Побочные действия (ПД), или побочные эффекты, лекарственных средств (ЛС) — это действия, не предусмотренные программой лечения. Иногда встречается термин "лекарственная непереносимость". Что касается "лекарственной болезни", то в узком смысле это ятрогенно обусловленное заболевание, имеющее четкую этиологию и патогенез.
ПД ЛС, как правило, нежелательны, вредны для организма человека. Однако имеются примеры и противоположного характера. Например, в середине 30-х годов после внедрения в практику сульфаниламидов был выявлен их сахароснижающий эффект у части больных сахарным диабетом, а также мочегонное действие. Данные наблюдения послужили стимулом для создания двух групп ЛС: пероральных сахароснижающих и мочегонных.
Истинная частота ПД ЛС неизвестна. По некоторым данным, среди причин госпитализации больных терапевтического профиля в отдельных больницах 10—20% приходится на ПД ЛС. Частота выявления ПД зависит от трех факторов: квалификации медицинских работников; особенностей отделения; организации учета ПД.
Предполагается, что приблизительно у 0,3% госпитализированных больных с ПД возникает угроза для жизни, а при внутривенном введении ЛС эта цифра достигает 1%. Несомненно, данные показатели занижены, так как некоторые ПД по своим клиническим проявлениям напоминают известные болезни.
Имеется ряд факторов риска проявления ПД ЛС как экзогенного, так и эндогенного характера.
Факторы риска экзогенного характера:
— вид ЛС;
— частота и длительность применения ЛС;
— пути введения ЛС;
— комбинации ЛС;
— профессия пациенга.
В Беларуси ПД ЛС регистрируются чаще всего при применении химиопрепаратов (особенно антибиотиков). Чем чаще и длительнее они используются, тем выше риск ПД. Следует отметить, что наиболее часто ПД ЛС наблюдается в первые 10 дней применения. Считается, что самым безопасным путем введения является энтеральный, а самым опасным — парентеральный. Имеются данные, что при одновременном применении пяти ЛС ПД наблюдаются в 5%, восьми — в 20%, пятнадцати — в 40% случаев.
Профессии, связанные с ЛС, сопряжены с более высоким риском возникновения ПД. По нашим данным, у медицинских работников антибиотики вызывают ПД в 2 раза чаще, чем в остальной популяции.
Эндогенные факторы риска ПД ЛС:
— неблагополучная аллергологическая наследственность;
— особенности течения заболевания;
— функциональное состояние печени и почек;
— сопутствующая патология (наличие ирритативных очагов в ЛОР и других органах, ожирение);
— возраст больного.
Неблагополучная аллергологическая наследственность может выражаться в том, что в анамнезе имеются соответствующие заболевания аллергического генеза, пищевая и лекарственная непереносимость. Имеют значение не только заболевания с явно аллергическим патогенезом (атопические бронхиальная астма и ринит, дерматит), но и процессы, где аллергический механизм не является единственным (неатопическая бронхиальная астма, аутоиммунные заболевания).
Есть наблюдения, что при бронхиальной астме встречается непереносимость аспирина, при инфекционном мононуклеозе отмечается неуртикарная сыпь на ампициллин, а при герпесе — на салицилаты.
Снижение функционального состояния печени и почек способствует увеличению биодоступности ЛС и появлению дозозависимых ПД (фармакодинамических и токсических). Кроме того, снижение функции печени ведет к нарушению метаболизма ЛС и повышает риск появления ПД. У пожилых больных может изменяться фармакокинетика ЛС, а нередкая полиморбидность создает предпосылки для полипрагмазии. Значение сопутствующей патологии как фактора риска ПД Л С не совсем ясно, но, по нашим данным, ее наличие в 2 раза увеличивает непереносимость антибиотиков.
Для терапевтов наиболее приемлема классификация ПД ЛС, предложенная И. П. Замотаевым. В сокращенном виде она включает фармакодинамические, токсические, иммунологические (аллергические) ПД, суперинфекцию, лекарственную зависимость, фармакогенетические (наследственно детерминированные) ПД.
Фармакодинамические ПД — это усиленное желаемое действие, которое регулируется изменением дозы. Токсические эффекты могут быть облигатными, т. е. по сути дела запрограммированными, но полезное действие явно превалирует над вредным. Например, противотуберкулезная активность рифампицина выше его гепатотоксичности, противомикробное действие аминогликозидов существеннее их нефро- и ототоксичности. Чаще всего ЛС имеют факультативную токсичность, которая проявляется при сочетании нескольких факторов. Суперинфекция встречается при использовании химиопрепаратов широкого спектра действия (чаще антибиотиков), нередко на фоне предшествующих заболеваний кишечника. Лекарственная зависимость может проявляться наркоманией, простой зависимостью от глюкокортикостероидов, диуретиков и т. д. Синдром отмены — это также в определенной степени зависимость от лекарств. Хорошо изучен синдром отмены при применении препаратов, угнетающих симпатико-адреналовую систему. Установлено, что при ее блокаде увеличивается количество адренергических рецепторов. Наследственно детерминированные ПД встречаются значительно реже. Они обычно обусловлены дефицитом определенного фермента, который выявляется при использовании ЛС. К этому виду ПД ЛС относится идиосинкразия.
