• Поиск:

издатель: ЮпокомИнфоМед

Е.Д. Чумакова, В.И. Левин, Л.С. Луц

Проба Кумбса: клинико-лабораторные аспекты

Республиканский научно-практический центр гематологии и трансфузиологии

Антиглобулиновый тест, предназначенный для выявления неполных антиэритроцитарных антител, был предложен Кумбсом, Морантом, Рейс в 1945 г. и получил в дальнейшем название пробы Кумбса [10]. Суть данного метода заключается в том, что антиглобулиновая сыворотка, содержащая антитела к иммуноглобулинам человека, при реакции с эритроцитами, сенсибилизированными неполными антителами, приводит к их агглютинации.

В зависимости от того, фиксированы ли антитела на поверхности эритроцитов или находятся в свободном состоянии в плазме крови, применяется прямая или непрямая проба Кумбса.

Прямая проба Кумбса ставится в тех случаях, когда есть основания предполагать, что исследуемые красные кровяные клетки уже in vivo подверглись сенсибилизации соответствующими антителами, т.е. первая фаза реакции — фиксация антител на поверхности эритроцитов — произошла в организме и последующее добавление антиглобулиновой сыворотки вызывает агглютинацию сенсибилизированных клеток.

С помощью непрямой пробы Кумбса выявляют неполные антитела, присутствующие в исследуемой сыворотке. В данном случае реакция протекает в два этапа. Первый этап — инкубация тест-эритроцитов с исследуемой сывороткой, во время которой происходит фиксация на эритроцитарной поверхности антител, содержащихся в исследуемом образце сыворотки. Второй этап — добавление антиглобулиновой сыворотки.

До настоящего времени проба Кумбса широко применяется в лабораторной практике для диагностики иммунопатологических состояний, в частности при аутоиммунных гемолитических анемиях, характеризующихся деструкцией эритроцитов вследствие связывания клеточной мембраны с антителами и (или) компонентами системы комплемента. С его помощью выявляют присутствие на эритроцитарной мембране Ig G (обычно Ig G1 и Ig G3), которые могут активировать комплемент, а иногда и комплемента (С3d). Однако в остром периоде заболевания в связи с разрушением эритроцитов, на которых фиксировалось большое количество антител, при гемолитическом кризе, а также при недостаточном количестве антител при хроническом течении болезни может отмечаться отрицательная прямая проба Кумбса [8, 18, 22, 2].

Необходимо подчеркнуть, что непрямая проба Кумбса остается наилучшим методом индивидуального подбора трансфузионных сред, так как позволяет наиболее точно установить индивидуальную совместимость донора и реципиента по эритроцитарным антигенам.

Дополнительное выполнение прямого антиглобулинового теста на наличие аутоантител рекомендуется при обследовании всех реципиентов органов и тканей в предтрансплантационном периоде и реципиентов гемопоэтических стволовых клеток также и после трансплантации [3].

 Кроме иммуногематологии и трансфузиологии антиглобулиновые пробы широко применяются при диагностике целого ряда патологических состояний: при гематологических заболеваниях, включая лимфопролиферативные, при системных заболеваниях соединительной ткани, болезни Шегрена, хроническом активном гепатите и др.

Активно используются пробы Кумбса в медицинской генетике и судебной медицине для определения поверхностных эритроцитарных антигенов.

Проба Кумбса относится к достаточно трудоемким методам исследования, требующим особой тщательности в выполнении. При ее использовании встречаются некоторые затруднения, связанные, в частности, с интерпретацией слабоположительных реакций. Известно, что ложные слабоположительные или отрицательные реакции при выполнении проб Кумбса могут быть следствием недостаточно эффективной отмывки эритроцитов, нейтрализации антиглобулинового реагента следами сыворотки, а также контакта с необезжиренной поверхностью, на которой может фиксироваться антиглобулин, теряя при этом свою активность [19]. Еще один недостаток пробы Кумбса — нестойкость антиглобулинового реагента, получение и хранение которого имеют определенные особенности, что также делает затруднительной количественную оценку реакции гемагглютинации с антиглобулиновой сывороткой.

