Профессия педагога предъявляет повышенные требования к состоянию здоровья, особенно к голосовому аппарату и фонационному дыханию, состоянию психики, нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В настоящее время ни в одном учебном заведении, готовящем педагогов, не обучают здоровому образу жизни, отсутствует система отбора по медицинским критериям, не преподается голосоведение. В результате педагогами зачастую становятся лица без необходимых профессиональных качеств по медицинским показателям, с неустойчивой психикой, имеющие предрасположенность к заболеваниям нервной и кардио-респираторной систем, с несостоятельностью фонационного дыхания (91%), без профессиональных качеств голоса. Несостоятельность фонационного дыхания при использовании голоса в профессиональных целях приводит к хронической гипоксии с различными ее осложнениями и заболеваниями. До 72% педагогов могут быть признаны профнепригодными по функциональному состоянию голосового аппарата. В силу этого среди них довольно высок удельный вес инвалидизации, в 2 раза и более превышающий показатели для населения в целом. Так, по данным МРЭК Минска, ежегодно из 10000 работающих педагогов вследствие общего заболевания инвалидами становятся более 50 человек. Уровень и тяжесть первичной инвалидности у них выше, чем у рабочих и служащих в целом, и тенденции к снижению не наблюдается.
Среди причин первичной инвалидности у педагогов первое место занимают болезни системы кровообращения, второе — злокачественные новообразования, третье — болезни нервной системы и психики.
Обращает на себя внимание молодой возраст педагогов, впервые вышедших на инвалидность. Так, в структуре первичной инвалидности 40,8% составляют лица в возрасте до 44 лет (в том числе до 29 лет включительно — 9%), а в возрасте 45 лет и старше — 59,2%. Вызывает тревогу тяжесть первичной инвалидности у педагогов: в 85% случаев уже при первичном направлении на МРЭК устанавливается I или II группа инвалидности. Достоверного снижения указанного показателя за период, начиная с 1989 г., не выявлено.
Формирование контингента инвалидов вследствие болезней системы кровообращения идет за счет больных ишемической болезнью сердца, в меньшей степени — гипертонической болезнью. В 75% случаев инвалидность устанавливается в связи с выраженными изменениями психики (шизофрения, эпилепсия, неврозы), причем 2/3 — лица молодого, наиболее трудоспособного возраста (до 40 лет), ставшие тяжелыми инвалидами (II тр.).
Исследования, проведенные на базе Минского областного института усовершенствования учителей, показали, что из 1280 обследованных педагогов в возрасте 35—55 лет более 90% имеют различные заболевания сердечнососудистой системы, опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, ЛОР-органов и нервной системы. Среди заболеваний нервной системы наиболее распространенными являются астено-невротический синдром (57,5%), нейроциркуляторная дистония (39,4%), хроническая недостаточность мозгового кровообращения в начальной стадии (27,4%) и остеохондроз (26,1%). Все эти изменения, как правило, носят функциональный, обратимый характер и при соответствующем лечении и режиме труда и отдыха вполне могут быть ликвидированы, т. е. для каждого педагога должны быть разработаны индивидуальные программы реабилитации. Такие программы лучше всего отрабатывать в условиях ведомственного профилактория либо санатория, а в дальнейшем продолжать по месту жительства при постоянном диспансерном наблюдении (1—2 раза в год), лучше в условиях реабилитационного центра.
Исследование дыхания при фонации показало его вариабельность, ибо между дыханием в покое и при профессиональном использовании голоса имеются определенные различия (схема).
Дыхание в покое
|
Дыхание при использовании голоса (фонации)
|
Дыхание непроизвольное
|
Преобладает произвольное дыхание
|
Вдох по времени почти равен выдоху, после выдоха пауза
|
Вдох быстрый, выдох продолжительный
|
Количество вдыхаемого и выдыхаемого воздуха равно 500 см3 в минуту
|
Количество потребляемого воздуха от 1000 до 1500 см3 и более
|
Число дыхательных движений в минуту — 16-20
|
Число дыхательных движений в минуту — 6-10
|
Дыхание обычно производится через носовую полость
|
Дыхание производится и через нос и через рот
|
Из всего сказанного следует, что при постановке голоса должно быть выработано более углубленное дыхание, при активном участии дыхательной мускулатуры, что создает выгодные условия регулирования подскладочного давления и образования сложного аэродинамического эффекта.
Проведенные нами исследования показали, что навыки речевого дыхания, выработанные в повседневной жизни, недостаточны для того, чтобы обеспечить профессиональные качества голоса (громкость, тембровая окраска, полетность, выносливость и т. д.), из чего вытекает необходимость постановки фонационного дыхания для выработки профессиональных качеств голоса педагога.
