Хронические болевые синдромы, возникающие в области коленного сустава, особенно часто встречаются у тяжелоатлетов. Одной из основных причин этого являются тендопатии в месте прикрепления связки коленной чашечки. Этот так называемый "синдром надколенника" — синдром перегрузки с дегенеративно измененной и частично некротизированной тканью связки с явлениями неоновой васкуляризации как следствия множественных микро- или макроразрывов коллагеновых волокон [15, 20]. Клиническая картина характеризуется наличием зачастую заметно распухшего и болезненно реагирующего на сдавливание и разгибание с преодолением сопротивления верхушки надколенника. Болевые ощущения возникают лишь спустя несколько часов после тренировки. Похожие симптомы наблюдаются также в области пателлярного места прикрепления сухожилия четырехглавой мышцы бедра.
В англоязычных источниках подобные жалобы (в частности, у прыгунов) называют "jumper’sknee" ("колено прыгуна") [3]. Эта проблема затрагивает и такие виды спорта, как тяжелая атлетика, игры с мячом (волейбол, футбол и гандбол), теннис, дзюдо и лыжный спорт. Она касается и профессиональных спортсменов, и спортсменов-любителей [6, 16—19, 23].
В качестве терапевтических мер могут использоваться нестероидные и стероидные противовоспалительные средства, а также физиотерапевтические процедуры, например лечение холодом (криотерапия) или использование фарадизации. Эти методы сопровождаются отстранением от тренировок до полного исчезновения жалоб. Как крайнее средство показано удаление воспалившихся частей связки или ревизия парциальных разрывов [11]. Несмотря на все терапевтические меры, в некоторых случаях не удается достичь желаемого лечебного эффекта или имеют место рецидивы после возвращения спортсмена к активным тренировкам, так что эти травмы зачастую вынуждают его уйти из большого спорта.
В специальной литературе последних лет встречаются отчеты и сообщения о применении акупунктуры для лечения разнообразных болевых симптомов двигательного аппарата (чаще всего речь идет о профессиональной травме, так называемом "локте теннисиста"). Однако опубликованные результаты весьма противоречивы. Еще в большей степени это относится и к ставшему очень популярным "мягкому лазеру" [2, 5, 7—10]. Лазер излучает сконцентрированный в пучок свет в инфракрасном или видимом диапазоне в виде импульсного или неимпульсного луча с исходной мощностью 3—50 мВт. Источник излучения применяется на locusdolendi [21, 22, 24]. Другие авторы советуют применять облучение точек акупунктуры (метод лазерной акупунктуры). В отличие от акупунктуры с использованием игл этот метод практически безболезнен, стерилен и не имеет побочных эффектов [1,4].
В нашей клинике к перспективному нерандомизированному исследованию спортсмены привлекались с помощью циркулярного письма, разосланного через Венский союз тяжелоатлетов. В нем участвовал 21 тяжелоатлет среднего и высшего классов (от 293,7 до 403,8 очка по Синклеру). Средний возраст пробандов — 25,4 года (от 17 до 36 лет). У 7 тяжелоатлетов были поражены оба коленных сустава. В 11 случаях был поражен левый коленный сустав, в 17 — правый. Жалобы в 4 случаях предъявлялись в течение менее чем 3 мес, в 10 — менее 1 года и в 14 — более 1 года (максимум — в течение 5 лет). Двум пациентам ранее была сделана операция на пателлярной связке.
Диагноз ставился на основании анамнеза, данных клинических исследований, рентгеновских снимков и (у 10 пациентов) УЗИ. У всех пациентов сохранялась свободная пассивная подвижность коленного сустава, признаки мениска были отрицательными. У 14 пациентов проба Цолена дала положительный результат. Для лечения был использован гелий-неоновый лазер с длиной волны 632,8 нм при непульсирующей мощности 5 мВт (фирма "Зильбербауэр", Вена). Облучались две точки акупунктуры на ушной раковине — 49 и 57 [ 13] и передняя точка на колене по Ямамото [25] с обеих сторон, а также локальные точки акупунктуры на нижних конечностях (желудок — 34, 35 и 36, желчный пузырь — 34, селезенка/ поджелудочная железа — 9 и 10, точка за пределами меридианов 144, 145 и 156) по 15 с [12, 14].