Кроме того, исследования, проведенные А. Holburn [12], D. Voak et al. [20], показали, что причиной ложноотрицательных результатов может быть чрезмерное встряхивание при ресуспендировании взвеси эритроцитов. Ошибочные результаты при выполнении антиглобулиновых тестов могут также обусловливаться присутствием в антиглобулиновом реагенте примеси антикомплементарных антител, в частности к С3d-, С3c-, С4c- и С4d- компонентам комплемента, которые адсорбируются на поверхности тест-эритроцитов в процессе инкубации и создают видимость положительного результата [4, 8, 11].

Указанные недостатки легко устраняются при тщательной отмывке исследуемых образцов и контроле за условиями проведения реакции.

В последнее десятилетие для сокращения времени проведения непрямой пробы Кумбса и повышения ее чувствительности используют изотонический раствор с низкой ионной силой (LISS) [4].

Неоспоримым преимуществом антиглобулиновых проб, по мнению ряда авторов, является их высокая чувствительность, значительно превосходящая разрешающую способность альтернативных методов исследования, которые используются для выявления неагглютинирующих антител [1, 5, 6].

Нами было проведено сравнение разрешающей способности методов исследования сывороток крови на наличие неполных антител с применением полиглюкина, желатина и антиглобулиновой сыворотки [9]. В ходе исследования был осуществлен контроль титров неполных анти-D-антител в 140 образцах сывороток крови изоиммунных доноров с применением желатинового, полиглюкинового и непрямого антиглобулинового тестов. Постановка данных методов осуществлялась в соответствии с общепринятыми методиками [5].

 Было установлено, что по своей разрешающей способности методы выявления сенсибилизации эритроцитов анти-D-антителами располагаются следующим образом: наиболее чувствительный — непрямая проба Кумбса, затем желатиновый тест и наименее информативный — полиглюкиновый. Полученные в этой серии опытов результаты в полной мере соответствуют литературным данным, что позволяет сделать вывод о достаточно высоком уровне чувствительности проб Кумбса, позволяющем с большой степенью достоверности идентифицировать присутствие в организме антиэритроцитарных антител, не вызывающих агглютинации красных кровяных клеток.

Тем не менее, при постановке проб Кумбса в практике встречаются случаи, когда неполные антитела не выявляются, хотя клиническая картина заболевания или предшествующая иммунизация указывает на возможное их присутствие. В таких случаях можно предположить, что количества антител недостаточно для того, чтобы они преципитировались антителами антиглобулиновой сыворотки.

 Сделанный вывод подтвержден собственным экспериментом, в котором с помощью метода аналитического микроэлектрофореза клеток было установлено наличие на тест-эритроцитах анти-D-антител, не определяемых в непрямой пробе Кумбса. В этой серии опытов антиглобулиновая сыворотка добавлялась к эритроцитам, предварительно инкубированным с сыворотками, полученными из крови иммунизируемых доноров, в период антителогенеза в ходу, т.е. в период, когда известными методами, в том числе пробой Кумбса, антитела в них не определялись.

В проведенных исследованиях доказательством присутствия неполных антител на поверхности эритроцитов служило статистически значимое изменение величины электрофоретической подвижности сенсибилизированных красных кровяных клеток после добавления антиглобулиновой сыворотки. Необходимо отметить, что в последующем у всех иммунизированных доноров в непрямой пробе Кумбса в сыворотке крови определялись анти-D-антитела.

Gillerand et al. [8] также показали, что для антиглобулиновых тестов характерен определенный порог чувствительности: положительный результат отмечается лишь тогда, когда на поверхности одного эритроцита фиксируются не менее 500 молекул Ig G.

Кроме того, в литературе приводятся данные в пользу того, что возможный отрицательный результат пробы Кумбса может быть связан с низкой аффинностью антител, сенсибилизирующих эритроциты, вследствие чего они легко элюируют с поверхности красных кровяных клеток в процессе отмывания [13].

С учетом вышесказанного можно сделать вывод, что в ряде случаев отрицательный результат пробы Кумбса еще не есть доказательство отсутствия фиксированных на поверхности эритроцитов антител.

Известно, что реакции Кумбса обладают высокой специфичностью и позволяют обнаружить большинство разновидностей неполных антител. Однако, как показывают некоторые экспериментальные данные, антиглобулиновые пробы могут оказаться положительными и при неиммунологических состояниях. E. Muirhead et al. [17] на второй день после введения фенилгидразина собакам наблюдали положительную пробу Кумбса. Столь быстрое появление положительной реакции свидетельствует против ее иммунологической природы и, скорее, связано с неспецифической адсорбцией белка на поверхности эритроцитов.

