Транскультуральные исследования в психиатрии имеют долгую и интересную историю, которая берет свое начало от опубликованной в 1903 г. статьи Э. Крепелина «Psychiatrisches aus Java», где он описал особенности течения психических заболеваний у жителей Юго-Восточной Азии [4]. Наиболее крупными мультицентровыми исследованиями в области злоупотребления психоактивными веществами за последние 10 лет были «Алкоголь и травма», а также «Быстрая оценка ситуации с употреблением инъекционных наркотиков и его последствиями». В обоих исследованиях активное участие принимали представители Беларуси (кафедра психиатрии БелМАПО, Минский городской наркологический диспансер, Республиканский центр профилактики СПИД). Данные исследования были ориентированы на изучение некоторых тяжелых последствий употребления алкоголя (травмы) и наркотиков (передозировки наркотиков, ВИЧ-инфекция, парентеральные гепатиты). Большинство проведенных транскультуральных исследований касается в основном биологических аспектов зависимости [1—3].
Нами было проведено сравнительное обследование пациентов с алкогольной зависимостью, которые находились на лечении в стационарных учреждениях Германии и Беларуси.
Было обследовано одномоментно две группы пациентов: 60 человек в Минске и 30 — в Ганновере.
Набор больных осуществлялся в Ганновере в отделении № 53А отдела клинической психиатрии Высшей медицинской школы Ганновера, а в Минске — в Республиканской клинической психиатрической больнице «Новинки» в отделениях №№ 34 и 35. Данные отделения предназначены для лечения пациентов с зависимостью от алкоголя. Включение больных в исследование проводилось через 5 дней пребывания в стационаре (при психотических формах синдрома отмены – после купирования продуктивной симптоматики).
Критерием включения пациентов в исследование было наличие зависимости от алкоголя по критериям МКБ-10.
Критериями исключения из исследования были следующие:
· Деменция
· Умственная отсталость
· Корсаковский синдром
· Наличие психотических расстройств (кроме случаев психотических состояний, связанных с синдромом отмены алкоголя)
· Наличие зависимости от других ПАВ, кроме алкоголя (исключая никотин и кофеин).
Все включенные в исследование больные соответствовали 2-й стадии алкоголизма по принятой в отечественной наркологии классификации. После включения больных в исследование им предоставлялась информация о его цели и гарантировалась конфиденциальность полученных данных.
При проведении исследования использовался опросник для сбора социодемографических данных и анамнеза (BADO), который был разработан на кафедре психиатрии в университете г. Регенсбурга (Германия).
Социально-демографические данные, полученные при выполнении исследования, отражены в табл.1 (см. бумажную версию журнала). Наиболее существенные отличия были обнаружены в показателях безработицы. Среди немецких пациентов около трети получали пособие по безработице, тогда как среди белорусских пациентов таких не было. По-видимому, это связано с тем, что пособие по безработице в Германии позволяет поддерживать уровень прожиточного минимума, в то время как в Беларуси уровень этого пособия низок. Возможно, однако, что 28% белорусских пациентов, назвавших себя безработными, все же имеют временную работу либо работают без официального оформления документов.
Различия в религиозной принадлежности обусловлены культурными особенностями населения данных стран. Интересно, что среди немецких пациентов вдвое больше атеистов. Кроме того, в белорусской группе в 3 раза чаще отмечались случаи физической агрессии, направленные против пациентов.
В табл. 2 (см. бумажную версию журнала) отражены некоторые показатели, связанные с течением болезни, а также данные об алкогольной зависимости у родственников больных. У белорусских пациентов гораздо чаще встречался синдром отмены с делирием, а у немецких — синдром отмены с судорогами.
Характер контакта пациентов со службами здравоохранения представлен в табл. 3 (см. бумажную версию журнала). Полученные данные показывают, что лечение существенно отличается в белорусской и немецкой группах. Среди немецких пациентов в 10 раз больше получавших амбулаторный курс психотерапии (34% против 3,4% среди белорусских пациентов). Амбулаторная психотерапия у белорусских пациентов состояла, как правило, в однократном применении техник классического гипноза. В немецкой популяции основным методом применяемого психотерапевтического лечения была амбулаторная когнитивно-бихевиоральная терапия. 36,7% немецких пациентов проходили курс стационарной реабилитации длительностью от 3 до 6 мес, который оплачивался страховыми компаниями. Среди белорусских пациентов не было ни одного человека, который прошел бы курс стационарной реабилитации, поскольку в Республике Беларусь явный дефицит учреждений такого типа.
Среди немецких пациентов в 2 раза больше проходивших лечение повторно и в 3 раза больше доля лечившихся в наркологическом стационаре свыше 4 раз. В обеих группах высока доля пациентов, которые вообще не обращались за помощью в амбулаторные учреждения (78,3% в Беларуси и 66,7% в Германии). Практически все повторно госпитализированные белорусские пациенты состояли на учете в наркологических диспансерах, однако контакт с этими учреждениями ограничивался в основном выпиской направления в стационар, либо больные обращались для проведения амбулаторного лечения синдрома отмены.
Полученные данные позволяют сделать следующие выводы:
1. При сравнительном изучении пациентов с алкогольной зависимостью в Беларуси и Германии обнаружен ряд отличий в частоте осложнений и характере течения заболевания: в немецкой популяции чаще встречается синдром отмены с судорогами, в белорусской — синдром отмены с делирием.
2. Наибольшие различия в социально-демографических показателях были выявлены в уровне доходов, который выше в немецкой группе, и уровне безработицы (также выше среди немецких пациентов).
3. В исследованных группах качественно и количественно отличается характер контакта со службами здравоохранения: пациенты в немецкой группе в 10 раз чаще проходили курсовую амбулаторную психотерапию, у них намного выше доля людей, которые получали стационарное лечение. Треть немецких больных проходила длительное стационарное психотерапевтическое лечение, полностью отсутствующее в Беларуси.
1. Наркология / Под ред. Л. Фридмана. – СПб.: Невский диалект, 1998.
2. Стратегии лечения алкогольных проблем / Под ред. П. Герлингса. — Киев: Cфера, 1999.
3. Kruse G., Koerkel J., Schmalz U. Alkoholabhaengigkeit erkennen und behandeln. — Psychiatrie-Verlag, 2001.
4. Pfeiffer W. Transkulturelle Psychiatrie. — Thieme, 1994.
Медицинские новости. - 2004. - №7. - С. 89-91.
Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.