. Psychiatry. – 1986. – V. 143. – P. 1–11.
16.Eilers К. P. // Der Studenten–Patient in der psychiatrishen Universitats klinik. – Hamburg, 1972. – S. 32.
17.Hughes P. H. //Med. J. – 1992. – V. 41. – P. 311–314.
18.Hughes P. H. //JAMA. – 1991. – V. 265. – P. 2069–2073.
Медицинские новости. – 1998. – №12. – С. 9-12.
Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.