В настоящее время по частоте и тяжести проявления наиболее актуальны аллергические ПД. Они составляют около 70% всех случаев ПД ЛС. Могут протекать по типу немедленной реакции или гиперчувствительности замедленного типа, могут быть комплементзависимыми, псевдоаллергическими и с неясным механизмом. Geel и Cumbs выделяют три подтипа (варианта) гиперчувствительности немедленного типа: анафилактоидный, цито-токсический и иммунокомплексный. Анафилактоидные реакции проявляются крапивницей, отеком Квинке (генерализованным или парциальным), атопическим насморком или бронхиальной астмой, анафилактическим шоком; цитотоксические — прежде всего лейкопенией (или агранулоцитозом); иммунокомплексные (сывороточноподобный синдром) — лихорадкой, артралгией, лимфаденопатией, гепатолиенальным синдромом, неуртикарной кожной сыпью, повышением СОЭ и т. д.
Диагностика аллергических ПД ЛС осуществляется по трем критериям: особенностям клиники, временной связи между началом применения ЛС и появлением симптомов, лабораторным данным.
Ряд клинических проявлений ПД ЛС напоминает симптомы основного заболевания (лихорадка, приступы удушья при заболеваниях легких, синдром желудочной или кишечной диспепсии при гастроэнтерологический патологии). Следует придерживаться правила, что любые симптомы, появившиеся через несколько (7—9) дней после начала применения ЛС, необходимо обсудить с точки зрения возможного ПД, и такое предположение может быть подтверждено тем, что после отмены ЛС через 2—3 дня эти симптомы исчезают или угасают. Необычная реакция на первое введение ЛС может быть проявлением идиосинкразии, псевдоаллергической реакцией. То же самое наблюдается и при внемедицинской сенсибилизации. Для предклинической диагностики сенсибилизации организма к ЛС имеет значение лабораторная диагностика. На сегоднящний день она не удовлетворяет врачей. В пробах к антибиотикам invivoмогут наблюдаться симптомы непереносимости вплоть до анафилактического шока, или, с другой стороны, могут встречаться отрицательные результаты при явной непереносимости ЛС (фаза анергии после какой-либо аллергической реакции на этот препарат). Invitroнаиболее популярен тест Шелли, но при явной аллергии к ЛС положительные результаты наблюдаются в 60—70% случаев. Для повышения информативности предлагается увеличить количество лабораторных исследований.
Среди ПД ЛС различают более частые (например, кожные изменения) и очень редкие. Ряд ПД выявляется через несколько лет применения ЛС: возникновение кашля (чаще у женщин) при приеме каптоприла и других средств этого класса, лимфаденопатии — вследствие применения допегита (собственное наблюдение), местного ограниченного отека на нижних конечностях и гиперплазии десен — при назначении нифедипина, отека легких — при применении дихлортиазида (описано 14 случаев, в том числе 2 из них при приеме 12,5 мг препарата).
Неотложная помощь при анафилактическом шоке заключается, во-первых, в удалении съемных зубных протезов. Если ЛС вводилось внутривенно, то в оставшуюся в вене иглу вводят до 0.5 мл 0,1%-ного раствора адреналина (доза 1 мл может вызвать фибрилляцию желудочков). Внутримышечно вводят 0,2 мл адреналина (такая доза расширяет артерии за счет преимущественной стимуляции β2-адренорецепторов). Доза не должна превышать 0,6—0,8 мл. Через 20—30 мин при необходимости инъекцию повторяют. Адреналин повышает артериальное давление за счет стимуляции α-рецепторов резистивных сосудов и усиливает работу сердца путем стимуляции (β1- адренорецепторов миокарда, а также расширяет бронхи через агонизм к β2-рецепторам, т. е. купирует основные проявления шока. Вводят антигистаминные препараты и (для улучшения гемодинамики) реополиглюкин.
Другие проявления ПД ЛС требуют прежде всего отмены препарата, а при угрожающих состояниях (отек гортани) вводят антигистаминные и глюкокортикостероидные ЛС.
Состояние профилактики ПД ЛС на сегодняшний день неудовлетворительное. Требуется пересмотр старых инструкций по обязательному проведению перед применением антибиотиков кожной пробы. Необходимо воссоздание Центра по ПД ЛС. Идет поиск биохимических, иммунологических и других маркеров возможной непереносимости (или хорошей переносимости) ЛС.
Медицинские новости. – 1998. – №2. – С. 19-20.
Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.