M. Williams et al. [21] установили, что клавулановая кислота также может быть причиной положительной реакции, что, по мнению авторов, связано с неспецифической адсорбцией плазменных белков на эритроцитарной поверхности. Аналогичный эффект наблюдался и при лечении цефалоспориновыми антибиотиками [16, 18].

Авторы вышеприведенных исследований подчеркивают неиммунологический характер полученных положительных результатов проб Кумбса и настаивают на том, что указанные вещества способны вызывать модификацию мембран красных кровяных клеток, в результате которой эритроциты могут адсорбировать белки (в частности, альбумин), в норме присутствующие в плазме крови и не обладающие свойствами антител. Кроме того, возможно, именно ксенобиотик, адсорбируясь на клеточной поверхности, служит связующим звеном между мембраной клетки и белками плазмы.

Для правильного толкования результатов постановки антиглобулиновых проб следует учитывать и количественное соотношение между молодыми и зрелыми эритроцитами в периферической крови. Было установлено, что ретикулоциты, выделенные из организма в период усиленной регенерации эритрона, могут агглютинироваться антиглобулиновой сывороткой [7].

Положительный результат прямого антиглобулинового теста отмечается и при различных патологических состояниях, сопровождающихся нарушениями иммунной системы, воспалительными процессами, ведущими к неспецифической адсорбции антител разной специфичности на мембранах эритроцитов. Это дает основание полагать, что молекулы Ig G не взаимодействуют со специфическими антигенами эритроцитов, а только фиксируются на поверхности исследуемых клеток [22].

Следует учитывать, что при постановке пробы Кумбса в случаях заболеваний, характеризующихся развитием диспротеинемии или появлением парапротеинов, положительный результат обусловлен присутствием на поверхности эритроцитов белков, не обладающих свойствами антител [2], что также свидетельствует о недостаточной специфичности антиглобулиновых проб относительно природы выявляемого с их помощью белка.

Таким образом, как показали многочисленные исследования [2, 7, 8, 13, 16—18, 22], положительные результаты прямого и непрямого антиглобулиновых тестов не являются абсолютным доказательством наличия антител, поскольку положительные реакции могут наблюдаться и при различных патологических состояниях, не связанных с изосенсибилизацией или аутосенсибилизацией организма. Поэтому только сопоставление результатов нескольких иммуносерологических методов с клинической картиной заболевания позволяет в полной мере судить о развивающемся патологическом процессе.

Положительный непрямой антиглобулиновый тест при отрицательной прямой пробе обычно указывает на присутствие в исследуемой сыворотке аллоантител в свободном состоянии, связанное с предшествующими переливаниями крови или беременностями.

Проба Кумбса часто бывает положительной при обострении пароксизмальной ночной гемоглобинурии; позитивная проба Кумбса с анти-С3 и анти-С3dg является маркером холодовой агглютининовой болезни [2, 8, 13].

В случаях, когда велик риск развития гемолитической болезни новорожденных, большое значение для постановки диагноза (чаще всего во время беременности) и при необходимости динамического наблюдения за появлением и изменением титра антител имеют результаты прямого и непрямого антиглобулиновых тестов [6, 18, 19]. Чаще всего гемолитическая болезнь новорожденных связана с несовместимостью матери и плода по антигену D, реже — по антигенам системы АВ0 и еще реже — по другим антигенам (С, с, К и др.). Образующиеся при этом антитела, будучи, как правило, неполными антителами класса Ig G, четко выявляются в непрямом антиглобулиновом тесте. При данном заболевании большое значение имеют правильно установленные титр и специфичность выявленных антител, поскольку существует определенная корреляция между уровнем антиэритроцитарных антител в крови беременной женщины и возможным прогнозом тяжести гемолитической болезни [2, 8].

Непрямая проба Кумбса также необходима в клинической практике в целях обеспечения проведения безопасной трансфузионной терапии [3]. Ее выполнение является обязательной составляющей иммуногематологических исследований доноров и различных категорий реципиентов, а также плановых обследований всех пациентов лечебно-профилактических учреждений, которым может потребоваться переливание крови и ее компонентов.