Выбор решения об использовании бандажей и криотерапии был предоставлен самим пациентам, однако местное и систематическое применение стероидных или нестероидных противовоспалительных средств было запрещено. Интервалы между курсами лечения составляли от 4 до 7 дней. Было назначено максимум 8 терапевтических сеансов. В тех случаях, когда лечение не давало результата, после 5 сеансов его прекращали.
По окончании лечения и через 3 мес отмечено значительное уменьшение болей под нагрузкой на 28 коленных суставах и даже полное исчезновение болевых ощущений у 3 пациентов (4 коленных сустава) уже после первой процедуры. Во всех случаях можно было продолжать тренировки в полном объеме и участвовать в соревнованиях.
Один пациент с травмированным коленным суставом сообщил, что после каждой из 7 процедур ощущал улучшение, которое продолжалось лишь в течение 4 дней. Однако в процессе лечения тренировки удалось продолжить вплоть до начала соревнований. У 2 пациентов (3 коленных сустава), несмотря на отказ от тренировок, лечение оказалось безрезультатным.
Местные болевые ощущения в области верхушки надколенника на 9 коленных чашечках оставались неизменными, а в 12 случаях заметно уменьшились сразу же по окончании процедуры и спустя 3 мес.
Применение лазерного излучения с длиной волны 632,8 нм для облучения связанных с коленным суставом точек акупунктуры у большинства пациентов дало хорошие результаты в отношении уменьшения болевых ощущений, а также сохранения или улучшения спортивных результатов. Временное прекращение тренировок было признано необходимым лишь в одном случае, что дало желаемый результат. Часто для достижения положительного эффекта требовалось проведение всего нескольких сеансов.
Преимущества лазерной терапии неоспоримы. Речь идет о дешевом, безболезненном способе лечения, который может использоваться в комбинации с другими методами терапии. Результаты в ряде случаев ощутимы уже спустя несколько часов после первой процедуры. В качестве побочных явлений упоминается лишь эффект утомления в день выполнения процедуры. Однако подобный эффект был замечен и при использовании традиционного метода иглоукалывания [1, 4]. Ни один из наших пациентов не жаловался на чувство усталости.
В качестве отрицательной стороны следует назвать симптоматический характер этого способа лечения, поскольку излечения воспалительно-дегенеративных изменений в ткани с уже неоднократно наблюдавшимся обызвествлением в короткие сроки ожидать не приходится. Кроме того, с научной точки зрения остается необъяснимым принцип влияния конкретного излучения лазера на точки акупунктуры. Однако в литературе описано множество случаев разнообразного биологического влияния лазерного излучения с различной длиной волн на живые клетки и ткани invitro и invivo (речь идет о высвобождении серотонина, гистамина и брадикинина, о стимуляции синтеза АТФ и фибринолизе, регуляризации мембранных потенциалов, стимуляции микроциркуляции и т. д.) [1, 4, 24]. Противоречивые результаты, описанные в специальной литературе, привели медицинских работников к преимущественно отрицательному отношению к этому виду лечения.
Что касается воспроизводимости данных, то мы отказались от индивидуального сопоставления [12—14] точек акупунктуры и для всех пациентов использовали стандартную схему точек акупунктуры.
Для закрепления первых обнадеживающих результатов необходимо провести рандомизированные слепые исследования с более значительным количеством испытуемых.
Со списком литературы можно ознакомиться в бумажной версии журнала
Медицинские новости. – 1996. – №12. – С. 27-28.
Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.