Исходя из этого наиболее эффективным представляется путь косвенного воздействия на механизм регуляции дыхания. Он должен заключаться в создании различного рода ситуаций, при выполнении которых дыхательная система формирует естественные, целесообразные (рефлекторные) ответы.
Нами разработана и апробирована фонопедическая методика комплексной постановки дыхания, голоса и речи, в основе которой лежит принцип опосредованного воздействия на периферический отдел голосового аппарата. Методика базируется на современных представлениях о регуляторных механизмах дыхательного процесса, которые свидетельствуют о том, что, во-первых, возможности произвольного влияния на дыхательный процесс ограничены, во-вторых, дыхательная система чрезвычайно автоматизирована, сложна и устойчива, что затрудняет ее перестройку при попытке непосредственного воздействия на дыхательный процесс.
Придавая первостепенное значение делу охраны здоровья и сохранения профессиональной пригодности и трудоспособности педагогов, а также внедрению в практику полученных результатов научных исследований, считаем необходимым:
1.Разработать систему экспертной оценки профессиональной пригодности педагогов.
2.В программах средних и высших учебных педагогических заведений предусмотреть постановку и тренировку профессиональных качеств голоса и фонационного дыхания будущих педагогов.
3.Активизировать деятельность по формированию здорового образа жизни в процессе обучения и трудовой деятельности педагогов.
4.На базе педагогических учебных заведений создать систему диспансеризации для своевременного выявления нарушений профессионально значимых функций и необходимой их коррекции за время учебы в педагогическом вузе.
5.В группах педагогов с повышенным риском профнепригодности (диспансерные группы) проводить медико-профессиональную реабилитацию по индивидуальным программам.
6.Республиканскому комитету профессиональных союзов работников народного образования добиться первоочередного оздоровления педагогов с повышенным риском профнепригодности, особенно проживающих в районах, загрязненных радионуклидами, и в сельской местности.
7.Ввести в качестве основного показателя уровня эффективности работы санаториев-профилакториев для педагогов сохранение и восстановление профессиональной трудоспособности, а не количество лиц, в них пролечившихся.
8.Предусмотреть в работе всех здравниц для педагогов мероприятия, направленные на обучение здоровому образу жизни, создание кабинетов психологической разгрузки и физических тренировок.
9.Разработать систему экспертной оценки сохранения и восстановления профессиональной пригодности и трудоспособности педагогов в процессе оздоровления и медико-профессиональной реабилитации без отрыва от производства в ведомственных санаториях-профилакториях областных институтов усовершенствования учителей.
10. Сформировать банк данных по здоровью и трудоспособности педагогических кадров Республики Беларусь.
ЛИТЕРАТУРА
1.Крушевская И. И. // Здравоохр. Белоруссии.– 1978.–№ 8.– С. 88.
2.Крушевская И. И. // Вестн. оториноларингологии.– 1984.– № 1.– С. 41–42.
3.Крушевская И. И. // Здравоохр. Белоруссии.– 1984.– № 5.– С. 25–28.
4.Крушевская И. И. // Журн. ушных, носовых и горловых болезней.–1984.– № 4.– С. 44–46.
5.Крушевская И. И. // Журн. ушных, носовых и горловых болезней.–1988.– № 3.– С. 73–75.
6.Крушевская И. И. // Сб. тез. докл. № 1 Республ. науч.–практ. конф. "Социальные и медицинские проблемы профилактики инвалидности и сохранения трудовых ресурсов".– Мн., 1988.– С. 177.
7.Крушевская И. И. // Тез. докл. науч.–практ. конф. по итогам науч.–практ. деятельности БНИИЭТИН за 1989 г. "Профилактика инвалидности, ВТЭ и социально–трудовая реабилитация инвалидов в БССР".– Мн., 1990.– С. 67.
8.Крушевская И. И. // М–лы XVII конгр. Союза европейских фониатров: Тез. докл. Киев, 1991.– М., 1991.– С. 111.
9.Крушевская И. И., Лаврова Е. В. Фонопедическая методика по воспитанию и тренировке профессиональных качеств голоса педагогов. Метод, рекомендации / БНИИЭТИН и МГЛУ.– 1992.– С. 1–13.
10.Kittel G. Phoniatrie und Padaudiologie.– Koln, 1989 – S.17–23, 29–30, 36–39.
Медицинские новости. – 1998. – №3. – С. 14-16.
Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.