Непрямой антиглобулиновый тест применяется в следующих случаях:

– для более точного установления резус-принадлежности (антиген D) при нечетких результатах определения резус-фактора другими методами (полиглюкиновый, желатиновый и др.);

– для выявления слабых эритроцитарных антигенов (системы Келл, Даффи, Кидд, Льюис и др.) и антител к этим антигенам;

– для обнаружения и идентификации аллоиммунных антиэритроцитарных антител, включая антитела, вызывающие гемолитические посттрансфузионные реакции;

– для определения наличия иммунных антител системы АВ0 при трансфузионных гемолитических осложнениях;

– в качестве пробы на совместимость при индивидуальном подборе переливаемой крови и ее компонентов.

Таким образом, проба Кумбса является важным диагностическим тестом, применяемым в различных областях медицины (гематология, акушерство, ревматология, трансфузиология, клинико-лабораторная диагностика и др.). Знание особенностей постановки пробы Кумбса поможет повысить достоверность полученных результатов и будет способствовать правильной трактовке лабораторных данных.

 

Литература

1.          Антитела. Методы / под ред. Д. Кэтти. — М.: Мир, 1991.

2.         Байрамалибейли И.Э., Рагимов А.А., Гаджиев А.Б. // Трансфузионная терапия анемий: учеб. пособие для врачей. — М.: Практ. медицина, 2005. — С. 105—106.

3.         Волкова О.Я., Фрегатова Л.М., Левченко Л.Б. // Трансфузиология. — 2006. — №2 . — С. 39—62.

4.         Донсков С.И. // Группы крови системы Rhesus: теория и практика. — М.: ВИНИТИ РАН, 2005. — С. 180—186, 195.

5.         Иммуносерология (нормативные документы) / сост. А.Г. Башлай, С.И. Донсков. — М.: ВИНИТИ РАН, 1998.

6.         Исследование системы крови в клинической практике / под ред. Г.И. Козинца, В.А. Макарова. — М.: Триада-Х, 1997.

7.         Левин В.И. К механизму эритродиереза и эритропоэза в период острой постгеморрагической анемии: автореф. дис. …канд. мед. наук. — Минск, 1968.

8.         Рагимов А.А., Байрамалибейли И.Э. // Основы диагностики, профилактики и лечения анемий. — М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002. — С. 204—209.

9.         Чумакова Е.Д. // Актуальные проблемы гематологии и трансфузиологии: м-лы VI съезда гематологов и трансфузиологов Республики Беларусь, Минск, 24—25 мая 2007 г. / под ред. А.И. Свирновского, М.П. Потапнева. — Минск: РНПЦ гематологии и трансфузиологии, 2007. — С. 50.

10.       Coombs R., Mourant A., Race R. // Lancet. — 1945. — Vol. 2. — P. 15.

11.       Freedman J. // J. Clin. Pathol. — 1979. — Vol. 32. — P. 1014—1018.

12.       Holburn A.M. Quality Control. Methods in Hematology /ed. I. Cavill. — Edinburg: Churchill Livingstone, 1982. — Vol. 4. — P. 34—50.

13.       Khan S. // CMAJ. — 2006. — Vol. 175, N 8. — P. 919.

14.       Komatsu F. // Nippon Rinsho. — 2005. — Vol. 63 (suppl. 7). — P. 719—721.

15.       Komatsu F. // Nippon Rinsho. — 2005. — Vol. 63 (suppl. 7). — P. 716—718.

16.       Molthan L., Reidenberg M.M., Eihman M.F. // New Engl. J. Med. —1976. — Vol. 277. — P. 123—125.

17.       Muirhead E.E., Groves M., Brian S. // J. Lab. Clin. Med. —1954. — Vol. 44. — P. 902—903.

18.       Rosse W.F. // Hosp. Prac. — 1995. — N 105.

19.       Voak D., Downie D., Moore B. et al. //Biotests Bull. — 1986. — Vol. 1. — P. 41—52.

20.       Voak D., Haigh T., Downie D. et al. Cell Washing machines for antiglobulin tests. Replicate testing — a new method demonstrating the inefficiency of one widely used machine — the Sorvall CW1-AF2: report to the DHSS Technical Branch, February 1991.

21.       Williams M.E., Thomas D., Harman C. P. et al. //Antimicrobial Agents and Chemotherapy. —1985. — P. 125—127.

22.       Zarandona J.M., Yazer M.H. // CMAJ. — 2006. — Vol. 174, N 3. — P. 305—307.

 

Медицинские новости. – 2008. – №3. – С. 33-36. 

Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.

Содержание » Архив »

Разработка сайта: Softconveyer